Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Практика и результат адресной целевой подготовки

На протяжении многих лет в Республике Саха (Якутия) ведется целевая подготовка специалистов по заказам предприятий. За это время накоплен богатый опыт взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Кроме того, 15 декабря 2011 года принят специальный закон, который регламентирует целевую контрактную подготовку и предусматривает ответственность сторон за невыполнение условий контракта.

Просмотров: 1790
В.В. БЕРЕЗОВОЙ, директор автономного учреждения Республики Саха (Якутия)
«Региональный технический колледж в г. Мирном»

На протяжении многих лет в Республике Саха (Якутия) ведется целевая подготовка специалистов по заказам предприятий. За это время накоплен богатый опыт взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Кроме того, 15 декабря 2011 года принят специальный закон, который регламентирует целевую контрактную подготовку и предусматривает ответственность сторон за невыполнение условий контракта.

Целевая контрактная подготовка осуществляется в основном по направлениям среднего и высшего профессионального образования, хотя наибольший спрос в экономике – на рабочих. В связи с этим региональный технический колледж в г. Мирном с 2008 года занимается адресной подготовкой по профессиям НПО. И это повышает его инвестиционную привлекательность.

Как трактовать понятие «адресная подготовка»? В чем заключается особенность ее организации? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо пояснить, что течение многих лет колледж в г. Мирном целенаправленно готовит специалистов и рабочих для основного производства горнодобывающей компании «АЛРОСА». В связи со старением опытных специалистов, сменой поколений, миграцией населения, нерентабельностью и неоправданностью вахтового метода работы в компании обострился вопрос обеспечения рабочими кадрами вспомогательного производства. В 2008 году учебным заведением получена заявка на разовую подготовку кадров по профессии НПО «Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций». И хотя эта образовательная программа была для колледжа новой, благодаря опыту реализации родственных программ вопрос удалось решить положительно.

Отношения с заказчиком кадров строились по принципу прозрачности и открытости. Руководитель предприятия был поставлен в известность, какие организационные работы надо выполнить, для того чтобы учебное заведение получило лицензию на реализацию новой программы. Во-первых, производственные помещения следовало приспособить под практикоориентированное обучение. Во-вторых, требовалось помочь колледжу с оснащением специализированных кабинетов и мастерских. В-третьих, специалисты предприятия должны были принять участие в разработке методического обеспечения новой программы и подборе преподавателей и мастеров для организации учебного процесса. А также предстояло создать механизмы стимулирующего характера для студентов: оплачивать практику, установить дополнительные стипендии.

Получив лицензию, колледж в сентябре 2008 года провел набор абитуриентов для двух учебных групп. С первых дней обучения и до выпуска будущий работодатель – специализированный трест «Алмазтехмонтаж» управления капитального строительства акционерной компании «АЛРОСА» – активно участвовал в образовательном процессе, что позволило успешно реализовать совместный проект. Для студентов были организованы экскурсии на производственные площадки, встречи с руководством и ведущими специалистами, формирующие интерес к будущей профессии. Представители компании принимали активное участие в экзаменационной сессии, обеспечивая независимую экспертизу качества подготовки. Это способствовало корректировке и дополнению содержания программного материала в соответствии с требованиями производства. Намного скорее и эффективнее решился вопрос организации производственной практики.

Положительный опыт совместной работы дал хороший результат: в январе от компании «АЛРОСА» поступила новая заявка – на подготовку рабочих по той же профессии, но пятого и шестого разрядов, и повышение квалификации работников, которые уже имеют разряд, включая и выпускников колледжа прошлых лет. В настоящий момент уже получена соответствующая лицензия, а значит – будет организована курсовая подготовка и учебное заведение получит дополнительные средства.

С сентября 2012 года началось выполнение еще одной заявки – на подготовку рабочих кадров по профессии «Станочник широкого профиля». По данной программе общепрофессиональный цикл и реализация профессиональных модулей начнутся со второго курса. Заказчик программы – ремонтное специализированное строительное управление – является активным участником и инвестором образовательного процесса. Так, в  настоящий момент модернизируется учебная мастерская, на что необходимо более 6 млн. рублей. Из них 4,5 млн. выделила компания «АЛРОСА». Средства пойдут на приобретение новейших станков с ЧПУ. В мае предстоит открытие токарной мастерской, оснащенной современными станками, а также презентация модернизированной сварочной мастерской, которая позволит эффективно реализовать программу профессионального модуля. Коллектив уверен в перспективе развития проекта.

Можно считать, что адресная подготовка специалистов – это реализация профессиональных образовательных программ по конкретной заявке работодателя, являющегося непосредственным участником образовательного процесса и дополнительным инвестором.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Практико-ориентированное обучение в Якутском индустриально-педагогическом колледже
Творческая лаборатория – источник профессионализма
Растут и качество, и мастерство
Актуальность и перспективы дуального обучения
Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
В рамках образовательного стандарта
Ключевой фактор – доработка организационного механизма
Курс на формирование компетенций
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ