Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Туринский процесс: всё впереди

Сотрудничество в рамках Туринского процесса объединяет ряд стран, в том числе не включенных в Копенгагенский процесс, куда допущены только члены Европейского Союза. В свете современной политической ситуации в мире участие России в этом проекте приобретает новое значение.

Просмотров: 212
Михаил КРЕЩЕНКО

Сотрудничество в рамках Туринского процесса объединяет ряд стран, в том числе не включенных в Копенгагенский процесс, куда допущены только члены Европейского Союза. В свете современной политической ситуации в мире участие России в этом проекте приобретает новое значение.

Наш собеседник – председатель отделения Союза директоров средних специальных учебных заведений России по Центральному федеральному округу Михаил КРЕЩЕНКО.


– Михаил Александрович, Турин­ский процесс направлен на развитие практики самоанализа систем профессионального образования на национальном уровне для выявления их сильных сторон, зон развития и определения областей взаимодействия на международном уровне. Какой опыт зарубежных стран был перенят системой отечественного профессионального образования благодаря участию России в Туринском процессе?

– Прежде всего необходимо уточнить, что Туринский процесс не сопровождался таким обстоятельным обсуждением, как, например, Болонский или Копенгагенский, поскольку в последних двух случаях эксперты располагали гораздо большим временем для разработки проектов. Что касается зарубежного опыта, должен признать, что возможностей для его прямого применения в России пока недостаточно. В Ирландии я состоял в комиссии по изучению Болонского процесса и увидел немало достоинств ирландской системы образования. Уверен, что нам необходимо изучать лучший опыт быстро развивающихся стран, но главный вопрос – как мы сможем его использовать? На данном этапе ответить на него очень сложно, и основная работа в этом направлении ещё впереди.

– Хотелось бы остановиться на основных принципах Туринского процесса. Насколько они нам близки?

– Вопрос очень важный. Один из принципов Туринского процесса предусматривает, что руководителям образовательных организаций необходимо взять на себя ответственность за образовательный процесс. Считаю, что это не совсем так. В первую очередь следует отталкиваться от развития промышленности и потребностей экономики (региона или отрасли). Именно она устанавливает вектор. Профессиональное образование должно идти в ногу с развивающейся экономикой, не сильно опережая ее и категорически не отставая в развитии.

Туринский процесс предполагает широкое участие различных заинтересованных сторон, и в этом вопросе приоритетная роль снова должна быть отведена экономике. Я сторонник того, чтобы все профессиональные образовательные организации были теснейшим образом связаны с отраслевыми ведомствами. При этом форма сотрудничества может быть разной. Образовательная организация либо полностью принадлежит ведомству, либо кластерное образовательное учреждение развивается вкупе с научными исследовательскими учреждениями, вузами и промышленностью, в том числе региональной и муниципальной, – всё зависит от направления работы и финансирования. Наиболее эффективной видится модель, при которой кластеры направляют финансовые средства на развитие того или иного профессионального направления.

Завершая разговор о базовых прин­ципах Туринского процесса, подчеркну, что являюсь сторонником комплексного подхода: когда в процесс подготовки молодого специалиста включена и профессиональная ориентация, и воспитательная, спортивно­массовая, патриотическая работа, и получение знаний на практике. Некоторые высокопоставленные руководители различного уровня считают, что образовательные организации должны заниматься исключительно профессиональным образованием, а воспитание и гуманитарное развитие молодых людей – удел других организаций. Но каких? Их просто нет. Вот почему эти обязательства следует взять на себя организациям высшего и профессионального образования.

– Инициаторы проекта сравнивают изучение развития образования в ряде стран с использованием навигатора при управлении автомобилем: для определения места необходимы сигналы минимум от трех спутников, и чем больше сигналов с различных точек, тем точнее результат. Оцените, пожалуйста, насколько далеко и в каком направлении продвинулось среднее профессиональное образование страны в последние годы?

– Процесс реструктуризации профессионального образования продолжается по всей стране. И хотя на данном этапе сделано очень многое, о результатах судить пока рано. Появляются лишь первые ростки, а какими будут колосья – узнаем в будущем.

Ключевым вопросом на сегодня остается востребованность выпускников по специальности на профильных предприятиях, причем на самых современных производствах. Так, молодые преподаватели начальной школы, работники сферы обслуживания, токари, слесари, сварщики, строители зачастую имеют высокий спрос в регионах и муниципальных образованиях. Образовательные организации должны готовить таких специалистов достаточно мобильно, поскольку потребность муниципальных образований в кадрах меняется стремительно, а запасаться впрок или испытывать в них недостаток – слишком невыгодно для экономики.

ОТ РЕДАКЦИИ. В следующих номерах тему Туринского процесса планируется продолжить. Приглашаем читателей к дискуссии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-77, СПО, международное сотрудничество, качество образования

Похожие материалы:
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Дагестанский госуниверситет расширит сотрудничество с Иранской Республикой
Мотивация к обучению в студенческой среде
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Синхронизация стандартов
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
WorldSkills Russia: возможности развития
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
Экспресс-форум №84

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Руководство исследовательской деятельностью студентов
#105Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории
#104Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
#106Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
#102Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний