Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Туринский процесс: всё впереди

Сотрудничество в рамках Туринского процесса объединяет ряд стран, в том числе не включенных в Копенгагенский процесс, куда допущены только члены Европейского Союза. В свете современной политической ситуации в мире участие России в этом проекте приобретает новое значение.

Просмотров: 431
Михаил КРЕЩЕНКО

Сотрудничество в рамках Туринского процесса объединяет ряд стран, в том числе не включенных в Копенгагенский процесс, куда допущены только члены Европейского Союза. В свете современной политической ситуации в мире участие России в этом проекте приобретает новое значение.

Наш собеседник – председатель отделения Союза директоров средних специальных учебных заведений России по Центральному федеральному округу Михаил КРЕЩЕНКО.


– Михаил Александрович, Турин­ский процесс направлен на развитие практики самоанализа систем профессионального образования на национальном уровне для выявления их сильных сторон, зон развития и определения областей взаимодействия на международном уровне. Какой опыт зарубежных стран был перенят системой отечественного профессионального образования благодаря участию России в Туринском процессе?

– Прежде всего необходимо уточнить, что Туринский процесс не сопровождался таким обстоятельным обсуждением, как, например, Болонский или Копенгагенский, поскольку в последних двух случаях эксперты располагали гораздо большим временем для разработки проектов. Что касается зарубежного опыта, должен признать, что возможностей для его прямого применения в России пока недостаточно. В Ирландии я состоял в комиссии по изучению Болонского процесса и увидел немало достоинств ирландской системы образования. Уверен, что нам необходимо изучать лучший опыт быстро развивающихся стран, но главный вопрос – как мы сможем его использовать? На данном этапе ответить на него очень сложно, и основная работа в этом направлении ещё впереди.

– Хотелось бы остановиться на основных принципах Туринского процесса. Насколько они нам близки?

– Вопрос очень важный. Один из принципов Туринского процесса предусматривает, что руководителям образовательных организаций необходимо взять на себя ответственность за образовательный процесс. Считаю, что это не совсем так. В первую очередь следует отталкиваться от развития промышленности и потребностей экономики (региона или отрасли). Именно она устанавливает вектор. Профессиональное образование должно идти в ногу с развивающейся экономикой, не сильно опережая ее и категорически не отставая в развитии.

Туринский процесс предполагает широкое участие различных заинтересованных сторон, и в этом вопросе приоритетная роль снова должна быть отведена экономике. Я сторонник того, чтобы все профессиональные образовательные организации были теснейшим образом связаны с отраслевыми ведомствами. При этом форма сотрудничества может быть разной. Образовательная организация либо полностью принадлежит ведомству, либо кластерное образовательное учреждение развивается вкупе с научными исследовательскими учреждениями, вузами и промышленностью, в том числе региональной и муниципальной, – всё зависит от направления работы и финансирования. Наиболее эффективной видится модель, при которой кластеры направляют финансовые средства на развитие того или иного профессионального направления.

Завершая разговор о базовых прин­ципах Туринского процесса, подчеркну, что являюсь сторонником комплексного подхода: когда в процесс подготовки молодого специалиста включена и профессиональная ориентация, и воспитательная, спортивно­массовая, патриотическая работа, и получение знаний на практике. Некоторые высокопоставленные руководители различного уровня считают, что образовательные организации должны заниматься исключительно профессиональным образованием, а воспитание и гуманитарное развитие молодых людей – удел других организаций. Но каких? Их просто нет. Вот почему эти обязательства следует взять на себя организациям высшего и профессионального образования.

– Инициаторы проекта сравнивают изучение развития образования в ряде стран с использованием навигатора при управлении автомобилем: для определения места необходимы сигналы минимум от трех спутников, и чем больше сигналов с различных точек, тем точнее результат. Оцените, пожалуйста, насколько далеко и в каком направлении продвинулось среднее профессиональное образование страны в последние годы?

– Процесс реструктуризации профессионального образования продолжается по всей стране. И хотя на данном этапе сделано очень многое, о результатах судить пока рано. Появляются лишь первые ростки, а какими будут колосья – узнаем в будущем.

Ключевым вопросом на сегодня остается востребованность выпускников по специальности на профильных предприятиях, причем на самых современных производствах. Так, молодые преподаватели начальной школы, работники сферы обслуживания, токари, слесари, сварщики, строители зачастую имеют высокий спрос в регионах и муниципальных образованиях. Образовательные организации должны готовить таких специалистов достаточно мобильно, поскольку потребность муниципальных образований в кадрах меняется стремительно, а запасаться впрок или испытывать в них недостаток – слишком невыгодно для экономики.

ОТ РЕДАКЦИИ. В следующих номерах тему Туринского процесса планируется продолжить. Приглашаем читателей к дискуссии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Зачем нужна сертификация квалификаций
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Сертификация квалификаций: процесс пошел
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Качество образования зависит не от статуса вуза
В фокусе – мнение работодателя
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Диагностика и управление: ориентация на потребителя

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ