Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Концепция управления качеством – в действии

Разработанная в Казанском медицинском колледже Концепция управления качеством непрерывного среднего медицинского образования может быть использована в любом ссузе. В статье подробно рассматривается механизм действия данной программы для реального повышения качества образования.

Просмотров: 3389
З.А. ХИСАМУТДИНОВА,
директор Казанского
медицинского колледжа,
доктор медицинских наук, заслуженный врач
Республики Татарстан

Менеджмент конкурентоспособного образовательного учреждения немыслим без создания и развития системы менеджмента качества, разработки соответствующих нормативных документов, проведения в жизнь политики и стратегии в области качества. Отрадно отметить, что сегодня при аккредитации ссузов учитывается наличие системы менеджмента качества (СМК) и оценивается эффективность ее реализации.

В Казанском медицинском колледже модель СМК разработана на основе международных стандартов качества ИСО 9001:2000. Она может быть использована в любом среднем профессиональном образовательном учреждении.

Разработанная в колледже документация СМК включает:

  1. миссию, видение и основные ценности образовательного учреждения;
  2. документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
  3. руководство по качеству, стандарты организации (СТО СМК), информационные карты основных и обеспечивающих процессов, методические инструкции о порядке выполнения различных видов деятельности.

Использование этих документов позволяет эффективно управлять образовательным учреждением как единым целым и добиваться улучшения качества образования на всех уровнях подготовки специалистов (базовом, повышенном, последипломном).

Идеологические основы СМК изложены в Концепции управления качеством непрерывного среднего медицинского образования, которая была разработана в Казанском медицинском колледже еще в 2003 году. Она направлена:

  • на определение уровней и подсистем качества, включенных в единую систему управления качеством образования;
  • формирование критериев оценки по каждой составляющей;
  • выработку основных методов и процедуры контроля качества образования.

Приоритетными ориентирами системы управления качеством непрерывного среднего медицинского образования определены следующие подсистемы:

  1. управление качеством образовательных программ;
  2. управление качеством формирования контингента обучающихся;
  3. управление качеством информационно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  4. управление кадровыми ресурсами среднего медицинского образовательного учреждения;
  5. управление качеством социального, технологического и экономического обеспечения образовательного процесса;
  6. мониторинг профессионального и личностного развития обучающихся.

Главным в подсистеме управления качеством образовательных программ является определение приоритетных направлений подготовки медицинских работников среднего звена, исходя из перспектив развития отрасли здравоохранения. Ее основные задачи:

  • анализ рынка труда и рынка образовательных услуг, составление прогнозов на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
  • дальнейшее развитие системы непрерывного среднего медицинского образования;
  • лицензирование и открытие новых направлений подготовки специалистов;
  • разработка учебных планов и программ по федеральным, национально-региональным и элективным составляющим государственных образовательных стандартов;
  • коррекция содержания программ в соответствии с потребностями отраслей экономики;
  • формирование условий для социальной и академической мобильности молодежи;
  • определение степени удовлетворенности выпускников полученной профессиональной подготовкой;
  • отслеживание профессионального роста и развития карьеры выпускников.

У Казанского медицинского колледжа большой опыт работы по созданию и использованию системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости специалистов здравоохранения. Еще в 1993 году в ссузе была разработана информационно-поисковая система «Учет и анализ персональных данных о средних медицинских работниках». Она содержит сведения о каждом специалисте среднего медицинского звена, работающем в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Это паспортные данные, информация о базовом образовании, специальности, занимаемой должности, повышении квалификации, прохождении аттестации и сертификации. Позднее аналогичная база данных была сформирована и на врачебный персонал.

Эта информационно-поисковая система, переименованная затем в краткое название «Медицинский персонал», используется для перспективного и текущего планирования последипломного образования медицинских работников, а также для анализа кадрового обеспечения как по республике в целом, по каждому муниципальному образованию (городу, району, селу), так и по каждому лечебно-профилактическому учреждению.

Разработанная в Казанском медицинском колледже Концепция управления качеством непрерывного среднего медицинского образования была отмечена на Совете по координации управления качеством высшего профессионального образования в 2007 году. Колледж имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международных стандартов качества ИСО 9001:2000. Кроме того, он оказался первым из ссузов страны, кто принял участие в 2006 году
в конкурсе Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и стал дипломантом, а в следующем году – лауреатом..

Сегодня создана уже третья версия системы, которая позволяет планировать подготовку специалистов не только на последипломном, но и на додипломном уровнях. С ее помощью оперативно решаются вопросы трудоустройства в соответствии с уровнем полученного образования и потребностью в кадрах учреждений здравоохранения. Таким образом, появилась реальная возможность проследить развитие профессиональной карьеры каждого специалиста, включая освоение основных и дополнительных образовательных программ с момента поступления в образовательное учреждение и вплоть до выхода на пенсию.

Все это позволяет продуктивно формировать работу отдела кадровой политики Министерства здравоохранения Татарстана, Республиканского медицинского информационно-аналитического центра, лечебно-профилактических учреждений и медицинских ссузов по организации и проведению непрерывного образования медработников среднего звена.

Целью подсистемы управления качеством формирования контингента обучающихся является совершенствование профориентационной работы и допрофессиональной подготовки как важных элементов управления качеством контингента абитуриентов. Основные задачи:

  • разработка критериев качества контингента поступающих;
  • выявление показателей успешности рекламно-профориентационной работы и допрофессиональной подготовки;
  • профориентация максимально возможного контингента поступающих;
  • повышение уровня подготовки абитуриентов по профилирующим дисциплинам на очных и заочных подготовительных курсах;
  • формирование требований и контрольных материалов вступительных испытаний как элемента обеспечения качества контингента обучающихся;
  • разработка показателей качества дополнительного образования.

Современная демографическая ситуация в России нацеливает все ссузы на проведение профориентационной работы. Поэтому колледж активно сотрудничает с профильными школами, лицеями, гимназиями и центрами допрофессиональной подготовки.

Определяющей целью подсистемы управления качеством информационно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса является совершенствование образовательной среды. В ее задачи входят такие моменты:

  • формирование программы информационно-методического обеспечения и материально-технического оснащения медицинского ссуза на долго-, средне- и краткосрочную перспективы;
  • повышение существующего уровня материально-технического оснащения и улучшение качества информационно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • определение методики оценки и основных показателей качества информационно-методического и материально-технического обеспечения;
  • выявление потребности в учебниках,учебных пособиях, дидактических и методических материалах;
  • внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;
  • создание учебников и учебных пособий, в том числе ориентированных на самостоятельную работу с ориентацией на дистанционную технологию обучения в рамках последипломного образования.

Реальное повышение качества образования возможно только на основе создания условий для активизации инновационных процессов и обеспечения интеграции учебной, научной и практической деятельности.

Одним из инновационных направлений деятельности Казанского медицинского колледжа является разработка и внедрение информационно-образовательной системы. Она представляет собой интеграцию технической и дидактической информационно-образовательной среды, направленной на достижение гарантированных результатов обучения. Ее составными являются учебно-методические пособия управляющего типа, обучающеконтролирующие программы, электронные учебно-методические комплексы, пособия и образовательные ресурсы.

Так, преподаватели колледжа активно занимаются созданием учебников и учебно-методических пособий управляющего типа, применение которых обеспечивает высокое качество усвоения материала, благодаря их уникальной дидактической структуре. В отличие от традиционного подхода них включены различные виды опроса: опорные сигналы, графологические структуры, ситуационные задачи, кроссворды. Это позволяет поэтапно контролировать знания, полученные по каждой теме, активизировать процесс усвоения учебного материала. Следует подчеркнуть, что работа в этом направлении также позволяет решать проблемы нехватки учебников и необходимости их соответствия современным требованиям.

Благодаря созданию и развитию информационно-образовательной системы, в колледже достигается более эффективное использование времени преподавателями и студентами, обеспечивается рациональная организация их совместной творческой деятельности и в целом совершенствуется учебный процесс.

Подсистема управления кадровыми ресурсами среднего медицинского образовательного учреждения направлена на ориентацию трудового коллектива в сторону повышения качества и производительности труда. Ее основные задачи:

  • создание нормативно-правовой и информационной базы для управления качеством кадровых ресурсов образовательного учреждения;
  • разработка квалификационных требований к руководящему, научному, преподавательскому составу и учебно-вспомогательному персоналу;
  • повышение квалификации работников, создание условий для их саморазвития и самосовершенствования;
  • материальное и моральное стимулирование качества труда и роста профессионального мастерства работников;
  • оценка эффективности управления кадровыми ресурсами в образовательных учреждениях.

Реализация этой цели позволяет предупреждать возникновение негативных тенденций в кадровом обеспечении колледжа, повышать социальный статус и профессионализм работников, нацеливать трудовой коллектив на повышение качества труда.

Безусловно, творческий подход персонала к труду, инициатива, целеустремленность, стремление к инновациям являются слагаемыми к успеху любого образовательного учреждения.

В Казанском медколледже разработана рейтинговая система оценки профессиональных качеств работников. Гибкая система оплаты труда позволяет ежемесячно учитывать индивидуальные различия в производительности и качестве труда у лиц, получающих одинаковый должностной оклад, в соответствии с конкретными показателями и критериями, регламентированными внутренним нормативным документом колледжа (локальным актом). В колледже действует принцип: «Чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь». Такая система оплаты труда заметно влияет на качество труда персонала: каждый сотрудник стремится добиться максимальных результатов, внести личный вклад в успех своего учреждения.

Выполнение требований подсистемы управления качеством социального, технологического и экономического обеспечения образовательного процесса – инструмент создания качественной образовательной среды, отвечающей требованиям государства, общества, личности.

Основными задачами являются:

  • формирование и развитие информационной среды управления деятельностью среднего медицинского образовательного учреждения;
  • применение педагогических технологий, сочетающих традиционные и новые информационно-образовательные технологии;
  • формирование и развитие здоровьесберегающего образовательного пространства как фактора обеспечения качества обучения;
  • освоение экономики образовательного процесса (стоимости обучения) как адекватного показателя качества получаемых образовательных услуг;
  • создание надлежащей социальной среды как фактора повышения качества учебного процесса (питание, досуг, спорт и пр.);
  • формирование чувства корпоративной солидарности у работников медицинского ссуза.

Реализация цели по созданию качественной образовательной среды позволяет достигать гарантированных результатов обучения и воспитания. Так, в Казанском медицинском колледже пристальное внимание уделяется развитию информационных технологий. С 1993 года практически вся учебно-методическая, организационно-управленческая и финансовая деятельность автоматизирована. Главная цель разработки и внедрения пакета прикладных программ «Информационно-аналитическая система управления колледжем» – оперативное координирование и управление работой структурных подразделений колледжа в едином информационном пространстве.

Целью подсистемы мониторинга профессионального и личностного развития обучающихся является коррекция образовательного процесса на основе комплексной диагностики индивидуальных качеств каждого студента. Ее задачи:

  • разработка и внедрение мониторинга качества теоретического и практического обучения;
  • отслеживание личностного и социального развития студентов;
  • организация обратной связи: оперативная коррекция содержания и технологий обучения и воспитания.

Преподавателями Казанского медицинского колледжа проводится не только постоянный мониторинг теоретических знаний по специально разработанным тестовым заданиям, но и два раза в год – мониторинг качества практического обучения на основе специально разработанных проблемно-ситуационных задач с демонстрацией алгоритма выполнения конкретных медицинских услуг. Кроме того, отслеживается личностное и социальное развитие студентов на основе специально разработанных дневников.

Разработанная в Казанском медицинском колледже рейтинговая оценка качества образовательной среды может быть использована в качестве инструмента мониторинга в любом ссузе. Специально созданная номенклатура показателей и критериев обеспечивает выявление потенциала, с одной стороны, и результатов образовательной деятельности – с другой.

Возможны разные формы проведения рейтинговой оценки качества образовательной среды. Однако, независимо от того, кто будет ее проводить, оценка должна быть объективной. Открытость и доступность этой процедуры необходимы для удовлетворения интереса работодателей, студентов и их родителей, а также всех заинтересованных сторон в реальных достижениях того или иного учебного заведения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Подготовка кадров в открытой образовательной системе колледжа
Дуальная подготовка в системе аграрного образования
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Стратегии совершенствования профессионального мастерства
Приоритеты и проекты Тетюшского педагогического колледжа
Сертификация квалификаций: процесс пошел
Актуальность и перспективы дуального обучения
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
Система менеджмента качества формирует успешность

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ