Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Концепция управления качеством – в действии

Разработанная в Казанском медицинском колледже Концепция управления качеством непрерывного среднего медицинского образования может быть использована в любом ссузе. В статье подробно рассматривается механизм действия данной программы для реального повышения качества образования.

Просмотров: 3410
З.А. ХИСАМУТДИНОВА,
директор Казанского
медицинского колледжа,
доктор медицинских наук, заслуженный врач
Республики Татарстан

Менеджмент конкурентоспособного образовательного учреждения немыслим без создания и развития системы менеджмента качества, разработки соответствующих нормативных документов, проведения в жизнь политики и стратегии в области качества. Отрадно отметить, что сегодня при аккредитации ссузов учитывается наличие системы менеджмента качества (СМК) и оценивается эффективность ее реализации.

В Казанском медицинском колледже модель СМК разработана на основе международных стандартов качества ИСО 9001:2000. Она может быть использована в любом среднем профессиональном образовательном учреждении.

Разработанная в колледже документация СМК включает:

  1. миссию, видение и основные ценности образовательного учреждения;
  2. документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
  3. руководство по качеству, стандарты организации (СТО СМК), информационные карты основных и обеспечивающих процессов, методические инструкции о порядке выполнения различных видов деятельности.

Использование этих документов позволяет эффективно управлять образовательным учреждением как единым целым и добиваться улучшения качества образования на всех уровнях подготовки специалистов (базовом, повышенном, последипломном).

Идеологические основы СМК изложены в Концепции управления качеством непрерывного среднего медицинского образования, которая была разработана в Казанском медицинском колледже еще в 2003 году. Она направлена:

  • на определение уровней и подсистем качества, включенных в единую систему управления качеством образования;
  • формирование критериев оценки по каждой составляющей;
  • выработку основных методов и процедуры контроля качества образования.

Приоритетными ориентирами системы управления качеством непрерывного среднего медицинского образования определены следующие подсистемы:

  1. управление качеством образовательных программ;
  2. управление качеством формирования контингента обучающихся;
  3. управление качеством информационно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  4. управление кадровыми ресурсами среднего медицинского образовательного учреждения;
  5. управление качеством социального, технологического и экономического обеспечения образовательного процесса;
  6. мониторинг профессионального и личностного развития обучающихся.

Главным в подсистеме управления качеством образовательных программ является определение приоритетных направлений подготовки медицинских работников среднего звена, исходя из перспектив развития отрасли здравоохранения. Ее основные задачи:

  • анализ рынка труда и рынка образовательных услуг, составление прогнозов на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
  • дальнейшее развитие системы непрерывного среднего медицинского образования;
  • лицензирование и открытие новых направлений подготовки специалистов;
  • разработка учебных планов и программ по федеральным, национально-региональным и элективным составляющим государственных образовательных стандартов;
  • коррекция содержания программ в соответствии с потребностями отраслей экономики;
  • формирование условий для социальной и академической мобильности молодежи;
  • определение степени удовлетворенности выпускников полученной профессиональной подготовкой;
  • отслеживание профессионального роста и развития карьеры выпускников.

У Казанского медицинского колледжа большой опыт работы по созданию и использованию системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости специалистов здравоохранения. Еще в 1993 году в ссузе была разработана информационно-поисковая система «Учет и анализ персональных данных о средних медицинских работниках». Она содержит сведения о каждом специалисте среднего медицинского звена, работающем в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Это паспортные данные, информация о базовом образовании, специальности, занимаемой должности, повышении квалификации, прохождении аттестации и сертификации. Позднее аналогичная база данных была сформирована и на врачебный персонал.

Эта информационно-поисковая система, переименованная затем в краткое название «Медицинский персонал», используется для перспективного и текущего планирования последипломного образования медицинских работников, а также для анализа кадрового обеспечения как по республике в целом, по каждому муниципальному образованию (городу, району, селу), так и по каждому лечебно-профилактическому учреждению.

Разработанная в Казанском медицинском колледже Концепция управления качеством непрерывного среднего медицинского образования была отмечена на Совете по координации управления качеством высшего профессионального образования в 2007 году. Колледж имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международных стандартов качества ИСО 9001:2000. Кроме того, он оказался первым из ссузов страны, кто принял участие в 2006 году
в конкурсе Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и стал дипломантом, а в следующем году – лауреатом..

Сегодня создана уже третья версия системы, которая позволяет планировать подготовку специалистов не только на последипломном, но и на додипломном уровнях. С ее помощью оперативно решаются вопросы трудоустройства в соответствии с уровнем полученного образования и потребностью в кадрах учреждений здравоохранения. Таким образом, появилась реальная возможность проследить развитие профессиональной карьеры каждого специалиста, включая освоение основных и дополнительных образовательных программ с момента поступления в образовательное учреждение и вплоть до выхода на пенсию.

Все это позволяет продуктивно формировать работу отдела кадровой политики Министерства здравоохранения Татарстана, Республиканского медицинского информационно-аналитического центра, лечебно-профилактических учреждений и медицинских ссузов по организации и проведению непрерывного образования медработников среднего звена.

Целью подсистемы управления качеством формирования контингента обучающихся является совершенствование профориентационной работы и допрофессиональной подготовки как важных элементов управления качеством контингента абитуриентов. Основные задачи:

  • разработка критериев качества контингента поступающих;
  • выявление показателей успешности рекламно-профориентационной работы и допрофессиональной подготовки;
  • профориентация максимально возможного контингента поступающих;
  • повышение уровня подготовки абитуриентов по профилирующим дисциплинам на очных и заочных подготовительных курсах;
  • формирование требований и контрольных материалов вступительных испытаний как элемента обеспечения качества контингента обучающихся;
  • разработка показателей качества дополнительного образования.

Современная демографическая ситуация в России нацеливает все ссузы на проведение профориентационной работы. Поэтому колледж активно сотрудничает с профильными школами, лицеями, гимназиями и центрами допрофессиональной подготовки.

Определяющей целью подсистемы управления качеством информационно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса является совершенствование образовательной среды. В ее задачи входят такие моменты:

  • формирование программы информационно-методического обеспечения и материально-технического оснащения медицинского ссуза на долго-, средне- и краткосрочную перспективы;
  • повышение существующего уровня материально-технического оснащения и улучшение качества информационно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • определение методики оценки и основных показателей качества информационно-методического и материально-технического обеспечения;
  • выявление потребности в учебниках,учебных пособиях, дидактических и методических материалах;
  • внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;
  • создание учебников и учебных пособий, в том числе ориентированных на самостоятельную работу с ориентацией на дистанционную технологию обучения в рамках последипломного образования.

Реальное повышение качества образования возможно только на основе создания условий для активизации инновационных процессов и обеспечения интеграции учебной, научной и практической деятельности.

Одним из инновационных направлений деятельности Казанского медицинского колледжа является разработка и внедрение информационно-образовательной системы. Она представляет собой интеграцию технической и дидактической информационно-образовательной среды, направленной на достижение гарантированных результатов обучения. Ее составными являются учебно-методические пособия управляющего типа, обучающеконтролирующие программы, электронные учебно-методические комплексы, пособия и образовательные ресурсы.

Так, преподаватели колледжа активно занимаются созданием учебников и учебно-методических пособий управляющего типа, применение которых обеспечивает высокое качество усвоения материала, благодаря их уникальной дидактической структуре. В отличие от традиционного подхода них включены различные виды опроса: опорные сигналы, графологические структуры, ситуационные задачи, кроссворды. Это позволяет поэтапно контролировать знания, полученные по каждой теме, активизировать процесс усвоения учебного материала. Следует подчеркнуть, что работа в этом направлении также позволяет решать проблемы нехватки учебников и необходимости их соответствия современным требованиям.

Благодаря созданию и развитию информационно-образовательной системы, в колледже достигается более эффективное использование времени преподавателями и студентами, обеспечивается рациональная организация их совместной творческой деятельности и в целом совершенствуется учебный процесс.

Подсистема управления кадровыми ресурсами среднего медицинского образовательного учреждения направлена на ориентацию трудового коллектива в сторону повышения качества и производительности труда. Ее основные задачи:

  • создание нормативно-правовой и информационной базы для управления качеством кадровых ресурсов образовательного учреждения;
  • разработка квалификационных требований к руководящему, научному, преподавательскому составу и учебно-вспомогательному персоналу;
  • повышение квалификации работников, создание условий для их саморазвития и самосовершенствования;
  • материальное и моральное стимулирование качества труда и роста профессионального мастерства работников;
  • оценка эффективности управления кадровыми ресурсами в образовательных учреждениях.

Реализация этой цели позволяет предупреждать возникновение негативных тенденций в кадровом обеспечении колледжа, повышать социальный статус и профессионализм работников, нацеливать трудовой коллектив на повышение качества труда.

Безусловно, творческий подход персонала к труду, инициатива, целеустремленность, стремление к инновациям являются слагаемыми к успеху любого образовательного учреждения.

В Казанском медколледже разработана рейтинговая система оценки профессиональных качеств работников. Гибкая система оплаты труда позволяет ежемесячно учитывать индивидуальные различия в производительности и качестве труда у лиц, получающих одинаковый должностной оклад, в соответствии с конкретными показателями и критериями, регламентированными внутренним нормативным документом колледжа (локальным актом). В колледже действует принцип: «Чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь». Такая система оплаты труда заметно влияет на качество труда персонала: каждый сотрудник стремится добиться максимальных результатов, внести личный вклад в успех своего учреждения.

Выполнение требований подсистемы управления качеством социального, технологического и экономического обеспечения образовательного процесса – инструмент создания качественной образовательной среды, отвечающей требованиям государства, общества, личности.

Основными задачами являются:

  • формирование и развитие информационной среды управления деятельностью среднего медицинского образовательного учреждения;
  • применение педагогических технологий, сочетающих традиционные и новые информационно-образовательные технологии;
  • формирование и развитие здоровьесберегающего образовательного пространства как фактора обеспечения качества обучения;
  • освоение экономики образовательного процесса (стоимости обучения) как адекватного показателя качества получаемых образовательных услуг;
  • создание надлежащей социальной среды как фактора повышения качества учебного процесса (питание, досуг, спорт и пр.);
  • формирование чувства корпоративной солидарности у работников медицинского ссуза.

Реализация цели по созданию качественной образовательной среды позволяет достигать гарантированных результатов обучения и воспитания. Так, в Казанском медицинском колледже пристальное внимание уделяется развитию информационных технологий. С 1993 года практически вся учебно-методическая, организационно-управленческая и финансовая деятельность автоматизирована. Главная цель разработки и внедрения пакета прикладных программ «Информационно-аналитическая система управления колледжем» – оперативное координирование и управление работой структурных подразделений колледжа в едином информационном пространстве.

Целью подсистемы мониторинга профессионального и личностного развития обучающихся является коррекция образовательного процесса на основе комплексной диагностики индивидуальных качеств каждого студента. Ее задачи:

  • разработка и внедрение мониторинга качества теоретического и практического обучения;
  • отслеживание личностного и социального развития студентов;
  • организация обратной связи: оперативная коррекция содержания и технологий обучения и воспитания.

Преподавателями Казанского медицинского колледжа проводится не только постоянный мониторинг теоретических знаний по специально разработанным тестовым заданиям, но и два раза в год – мониторинг качества практического обучения на основе специально разработанных проблемно-ситуационных задач с демонстрацией алгоритма выполнения конкретных медицинских услуг. Кроме того, отслеживается личностное и социальное развитие студентов на основе специально разработанных дневников.

Разработанная в Казанском медицинском колледже рейтинговая оценка качества образовательной среды может быть использована в качестве инструмента мониторинга в любом ссузе. Специально созданная номенклатура показателей и критериев обеспечивает выявление потенциала, с одной стороны, и результатов образовательной деятельности – с другой.

Возможны разные формы проведения рейтинговой оценки качества образовательной среды. Однако, независимо от того, кто будет ее проводить, оценка должна быть объективной. Открытость и доступность этой процедуры необходимы для удовлетворения интереса работодателей, студентов и их родителей, а также всех заинтересованных сторон в реальных достижениях того или иного учебного заведения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Подготовка кадров в открытой образовательной системе колледжа
Система менеджмента качества формирует успешность
Автономное учреждение: плюсы и минусы
Приоритеты и проекты Тетюшского педагогического колледжа
Ведущий фактор модернизации педагогического образования
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ