Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Двойное опережение подготовки педагогов

Одной из моделей, позволяющей образовательным организациям функционировать и развиваться в динамично изменяющихся условиях внешней среды является модель самообучающейся организации.

Просмотров: 108

Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером межрегиональной научно-практической конференции «Субъектно-ориентированное профессиональное образование: траектории, содержание, технологии» в Вятско-Полянском механическом техникуме (Кировская область). В мероприятии приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием Вятских Полян, Кирова, Казани, Йошкар-Олы и шести районов Кировской области.

Одним из центральных событий конференции стала презентация научно-методического наставления «Двойное опережение подготовки педагогов: технологии, исследования, практика». Слово – авторам.


В.А. ЧИСТОУСОВ, докторант кафедры педагогики института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат педагогических наук

Н.В. ШЕШЕГОВА, заместитель директора по научно-методической работе Вятско-Полянского механического техникума (Кировская область)


Самообучающаяся организация

Одной из моделей, позволяющей образовательным организациям функционировать и развиваться в динамично изменяющихся условиях внешней среды является модель самообучающейся организации.

Исследователь самообучающихся организаций, американский учёный Питер Сенге подчеркивает, что одной из целей деятельности организации должно быть создание атмосферы, в которой принципы личного совершенствования станут повседневной житейской практикой. «Это означает создание организации, в которой люди смогут лелеять собственные мечты, нормой будет дух пытливости и приверженности истине, и от сотрудников ожидают новаторства, особенно когда оно направлено на маловероятные стороны жизни, которыми обычно пренебрегают» [5, c. 183].

Целесообразность творческого переноса и рассмотрения современной образовательной организации как обучающейся (самообучающейся) обоснованы в работах академика А.М. Новикова [3, 4]. Руководствуясь этим, в Вятско-Полянском механическом техникуме активно действует научно-методический центр. Используя взаимосвязи сформированной организационной структуры, а также благодаря возможностям развитой системы социального партнерства, центр стал генератором инновационного развития всего учебного заведения. А оно, в свою очередь, перешло в режим функционирования самообучающейся образовательной организации. С учетом динамичного изменения рынка труда это особенно важно.

Считаем, что в условиях нелинейного развития объективно необходим переход на новые концепты и модели образования, что невозможно без совершенствования уровня подготовки педагогов.

Внутрифирменная подготовка

В процессе наших исследований для самообучающихся образовательных организаций спроектирована система внутрифирменной подготовки, генеральной целью которой является двойное опережение подготовки педагогов, а структура содержания представлена специальным, педагогическим и корпоративными компонентами [9].

Считаем, что достижение двойного опережения подготовки педагогов является условием обеспечения опережающей подготовки обучающихся. Опыт показывает, что в процессе изучения вводимых в действие профессиональных стандартов и разработки технологий их стыковки с актуальными ФГОС выявляются пробелы не только в содержании образовательных программ, но и профессиональной подготовке преподавателей, связанные с недостаточным ориентированием в отдельных современных сегментах профессиональной деятельности, в интересах которой функционирует образовательная организация.

Если педагоги изначально не оказываются включенными в субъект-субъектное взаимодействие, то не следует ожидать изменения характера взаимодействия и в системе «педагог – обучающиеся». Если повышение квалификации педагогов происходит преимущественно на основе трансляции известного знания, то в образовательном процессе им скорее всего не удастся инициировать генерацию новейшего знания в рамках совместной со студентами деятельности. Если педагоги не подготовлены к освоению перспективных технологий, то образование обучающихся не станет опережающим.

Необходимые условия

Переход педагогов образовательных организаций к модели деятельности, позволяющей достичь двойного опережения подготовки, возможен при соблюдении ряда условий.

— готовность субъектов к инновационной деятельности:

  • обладание компетенциями инновационной деятельности;
  • осознание и принятие целей и направлений инновационной деятельности образовательной организации;
  • непрерывная профессиональная подготовка и профессионально-педагогическое сопровождение педагогов, организуемые в различных формах;

— готовность педагогического коллектива к деятельности в изменяющихся условиях:

  • мотивация субъектов;
  • сплоченность и слаженность коллектива;
  • потенциал, эргономичность, технологичность, комфортность и гибкость среды;

— готовность образовательной организации к инновационному развитию:

  • наличие научно обоснованной концепции, стратегии и программы развития, соответствие миссии и целевой функции образовательной организации целям, задачам, направлениям деятельности руководства, администрации, преподавательского состава, персонала;
  • гибкость подходов к решению задач, формированию организационных структур и функциональных обязанностей, стимулированию сотрудников;
  • целесообразность и отлаженность внутренних рабочих процессов, включая модели управления корпоративными знаниями и информационно-коммуникационное обеспечение.

Основные элементы

Внутрифирменная подготовка педагогов в рамках спроектированной системы характеризуется непрерывностью, адаптивностью, ориентацией на педагогическую прогностику, инженерию и инноватику. Одним из возможных показателей достижения целей является наличие у субъектов состояния потока [7, 8].

Основными элементами содержания внутрифирменной подготовки педагогов являются:

  • проектирование программ личностного и профессионального самосовершенствования;
  • многомерные проектировочные задачи;
  • анализ, освоение, систематизация, оптимизация, алгоритмизация различных видов деятельности;
  • структурирование на основе системно-деятельностного подхода;
  • «свертка» знаниевого компонента реализуемых образовательных программ с помощью инструментов логико-смыслового моделирования;
  • технологии использования внутренних ресурсов образовательной организации для трансдисциплинарной подготовки, исследовательской и мониторинговой деятельности;
  • освоение технологий инновационного развития.

Такой градиент содержания внутрифирменной подготовки обусловлен:

  • во-первых, возрастанием «веса» проектировочных компетенций в структуре профессиональной деятельности педагогов [1], необходимостью освоения полного цикла проектировочной деятельности;
  • во-вторых, изменением ряда функций педагогов [6] в процессе реализации компетентностных моделей образования;
  • в-третьих, тенденциями изменения профессиональной деятельности.

Размытие границ

Перспективное изменение характера деятельности установлено по итогам форсайт-исследований [2]. Прогнозируются размытие границ профессиональных задач, решаемых инженерами, управленцами и рабочими, а также перечень надотраслевых компетенций, владеть которыми в ближайшем времени будет необходимо всем специалистам:

  • системное и стратегическое мышление;
  • навыки системной инженерии, применения теории решения изобретательских задач, работы в команде;
  • способность к самообучению;
  • готовность к работе над кроссотраслевыми проектами;
  • способность к управлению на полном жизненном цикле технологий.

Для реализации трехкомпонентной модели внутрифирменной подготовки в самообучающихся образовательных организациях разработана профессионально-педагогическая практикоориентированная площадка как форма организации коллективной деятельности [10]. Являясь прикладным развитием организационно-деятельностной игры, обоснованной Г.П. Щедровицким [11], она позволяет объединить усилия субъектов образовательных систем для решения единых задач путем включения их в процесс коллективной мыследеятельности по актуализации и генерации корпоративных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Современная подготовка преподавателей. Вызовы времени / Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО. Сборник докладов и программа международной научной школы (под редакцией В.Г. Иванова, В.В. Кондратьева). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2012. – С. 122-129.
2. Итоги форсайт-флота – 2013: Участники разработали 10 карт будущего [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.asi.ru/news/11260 [дата обращения: 17.12.2014]
3. Новиков А.М. Возможности применения опыта корпоративного обучения в вузах // Инженерная педагогика. Сборник статей в 3 т. Центр инженерной педагогики МАДИ. – М., 2013. – вып. 15, т. 1. – С. 41-58.
4. Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. – Изд. 2-е, стереотипное – М.: ЭГВЕС, 2013. – 286 с.
5. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика управления самообучающихся организаций / Проект М. Васильева. – Харьков, 2006. – 384 с.
6. Сериков В.В. Педагог и его деятельность: обновление функций // Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования: проблемы, практический опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – С. 25-33.
7. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность / Михай Чиксентмихайи. Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013. – 194 с.
8. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / Михай Чиксентмихайи. Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2014. – 461 с.
9. Чистоусов В.А. Многомерный субъектно-ориентированный образовательный процесс (постановка проблемы) / Материалы IX Международного симпозиума по фундаментальным и прикладным проблемам науки, посвященного 90-летию со дня рождения академика В.П. Макеева. М.: РАН, 2014, т. 5 – С. 139-146.
10. Чистоусов В.А. Технология подготовки практикоориентированной площадки // Аккредитация в образовании. – 2015. – № 77. – С. 56-58.
11. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 9 (1). – М.: Наследие ММК, 2004. – 288 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, акцент, СПО, качество образования, педагогическое образование, КФУ

Похожие материалы:
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Дуальное образование в России
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Зачем нужна сертификация квалификаций
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Синхронизация стандартов
Ключевые проблемы профессионального образования
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
СПО: сентябрьские тезисы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#108Образовательные стандарты: проверка временем
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ