Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Двойное опережение подготовки педагогов

Одной из моделей, позволяющей образовательным организациям функционировать и развиваться в динамично изменяющихся условиях внешней среды является модель самообучающейся организации.

Просмотров: 104

Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером межрегиональной научно-практической конференции «Субъектно-ориентированное профессиональное образование: траектории, содержание, технологии» в Вятско-Полянском механическом техникуме (Кировская область). В мероприятии приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием Вятских Полян, Кирова, Казани, Йошкар-Олы и шести районов Кировской области.

Одним из центральных событий конференции стала презентация научно-методического наставления «Двойное опережение подготовки педагогов: технологии, исследования, практика». Слово – авторам.


В.А. ЧИСТОУСОВ, докторант кафедры педагогики института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат педагогических наук

Н.В. ШЕШЕГОВА, заместитель директора по научно-методической работе Вятско-Полянского механического техникума (Кировская область)


Самообучающаяся организация

Одной из моделей, позволяющей образовательным организациям функционировать и развиваться в динамично изменяющихся условиях внешней среды является модель самообучающейся организации.

Исследователь самообучающихся организаций, американский учёный Питер Сенге подчеркивает, что одной из целей деятельности организации должно быть создание атмосферы, в которой принципы личного совершенствования станут повседневной житейской практикой. «Это означает создание организации, в которой люди смогут лелеять собственные мечты, нормой будет дух пытливости и приверженности истине, и от сотрудников ожидают новаторства, особенно когда оно направлено на маловероятные стороны жизни, которыми обычно пренебрегают» [5, c. 183].

Целесообразность творческого переноса и рассмотрения современной образовательной организации как обучающейся (самообучающейся) обоснованы в работах академика А.М. Новикова [3, 4]. Руководствуясь этим, в Вятско-Полянском механическом техникуме активно действует научно-методический центр. Используя взаимосвязи сформированной организационной структуры, а также благодаря возможностям развитой системы социального партнерства, центр стал генератором инновационного развития всего учебного заведения. А оно, в свою очередь, перешло в режим функционирования самообучающейся образовательной организации. С учетом динамичного изменения рынка труда это особенно важно.

Считаем, что в условиях нелинейного развития объективно необходим переход на новые концепты и модели образования, что невозможно без совершенствования уровня подготовки педагогов.

Внутрифирменная подготовка

В процессе наших исследований для самообучающихся образовательных организаций спроектирована система внутрифирменной подготовки, генеральной целью которой является двойное опережение подготовки педагогов, а структура содержания представлена специальным, педагогическим и корпоративными компонентами [9].

Считаем, что достижение двойного опережения подготовки педагогов является условием обеспечения опережающей подготовки обучающихся. Опыт показывает, что в процессе изучения вводимых в действие профессиональных стандартов и разработки технологий их стыковки с актуальными ФГОС выявляются пробелы не только в содержании образовательных программ, но и профессиональной подготовке преподавателей, связанные с недостаточным ориентированием в отдельных современных сегментах профессиональной деятельности, в интересах которой функционирует образовательная организация.

Если педагоги изначально не оказываются включенными в субъект-субъектное взаимодействие, то не следует ожидать изменения характера взаимодействия и в системе «педагог – обучающиеся». Если повышение квалификации педагогов происходит преимущественно на основе трансляции известного знания, то в образовательном процессе им скорее всего не удастся инициировать генерацию новейшего знания в рамках совместной со студентами деятельности. Если педагоги не подготовлены к освоению перспективных технологий, то образование обучающихся не станет опережающим.

Необходимые условия

Переход педагогов образовательных организаций к модели деятельности, позволяющей достичь двойного опережения подготовки, возможен при соблюдении ряда условий.

— готовность субъектов к инновационной деятельности:

  • обладание компетенциями инновационной деятельности;
  • осознание и принятие целей и направлений инновационной деятельности образовательной организации;
  • непрерывная профессиональная подготовка и профессионально-педагогическое сопровождение педагогов, организуемые в различных формах;

— готовность педагогического коллектива к деятельности в изменяющихся условиях:

  • мотивация субъектов;
  • сплоченность и слаженность коллектива;
  • потенциал, эргономичность, технологичность, комфортность и гибкость среды;

— готовность образовательной организации к инновационному развитию:

  • наличие научно обоснованной концепции, стратегии и программы развития, соответствие миссии и целевой функции образовательной организации целям, задачам, направлениям деятельности руководства, администрации, преподавательского состава, персонала;
  • гибкость подходов к решению задач, формированию организационных структур и функциональных обязанностей, стимулированию сотрудников;
  • целесообразность и отлаженность внутренних рабочих процессов, включая модели управления корпоративными знаниями и информационно-коммуникационное обеспечение.

Основные элементы

Внутрифирменная подготовка педагогов в рамках спроектированной системы характеризуется непрерывностью, адаптивностью, ориентацией на педагогическую прогностику, инженерию и инноватику. Одним из возможных показателей достижения целей является наличие у субъектов состояния потока [7, 8].

Основными элементами содержания внутрифирменной подготовки педагогов являются:

  • проектирование программ личностного и профессионального самосовершенствования;
  • многомерные проектировочные задачи;
  • анализ, освоение, систематизация, оптимизация, алгоритмизация различных видов деятельности;
  • структурирование на основе системно-деятельностного подхода;
  • «свертка» знаниевого компонента реализуемых образовательных программ с помощью инструментов логико-смыслового моделирования;
  • технологии использования внутренних ресурсов образовательной организации для трансдисциплинарной подготовки, исследовательской и мониторинговой деятельности;
  • освоение технологий инновационного развития.

Такой градиент содержания внутрифирменной подготовки обусловлен:

  • во-первых, возрастанием «веса» проектировочных компетенций в структуре профессиональной деятельности педагогов [1], необходимостью освоения полного цикла проектировочной деятельности;
  • во-вторых, изменением ряда функций педагогов [6] в процессе реализации компетентностных моделей образования;
  • в-третьих, тенденциями изменения профессиональной деятельности.

Размытие границ

Перспективное изменение характера деятельности установлено по итогам форсайт-исследований [2]. Прогнозируются размытие границ профессиональных задач, решаемых инженерами, управленцами и рабочими, а также перечень надотраслевых компетенций, владеть которыми в ближайшем времени будет необходимо всем специалистам:

  • системное и стратегическое мышление;
  • навыки системной инженерии, применения теории решения изобретательских задач, работы в команде;
  • способность к самообучению;
  • готовность к работе над кроссотраслевыми проектами;
  • способность к управлению на полном жизненном цикле технологий.

Для реализации трехкомпонентной модели внутрифирменной подготовки в самообучающихся образовательных организациях разработана профессионально-педагогическая практикоориентированная площадка как форма организации коллективной деятельности [10]. Являясь прикладным развитием организационно-деятельностной игры, обоснованной Г.П. Щедровицким [11], она позволяет объединить усилия субъектов образовательных систем для решения единых задач путем включения их в процесс коллективной мыследеятельности по актуализации и генерации корпоративных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Современная подготовка преподавателей. Вызовы времени / Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО. Сборник докладов и программа международной научной школы (под редакцией В.Г. Иванова, В.В. Кондратьева). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2012. – С. 122-129.
2. Итоги форсайт-флота – 2013: Участники разработали 10 карт будущего [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.asi.ru/news/11260 [дата обращения: 17.12.2014]
3. Новиков А.М. Возможности применения опыта корпоративного обучения в вузах // Инженерная педагогика. Сборник статей в 3 т. Центр инженерной педагогики МАДИ. – М., 2013. – вып. 15, т. 1. – С. 41-58.
4. Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. – Изд. 2-е, стереотипное – М.: ЭГВЕС, 2013. – 286 с.
5. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика управления самообучающихся организаций / Проект М. Васильева. – Харьков, 2006. – 384 с.
6. Сериков В.В. Педагог и его деятельность: обновление функций // Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования: проблемы, практический опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – С. 25-33.
7. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность / Михай Чиксентмихайи. Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013. – 194 с.
8. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / Михай Чиксентмихайи. Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2014. – 461 с.
9. Чистоусов В.А. Многомерный субъектно-ориентированный образовательный процесс (постановка проблемы) / Материалы IX Международного симпозиума по фундаментальным и прикладным проблемам науки, посвященного 90-летию со дня рождения академика В.П. Макеева. М.: РАН, 2014, т. 5 – С. 139-146.
10. Чистоусов В.А. Технология подготовки практикоориентированной площадки // Аккредитация в образовании. – 2015. – № 77. – С. 56-58.
11. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 9 (1). – М.: Наследие ММК, 2004. – 288 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, акцент, СПО, качество образования, педагогическое образование, КФУ

Похожие материалы:
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Синхронизация стандартов
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
СПО: сентябрьские тезисы
Ключевые проблемы профессионального образования
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Зачем нужна сертификация квалификаций
Дуальное образование в России
От количества к качеству: тенденции развития СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#100Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
#108Роман Симуков: «Для начала нужно выйти за рамки привычного образа ребенка-сироты»
#107Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
#101Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний