Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО

Региональные системы профессионального образования построены и переданы в зону ответственности областей и республик. Пришла пора рассмотреть, какими они получились, насколько эффективно работают. Выполнить часть этой сложной задачи попыталось агентство социальных исследований «Социальный навигатор».

Просмотров: 157

Предмет анализа и размышлений

Региональные системы профессионального образования построены и переданы в зону ответственности областей и республик. Пришла пора рассмотреть, какими они получились, насколько эффективно работают.

Выполнить часть этой сложной задачи попыталось агентство социальных исследований «Социальный навигатор», подготовившее при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования рейтинг региональных систем СПО с позиции востребованности их услуг семьями и работодателями. Ранжированию подверглись все субъекты Российской Федерации, за исключением Ненецкого и Чукотского автономных округов, по которым в открытых источниках не оказалось достаточного количества данных, необходимых для расчета. Москву и Московскую область составители рейтинга объединили в агломерацию, Санкт-Петербург и Ленинградскую область – тоже, объяснив такой подход высокой межрегиональной мобильностью студентов и работников. Ведь на учебу и работу в обе столицы – государства и северную – ездит много людей из близлежащих городов и населенных пунктов.

Оценка востребованности строилась на данных федерального государственного статистического наблюдения о трудоустройстве выпускников и данных о конкурсах в техникумы и колледжи. Исследователи подчеркнули: использовался надежный источник, и потому не запрашивалась дополнительная информация от регионов. Еще один важный момент: при ранжировании учитывалось, что масштабы региональных систем СПО, а также доступность среднего профессионального образования в субъектах федерации различаются: количество мест для поступающих в одном регионе больше, в другом – меньше. Чтобы привести данные к сопоставимому виду исследователи в обоих случаях ввели поправочный коэффициент, равный численности обучающихся по программам СПО на 10 тыс. населения.

С помощью рейтинга были рассмотрены очень важные, а для некоторых регионов и болезненные вопросы. Придет ли на производство квалифицированный специалист? Найдет ли выпускник работу? В итоге получилась разнообразная и любопытная картина.

Возглавляет список Республика Алтай. Здесь индексы востребованности как рынком труда, так и населением высокие (см. таблицу). Выходит, в данном регионе запросы населения и работодателей системой СПО в основном удовлетворяются. Зато в агломерациях – как Московской, так и Санкт-Петербургской, – наоборот: индекс востребованности со стороны работодателей составляет 0,28 и 0,18 соответственно, со стороны семей – 0,27 и 0,08.

Рейтинг востребованности региональных систем СПО (первые 10 позиций)

Если ориентироваться на индексы, получается, что легче всего найти работу в Астраханской, Амурской и Оренбургской областях, а также на Алтае, в Бурятии и Башкортостане, но очень трудно – в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Немало регионов, где разница между показателями очень большая, в одном случае существует дефицит рабочих мест, но недостаточно желающих обучиться востребованной специальности или профессии, в другом – желающие есть, однако рабочих мест для них не предвидится. Как с этим быть?

Исполнительный директор Межрегио­нальной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович считает, что можно и нужно улучшать информированность населения, а что касается нехватки рабочих мест – ответ на вопрос надо искать на местах, в регионах. По данным рейтинга, внешний запрос на учреждения СПО не связан напрямую с тем, богата или бедна данная область или республика и что преобладает в ее экономике – сельское хозяйство или промышленное производство. И в верхней, и в нижней части классификации, есть субъекты с разным уровнем развития экономики. В регионах предстоит подумать и о том, по каким причинам они оказались рядом.

Еще Марк Агранович предупредил: ориентируясь на показатели рейтинга, не стоит делать вывод о том, чья региональная система профессионального образования эффективнее Причин этому две. Во-­первых, образовательные организации имеют разную ведомственную принадлежность и невозможно определить, кто отвечает за состояние данной региональной системы в целом. Во­вторых, колледжи и техникумы все еще выполняют социальную функцию.

Результаты рейтинга – предмет анализа и размышлений на региональном уровне. Внешняя оценка призвана помочь руководителям областей и республик выбрать правильные ориентиры для развития профессионального образования, выстроить эффективную политику по отношению к учреждениям СПО.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-72, акцент, СПО, рейтинг, качество образования

Похожие материалы:
Зачем нужна сертификация квалификаций
Двойное опережение подготовки педагогов
Российские университеты в мировых рейтингах
Дуальное образование в России
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
Шанс для развития кораблестроительного образования
Ключевые проблемы профессионального образования
Дзержинский химический техникум: Творческий труд
От количества к качеству: тенденции развития СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#101Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
#99Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова дает качественное образование
#107Эффективная реализация инновационных образовательных проектов
#101Новосибирский кооперативный техникум им. А.Н.Косыгина готовит востребованные кадры
#110Кадровый потенциал Чукотки
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний