Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов

Анализ международных тенденций в сфере образования выявил создание в современных условиях новой культуры обучения, которая отвечает объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества и формируется на основе интеграции теории и практики образования.

Просмотров: 574

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

ПАК Юрий Николаевич ПАК Юрий Николаевич – проректор по УМО Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор
ИМАНОВ Марат Омирбекович ИМАНОВ Марат Омирбекович – заведующий кафедрой дизайна, архитектуры и прикладной механики Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент
ПАК Дмитрий Юрьевич ПАК Дмитрий Юрьевич – доцент кафедры геофизики и геологии Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук
ШИЛЬНИКОВА Ирина Олеговна ШИЛЬНИКОВА Ирина Олеговна – старший методист УМО Карагандинского государственного технического университета

Анализ международных тенденций в сфере образования выявил создание в современных условиях новой культуры обучения, которая отвечает объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества и формируется на основе интеграции теории и практики образования, обеспечения его взаимодействия со сферой труда. В этих условиях национальная рамка квалификаций (НРК) служит основой сопряжения профессиональных и образовательных стандартов.

Рамка квалификаций: нормативные основы

Общество будущего задает общую цель экономики и системы образования – получение конкурентоспособных, самостоятельных и ответственных кадров, способных и мотивированных к саморазвитию в течение всей жизни в условиях нестабильности и подвижности квалификаций.

В зарубежной практике понятие «рамка квалификаций» является инст­рументом сопряжения сфер труда и образования и основой обновления национальной системы квалификаций, построенной на принципах прозрачности получения квалификаций, объективности, независимости их оценивания и систематичности обновления, что дает импульс к эффективному экономическому росту страны. Рамка квалификаций рассматривается как системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С её помощью проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения, устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении. Разработка и внедрение НРК подразумевает формирование методологической основы для принципиальных изменений в системе образования и национальной системе квалификаций.

Проблематика в области развития НРК в разных странах примерно схожа [1]. В программном документе «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» президентом Н.А. Назарбаевым в числе прочих было дано поручение Правительству РК [2]:

  • разработать и принять План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года;
  • активизировать работу по созданию независимой системы подтверждения квалификации для выпускников вузов и колледжей.

В рамках выполнения данного поручения Трудовой кодекс [3] был дополнен «главой 10-1. Национальная система квалификаций».

В сентябре 2012 года утверждена национальная рамка квалификаций, в 2013 и 2014 годах в неё вносились изменения [4]:

  • в части предназначения НРК добавлено «1) разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные стандарты»; убрано «3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту»;
  • в основные термины и понятия внесены определения «квалификация», «уровень квалификации», «вид трудовой деятельности», «область профессиональной деятельности», «трудовая функция», «профессиональная задача», «профессия», «компетенция», «функциональная карта»; убраны определения «национальная система квалификаций» и «опыт»;
  • из «раздела 1. Общие положения» выделен «раздел 2. Структура национальной рамки квалификаций с акцентом на знания и умения, а также на квалификации и компетенции»;
  • в самой структуре национальной рамки квалификаций была произведена замена: «знания» на «требования к знаниям», «умения и навыки» на «требования к умениям», «личностные и профессиональные компетенции» на «требования к трудовым функциям».

Новая редакция: плюсы и минусы

В марте 2016 года Республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений утверждена новая редакция НРК. Обращает на себя внимание полная идентичность 5 и 6 уровней рамки в части знаний, умений и навыков, а также личностных и профессиональных компетенций. При этом пятый уровень предполагает «послесреднее образование, (прикладной бакалавриат), практический опыт, не менее двух лет обучения в бакалавриате или трех лет освоения программ специального высшего образования, практический опыт», а шестой уровень предполагает «высшее образование – бакалавриат, специалитет, ординатура и практический опыт».

В ст. 20 Закона РК «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 9.04.2016) прописано: «Образовательные программы послесреднего образования направлены на подготовку квалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена и прикладного бакалавра из числа граждан, имеющих среднее образование (общее среднее или техническое и профессиональное)» и далее «по завершению обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваивается квалификация «специалист среднего звена», «прикладной бакалавр».

Отождествление пятого и шестого уровней нарушает принципы непрерывности, преемственности и последовательного повышения требований к результатам обучения, основанных на компетенциях, которые положенны в основу разработки НРК, что даёт повод говорить о заниженных требованиях, предъявляемых в части высшего образования.

Следует признать неудачными формулировки ряда определений (в особенности определения «навыки»):

  • квалификация – официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения, дающее право на осуществление трудовой деятельности;
  • знания – информация, нормы, используемые в индивидуальной и профессиональной деятельности;
  • умение – контролируемые работником действия, соответствующие требованиям норм деятельности;
  • навыки – не контролируемые работником действия, соответствующие требованиям норм деятельности.

Непонятна мотивация такого перехода, тем более что национальные рамки квалификаций 2012 и 2014 годов содержали вполне адекватную формулировку этих понятий:

  • квалификация – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы;
  • знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
  • умение – способность применять знания и проявлять компетентность с целью осуществления трудовой деятельности и решения задач (применение логического, творческого и практического мышления).

К положительным моментам следует отнести возврат к описанию требований к личностным и профессиональным компетенциям (см. рис. 1), в силу того что НРК служит основой для разработки отраслевых рамок квалификаций и далее – профессиональных стандартов.

Рисунок 1.

Личностные и профессиональные компетенции

Возврат к личностным и профессиональным компетенциям отвечает также требованиям Госстандартов высшего и послевузовского образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292, предписывающих разрабатывать профессиональные компетенции по каждой специальности высшего образования на основе профессиональных стандартов.

Казахстанский опыт: проблемы и перспективы

Национальная рамка квалификаций РК представляет собой структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда, разрабатывается на основе Европейской рамки квалификаций и содержит восемь квалификационных уровней. Рамка определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов, обеспечивая межотраслевую сопоставимость квалификаций, и является основой для системы сертификации квалификаций (см. рис. 2).

Рисунок 2. Национальная рамка квалификаций как основа сопряжения сфер труда и высшего образования

Национальная рамка квалификаций

В национальной рамке квалификаций приводится структурное описание требований к знаниям, умениям и навыкам, личностным и профессиональным компетенциям. Детализация этих требований осуществляется в отраслевых рамках квалификаций и профессиональных стандартах.

По состоянию на 14 сентября 2016 года утратили силу ранее утвержденные и опубликованные на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов РК «Əділет» отраслевые рамки квалификаций в сферах геологии, оптовой и розничной торговли, строительной индустрии, металлургии, легкой промышленности, статистики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, архивного дела и управления документацией, органов внутренних дел РК, электроэнергетики, машиностроения, химического производства, информационно-коммуникационных технологий, нефтегазовой отрасли, гражданской авиации, системы здравоохранения, космической деятельности, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, интеллектуальной собственности и регистрации недвижимого имущества, геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.

Сведений об утверждении новых отраслевых рамок квалификаций, в том числе в других сферах, нет. Тем не менее разработка проектов профессиональных стандартов продолжается.

Первый казахстанский опыт создания профессиональных стандартов показал, что разработка большинства из них была начата без утверждения отраслевых рамок квалификаций. В большинстве утвержденных профстандартов содержится неполный перечень трудовых функций. Слабо представлены требования к знаниям, умениям, личностным и профессиональным компетенциям [5]. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы отмечено [6]: «Уполномоченные государственные органы и объединения работодателей соответствующих сфер деятельности продолжат работу по разработке и пересмотру отраслевых рамок квалификаций. На их основе объединениями работодателей будут разрабатываться профессиональные стандарты и утверждаться национальной палатой предпринимателей. В соответствии с этим вузы будут разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов. К 2019 году 45 процентов образовательных программ высшего и послевузовского образования будут основаны на квалификационных компетенциях профессиональных стандартов».

Развитие национальной системы квалификаций в Казахстане немыслимо без паритетного участия заинтересованных сторон (сферы труда и системы образования) в формировании квалификационной характеристики выпускника-специалиста в формате компетенций. Работодатели в проф­стандартах указывают прикладной аспект знаний и умений работника, который необходим ему для выполнения конкретных работ в рамках трудовых функций. А что нужно, для того чтобы он обладал этими знаниями, умениями и компетенциями, – вопрос к сфере образования. Это актуализирует необходимость привлечения в качестве разработчиков профессиональных стандартов не только экспертов-профессионалов в определённой отрасли экономики, но и представителей университетской системы: в частности, учебно-методических объединений вузов РК [4].

На основе профессиональных стандартов и требований реального сектора экономики должна формироваться образовательная политика и система сертификации квалификации специалистов. Ядром национальной системы квалификаций должны стать профессиональные и образовательные стандарты, обеспечивающие взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями меняющейся экономики.

Понятия «профессиональные компетенции» и «профессиональный стандарт» настолько тесно взаимосвязаны, что их нежелательно отделять друг от друга. К сожалению, если понятие «профессиональный стандарт» в РК законодательно определено, то нет однозначного толкования понятия «профессиональные компетенции», что создаёт трудности в развитии национальной системы квалификаций.

Развитие национальной системы квалификаций и формирование профессиональных стандартов не должны превратиться в пропагандистскую кампанию для имитации активных действий по сопряжению требований сферы труда и системы образования. Хочется верить, что Национальная палата предпринимателей станет организационно- методологическим центром, способным сыграть роль системного интегратора в разработке профессиональных стандартов как инновационной основы для совершенствования образовательных стандартов высшего образования.

Список литературы

  1. Есенина Е.Ю. Национальная рамка квалификаций (Международный опыт использования) // «Профессиональное образование в России и за рубежом». – 2013. – № 4 (12). – С. 14-20.
  2. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда // «Казах­станская правда». – 2012. – 10 июля.
  3. Трудовой кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.02.2012 г.) / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Əділет». URL: http://adilet.zan.kz.
  4. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Формирование национальной системы квалификаций и ее сопряжение с образовательными стандартами // «Alma mater». – 2014. – № 11. – С. 51-58.
  5. Газалиев А.М., Пак Ю.Н. Станут ли профессиональные стандарты основой для формирования образовательных стандартов нового поколения? // «Современное образование». – 2014. – № 3 (95). – С. 20-29.
  6. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016‑2019 годы / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Əділет». URL: http://adilet.zan.kz.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Обеспечение качества образования в Казахстане
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Синхронизация стандартов
Национальная модель аккредитации Казахстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ