Ключевые проблемы профессионального образованияМодернизация профессионального образования – процесс, который к настоящему времени приобрел довольно четкие ориентиры. Региональные системы профессионального образования в основном построены и нацелены на решение новых задач. Вектор движения определен в распоряжении Правительства РФ от 30 апреля 2014 года, № 722-р. Просмотров: 725
Система СПО Приволжского федерального округа в зеркале статистикиНовые задачиМодернизация профессионального образования – процесс, который к настоящему времени приобрел довольно четкие ориентиры. Региональные системы профессионального образования в основном построены и нацелены на решение новых задач. Вектор движения определен в распоряжении Правительства РФ от 30 апреля 2014 года, № 722-р1. В документе сказано, что необходимо улучшить работу по профессиональной ориентации школьников, создавать сети многофункциональных центров прикладных квалификаций, развивать независимую оценку качества услуг, вводить в системе СПО эффективный контракт. А еще надо искать новые подходы к распределению контрольных цифр приема на обучение по программам профессионального образования. Все это позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, улучшить взаимодействие профессиональных образовательных организаций с производственными предприятиями, фирмами и увеличить число молодых людей, желающих окончить колледж или техникум. Предполагается также, что возрастут качество образования и профессионального обучения и, соответственно, доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности. Заработная плата педагогов и мастеров производственного обучения тоже увеличится. Как в регионах выполняются задачи по повышению эффективности профессионального образования, поставленные правительством? Этот вопрос изучили в совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Результатом исследования стал обширный доклад, где дается оценка состояния профессионального образования в областях и республиках, входящих в состав этой административнотерриториальной единицы, отмечается лучшая практика, указано, что служит препятствием для успешной модернизации и что важнее всего, высказаны предложения по устранению проблем. Зеркало статистики отразило немало интересного. Опыт и выводы одних могут пригодиться другим. Характеристика состояния и возможностей системы
Приволжский федеральный округ характеризуется высоким уровнем индустриализации. Здесь развиты машиностроение, включая авиационную и ракетнокосмическую отрасли, судостроение, приборостроение, станкостроение, нефтехимическая промышленность. На долю округа приходится около 25 процентов промышленного производства России. Система профессионального образования не во всем соответствует индустриальной специфике. Наиболее массовыми являются укрупненные группы специальностей «Экономика и управление», «Эксплуатация транспорта», «Металлургия и машиностроение», «Сельское хозяйство», «Торговля и общественное питание», «Строительство и архитектура». В колледжах и техникумах реализуется 126 направлений подготовки по рабочим профессиям и более 140 – по программам подготовки специалистов. И все же этого недостаточно. В докладе отмечается потребность в новых профессиях – таких как монтажник пластиковых конструкций, оператор-наладчик оборудования для мебельной промышленности, электромонтер систем пожарноохранной безопасности и инженерных сетей. Сказано также, что ощущается нехватка некоторых специальностей: например, «Проектносметное дело», «Ресторанный сервис», «Мерчендайзинг», «Технология клининговых услуг», «Техническое обслуживание и ремонт бытовой техники», «Автомобильный сервис». Выявлена и проблема – открыть обучение по недостающим профессиям и специальностям невозможно, так как по закону установление контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований осуществляется только по аккредитованным образовательным программам. Материальные и финансовые ресурсыРесурсы всех видов – главное, что необходимо для развития ссузов. В докладе констатируется: подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, возможна только на современном высокотехнологичном оборудовании, которым учебно-производственная база часто не обладает, из-за чего компетенции выпускников не соответствуют требованиям работодателей.
Доля учебных площадей – кабинетов, лабораторий, мастерских, цехов, полигонов, оснащенных современным оборудованием, – в общей площади, которой владеют организации профессионального образования, составляет 62,7 процента. Много зданий, около 20 процентов, требует капитального ремонта. Однако в Чувашской Республике этот показатель приближается к 62 процентам, а в Кировской области – Годовой бюджет одной профессиональной образовательной организации находится в пределах от 21,1 млн. рублей в Ульяновской области и достигает 65,8 млн. рублей в Нижегородской области. В среднем по округу получается 44,1 млн. рублей. Естественно, денежный ресурс оказывает решающее влияние на возможности образовательной организации. Как недостаток в докладе отмечается, что основную нагрузку по финансированию СПО несут бюджеты разных уровней. Потенциал финансирования из других источников, в том числе за счет работодателей, используется недостаточно. Внебюджетные поступления покрывают только 15,6 процента всех запланированных расходов. Для устранения недостатка предлагаются две меры. На региональном уровне необходимо развивать государственно-частное партнерство, а на государственном – предусмотреть финансирование обновления материальной базы за счет средств федерального бюджета. Кадровая обеспеченностьВсего в учреждениях профессионального образования работает 34,8 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. Подавляющая часть педагогов (93,5 процента) имеет профильное профессиональное образование. В Чувашской Республике, Самарской и Саратовской областях этот показатель составляет 100 процентов. Преподавателей и мастеров с ученой степенью мало, в среднем по округу 2,5 процента от общей численности. Исключением являются Саратовская область (7 процентов), Оренбургская (4,7) и Республика Татарстан (4,1). Меньше всего кандидатов наук работает в учреждениях СПО Республики Башкортостан и Пермского края, а докторов наук в этих регионах нет совсем. В округе актуальна проблема старения кадров. Возрастной состав педагогических работников показан в таблице 1, информация об уровне квалификации содержится в таблице 2.
Эффективность подготовки кадров для различных отраслей экономики во многом зависит от способности преподавателей и мастеров производственного обучения наращивать компетенции, осваивать современную технику и новые производственные и образовательные технологии. В настоящее время основной формой повышения профессионального мастерства является стажировка в организациях реального сектора экономики, где происходит знакомство с новой техникой, оборудованием, технологией, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства. По состоянию на 1 апреля 2014 года, стажировку прошли 45 процентов преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения округа.
Однако, несмотря на положительную статистику, добиться, чтобы уровень квалификации кадрового корпуса соответствовал запросам производства, не удалось. Достижению результата препятствуют психологические факторы. Большинство руководителей образовательных организаций не готовы к стратегическому планированию и ориентируются исключительно на бюджетные источники финансирования, тогда как необходимо развивать деятельность, приносящую доход – в первую очередь, социальное и государственно-частное партнерство. Оставляет желать лучшего и мотивация педагогов на работу в условиях инновационного развития профессионального образования, на изучение современных производственных технологий. Кадровый резерв часто создается на словах, а не на деле. Обычно специалисты долгие годы находятся в резерве. В докладе предлагается целенаправленно формировать и обучать кандидатов на ту или иную должность, включая стажировки, участие в инновационной, проектной, методической деятельности. Приток молодых преподавателей из сферы производства сдерживается из-за относительно невысокого уровня заработной платы, составившего в прошлом году в среднем по округу 20 309 рублей, а также объясняется сложностью контингента обучающихся. Но целевые показатели повышения заработной платы достигнуты во всех регионах. Улучшить качество услуг, предоставляемых образовательной организацией, повысить мотивацию работников к повышению профессионального мастерства призван эффективный контракт. Новый финансово-экономический механизм уже приведен в действие. В целом в округе число руководителей колледжей и техникумов, с которыми заключен эффективный контракт, приближается к 92 процентам, число педагогов – к 54. Но если в Башкортостане, Татарстане, Оренбургской и Саратовской областях эта работа завершена полностью, то в Мордовии и Ульяновской области к ней только приступают. Кроме того, авторы доклада считают целесообразным возобновить практику целевой подготовки педагогов для системы среднего профессионального образования. Регионы, направляя абитуриентов учиться в вузы, должны обеспечить им высокий уровень социальной поддержки: выплачивать дополнительную стипендию, обеспечивать в случае необходимости местами в общежитии, а после окончания вуза выплачивать пособие на обустройство. Примером служит Самарская область, где подобные меры осуществляются с 2012 года. По договору о целевом обучении студенты педагогических вузов и образовательных организаций СПО получают добавку к стипендии в размере 500 рублей, а после того как приступят к педагогической деятельности – 160 тыс. рублей, если живут в городе, и 250 тыс. рублей, если в сельской местности или поселке городского типа. Большое значение для профессионального становления молодых педагогов имеет система наставничества. Ее предлагается возрождать и укреплять.
1 Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки. Утверждены распоря- Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|