Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СПО: сентябрьские тезисы

Проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров – один из глобальных трендов мировой экономики, что подтверждает и ряд экспертных исследований последних лет. Причем, речь идет не о недостатке демографических ресурсов как таковых, а именно о дефиците квалифицированных кадров, носителях необходимых для современного бизнеса компетенций.

Просмотров: 271

В сентябре в Подмосковье, на площадке аэропорта «Домодедово», состоялось Всероссийское совещание по обсуждению основных направлений развития системы СПО в 2015-2016 учебном году. Одним из основных в повестке дня совещания стало выступление директора Департамента госполититки в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Наталии Золотаревой. Были обозначены три основных направления развития СПО в среднесрочной перспективе: обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики; консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО; создание системы мониторинга качества подготовки кадров и главные стратегические задачи госполитики в сфере подготовки кадров на ближайшее пятилетие. Руководитель департамента также рассказала о главных стратегических задачах госполитики в сфере подготовки кадров на ближайшее пятилетие.

Собственно, даже выбор места проведения совещания – не министерский конференц­зал, а площадка одного из крупных предприятий Подмосковья – был призван продемонстрировать один из базовых пунктов заявленной стратегии. Конечно, речь идет о налаживании прочной связки между работодателями и образовательными организациями.

Отметим, что проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров – один из глобальных трендов мировой экономики, что подтверждает и ряд экспертных исследований последних лет. Причем, речь идет не о недостатке демографических ресурсов как таковых, а именно о дефиците квалифицированных кадров, носителях необходимых для современного бизнеса компетенций. Основная причина такого дефицита – «несогласованность действий и потребностей бизнеса и образовательных структур», – по крайней мере так ее сформулировали эксперты McKinsey, опубликовавшие в конце 2013 года второй отчёт Education to Employment: Getting Europe’s Youth into Work. Почему же не получается (точнее, получается далеко не всегда) согласовать эти действия? Здесь нет только одной стороны, ответственной за проблему. Например, согласно названному отчету, почти три четверти европейских образовательных учреждений уверены, что их выпускники и так отлично подготовлены к адаптации на будущей работе. А работодатели признают, что если они и могут сформулировать свои потребности на сегодняшний день, то прогноз на несколько лет вперёд зачастую является для них почти неразрешимой задачей. Соответственно, предъявить конкретный запрос на «кадры будущего» им действительно сложно. Так что поиск «эффективных способов трансляции требований рынка труда к количественному и качественному составу кадрового потенциала» – это вызов для многих стран, не только развивающихся. Тут уместно сослаться на данные опроса, недавно проведенного и среди наших читателей на сайте журнала «Аккредитация в образовании». Так, при ответе на вопрос «Что, по вашему мнению, более всего способствует повышению престижа рабочих профессий?» большинство голосов отдано позиции «участие работодателей в подготовке кадров» (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Что, по вашему мнению, больше всего способствует повышению престижа рабочих профессий?

Престиж рабочих профессий

В 2014 году по заказу Минобрнауки РФ был проведен мониторинг экономики образования, в рамках которого также состоялся опрос по оценке работодателями деятельности СПО. Выяснилось, что только четверть компаний нанимают выпускников СПО, а уровень их профподготовки был оценен работодателями в среднем на 3,7 балла. В профессиональном образовании и обучении (ПОО) среди причин несоответствия качества подготовки требованиям компаний назывались, в частности, слабое знание современных технологий и производств педагогическими работниками, а также отсутствие практических навыков и опыта у выпускников. И все­таки, хотя за последний год, по данным опроса, не более 36 процентов компаний сотрудничали с профессиональными образовательными организациями, потенциально интересные направления для них есть. Так, наряду с организацией практики студентов – 36 процентов, руководители компаний называли и обучение сотрудников в многофункциональных центрах прикладных квалификаций – 32 процента, и организацию стажировок для преподавателей – 13 процентов. Однако развивать потенциально интересные направления сотрудничества в компаниях готовы при условии получения налоговых льгот или иных форм государственной поддержки бизнеса. Как проинформировала директор Департамента госполититки в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Н. Золотарева, в ноябре в рамках Международного конгресса­выставки «Global Education – Образование без границ-2015» ведом­ство планирует организовать экспертное обсуждение результатов проведенного мониторинга.

Но вернемся к сентябрьской встрече и тем стратегическим задачам, которые озвучила в своем докладе глава министерского департамента.

Немного общей статистики. На сегодняшний день в России действует 3,3 тыс. профессиональных образовательных организаций, реализующих программы СПО. Программы СПО также реализуются в 400 вузах. Количество обучающихся по программам – 2,8 млн. студентов, в том числе в вузах – 500 тыс. студентов. В этой связи Н. Золотарева отметила:

– На законодательном уровне мы ушли от привязки нормативно-правовой базы к типам образовательных организаций, работаем в поле реализации образовательных программ. На практике в большинстве субъектов России существуют барьеры, связанные с разной ведомственной принадлежностью образовательных организаций, разными типами организаций (колледж или вуз). Департамент в этом учебном году ставит перед собой задачу – организовать единое образовательное сообщество профессионалов, осуществляющих подготовку рабочих кадров для экономики нашей страны.

Еще цифры. В 40 процентах профессиональных образовательных организаций обучается 14,25 тыс. студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году количество организаций, реализующих программы СПО, сократилось на 2,9 процента, по сравнению с 2014 годом. Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения в первом полугодии 2014 года составила 29,8 тыс. рублей, 2015 года – 31,6 тыс. Консолидированный бюджет системы СПО вырос со 163 751,9 млн. рублей в 2010-м до 201 820,3 млн. – в 2014 году. Увеличились и контрольные цифры приема (КЦП): с 512 716 в 2014 году до 722 686 в 2015-м, рост – 41 процент.

– В следующем учебном году прогнозируется дополнительный приток выпускников школ, поступающих в техникумы и колледжи, поскольку требования к абитуриентам вузов будут ужесточаться, – прокомментировала Н. Золотарева. – В этой связи приемная кампания СПО будет находиться в зоне внимания и Правительства РФ, и Админи­страции Президента РФ. Мы должны быть с вами к этому готовы. Уже сейчас (несмотря на сокращение бюджетов на 2016 год) регионами должна быть решена вторая задача – проведение работ по прогнозу приема в систему СПО.

Предполагается, что в 2016-2018 году сохранятся контрольные цифры приема на программы СПО, реализуемые вузами по специальностям, входящим в Госплан подготовки кадров для ОПК, и по узкопрофильным уникальным специальностям. А вот показатель КЦП по специальностям СПО, ориентированным на региональный рынок труда, для вузов будет резко сокращен (с 31,4 тыс. мест в 2016-м до 1,0 тыс. в 2018 году).

Третья задача – оптимизация региональных сетей профессиональных образовательных организаций. Эта работа будет продолжена и в начавшемся учебном году с учетом обозначенного на одном из совещаний у премьера Д. Медведева оптимального целевого ориентира: средний контингент учебного заведения должен достичь 1 тыс. студентов. По итогам же 2014 года эта цифра составляет чуть более 400 человек. Количество колледжей с контингентом, не превышающим 500 человек, составляет более 70 процентов от общего количества техникумов и колледжей. При этом здесь обучается лишь 37 процентов студентов системы СПО.

– При такой рассредоточенности ресурсов сети система СПО не может работать эффективно, – прокомментировала эти данные глава департамента.

Следующий блок задач вытекает из документа, утвержденного в марте этого года по итогам известного февральского заседания Правительства РФ, – «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы».

– К 2020 году мы должны реализовать достаточно амбициозные планы: в половине колледжей подготовка кадров по ТОР-50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями, – продолжила Н. Золотарева. – Далее, 70 процентов руководящих и педагогических работников должны пройти дополнительное профессиональное образование и научиться учить студентов передовым технологиям в профессии. Половина студентов СПО практически из всех субъектов Российской Федерации должна участвовать в региональных и национальных олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства, отраслевых чемпионатах, а 40 процентов выпускников по ТОР-50 профессий и специальностей должны иметь сертификаты квалификаций или «медаль профессионализма» по стандартам WS (WorldSkills. – Прим. ред.).

Проект списка профессий ТОР-50 Минтруда РФ сформирован, в октябре ожидается его утверждение. И уже в 2016-2017 учебном году стоит еще одна задача – чтобы не менее чем в 20 процентах профессиональных образовательных организаций велась подготовка по данным профессиям и специальностям. Субъекты федерации при планировании госзаданий должны учитывать это обстоятельство: в каждом регионе нужно определиться, какие из ТОР-50 профессий и специальностей должны быть представлены в системе профобразования и зафиксировать данное решение соответствующим документом, подчеркнула Н. Золотарева. Потенциально перечень ТОР-50 будет включать профессии и специальности, связанные со следующими областями знаний: инженерное дело, технологии и технические науки, здравоохранение и медицинские науки, сервис. Год назад началась работа и по приведению ФГОС в соответствие со стандартами WS (как показала практика, изменения при этом составляют более 50 процентов – по сути, это даже не модернизированный, а новый стандарт, на его основе разрабатываются примерные основные образовательные программы – 4 ПООП разработаны в 2014 году, еще 10 ПООП должны появиться в 2015-м).

Сегодня в системе СПО работает 158 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения, и укрепление кадрового потенциала системы профобразования – одно из ключевых направлений Минобрнауки РФ. Так, Департаментом госполититки в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО разработан проект Концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования на период до 2020 года. В рамках этого документа на первом этапе, в 2015-2016 годах, планируется реализация в 3-5 субъектах РФ пилотных проектов по отработке новых моделей и программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников системы СПО. К 2020 году должна быть создана полноценная всероссийская инфраструктура переподготовки педагогов и мастеров СПО.

– Важно, чтобы во всех регионах задача привлечения, удержания и повышения квалификации педагогических работников СПО вышла в новом учебном году на первый план, – отметила глава департамента.

Наконец, еще одна стратегическая задача – создание эффективной, соответствующей современным требованиям модели мониторинга качества подготовки кадров. Здесь одним из ключевых показателей деятельности образовательной организации (помимо результатов участия в чемпионатах профмастерства, национальном чемпионате WSR, результатов государственной итоговой аттестации на основе стандартов WSI и прочего) станет показатель трудоустройства выпускников по образовательным программам СПО. Пилотный проект мониторинга занятости выпускников по программам СПО стартовал в августе 2015 года. И уже с 2016 года, после отработки процедуры сбора данной информации, планируется ежегодное проведение такого мониторинга во всех субъектах России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Двойное опережение подготовки педагогов
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
Технологии сопровождения одаренных детей
Дуальное образование в России
Взаимодействие с работодателем как показатель качества
Зачем нужна сертификация квалификаций
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Ключевые проблемы профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ