Двойное опережение подготовки педагоговОдной из моделей, позволяющей образовательным организациям функционировать и развиваться в динамично изменяющихся условиях внешней среды является модель самообучающейся организации. Просмотров: 245
Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером межрегиональной научно-практической конференции «Субъектно-ориентированное профессиональное образование: траектории, содержание, технологии» в Вятско-Полянском механическом техникуме (Кировская область). В мероприятии приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием Вятских Полян, Кирова, Казани, Йошкар-Олы и шести районов Кировской области. Одним из центральных событий конференции стала презентация научно-методического наставления «Двойное опережение подготовки педагогов: технологии, исследования, практика». Слово – авторам. В.А. ЧИСТОУСОВ, докторант кафедры педагогики института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат педагогических наук Н.В. ШЕШЕГОВА, заместитель директора по научно-методической работе Вятско-Полянского механического техникума (Кировская область) Самообучающаяся организация Одной из моделей, позволяющей образовательным организациям функционировать и развиваться в динамично изменяющихся условиях внешней среды является модель самообучающейся организации. Исследователь самообучающихся организаций, американский учёный Питер Сенге подчеркивает, что одной из целей деятельности организации должно быть создание атмосферы, в которой принципы личного совершенствования станут повседневной житейской практикой. «Это означает создание организации, в которой люди смогут лелеять собственные мечты, нормой будет дух пытливости и приверженности истине, и от сотрудников ожидают новаторства, особенно когда оно направлено на маловероятные стороны жизни, которыми обычно пренебрегают» [5, c. 183]. Целесообразность творческого переноса и рассмотрения современной образовательной организации как обучающейся (самообучающейся) обоснованы в работах академика А.М. Новикова [3, 4]. Руководствуясь этим, в Вятско-Полянском механическом техникуме активно действует научно-методический центр. Используя взаимосвязи сформированной организационной структуры, а также благодаря возможностям развитой системы социального партнерства, центр стал генератором инновационного развития всего учебного заведения. А оно, в свою очередь, перешло в режим функционирования самообучающейся образовательной организации. С учетом динамичного изменения рынка труда это особенно важно. Считаем, что в условиях нелинейного развития объективно необходим переход на новые концепты и модели образования, что невозможно без совершенствования уровня подготовки педагогов. Внутрифирменная подготовка В процессе наших исследований для самообучающихся образовательных организаций спроектирована система внутрифирменной подготовки, генеральной целью которой является двойное опережение подготовки педагогов, а структура содержания представлена специальным, педагогическим и корпоративными компонентами [9]. Считаем, что достижение двойного опережения подготовки педагогов является условием обеспечения опережающей подготовки обучающихся. Опыт показывает, что в процессе изучения вводимых в действие профессиональных стандартов и разработки технологий их стыковки с актуальными ФГОС выявляются пробелы не только в содержании образовательных программ, но и профессиональной подготовке преподавателей, связанные с недостаточным ориентированием в отдельных современных сегментах профессиональной деятельности, в интересах которой функционирует образовательная организация. Если педагоги изначально не оказываются включенными в субъект-субъектное взаимодействие, то не следует ожидать изменения характера взаимодействия и в системе «педагог – обучающиеся». Если повышение квалификации педагогов происходит преимущественно на основе трансляции известного знания, то в образовательном процессе им скорее всего не удастся инициировать генерацию новейшего знания в рамках совместной со студентами деятельности. Если педагоги не подготовлены к освоению перспективных технологий, то образование обучающихся не станет опережающим. Необходимые условия Переход педагогов образовательных организаций к модели деятельности, позволяющей достичь двойного опережения подготовки, возможен при соблюдении ряда условий. — готовность субъектов к инновационной деятельности:
— готовность педагогического коллектива к деятельности в изменяющихся условиях:
— готовность образовательной организации к инновационному развитию:
Основные элементы Внутрифирменная подготовка педагогов в рамках спроектированной системы характеризуется непрерывностью, адаптивностью, ориентацией на педагогическую прогностику, инженерию и инноватику. Одним из возможных показателей достижения целей является наличие у субъектов состояния потока [7, 8]. Основными элементами содержания внутрифирменной подготовки педагогов являются:
Такой градиент содержания внутрифирменной подготовки обусловлен:
Размытие границ Перспективное изменение характера деятельности установлено по итогам форсайт-исследований [2]. Прогнозируются размытие границ профессиональных задач, решаемых инженерами, управленцами и рабочими, а также перечень надотраслевых компетенций, владеть которыми в ближайшем времени будет необходимо всем специалистам:
Для реализации трехкомпонентной модели внутрифирменной подготовки в самообучающихся образовательных организациях разработана профессионально-педагогическая практикоориентированная площадка как форма организации коллективной деятельности [10]. Являясь прикладным развитием организационно-деятельностной игры, обоснованной Г.П. Щедровицким [11], она позволяет объединить усилия субъектов образовательных систем для решения единых задач путем включения их в процесс коллективной мыследеятельности по актуализации и генерации корпоративных знаний. ЛИТЕРАТУРА 1. Вербицкий А.А. Современная подготовка преподавателей. Вызовы времени / Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО. Сборник докладов и программа международной научной школы (под редакцией В.Г. Иванова, В.В. Кондратьева). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2012. – С. 122-129.
2. Итоги форсайт-флота – 2013: Участники разработали 10 карт будущего [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.asi.ru/news/11260 [дата обращения: 17.12.2014]
3. Новиков А.М. Возможности применения опыта корпоративного обучения в вузах // Инженерная педагогика. Сборник статей в 3 т. Центр инженерной педагогики МАДИ. – М., 2013. – вып. 15, т. 1. – С. 41-58.
4. Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. – Изд. 2-е, стереотипное – М.: ЭГВЕС, 2013. – 286 с.
5. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика управления самообучающихся организаций / Проект М. Васильева. – Харьков, 2006. – 384 с.
6. Сериков В.В. Педагог и его деятельность: обновление функций // Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования: проблемы, практический опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – С. 25-33.
7. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность / Михай Чиксентмихайи. Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013. – 194 с.
8. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / Михай Чиксентмихайи. Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2014. – 461 с.
9. Чистоусов В.А. Многомерный субъектно-ориентированный образовательный процесс (постановка проблемы) / Материалы IX Международного симпозиума по фундаментальным и прикладным проблемам науки, посвященного 90-летию со дня рождения академика В.П. Макеева. М.: РАН, 2014, т. 5 – С. 139-146.
10. Чистоусов В.А. Технология подготовки практикоориентированной площадки // Аккредитация в образовании. – 2015. – № 77. – С. 56-58.
11. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 9 (1). – М.: Наследие ММК, 2004. – 288 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|