Сопряжение профессиональных и образовательных стандартовАнализ международных тенденций в сфере образования выявил создание в современных условиях новой культуры обучения, которая отвечает объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества и формируется на основе интеграции теории и практики образования. Просмотров: 574
Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016. ПАК Юрий Николаевич – проректор по УМО Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор
ИМАНОВ Марат Омирбекович – заведующий кафедрой дизайна, архитектуры и прикладной механики Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент
ПАК Дмитрий Юрьевич – доцент кафедры геофизики и геологии Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук
ШИЛЬНИКОВА Ирина Олеговна – старший методист УМО Карагандинского государственного технического университета
Анализ международных тенденций в сфере образования выявил создание в современных условиях новой культуры обучения, которая отвечает объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества и формируется на основе интеграции теории и практики образования, обеспечения его взаимодействия со сферой труда. В этих условиях национальная рамка квалификаций (НРК) служит основой сопряжения профессиональных и образовательных стандартов. Рамка квалификаций: нормативные основы Общество будущего задает общую цель экономики и системы образования – получение конкурентоспособных, самостоятельных и ответственных кадров, способных и мотивированных к саморазвитию в течение всей жизни в условиях нестабильности и подвижности квалификаций. В зарубежной практике понятие «рамка квалификаций» является инструментом сопряжения сфер труда и образования и основой обновления национальной системы квалификаций, построенной на принципах прозрачности получения квалификаций, объективности, независимости их оценивания и систематичности обновления, что дает импульс к эффективному экономическому росту страны. Рамка квалификаций рассматривается как системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С её помощью проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения, устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении. Разработка и внедрение НРК подразумевает формирование методологической основы для принципиальных изменений в системе образования и национальной системе квалификаций. Проблематика в области развития НРК в разных странах примерно схожа [1]. В программном документе «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» президентом Н.А. Назарбаевым в числе прочих было дано поручение Правительству РК [2]:
В рамках выполнения данного поручения Трудовой кодекс [3] был дополнен «главой 10-1. Национальная система квалификаций». В сентябре 2012 года утверждена национальная рамка квалификаций, в 2013 и 2014 годах в неё вносились изменения [4]:
Новая редакция: плюсы и минусы В марте 2016 года Республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений утверждена новая редакция НРК. Обращает на себя внимание полная идентичность 5 и 6 уровней рамки в части знаний, умений и навыков, а также личностных и профессиональных компетенций. При этом пятый уровень предполагает «послесреднее образование, (прикладной бакалавриат), практический опыт, не менее двух лет обучения в бакалавриате или трех лет освоения программ специального высшего образования, практический опыт», а шестой уровень предполагает «высшее образование – бакалавриат, специалитет, ординатура и практический опыт». В ст. 20 Закона РК «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 9.04.2016) прописано: «Образовательные программы послесреднего образования направлены на подготовку квалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена и прикладного бакалавра из числа граждан, имеющих среднее образование (общее среднее или техническое и профессиональное)» и далее «по завершению обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваивается квалификация «специалист среднего звена», «прикладной бакалавр». Отождествление пятого и шестого уровней нарушает принципы непрерывности, преемственности и последовательного повышения требований к результатам обучения, основанных на компетенциях, которые положенны в основу разработки НРК, что даёт повод говорить о заниженных требованиях, предъявляемых в части высшего образования. Следует признать неудачными формулировки ряда определений (в особенности определения «навыки»):
Непонятна мотивация такого перехода, тем более что национальные рамки квалификаций 2012 и 2014 годов содержали вполне адекватную формулировку этих понятий:
К положительным моментам следует отнести возврат к описанию требований к личностным и профессиональным компетенциям (см. рис. 1), в силу того что НРК служит основой для разработки отраслевых рамок квалификаций и далее – профессиональных стандартов. Рисунок 1. Возврат к личностным и профессиональным компетенциям отвечает также требованиям Госстандартов высшего и послевузовского образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292, предписывающих разрабатывать профессиональные компетенции по каждой специальности высшего образования на основе профессиональных стандартов. Казахстанский опыт: проблемы и перспективы Национальная рамка квалификаций РК представляет собой структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда, разрабатывается на основе Европейской рамки квалификаций и содержит восемь квалификационных уровней. Рамка определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов, обеспечивая межотраслевую сопоставимость квалификаций, и является основой для системы сертификации квалификаций (см. рис. 2). Рисунок 2. Национальная рамка квалификаций как основа сопряжения сфер труда и высшего образования В национальной рамке квалификаций приводится структурное описание требований к знаниям, умениям и навыкам, личностным и профессиональным компетенциям. Детализация этих требований осуществляется в отраслевых рамках квалификаций и профессиональных стандартах. По состоянию на 14 сентября 2016 года утратили силу ранее утвержденные и опубликованные на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов РК «Əділет» отраслевые рамки квалификаций в сферах геологии, оптовой и розничной торговли, строительной индустрии, металлургии, легкой промышленности, статистики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, архивного дела и управления документацией, органов внутренних дел РК, электроэнергетики, машиностроения, химического производства, информационно-коммуникационных технологий, нефтегазовой отрасли, гражданской авиации, системы здравоохранения, космической деятельности, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, интеллектуальной собственности и регистрации недвижимого имущества, геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. Сведений об утверждении новых отраслевых рамок квалификаций, в том числе в других сферах, нет. Тем не менее разработка проектов профессиональных стандартов продолжается. Первый казахстанский опыт создания профессиональных стандартов показал, что разработка большинства из них была начата без утверждения отраслевых рамок квалификаций. В большинстве утвержденных профстандартов содержится неполный перечень трудовых функций. Слабо представлены требования к знаниям, умениям, личностным и профессиональным компетенциям [5]. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы отмечено [6]: «Уполномоченные государственные органы и объединения работодателей соответствующих сфер деятельности продолжат работу по разработке и пересмотру отраслевых рамок квалификаций. На их основе объединениями работодателей будут разрабатываться профессиональные стандарты и утверждаться национальной палатой предпринимателей. В соответствии с этим вузы будут разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов. К 2019 году 45 процентов образовательных программ высшего и послевузовского образования будут основаны на квалификационных компетенциях профессиональных стандартов». Развитие национальной системы квалификаций в Казахстане немыслимо без паритетного участия заинтересованных сторон (сферы труда и системы образования) в формировании квалификационной характеристики выпускника-специалиста в формате компетенций. Работодатели в профстандартах указывают прикладной аспект знаний и умений работника, который необходим ему для выполнения конкретных работ в рамках трудовых функций. А что нужно, для того чтобы он обладал этими знаниями, умениями и компетенциями, – вопрос к сфере образования. Это актуализирует необходимость привлечения в качестве разработчиков профессиональных стандартов не только экспертов-профессионалов в определённой отрасли экономики, но и представителей университетской системы: в частности, учебно-методических объединений вузов РК [4]. На основе профессиональных стандартов и требований реального сектора экономики должна формироваться образовательная политика и система сертификации квалификации специалистов. Ядром национальной системы квалификаций должны стать профессиональные и образовательные стандарты, обеспечивающие взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями меняющейся экономики. Понятия «профессиональные компетенции» и «профессиональный стандарт» настолько тесно взаимосвязаны, что их нежелательно отделять друг от друга. К сожалению, если понятие «профессиональный стандарт» в РК законодательно определено, то нет однозначного толкования понятия «профессиональные компетенции», что создаёт трудности в развитии национальной системы квалификаций. Развитие национальной системы квалификаций и формирование профессиональных стандартов не должны превратиться в пропагандистскую кампанию для имитации активных действий по сопряжению требований сферы труда и системы образования. Хочется верить, что Национальная палата предпринимателей станет организационно- методологическим центром, способным сыграть роль системного интегратора в разработке профессиональных стандартов как инновационной основы для совершенствования образовательных стандартов высшего образования. Список литературы
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|