Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Синхронизация стандартов

Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве.

Просмотров: 333

В конце апреля Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, вносятся изменения, закрепляющие обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, в случае, если указанные требования установлены кодексом, другими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами страны.

Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве.

Открытые вопросы

Еще в начале апреля, выступая на встрече с депутатами Госдумы РФ, министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что в настоящее время уже готовы 446 профстандартов: «До конца весенней сессии мы планируем внести в Госдуму законопроект, который будет создавать систему независимой оценки профессиональных квалификаций.<…> Это необходимо, для того чтобы оценку знаний выпускников проводили не вузы и учебные заведения, а специализированные центры под эгидой работодателей. Сейчас мы вместе с профсоюзами и работодателями пытаемся прописать этот механизм». И вот закон подписан.

Интерес к вопросам использования профстандартов в профобразовании растёт. С одной стороны, образовательные организации готовы к тому, чтобы внести содержащиеся в профстандартах требования в основные образовательные программы. Такая работа проводится уже давно, поскольку ФГОС СПО обязывает их учитывать требования работодателей. Кроме этого, профстандарты могут быть использованы и в качестве основы для ежегодного фактического (а не формального) обновления программ.

С другой стороны, необходимо отметить качественную составляющую профессиональных стандартов. Разработка их в авральном режиме – за январь-март утверждено около 150 профстандартов, – даёт повод сомневаться в качестве. Не исключено, что разработчики пойдут по пути наименьшего сопротивления и возьмут (и уже берут) за основу существующие образовательные стандарты СПО. Позволит ли подобный подход учесть запросы рынка труда? Вопрос остаётся открытым.

Кроме этого, появляется и другой вопрос: нужен ли в принципе законопроект о синхронизации стандартов? Ведь в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11, ч. 7, ФЗ-273) и ряде подзаконных актов (например, в постановлении Правительства РФ от 5 августа 2013 года, № 661) уже есть положения, обязывающие учитывать профессиональные стандарты при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Это лишь часть тех проблем, с которыми предстоит работать профессиональным образовательным организациям. Руководители колледжей и техникумов, принявшие участие во Всероссийском практическом семинаре «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», выразили активное стремление их решать.

Семинар провела федеральный эксперт по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ СПО, куратор разработки и внесения изменений в ФГОС СПО Елена Зачёсова. Соведущим выступил заместитель руководителя центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, кандидат исторических наук Фёдор Дудырев. Вместе с участниками встречи они проанализировали пошаговый алгоритм формирования различных образовательных программ: профобучения, основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, учитывающих требования профстандартов.

Пошаговый алгоритм

В результате проведенного на семинаре коллективного анализа алгоритм формирования образовательных программ с учётом требований профстандартов был представлен следующим образом.

Шаг первый. Создание рабочей группы, в которую должны войти не только руководители образовательных организаций и педагогические работники, но и работодатели.

Шаг второй. Выбор профстандартов, на основе которых будут разрабатываться профессиональные образовательные программы.

Анализ, проведённый участниками семинара, показал, что даже на этапе поиска необходимого документа образовательные организации могут столкнуться с проблемами, потому что не всегда название профессионального стандарта совпадает или синонимично с названием программы.

Некоторые профстандарты необходимо учитывать лишь частично, выбирая из них ту или иную обобщенную трудовую функцию. Также в СПО есть программы, которые должны быть составлены с учетом двух или трех профстандартов.

Интересные выводы получили участники группы, занявшиеся разработкой программы профобучения «Повар». Они проанализировали один из первых профстандартов, который разработала Федерация рестораторов и отельеров, и пришли к выводу, что есть расхождения предложенного профессионального стандарта с ЕТКС. Федерация снизила уровень квалификации повара: в профстандарте помощник повара соответствует повару в едином тарифно-квалификационном справочнике.

Шаг третий. Сопоставление ФГОСов и профстандартов. Здесь необходимо учитывать, что терминология профстандартов и ФГОС СПО отличается, поскольку первые описывают деятельность, а вторые – характеристики выпускника, овладевшего деятельностью.

Шаг четвертый. Формирование результатов освоения программ с учётом профессионального стандарта. На основе выводов, сделанных при сопоставлении ФГОС и профстандартов, необходимо составить перечень результатов освоения образовательной программы.

Шаг пятый. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе.

Шаг шестой. Формирование структуры и содержания программы.

Шаг седьмой. Разработка учебного плана и календарного графика.

Шаг восьмой. Экспертиза образовательной программы, в которой могут принять участие представители работодателей или их объединений, представители обучающихся (студенты, аспиранты, выпускники), педагоги, участвовавшие в реализации программы, так как они смогут дать оценку дидактической целесообразности программы.

Таким образом, комплексная работа по проектированию программ профессионального образования с учетом профстандартов позволит, не дожидаясь синхронизации стандартов, проводить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которые будут востребованы на рынке труда.

Редакция благодарит за предоставленные для статьи материалы компанию «Академия профессионального развития».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Двойное опережение подготовки педагогов
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Дуальное образование в России
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартов
В РГСУ обсудили профстандарты в социальной сфере
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Туринский процесс: всё впереди
Новый уровень модернизации НПО и СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ