Актуальность и перспективы дуального обученияКалужский колледж информационных технологий и управления разрабатывает собственные пути повышения качества образования, и существенная роль в этом отведена образовательному сотрудничеству с крупнейшим представителем автомобилестроения – ООО «Фольксваген Груп Рус». Просмотров: 4558
Вопрос о качестве образования становится в последние годы все актуальнее. Касается он всех уровней образования: и основного, общего, и профессионального. Некоторые демографические проблемы, подушевое финансирование общеобразовательных учреждений не всегда позволяют колледжу выбирать студентов для обучения. Возможность заполучить сильных выпускников сужается еще и потому, что в основные школьные показатели качества входит «количество поступивших в вузы». А высших учебных заведений в нашей стране огромное количество. Уровень знаний выпускников 9-х классов тоже оставляет желать лучшего. Чтобы определить его, не требуются даже специальные исследования, стоит только обратить внимание на занятия учителей репетиторством и подготовку к ЕГЭ. Что касается воспитанности молодежи, расцвет телешоу на экранах не внушает мысли о повышении этого показателя в ближайшее время. Но задачу обеспечения качества образования при этом никто не отменяет и планку не снижает. * * * В Калужском колледже информационных технологий и управления практически все, как в других ссузах. Те же проблемы, та же работа. Но есть и некоторые успехи. И отрадно, что относятся они именно к повышению качества образования. Правда, помощь нам в некотором смысле пришла из-за границы. Какие специалисты необходимы производству, чтобы хорошо выполнять определенную должностными обязанностями работу? Естественно, с достаточным уровнем владения теорией и практикой, адаптированные к данному производству. Тут-то и проблема. Существует должность, есть выпускник, определена квалификация, а должного уровня владения ею нет. Образовательное учреждение осуществляет подготовку по стандартам и зачастую не имеет должного понятия о специфике производства. Кто может ему помочь? Конечно предприятие! В Калужской области с 2006 года действует представитель немецкого автомобилестроения – ООО «Фольксваген Груп Рус». Естественно, на начальном этапе этому предприятию требовались в основном люди, владеющие рабочими профессиями: слесари-сборщики, механики, сварщики, станочники, электрики и т.п. К сожалению, выпускники наших учебных заведений оказались не совсем готовы к требованиям современного производства. Это и понятно. Откуда взяться производственным навыкам, если материально-техническая база большинства учреждений НПО и СПО устарела еще в прошлом веке? И все же не критика российской системы образования, пусть даже справедливая, стала основной целью немецкого предприятия, а заинтересованность в перспективном и взаимовыгодном сотрудничестве с образовательным учреждением. В период с 2007 по 2010 годы колледж осуществлял для инвестора только подготовку и переподготовку специалистов по программам профессиональной подготовки и дополнительного образования (ее прошли около 5 тыс. человек). Причем программы разрабатывались совместно с отделом развития персонала предприятия. И это был лишь первый шаг. Затем последовала работа по адаптации программ дуального обучения студентов. Были отобраны две специальности – «Мехатроника» и «Автомехатроника». Но, действуя в рамках российского законодательства, воспользоваться немецкой системой обучения оказалось невозможно. Выход был один: используя немецкий опыт, разработать на основе имеющихся российских программ новые, максимально адаптированные к особенностям производства. В качестве базовых мы выбрали «Эксплуатацию транспортного электрооборудования и автоматики» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Новые экспериментальные УМК методическая служба колледжа создавала совместно с отделом по развитию персонала ООО «Фольксваген Груп Рус» и представителем учебного центра «Фольксвагена» в Германии (Volkswagen Bildungsinstitut). Активная и тщательная работа позволила сформировать две экспериментальные группы студентов, которые с сентября 2010 года приступили к занятиям. Отбор в них также проводился при непосредственном участии кадровых служб производства, которые подготовили психологические опросники, тестовые задания, учитывающие уровень владения теорией, и практические задания на умение работать в команде, выявлять лидера. И все же главным критерием для зачисления в первые группы служила мотивация. Основная работа длилась около года. Шероховатости устраняются до сих пор. И происходит это при помощи и поддержке предприятия. Хороший пример для российских компаний! Вот некоторые ключевые моменты нашего взаимодействия с инвестором: двустороннее рамочное соглашение с предприятием, кураторы групп с обеих сторон, договоры с каждым обучающимся, обеспечение студентов спецодеждой, питанием, стипендией, возможность знакомства с оборудованием, которое ждет выпускника на производстве, сертификаты предприятия, сертификаты Российско-Германской внешнеторговой палаты, гарантированное трудоустройство с достойной заработной платой. В программы обучения входит солидный арсенал навыков и умений: по гидропневмоавтоматике, АСУТП, MIG-MAG-сварке, контактной сварке, электро- и газосварке, CNC-технике, автоэлектронике, электротехнике и т.д. Это повышает востребованность выпускников. Успешная реализация проекта внушает оптимизм и является гарантом укрепления нашего сотрудничества. С 2011 года количество специальностей увеличилось до четырех. К уже существующим добавились «механик по покраске» и «механик по металлоконструкциям». Основой для них является существующая в нашей системе профессия «автомеханик». С 2008 года колледж сотрудничает с Профессиональным учебным центром экономики и техники германского города Риза. До настоящего момента обе стороны лишь знакомились с системами образования друг друга, но если проект по дуальному обучению удастся воплотить в жизнь до конца, на следующем этапе международного сотрудничества можно будет рассматривать вопрос об обмене студентами. Ждать окончательного результата осталось недолго. В июне 2012 года первые экспериментальные группы пройдут итоговую аттестацию. Если предприятие удовлетворят теоретические и производственные навыки выпускников, лучших студентов проектных специальностей на некоторое время можно будет направлять на обучение в Германию, а немецкую молодежь обучать у нас. Принципиальных возражений с дружественной стороны нет. Помимо подготовки специалистов для конкретного производства, образовательное сотрудничество с ООО «Фольксваген Груп Рус» позволяет решить еще несколько важных задач: учебному заведению – осуществлять повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятии и в учебных центрах «Фольксвагена», а предприятию – не тратить дополнительные средства на переобучение новичков. Выгодно партнерство и региону, экономика которого получает тружеников, имеющих востребованные специальности или профессии. * * * Необходимо признать, что подобных примеров в Калужской области немного. Возможность сотрудничества с солидными зарубежными партнерами появилась у колледжа только после серьезных государственных вложений, в результате инициативы и заинтересованности сторон. И если вопрос материально-технической модернизации учреждений не будет решен на государственном уровне, а большинство представителей производства будут «спать» дальше, то в ближайшее время рабочие кадры придется приглашать из-за границы, поскольку в России их попросту не будет. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|