Концепция управления качеством – в действииРазработанная в Казанском медицинском колледже Концепция управления качеством непрерывного среднего медицинского образования может быть использована в любом ссузе. В статье подробно рассматривается механизм действия данной программы для реального повышения качества образования. Просмотров: 3410
Менеджмент конкурентоспособного образовательного учреждения немыслим без создания и развития системы менеджмента качества, разработки соответствующих нормативных документов, проведения в жизнь политики и стратегии в области качества. Отрадно отметить, что сегодня при аккредитации ссузов учитывается наличие системы менеджмента качества (СМК) и оценивается эффективность ее реализации. В Казанском медицинском колледже модель СМК разработана на основе международных стандартов качества ИСО 9001:2000. Она может быть использована в любом среднем профессиональном образовательном учреждении. Разработанная в колледже документация СМК включает:
Использование этих документов позволяет эффективно управлять образовательным учреждением как единым целым и добиваться улучшения качества образования на всех уровнях подготовки специалистов (базовом, повышенном, последипломном). Идеологические основы СМК изложены в Концепции управления качеством непрерывного среднего медицинского образования, которая была разработана в Казанском медицинском колледже еще в 2003 году. Она направлена:
Приоритетными ориентирами системы управления качеством непрерывного среднего медицинского образования определены следующие подсистемы:
Главным в подсистеме управления качеством образовательных программ является определение приоритетных направлений подготовки медицинских работников среднего звена, исходя из перспектив развития отрасли здравоохранения. Ее основные задачи:
У Казанского медицинского колледжа большой опыт работы по созданию и использованию системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости специалистов здравоохранения. Еще в 1993 году в ссузе была разработана информационно-поисковая система «Учет и анализ персональных данных о средних медицинских работниках». Она содержит сведения о каждом специалисте среднего медицинского звена, работающем в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Это паспортные данные, информация о базовом образовании, специальности, занимаемой должности, повышении квалификации, прохождении аттестации и сертификации. Позднее аналогичная база данных была сформирована и на врачебный персонал. Эта информационно-поисковая система, переименованная затем в краткое название «Медицинский персонал», используется для перспективного и текущего планирования последипломного образования медицинских работников, а также для анализа кадрового обеспечения как по республике в целом, по каждому муниципальному образованию (городу, району, селу), так и по каждому лечебно-профилактическому учреждению.
Сегодня создана уже третья версия системы, которая позволяет планировать подготовку специалистов не только на последипломном, но и на додипломном уровнях. С ее помощью оперативно решаются вопросы трудоустройства в соответствии с уровнем полученного образования и потребностью в кадрах учреждений здравоохранения. Таким образом, появилась реальная возможность проследить развитие профессиональной карьеры каждого специалиста, включая освоение основных и дополнительных образовательных программ с момента поступления в образовательное учреждение и вплоть до выхода на пенсию. Все это позволяет продуктивно формировать работу отдела кадровой политики Министерства здравоохранения Татарстана, Республиканского медицинского информационно-аналитического центра, лечебно-профилактических учреждений и медицинских ссузов по организации и проведению непрерывного образования медработников среднего звена. Целью подсистемы управления качеством формирования контингента обучающихся является совершенствование профориентационной работы и допрофессиональной подготовки как важных элементов управления качеством контингента абитуриентов. Основные задачи:
Современная демографическая ситуация в России нацеливает все ссузы на проведение профориентационной работы. Поэтому колледж активно сотрудничает с профильными школами, лицеями, гимназиями и центрами допрофессиональной подготовки. Определяющей целью подсистемы управления качеством информационно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса является совершенствование образовательной среды. В ее задачи входят такие моменты:
Реальное повышение качества образования возможно только на основе создания условий для активизации инновационных процессов и обеспечения интеграции учебной, научной и практической деятельности. Одним из инновационных направлений деятельности Казанского медицинского колледжа является разработка и внедрение информационно-образовательной системы. Она представляет собой интеграцию технической и дидактической информационно-образовательной среды, направленной на достижение гарантированных результатов обучения. Ее составными являются учебно-методические пособия управляющего типа, обучающеконтролирующие программы, электронные учебно-методические комплексы, пособия и образовательные ресурсы. Так, преподаватели колледжа активно занимаются созданием учебников и учебно-методических пособий управляющего типа, применение которых обеспечивает высокое качество усвоения материала, благодаря их уникальной дидактической структуре. В отличие от традиционного подхода них включены различные виды опроса: опорные сигналы, графологические структуры, ситуационные задачи, кроссворды. Это позволяет поэтапно контролировать знания, полученные по каждой теме, активизировать процесс усвоения учебного материала. Следует подчеркнуть, что работа в этом направлении также позволяет решать проблемы нехватки учебников и необходимости их соответствия современным требованиям. Благодаря созданию и развитию информационно-образовательной системы, в колледже достигается более эффективное использование времени преподавателями и студентами, обеспечивается рациональная организация их совместной творческой деятельности и в целом совершенствуется учебный процесс. Подсистема управления кадровыми ресурсами среднего медицинского образовательного учреждения направлена на ориентацию трудового коллектива в сторону повышения качества и производительности труда. Ее основные задачи:
Реализация этой цели позволяет предупреждать возникновение негативных тенденций в кадровом обеспечении колледжа, повышать социальный статус и профессионализм работников, нацеливать трудовой коллектив на повышение качества труда. Безусловно, творческий подход персонала к труду, инициатива, целеустремленность, стремление к инновациям являются слагаемыми к успеху любого образовательного учреждения. В Казанском медколледже разработана рейтинговая система оценки профессиональных качеств работников. Гибкая система оплаты труда позволяет ежемесячно учитывать индивидуальные различия в производительности и качестве труда у лиц, получающих одинаковый должностной оклад, в соответствии с конкретными показателями и критериями, регламентированными внутренним нормативным документом колледжа (локальным актом). В колледже действует принцип: «Чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь». Такая система оплаты труда заметно влияет на качество труда персонала: каждый сотрудник стремится добиться максимальных результатов, внести личный вклад в успех своего учреждения. Выполнение требований подсистемы управления качеством социального, технологического и экономического обеспечения образовательного процесса – инструмент создания качественной образовательной среды, отвечающей требованиям государства, общества, личности. Основными задачами являются:
Реализация цели по созданию качественной образовательной среды позволяет достигать гарантированных результатов обучения и воспитания. Так, в Казанском медицинском колледже пристальное внимание уделяется развитию информационных технологий. С 1993 года практически вся учебно-методическая, организационно-управленческая и финансовая деятельность автоматизирована. Главная цель разработки и внедрения пакета прикладных программ «Информационно-аналитическая система управления колледжем» – оперативное координирование и управление работой структурных подразделений колледжа в едином информационном пространстве. Целью подсистемы мониторинга профессионального и личностного развития обучающихся является коррекция образовательного процесса на основе комплексной диагностики индивидуальных качеств каждого студента. Ее задачи:
Преподавателями Казанского медицинского колледжа проводится не только постоянный мониторинг теоретических знаний по специально разработанным тестовым заданиям, но и два раза в год – мониторинг качества практического обучения на основе специально разработанных проблемно-ситуационных задач с демонстрацией алгоритма выполнения конкретных медицинских услуг. Кроме того, отслеживается личностное и социальное развитие студентов на основе специально разработанных дневников. Разработанная в Казанском медицинском колледже рейтинговая оценка качества образовательной среды может быть использована в качестве инструмента мониторинга в любом ссузе. Специально созданная номенклатура показателей и критериев обеспечивает выявление потенциала, с одной стороны, и результатов образовательной деятельности – с другой. Возможны разные формы проведения рейтинговой оценки качества образовательной среды. Однако, независимо от того, кто будет ее проводить, оценка должна быть объективной. Открытость и доступность этой процедуры необходимы для удовлетворения интереса работодателей, студентов и их родителей, а также всех заинтересованных сторон в реальных достижениях того или иного учебного заведения. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|