Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Актуальность и перспективы дуального обучения

Калужский колледж информационных технологий и управления разрабатывает собственные пути повышения качества образования, и существенная роль в этом отведена образовательному сотрудничеству с крупнейшим представителем автомобилестроения – ООО «Фольксваген Груп Рус».

Просмотров: 4434

НИКИТИН Алексей Валерьевич – директор Калужского колледжа информационных технологий и управления, кандидат педагогических наук.

Родился в 1974 году в г. Калуге. В 1996 году закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика». Прошел программу дополнительного образования по специальности «инженер-эколог» в Институте окружающей среды (г. Муттенц, Швейцария, 1998-1999). С 2002 по 2006 годы работал ведущим специалистом в Министерстве образования и науки Калужской области. В ноябре 2006 года назначен директором колледжа.

Женат, имеет сына и дочь.
Убежден, что во всем должен присутствовать профессионализм.

Вопрос о качестве образования становится в последние годы все актуальнее. Касается он всех уровней образования: и основного, общего, и профессионального.

Некоторые демографические проблемы, подушевое финансирование общеобразовательных учреждений не всегда позволяют колледжу выбирать студентов для обучения. Возможность заполучить сильных выпускников сужается еще и потому, что в основные школьные показатели качества входит «количество поступивших в вузы». А высших учебных заведений в нашей стране огромное количество. Уровень знаний выпускников 9-х классов тоже оставляет желать лучшего. Чтобы определить его, не требуются даже специальные исследования, стоит только обратить внимание на занятия учителей репетиторством и подготовку к ЕГЭ. Что касается воспитанности молодежи, расцвет телешоу на экранах не внушает мысли о повышении этого показателя в ближайшее время. Но задачу обеспечения качества образования при этом никто не отменяет и планку не снижает.

* * *

В Калужском колледже информационных технологий и управления практически все, как в других ссузах. Те же проблемы, та же работа. Но есть и некоторые успехи. И отрадно, что относятся они именно к повышению качества образования. Правда, помощь нам в некотором смысле пришла из-за границы.

Какие специалисты необходимы производству, чтобы хорошо выполнять определенную должностными обязанностями работу? Естественно, с достаточным уровнем владения теорией и практикой, адаптированные к данному производству. Тут-то и проблема. Существует должность, есть выпускник, определена квалификация, а должного уровня владения ею нет. Образовательное учреждение осуществляет подготовку по стандартам и зачастую не имеет должного понятия о специфике производства. Кто может ему помочь? Конечно предприятие!

В Калужской области с 2006 года действует представитель немецкого автомобилестроения – ООО «Фольксваген Груп Рус». Естественно, на начальном этапе этому предприятию требовались в основном люди, владеющие рабочими профессиями: слесари-сборщики, механики, сварщики, станочники, электрики и т.п. К сожалению, выпускники наших учебных заведений оказались не совсем готовы к требованиям современного производства. Это и понятно. Откуда взяться производственным навыкам, если материально-техническая база большинства учреждений НПО и СПО устарела еще в прошлом веке? И все же не критика российской системы образования, пусть даже справедливая, стала основной целью немецкого предприятия, а заинтересованность в перспективном и взаимовыгодном сотрудничестве с образовательным учреждением.

В период с 2007 по 2010 годы колледж осуществлял для инвестора только подготовку и переподготовку специалистов по программам профессиональной подготовки и дополнительного образования (ее прошли около 5 тыс. человек). Причем программы разрабатывались совместно с отделом развития персонала предприятия. И это был лишь первый шаг. Затем последовала работа по адаптации программ дуального обучения студентов. Были отобраны две специальности – «Мехатроника» и «Автомехатроника». Но, действуя в рамках российского законодательства, воспользоваться немецкой системой обучения оказалось невозможно. Выход был один: используя немецкий опыт, разработать на основе имеющихся российских программ новые, максимально адаптированные к особенностям производства. В качестве базовых мы выбрали «Эксплуатацию транспортного электрооборудования и автоматики» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Новые экспериментальные УМК методическая служба колледжа создавала совместно с отделом по развитию персонала ООО «Фольксваген Груп Рус» и представителем учебного центра «Фольксвагена» в Германии (Volkswagen Bildungsinstitut). Активная и тщательная работа позволила сформировать две экспериментальные группы студентов, которые с сентября 2010 года приступили к занятиям. Отбор в них также проводился при непосредственном участии кадровых служб производства, которые подготовили психологические опросники, тестовые задания, учитывающие уровень владения теорией, и практические задания на умение работать в команде, выявлять лидера. И все же главным критерием для зачисления в первые группы служила мотивация.

Основная работа длилась около года. Шероховатости устраняются до сих пор. И происходит это при помощи и поддержке предприятия. Хороший пример для российских компаний!

Вот некоторые ключевые моменты нашего взаимодействия с инвестором: двустороннее рамочное соглашение с предприятием, кураторы групп с обеих сторон, договоры с каждым обучающимся, обеспечение студентов спецодеждой, питанием, стипендией, возможность знакомства с оборудованием, которое ждет выпускника на производстве, сертификаты предприятия, сертификаты Российско-Германской внешнеторговой палаты, гарантированное трудоустройство с достойной заработной платой. В программы обучения входит солидный арсенал навыков и умений: по гидропневмоавтоматике, АСУТП, MIG-MAG-сварке, контактной сварке, электро- и газосварке, CNC-технике, автоэлектронике, электротехнике и т.д. Это повышает востребованность выпускников.

Успешная реализация проекта внушает оптимизм и является гарантом укрепления нашего сотрудничества. С 2011 года количество специальностей увеличилось до четырех. К уже существующим добавились «механик по покраске» и «механик по металлоконструкциям». Основой для них является существующая в нашей системе профессия «автомеханик».

С 2008 года колледж сотрудничает с Профессиональным учебным центром экономики и техники германского города Риза. До настоящего момента обе стороны лишь знакомились с системами образования друг друга, но если проект по дуальному обучению удастся воплотить в жизнь до конца, на следующем этапе международного сотрудничества можно будет рассматривать вопрос об обмене студентами. Ждать окончательного результата осталось недолго. В июне 2012 года первые экспериментальные группы пройдут итоговую аттестацию. Если предприятие удовлетворят теоретические и производственные навыки выпускников, лучших студентов проектных специальностей на некоторое время можно будет направлять на обучение в Германию, а немецкую молодежь обучать у нас. Принципиальных возражений с дружественной стороны нет.

Помимо подготовки специалистов для конкретного производства, образовательное сотрудничество с ООО «Фольксваген Груп Рус» позволяет решить еще несколько важных задач: учебному заведению – осуществлять повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятии и в учебных центрах «Фольксвагена», а предприятию – не тратить дополнительные средства на переобучение новичков. Выгодно партнерство и региону, экономика которого получает тружеников, имеющих востребованные специальности или профессии.

* * *

Необходимо признать, что подобных примеров в Калужской области немного. Возможность сотрудничества с солидными зарубежными партнерами появилась у колледжа только после серьезных государственных вложений, в результате инициативы и заинтересованности сторон. И если вопрос материально-технической модернизации учреждений не будет решен на государственном уровне, а большинство представителей производства будут «спать» дальше, то в ближайшее время рабочие кадры придется приглашать из-за границы, поскольку в России их попросту не будет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-53, личный опыт, калужский колледж информационных технологий и управления, качество образования, социальное партнерство, СПО

Похожие материалы:
Вектор развития - социальное партнерство
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Концепция управления качеством – в действии
Подготовка кадров в открытой образовательной системе колледжа
Качество образования: оценку ставит студент
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Кадры под ключ? Это реально!
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
#111МООК в Тюменском индустриальном университете: проектирование, создание, внедрение
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#106Профессиональное становление студентов Института искусств и информационных технологий СПбГУП
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний