Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги

С 2013 года Минобрнауки РФ реализует стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года.

Просмотров: 331

Материал опубликован в журнале №93 от 20.02.2017.

Задачи государственной важности

Как улучшить качество профессиональной подготовки? Повысить привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена? Сделать эффективной систему профессиональной ориентации и консультирования? Сегодня эти и другие задачи, столь значимые для отечественного профобразования, решаются в рамках одной из государственных инициатив.

СТРАТЕГИЯ развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года – комплекс мер федерального и регионального уровней для совершенствования системы российского СПО. Программа реализуется с 2013[1] года. Каковы результаты работы, проделанной Минобрнауки РФ на день сегодняшний?

Прежде всего отметим такой важный пункт, как обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Что выполнено согласно этой задаче?

  • Утверждены ФГОС СПО по профессиям и специальностям в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих профобразования.
  • Установлено, что часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практики, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов. Это делается с целью развития практикоориентированной (дуальной) модели обучения ФГОС СПО.
  • Федеральными УМО в сфере профобразования завершается разработка примерных основных образовательных программ по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям СПО. В 2017 году указанные программы будут размещены в соответствующем реестре[2].
  • Подведены итоги пилотного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»[3] и запущен новый проект – «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста».
  • В рамках повышения квалификации работников профессиональных образовательных организаций, планирующих реализацию новых федеральных профстандартов, во всех регионах определены соответствующие учреждения, а также ответственные за управление региональным проектом внедрения ФГОС СПО по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям. Разработаны методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы профобразования.

РЕАЛИЗАЦИЯ стратегии проводится комплексно. Во всех субъектах РФ действуют многофункциональные центры прикладных квалификаций (МЦПК). На данный момент их 449, а к концу 2018 года численность центров может достигнуть 558 единиц. Минобрнауки РФ организована поддер­жка информационного взаимодействия руководителей и педагогического персонала МЦПК по вопросам нормативного, организационного и ресурсного обеспечения, создания и функционирования центров, обмена опытом и выработки практических рекомендаций по совершенствованию их деятельности[4].

В рамках ФЦП развития образования на 2016-2020 годы созданы 7 межрегиональных центров компетенций (МЦК). На их основе для трансляции методик и программ по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям СПО функционирует межрегиональная сеть, состоящая из более 100 профессиональных образовательных организаций. Более 250 управленцев и педагогов прошли повышение квалификации и приняли участие в стажировках на предприятиях реального сектора экономики. МЦК стали площадками для подготовки региональных, национальных и международных конкурсов профессионального мастерства WorldSkills.

Создаются возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности. Граждане с особыми потребностями получают качественное профессиональное образование согласно Межведомственному комплексному плану мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 году Минобрнауки РФ организован мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО, а также мониторинг трудоустройства выпускников[5].

Одна из задач стратегии – создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся. В этой связи проведены всероссийские олимпиады профессионального мастерства по 66 специальностям профессионального образования, 3 всероссийских конкурса для обучающихся по программам СПО, организованы национальные чемпионаты рабочих профессий.

Так, в мае 2016 года в Московской области состоялся финал IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» с участием 747 обучающихся профессиональных образовательных организаций из 64 субъектов РФ. В декабре в г. Гетеборге (Швеция) проведен чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills-2016. Россию представляли 43 конкурсанта и 39 экспертов из 19 субъектов. Участники соревновались в 36 компетенциях. Итоговый результат нашей сборной – первое место в общем зачете.

Напомним, что из победителей чемпионатов 2016 года формируется состав национальной сборной России, которая примет участие в мировом чемпионате WorldSkills Competition-2017 в г. Абу-Даби (ОАЭ). Утвержден план основных мероприятий по подготовке и проведению мирового чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Championship-2019 году в г. Казани.

Кроме того, в ноябре 2016 года проведен II Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», в котором приняли участие 1 023 человека из 61 субъекта РФ.

Начиная с 2017 года, профильное министерство реализует приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий». Его цель – создание конкурентоспособной системы СПО, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями; увеличение к концу 2020 года до 50 тыс. человек численности выпускников, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills Russia.

ОБСУЖДАЛАСЬ реализация стратегии на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию и науке в начале февраля 2017 года. Вопрос был включен в повестку дня в рамках парламентского контроля выполнения рекомендаций круглого стола от 25 июня 2015 года «Повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям»[6].

По словам замминистра образования и науки РФ Людмилы Огородовой, в результате проведенной с 2012 по 2016 годы оптимизации количество организаций, обучающих по программам начального и среднего профобразования, сократилось с 5053 до 3900. В 2016 году в них учились 2,85 млн. человек, что на 120 тыс. меньше, чем в 2012-м. При этом в последние годы объемы подготовки специалистов среднего звена, в отличие от объемов подготовки рабочих кадров, увеличиваются.

Так как большинство колледжей относится к категории политехникумов, на следующем этапе оптимизации предстоит определить дальнейшую судьбу малокомплектных техникумов, распложенных в сельской местности. Как пояснила замглавы ведомства, иногда они настолько малочисленны, что эффективность финансирования из бюджета требует дополнительного анализа. В России внебюджетное финансирование составляет очень небольшую долю, поэтому следует искать эффективные механизмы государственно-частного партнерства и организовать подготовку кадров на территориях крупных предприятий и госкорпораций.

Несмотря на то, что обеспечить подготовку современных квалифицированных кадров только государственными средствами невозможно, система СПО по-прежнему выполняет важную социальную функцию, что накладывает серьезные обязательства на тех, от кого зависит принятие решений, резюмировала Людмила Огородова.

На ряд проблем указал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, возглавляющий экспертный совет при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению. По мнению главы НАРК, стратегии не достает «внешнего контура управления». Отсутствуют конкретные механизмы внедрения профстандартов и перехода к национальной системе квалификаций, межрегиональное финансовое взаимодействие при подготовке кадров. Не исключено, что проблема может потребовать правового решения.

– Стараясь догнать, мы все равно отстаем, а нужно работать на опережение, – констатировал президент Союза директоров ссузов России Виктор Дёмин. Он подчеркнул, что профобразование развивается значительно медленнее, чем промышленное производство, техника и технологии. За последние пять лет обновлено только 4 процента оборудования, 17 процентов сооружений находится в аварийном состоянии, а социальная сфера СПО не выдерживает никакой критики, в том числе в отношении заработной платы сотрудников профессиональных образовательных организаций. Этот и другие факты, по мнению Виктора Демина, свидетельствуют о необходимости обсуждения не только профессиональных, но и единых социальных стандартов в образовании.

Социальную тему продолжили зампредседателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс, первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Олег Смолин и зампредседателя Любовь Духанина. В част­ности, было предложено подумать о программе модернизации зданий колледжей и техникумов, неправомерном увеличении количества платных программ СПО, повышении стипендии учащихся колледжей.

В целом участники заседания отметили, что повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям по-прежнему является задачей высокой степени важности. По итогам обсуждения выработаны рекомендации Правительству РФ, профильному министерству и регионам.

Обзор подготовлен по материалам, предоставленным Комитетом Госдумы РФ по образованию и науке.

СНОСКИ

[1] Подробнее минобрнауки.рф/board/319/file/2293/13.06.17-Стратегия.pdf

[2] Подробнее reestrspo.ru

[3] Подробнее о проекте в статье «На пути к новой экономике: дуальное образование в России» // «Аккредитация в образовании», № 4(88), 2016, с. 61-63.

[4] Подробнее mcpk.ntf.ru

[5] Подробнее miccedu.ru/monitoring, graduate.edu.ru

[6] Подробнее mosoblduma.ru/folder/3945/item/42124/

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-93, качество образования, СПО

Похожие материалы:
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Об итогах национального проекта «Образование»
Зачем нужна сертификация квалификаций
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Двойное опережение подготовки педагогов
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Дуальное образование в России
Российские университеты в мировых рейтингах
Липецкий машиностроительный колледж развивает социальное партнерство
СПО: сентябрьские тезисы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#95Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
#104БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки
#99Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
#111ДПО: стратегия выживания
#101Гидрометеорологический техникум активно сотрудничает с социальными партнерами
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний