Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Технология подготовки практикоориентированной площадки

Являясь инновационной формой внутрифирменной подготовки педагогов, профессионально-­педагогические практикоориентированные площадки позволяют реализовать реальное взаимодействие между структурными подразделениями, объединить всех сотрудников образовательной организации для решения актуальных задач.

Просмотров: 478

В прошлом году в статье «Обеспечение качества компетентностно­-ориентированных образовательных программ» («АО», № 73, сентябрь, 2014) была поднята проблема организации и проведения профессионально-­педагогических практикоориентированных площадок. Являясь инновационной формой внутрифирменной подготовки педагогов, они позволяют реализовать реальное взаимодействие между структурными подразделениями, объединить всех сотрудников образовательной организации для решения актуальных задач. Это представляется особенно важным в условиях интеграции образовательных организаций, налаживания процессов управления, внутренних и внешних рабочих процессов, формирования корпоративной культуры в объединенных (усложненных) структурах.

Продолжаем тему, представляя опыт подготовки и проведения практикоориентированных площадок.

В.А. ЧИСТОУСОВ, докторант кафедры педагогики института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат педагогических наук

При проектировании технологии подготовки и проведения профессионально­-педагогической практикоориентированной площадки целесообразно руководствоваться универсальной типовой схемой процесса принятия решений. Следует также учесть, что площадки являются прикладным развитием организационно-деятельностных игр, и принять во внимание положения по их разработке, известные по трудам Г.П. Щедровицкого. В частности, этим автором рекомендуется постановка практически недостижимых целей и рассмотрение проблемы организации общей деятельности как многокритериальной задачи.

Охарактеризуем некоторые элементы спроектированных нами технологии и представленного на рисунке плана­графика подготовки и проведения профессионально­-педагогических практикоориентированных площадок.

Во­-первых, осуществляется их встраивание в циклограмму функционирования образовательной организации. В процессе организации и проведения серии площадок на базе одной образовательной организации СПО мы пришли к выводу о возможности и целесообразности организации в течение года (календарного и/или учебного) цикла научно-методической деятельности. В этот цикл, помимо повседневной деятельности педагогов по научно- и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, были включены:

  • подготовка и проведение научно-практической (научно-методической) конференции;
  • подготовка и проведение научно-методической недели (декады, месячника);
  • подготовка и проведение профессионально­-педагогической практикоориентированной площадки.

Опыт показывает, что тематическая увязка всех указанных элементов с учетом преемственности, постепенного расширения количества рассматриваемых аспектов и усложнения вкупе с систематическим проведением площадок позволяют повысить эффективность подготовки педагогов.

Во­-вторых, необходимо обоснование тематики, которая определяется актуальными проблемами и/или задачами конкретной образовательной организации в тот или иной момент времени. Если руководство образовательной организации принимает решение о проведении серии площадок (то есть не по мере возникновения проблем, а систематически), целесообразно осуществлять перспективное планирование тематики, соответствующее стратегии развития образовательной организации.

Следующий шаг – согласование участия внешних руководителей (и/или модераторов) площадок (привлечение процессных консультантов). Приглашенные специалисты, организуя подготовку и проведение, рассмотрение проблемных задач, потенциально могут увидеть и акцентировать внимание на тех аспектах, которые зачастую не видны сотрудникам изнутри образовательной организации. Это, несомненно, обогащает смысловое проблемное поле профессионально­-педагогических практикоориентированных площадок.

Далее осуществляется предварительная разработка площадки. Это необходимо для начального согласования и уяснения темы, а также проблем, требующих решения, всеми заинтересованными сторонами, создания предварительного замысла структуры, содержания, технологий проведения.

Кроме того, важным является предварительное изучение нормативной правовой базы, особенно в случае появления новых документов или их проектов.

При необходимости могут проводиться предварительная диагностика, анкетирование, опросы, запрашивание и изучение дополнительной информации. Возможны предварительный выезд руководителей площадки к месту ее проведения или проведение полевого исследования на базе образовательной организации.

На этом этапе организаторам профессионально­-педагогических практикоориентированных площадок необходимо найти ответы на ряд вопросов.

  • Каково исходное положение дел (состояние системы, процесса, ситуации, субъектов и др.), и каким оно должно быть после проведения площадки?
  • Что предполагается изменить в деятельности субъектов и функционировании образовательной организации после проведения площадки. Что повлекут за собой эти изменения?
  • Какие элементы площадки и каким образом будут обеспечивать внутрифирменную подготовку педагогов образовательной организации?
  • Как следует вести организаторскую, стимулирующую, координирующую, контролирующую, рефлексивную деятельность?
  • Какова степень участия в площадке структурных подразделений и субъектов образовательной организации, внешних субъектов и организаций?
  • Кто отвечает за подготовку и проведение площадки?
  • Каковы сроки проведения площадки?

После этого происходит принятие решения и его юридическое оформление. Основные вопросы, отражаемые в приказе (распоряжении) руководителя образовательной организации (структурного подразделения), следующие:

  • тема и система целей профессионально-­педагогической практикоориентированной площадки;
  • место проведения площадки;
  • сроки и регламент проведения площадки;
  • порядок подготовки площадки;
  • состав руководства и организационного комитета площадки.

Особого внимания требует организаторская, стимулирующая и координирующая деятельность. Каковы проблемы, решение которых осуществляется последовательно­-параллельным методом?

  • Разработка детализированных планов и сценариев подготовки и проведения площадки, алгоритмов деятельности участников и организационного комитета в процессе проведения.
  • Определение целесообразного соотношения планируемой трудоемкости задач, выносимых на площадку, и возможностей, сил, средств, ресурсов образовательной организации.
  • Производство расчетов времени, выявление его резервов.
  • Выявление мероприятий, планов и сценариев подготовки и проведения площадки, требующих параллельного выполнения и взаимной увязки по каким-­либо параметрам (субъекты, ресурсы, время и прочее).
  • Конструирование системы ресурсного обеспечения площадки.
  • Разработка системы стимулирования субъектов образовательной организации, принимающих участие в площадке.
  • Прогнозирование проблем, могущих возникнуть в процессе проведения площадки, разработка резервных алгоритмов деятельности, моделирование средств исключения проблем.

Серьезной задачей является разработка диагностических средств, позволяющих проводить исследования, соответствующие тематике площадки, а также налаживание функции обратной связи между участниками площадки и ее организаторами.

Чрезвычайно важно продумывание, предварительное согласование и проектирование с руководством образовательной организации порядка поддержки, апробации и внедрения предложений, идей, технологий, сгенерированных участниками в процессе проведения площадки, порядка их информирования об управленческих решениях, принятых на основе рефлексии, систематизации и обобщения полученных разработок на ближайших педагогических и научно-методических советах.

Особым психологическим моментом в процессе проведения площадок является участие в ней всего коллектива образовательной организации (руководства, администрации, руководителей структурных подразделений, педагогов, персонала). Отсюда следует, что организационный комитет при обосновании и утверждении сроков и регламента проведения профессионально­-педагогической практикоориентированной площадки должен соотносить графики учебного процесса, циклограмму функционирования образовательной организации, оперативные планы деятельности и другие параллельные процессы и мероприятия, а руководство учреждения – соответствующим образом планировать свою деятельность.

Обязательный элемент подготовки – проектирование системы сопровождения площадки. Она может включать специально организованную подготовку участников и модераторов, тематические ивенты, оперативное информирование заинтересованных лиц. Для сопровождения целесообразно использовать корпоративные информационно­-коммуникационные ресурсы образовательной организации.

Этап проведения площадки включает оперативные совещания организационного комитета, последовательную выдачу заданий участникам, непосредственное проведение в соответствии с разработанными планами и сценариями.

По завершении проводится рефлексия. Сначала общим составом участников, затем (в течение недели после проведения площадки) – в организационном комитете и в течение полугода (в процессе подготовки научно-практической конференции) – на отдельной секции, тематически связанной с площадкой.

Так удается вывести участников на уровень метапредметного знания, владение которым необходимо педагогическому коллективу образовательной организации для реализации компетентностных моделей образовательного процесса. Интеграция специального и педагогического компонентов, а также генерация новейшего корпоративного знания, осуществляемые в процессе проведения площадок, обеспечивают процесс инновационного развития образовательной организации.

Многолетний опыт подготовки и проведения профессионально­-педагогических практикоориентированных площадок обобщен и будет представлен на межрегиональной научно-практической конференции «Субъектно-ориентированное профессиональное образование: траектории, содержание, технологии», которая состоится 3 апреля 2015 года в Вятско-Полянском механическом техникуме (Кировская область). Журнал «Аккредитация в образовании» выступает информационным партнером мероприятия.

План-график подготовки профессионально-педагогической практикоориентированной площадки

Увеличить изображение

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, КФУ, личный опыт, СПО, ао-77

Похожие материалы:
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Двойное опережение подготовки педагогов
Концепция управления качеством – в действии
Туринский процесс: всё впереди
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Дуальная подготовка в системе аграрного образования
Система менеджмента качества формирует успешность
Актуальность и перспективы дуального обучения
Подготовка кадров в открытой образовательной системе колледжа
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#111Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
#108Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников
#108Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма отметил юбилей
#102Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
#109Тверской госуниверситет реализует проект по поддержке русского языка в странах СНГ
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний