Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В Казахстане создана национальная система оценки качества образования

В Республике Казахстан принципы новой парадигмы знаний отражены в государственной программе развития образования на 2011-2020 годы. Попытаемся ответить на вопросы: как встроена система оценки качества образования в решение поставленных государством задач, как модернизируется эта система в контексте общемировых тенденций, как она реагирует на изменения в отечественном образовании?

Просмотров: 7212

Покорение высот общества знаний

ИРСАЛИЕВ Серик Азтаевич – председатель комитета по контролю в сфере образования и науки министерства образования и науки Республики Казахстан, кандидат сельскохозяйственных наук.
Родился в 1959 году в городе Жаркенте Алматинской области. Окончил Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ). Трудовую биографию начал инженером лесной таксации. В дальнейшем работал в альма-матер, в том числе деканом по работе с иностранными студентами, заведующим кафедрой лесоводства. В 1993 году перешел на государственную службу в министерство образования, где занимал руководящие должности:
директора национального центра государственных стандартов образования и тестирования, заместителя председателя комитета по надзору и аттестации, директора департамента стратегии развития, вице-министра образования и науки. С 2011 года председатель комитета по контролю в сфере образования и науки.
Имеет более 40 публикаций по вопросам международного сотрудничества в области образования и внедрения внешней оценки качества в систему образования Республики Казахстан.
Кавалер ордена «Құрмет» (2007). Почетный работник образования Республики Казахстан (2009).
Женат, трое детей.

В интерактивной лекции «Казахстан на пути к обществу знаний», прочитанной президентом Нурсултаном Назарбаевым 5 сентября 2012 года, еще раз было закреплено два стратегических тезиса: развитие человеческого капитала – главного ресурса государства – должно быть приоритетным, и роль образования в развитии человеческого капитала является ключевой.

Знание специфики и практики реализации контрольных функций в сфере образования позволяет утверждать: в основе качества лежит правильно выстроенная система его оценивания. Именно такой подход к решению проблемы превращает качество образования в мощное орудие влияния на судьбы экономик и государств.

В Республике Казахстан принципы новой парадигмы знаний отражены в государственной программе развития образования на 2011-2020 годы. В ходе ее реализации были актуализированы вопросы оценивания качества образования, его измерения, совершенствования и контроля. Попытаемся ответить на вопросы: как встроена система оценки качества образования в решение поставленных государством задач, как модернизируется эта система в контексте общемировых тенденций, как она реагирует на изменения в отечественном образовании?

В течение двадцати лет независимости в Казахстане сложилась целостная многоуровневая национальная система оценки качества образования (НСОКО), которая на сегодняшний день состоит из десяти основных элементов.

Первым кирпичиком этой системы является осуществление разрешительной функции, то есть лицензирование. Оно должно обеспечить доступ на рынок образовательных услуг только тем, кто обладает минимально необходимыми материальными, интеллектуальными и другими необходимыми ресурсами. В то же время избыточность разрешительных функций порождает бюрократическую волокиту, административные барьеры, коррупцию. Поэтому президентом страны поставлена задача упрощения административных процедур, сокращения в десять раз количества разрешительных функций.

В Казахстане на сегодняшний день наблюдается стремление организаций образования расширить сферу деятельности – без соблюдения минимальных требований к оказанию образовательных услуг.

Тем не менее министерство образования и науки республики последовательно движется в сторону оптимизации разрешительных функций. Так, из 27 разрешительных документов 9 (33 процента) предложено сократить. И чем выше будет академическая культура, действеннее общественно-профессиональные и рыночные механизмы регулирования качества образования, тем меньшим будет количество разрешительных функций.

Следует отметить, что в рамках сегодняшних реалий из системы лицензирования выведены практически все разрешительные процедуры, которые можно было исключить.

Для поддержки предпринимательства и развития государственно-частного партнерства отменено лицензирование дошкольного, а также дополнительного, специального и специализированного образования. Остались в строю только те разрешительные функции, сфера действия которых затрагивает социально чувствительное поле и где сохраняется высокая базовая ответственность – школьное и профессиональное образование. На сегодняшний день обеспечена прозрачность всех этапов лицензирования: с апреля 2012 года оно перешло в электронный формат, сформированы общественные комиссии по лицензированию, решения которых отражаются на сайте.

Вторым, очень важным элементом НСОКО является государственный контроль. В нынешнем году на национальном уровне начала действовать единая система контроля, в структуру которой входят 16 территориальных департаментов комитета по контролю. Необходимо подчеркнуть, полная централизация контроля в условиях республики была необходима и своевременна. Поясним в связи с этим: децентрализация управления, на которую возлагались надежды повышения эффективности системы образования за счет передачи полномочий вместе с ответственностью «вниз», продемонстрировала свою неэффективность. В 9 из 16 регионов Казахстана вообще отсутствовали соответствующие подразделения. Итоги государственной аттестации в абсолютном большинстве случаев были положительными. В основе этой ситуации долгие годы лежал конфликт интересов – тот, кто руководил организацией образовательных услуг, сам же и проверял их качество.

Среди негативных последствий – общее снижение качества образования и рост его региональной дифференциации, отсутствие обратной связи, невозможность изучения проблем в национальном масштабе.

Сегодня на уровне детских садов, школ и организаций технического и профессионального образования (ТиПО) создана система сдержек и противовесов. Внешний беспристрастный взгляд уже выявил ряд серьезных системных проблем, требующих решения. Кроме того, в результате создания вертикали контроля качества начал действовать канал обратной связи с организациями образования; заработал механизм стимулирования повышения профессионализма педагогов, установлен диалог с родительской общественностью, ин ститутами гражданского общества, обеспечено независимое оценивание качества образовательных услуг.

Государственный контроль и аттестация сохранены и для университетов. Исключение составляет Назарбаев Университет, деятельность которого строится в соответствии с особым законом и модель развития которого является ориентиром для всех университетов Казахстана. В чем заключаются основные проблемы университетов?

Признаем, Казахстан не стал исключением из общемировой тенденции массовизации высшего образования, которая идет в ущерб его качеству. Если в 1991 году в стране насчитывалось 55 вузов, то к 2001 году их число достигло пика – 182. Сегодня на 10 тыс. населения Казахстана приходится 377 студентов. То есть, Казахстан опережает такие страны, как Великобритания (272), Германия (258), Франция (338), Япония (222), Чехия (147), Венгрия (140), Азербайджан (59). В 2011 году в казахских вузах училось 620 тыс. студентов. Большинство из них – 335 тыс. (54 процента) – обучалось заочно. Число обучающихся в организациях ТиПО в этот период составляло 604 тыс., то есть меньше, чем студентов вузов.

Сегодня министерством образования и науки республики проводится оптимизация сети вузов путем объединения, слияния, преобразования, а также закрытия вузов, не отвечающих установленным законодательством требованиям в области образования. В прошлом учебном году по результатам контрольных мероприятий сеть вузов была сокращена на 10 единиц. Эта работа продолжается.

Третий элемент НСОКО – аккредитация. Государственный контроль по своей природе является бюрократизированной, формализованной процедурой с ограниченной степенью эффективности. Его цель – установить соответствие организаций образования минимальным требованиям государства. Эти процедуры недостаточно мотивируют представителей образовательной сферы на реализацию творческого подхода, не побуждают к инициативе для достижения высоких целей. Поэтому необходимо развивать рыночные и общественно-профессиональные механизмы регулирования качества образования.

Эту функцию выполняет аккредитация. Она определяет перспективы развития организаций образования, его максимально достижимый уровень при имеющихся ресурсах (материальных, технических, человеческих и прочих). На сегодняшний день нормативная правовая база для аккредитации создана. Введен в действие реестр аккредитационных органов.

В него включены 2 казахстанских и 4 признанных в мире зарубежных агентства. Они будут проводить независимую профессиональную оценку качества вузовских услуг, которая к 2015 году должна заменить государственную аттестацию.

Наряду с аккредитацией мощным мотивационным инструментом в повышении качества образования служат рейтинги и сопоставления – четвертый элемент НСОКО. Результаты реализации курса на приоритет образования в государственной политике уже нашли отражение в международных рейтингах. Так, согласно данным отчета Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК), Казахстан в течение последнего года улучшил позицию на 21 пункт, поднявшись с 72-го места на 51-е. Таких результатов не показывала ни одна страна за все время существования ГИК. Сфера образования и науки внесла в этот скачок весомый вклад: по большинству относящихся к ней индикаторов показан хороший рост. Он особенно заметен по таким позициям, как «сотрудничество университетов и бизнеса» – продвижение на 29 пунктов, «повышение квалификации персонала» – на 24, «прозрачность решений» – на 21, «качество системы образования» – на 11.

Сегодня два национальных университета Казахстана – имени аль-Фараби и Евразийский имени Л.Н. Гумилева – впервые вошли в топ-400 лучших университетов мира, а Казахстанско-Британский технический университет, впервые вошедший в рейтинг, сразу попал в кластер 551-600. Казахстан занимает 14-е место из 177 стран мира по уровню грамотности. Уже в течение четырех лет Казахстан находится в четверке лидеров по индексу развития образования ЮНЕСКО (ИРО) из 129 стран. Высокие результаты обусловлены тем, что одиннадцатилетнее среднее образование в Казахстане обязательно и бесплатно. Правительством республики ежегодно увеличиваются объемы финансирования образования, причем их основная доля приходится на общее среднее образование.

Пятым элементом НСОКО является признание документов об образовании – это инструмент интернационализации образования и расширения академической мобильности. Процедуры признания документов подтверждают, что система образования Казахстана отвечает международным требованиям. В 2012 году апостилировано 1059 казахстанских документов об образовании, обладатели которых выезжают за рубеж для продолжения образования. Не зафиксировано ни одного случая претензий иностранных партнеров к этим документам и уровню образования их обладателей. В этот же период Казахстан признал 3845 документов, полученных в зарубежных организациях образования: Узбекистане – 1686, России – 886, Кыргызстане – 726, Монголии – 168, Китае – 144, Туркменистане – 78, Таджикистане – 33, Турции – 29, США – 12, других странах – 83.

Шестой элемент – внешняя оценка учебных достижений. В 2012 году введена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) – один из видов независимого от организаций образования мониторинга качества обучения в виде тестирования. Принципиальным в ВОУД является отказ от правовых последствий в отношении организаций образования.

Результаты внешней оценки будут использоваться для широкого информирования учащихся, студентов, родительской общественности о качестве предоставления образовательных услуг в каждой организации образования. В нынешнем году ВОУД впервые была проведена для учащихся девятых классов. Осенью пройдет ВОУД студентов четвертых курсов вузов по таким направлениям, как образование, экономика и бизнес, право.

Единое национальное тестирование – седьмой элемент системы оценки качества – введено в 2004 году. ЕНТ обеспечило независимое оценивание результатов обучения в школе и доступ к высшему образованию, сводящий к минимуму фактор субъективности. За девять лет в тестировании приняли участие 1240 тыс. человек, что составляет 80 процентов от общего количества выпускников школ за эти годы.

ЕНТ несет в себе ряд системных проблем, которые связаны с совмещением двух разных по педагогическим целям измерений: итоговой аттестации и конкурсного отбора. Узкий выбор предметов тестирования – четыре обязательных и один по выбору – подталкивает выпускников к механическому заучиванию тестовых заданий по четырем-пяти предметам школьной программы в ущерб остальным. При этом и вузы ограничены в возможности качественного отбора абитуриентов, так как в ЕНТ предусмотрен лишь один профильный предмет. Кроме того, тестирование выполняет слишком много социальных нагрузок: от оценки обучения в школе до реализации права на высшее образование.

Решением этих проблем станет переход на двухэтапное тестирование, предусмотренный госпрограммой развития образования до 2020 года. На первом этапе (национальный тест) с помощью заданий логического характера будет тестироваться функциональная грамотность. Национальное тестирование предполагается проводить по пяти предметам, которые могут ежегодно меняться. Предусмотрено написание эссе. На втором этапе (комплексный тест) абитуриенты пройдут независимое тестирование, результат которого будет учитываться при приеме в вузы, – общий тест на определение функциональной грамотности и блок из двух предметов – в зависимости от специальности. Новый формат тестирования мотивирует подготовку выпускников школ по всему спектру предметов, снизит социальную нагрузку на тестирование, сделает отбор в вузы более целенаправленным и объективным. В 2013 и 2014 годах планируется проведение соответствующего эксперимента с последующим полным переходом на двухэтапное тестирование к 2015 году. В результате реализации указанных мер будет осуществлена трансформация единого национального тестирования в социально ориентированную, эффективную и четко регламентированную модель оценки уровня знаний учащихся.

Восьмой элемент НСОКО – национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан, учитывающий межрегиональный и международный аспекты, который публикуется ежегодно, начиная с 2006 года, в двух версиях – краткой и полной, на трех языках. Это делается с целью обеспечения общества объективной и достоверной информацией о состоянии, развитии и результатах функционирования системы образования Республики Казахстан.

Девятый элемент. Независимая оценка качества, подтверждение уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации (НОК). Эта процедура, решающая задачу оценки качества необходимых для доступа к профессии компетенций, которую осуществляют независимые эксперты из числа работодателей, получила распространение в течение последних шести лет на уровне технического и профессионального образования. В первые годы становления НОК эта работа институционально, методически и финансово поддерживалась государством – с этой целью был создан соответствующий центр. По мере наработки необходимой практики планируется поэтапная передача НОК аккредитованным профессиональным ассоциациям. Более того, система независимой оценки и подтверждения квалификации будет распространена и на выпускников вузов. В первую очередь через НОК пройдут выпускники педагогических специальностей. Без качественного педагогического корпуса не будет эффекта от строительства новых организаций образования, покупки новых компьютеров и хороших учебников.

Поэтому в 2012 году была кардинально пересмотрена оценка качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей. С целью привлечения лучших выпускников школ на обучение педагогическим специальностям значительно увеличен размер государственного гранта на их получение. Разработана и внедряется принципиально новая система повышения квалификации. Для этого созданы новые структуры – центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах, где сосредоточены лучшие педагоги и применяются передовые технологии обучения, и национальный центр повышения квалификации педагогов.

Учителя получат возможность проходить специальную трехмесячную переподготовку по новым программам в соответствии с мировым опытом. Оценивать слушателей курсов будут независимые от минобрнауки и центров педагогического мастерства эксперты, которые готовились – параллельно с разработкой правил оценивания – по методике Кембриджского университета. Такую переподготовку в течение пяти лет пройдут более 120 тыс. учителей, то есть практически половина учительского корпуса страны. Кроме того, для заимствования лучших мировых педагогических практик начаты подготовка и повышение квалификации педагогов новой формации в рамках международной стипендии президента Казахстана «Болашак».

Десятый элемент. В аттестации научных и научно-педагогических кадров Казахстан полностью перешел на трехступенчатую модель подготовки: бакалавриат – магистратура – докторантура. На заключительном этапе обучения присваивается степень доктора PhD. Такая модель соответствует лучшим мировым стандартам подготовки научных кадров. Уже несколько лет вузы республики выпускают молодых докторов философии. Начиная с 1 января 2011 года, подготовка традиционных кандидатов и докторов наук прекращена.
Государство выделяет гранты для обучения в докторантуре. В текущем году их было 500. К 2020 году этот показатель возрастет до 2000. За счет государства докторант имеет возможность пройти зарубежную научную стажировку и сотрудничать с ведущими зарубежными учеными.

Каким же будет вектор роста молодого ученого, доктора философии, в будущем? Защита докторской диссертации сегодня перестала быть венцом научного роста, а является лишь первоначальным этапом для ее дальнейшего развития – пропуском в науку. Научная карьера молодых ученых ориентирована на получение ученых званий ассоциированного профессора и профессора. Для того чтобы заслужить присвоение этих званий, необходим признанный в международном научном пространстве результат. Такое признание приходит после публикаций в журналах, входящих в базу данных Thomson Reuters (США), имеющих не нулевой импакт-фактор (количество ссылок на статьи в журнале за последние два года). Благодаря приобретению государством национальной лицензии каждый молодой ученый имеет бесплатный доступ к международным базам данных научных изданий «ISI Web of Knowledge» агентства «Thomson Reuters», «Scopus» корпорации «Elsevier», «SpringerLink» компании «Шпрингер».

В заключение хотелось бы отметить, что создание всех перечисленных элементов национальной системы оценки качества образования – это только часть ежедневной кропотливой работы, которая уже дает свои положительные результаты.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, качество образования, казахстан, содружество, ао-61

Похожие материалы:
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
IV Ассамблея Евразийской сети обеспечения качества образования
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Пути повышения качества привели в Баку
Обеспечение качества образования в Казахстане
Назарбаев Университет: перенимая лучшее у лучших
Факторы конкурентоспособности экономистов
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#104Ученые ВСИЭМ работают над улучшением качества жизни населения Якутии
#98Студенческая оценка качества образования
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
#109Система образования в Бразилии
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний