Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО

Региональные системы профессионального образования построены и переданы в зону ответственности областей и республик. Пришла пора рассмотреть, какими они получились, насколько эффективно работают. Выполнить часть этой сложной задачи попыталось агентство социальных исследований «Социальный навигатор».

Просмотров: 172

Предмет анализа и размышлений

Региональные системы профессионального образования построены и переданы в зону ответственности областей и республик. Пришла пора рассмотреть, какими они получились, насколько эффективно работают.

Выполнить часть этой сложной задачи попыталось агентство социальных исследований «Социальный навигатор», подготовившее при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования рейтинг региональных систем СПО с позиции востребованности их услуг семьями и работодателями. Ранжированию подверглись все субъекты Российской Федерации, за исключением Ненецкого и Чукотского автономных округов, по которым в открытых источниках не оказалось достаточного количества данных, необходимых для расчета. Москву и Московскую область составители рейтинга объединили в агломерацию, Санкт-Петербург и Ленинградскую область – тоже, объяснив такой подход высокой межрегиональной мобильностью студентов и работников. Ведь на учебу и работу в обе столицы – государства и северную – ездит много людей из близлежащих городов и населенных пунктов.

Оценка востребованности строилась на данных федерального государственного статистического наблюдения о трудоустройстве выпускников и данных о конкурсах в техникумы и колледжи. Исследователи подчеркнули: использовался надежный источник, и потому не запрашивалась дополнительная информация от регионов. Еще один важный момент: при ранжировании учитывалось, что масштабы региональных систем СПО, а также доступность среднего профессионального образования в субъектах федерации различаются: количество мест для поступающих в одном регионе больше, в другом – меньше. Чтобы привести данные к сопоставимому виду исследователи в обоих случаях ввели поправочный коэффициент, равный численности обучающихся по программам СПО на 10 тыс. населения.

С помощью рейтинга были рассмотрены очень важные, а для некоторых регионов и болезненные вопросы. Придет ли на производство квалифицированный специалист? Найдет ли выпускник работу? В итоге получилась разнообразная и любопытная картина.

Возглавляет список Республика Алтай. Здесь индексы востребованности как рынком труда, так и населением высокие (см. таблицу). Выходит, в данном регионе запросы населения и работодателей системой СПО в основном удовлетворяются. Зато в агломерациях – как Московской, так и Санкт-Петербургской, – наоборот: индекс востребованности со стороны работодателей составляет 0,28 и 0,18 соответственно, со стороны семей – 0,27 и 0,08.

Рейтинг востребованности региональных систем СПО (первые 10 позиций)

Если ориентироваться на индексы, получается, что легче всего найти работу в Астраханской, Амурской и Оренбургской областях, а также на Алтае, в Бурятии и Башкортостане, но очень трудно – в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Немало регионов, где разница между показателями очень большая, в одном случае существует дефицит рабочих мест, но недостаточно желающих обучиться востребованной специальности или профессии, в другом – желающие есть, однако рабочих мест для них не предвидится. Как с этим быть?

Исполнительный директор Межрегио­нальной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович считает, что можно и нужно улучшать информированность населения, а что касается нехватки рабочих мест – ответ на вопрос надо искать на местах, в регионах. По данным рейтинга, внешний запрос на учреждения СПО не связан напрямую с тем, богата или бедна данная область или республика и что преобладает в ее экономике – сельское хозяйство или промышленное производство. И в верхней, и в нижней части классификации, есть субъекты с разным уровнем развития экономики. В регионах предстоит подумать и о том, по каким причинам они оказались рядом.

Еще Марк Агранович предупредил: ориентируясь на показатели рейтинга, не стоит делать вывод о том, чья региональная система профессионального образования эффективнее Причин этому две. Во-­первых, образовательные организации имеют разную ведомственную принадлежность и невозможно определить, кто отвечает за состояние данной региональной системы в целом. Во­вторых, колледжи и техникумы все еще выполняют социальную функцию.

Результаты рейтинга – предмет анализа и размышлений на региональном уровне. Внешняя оценка призвана помочь руководителям областей и республик выбрать правильные ориентиры для развития профессионального образования, выстроить эффективную политику по отношению к учреждениям СПО.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-72, акцент, СПО, рейтинг, качество образования

Похожие материалы:
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Шанс для развития кораблестроительного образования
Дзержинский химический техникум: Творческий труд
Российские университеты в мировых рейтингах
Двойное опережение подготовки педагогов
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Дуальное образование в России
От количества к качеству: тенденции развития СПО
СПО: сентябрьские тезисы
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (115) 2019

Так случилось (и мы над этим упорно работали), что в новом году у «АО» - и дизайн новый. Отныне у журнала приятно-округлые логотип и шрифт, по иному представлены разделы, другой подход к визуализации контента. Стиль подачи материалов поменялся, но их качество осталось прежним. В своей работе мы стараемся следовать креду «Любая деталь достойна внимания», а вот насколько нам это удаётся - судить, как всегда, вам, дорогие читатели!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Выставка лучших магистратур мира
Встретьтесь лично с лучшими университетами и бизнес-школами из США, Европы и Азии, участвующими в...
Самарский НОЦ: траектория восхождения
Всего за несколько месяцев самарцы провели колоссальную работу и готовы представить свой проект...
Инновационные технологии в АПК России: основные шаги стратегического планирования
Программа деятельности центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК» является продолжением...
Новосибирская область: потенциал развития и лидерства
О ключевых составляющих «сибирского лидерства» в интервью корреспонденту «АО» рассказал министр...
Дайджест № 115 «Аккредитация в образовании»
В новом номере «АО» читайте. Становление Национальной системы квалификации: почему принятые...
Из журнала
#103В Индии состоялась конференция APQN
#107Качественная подготовка специалистов в Приморском политехническом колледже
#103Опыт преподавания родного языка в Калмыкии
#107Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
#112Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ