Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Пути повышения качества привели в Баку

В канун 2013 года в Баку прошла международная конференция «Государственная комиссия по приему студентов – 20 лет: этапы развития». Во встрече приняли участие представители Азербайджана, Турции, Великобритании, Нидерландов, России, Казахстана и других стран.

Просмотров: 1972

В канун 2013 года в Баку прошла международная конференция «Государственная комиссия по приему студентов – 20 лет: этапы развития». Во встрече приняли участие представители Азербайджана, Турции, Великобритании, Нидерландов, России, Казахстана и других стран. Обсуждались вопросы, связанные с перспективами развития госкомиссии (ГКПС), оценкой качества подготовки студентов образовательных учреждений на основе результатов Интернет-тестирования, автоматизацией экзаменационных этапов, электронными услугами.

Представитель принимающей конференцию стороны Малейка Аббасзаде выступила с докладом. Как председатель госкомиссии по приему студентов она отметила, что за прошедший период в Азербайджане, где впервые на постсоветском пространстве были проведены централизованные тестовые приемные экзамены в высшие учебные заведения, накоплен немалый опыт.

В 1993-1994 годах деятельность комиссии осуществлялась по семи основным направлениям. Работа по каждому из них продолжается сейчас, но на качественно новом уровне. С целью определения содержания экзаменов, привлечения к этой работе широкой научно-педагогической общественности с 1994 года ГКПС организует и проводит научно-методические семинары. Проводимый здесь обмен мнениями очень полезен для работы комиссии. Семинары открыты для всей педагогической общественности.

С 2005 года комиссия проводит приемные экзамены для поступления в магистратуру. За двадцать лет в 42 видах экзаменов приняли участие 2 млн. 155 тыс. граждан.

Малейка Аббасзаде отметила, что в 1998 году в ГКПС была создана открытая социально-техническая система, оснащенная специальным программным обеспечением. В настоящее время работа по ее совершенствованию продолжается с использованием новых технологических возможностей. Согласно указу, подписанному президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в 2010 году, информационная база «Студент – выпускник» была утверждена в качестве Государственной электронной информационной системы. В ней содержатся данные обо всех лицах, участвовавших в приемных экзаменах в высшие и средние специальные учебные заведения в 1992-2012 годах. К настоящему времени высшими и средними специальными учебными заведениями в систему внесена информация о 83 тыс. 151 выпускнике и студенте.

Но самым большим достижением в деятельности госкомиссии Азербайджана за двадцать лет является завоевание доверия общественности. В отчете «Corrupt schools, corrupt universities: what can be done», опубликованном в 2007 году Международным институтом по планированию образования, дана положительная оценка.

Комиссия наблюдает за проводимой на международном уровне работой по оценке знаний, изучает возможности внедрения нововведений в стране. «Перед нами стоит задача по воспитанию учащихся креативными личностями, уверенными в себе», – отметила в заключении председатель ГКПС Азербайджана.

О путях повышения качества образования размышляли в своих выступлениях представители других стран. Так, руководитель турецкого центра «Öğrenci Seçme Yerleştirme Merkezi» (ÖSYM) Али Демир назвал одну из главных на сегодняшний день задач, стоящих перед каждой страной, – воспитание полезных для общества граждан. Говоря о деятельности центра измерения, отбора и размещения, тесно сотрудничающего с ГКПС, А. Демир сообщил, что основной целью структуры является соблюдение принципов справедливости и прозрачности в ходе экзаменов.

Член исполнительного комитета International Association for Educational Assessment (IAEA), специалист Национального института по критериям в сфере образования (Нидерланды) Ян Вигерс проинформировал о деятельности представляемой им организации. Выступающий отметил, что в мероприятиях, проводимых IAEA в различных странах мира, представлены высшие учебные заведения всех континентов. В 2007 году в городе Баку при организационной поддержке ГКПС состоялась 33-я Конференция IAEA. Результаты встречи, в которой участвовали более 200 представителей из 40 стран мира, имели большое значение с точки зрения обмена опытом. ГКПС, будучи одним из активных членов IAEA, добилась больших успехов и в сфере международных связей, подчеркнул Я. Вигерс.

Директор Научно-исследовательского института мониторинга качества образования (Россия) Валентина Киселева рассказала о российской системе Интернет-тестирования, реализуемой в сфере профессионального образования. Это и диагностическое Интернет-тестирование первокурсников, Интернет-тренажеры, Интернет-экзамен для выпускников бакалавриата.

Заведующий отделом национального центра тестирования министерства образования и науки Республики Казахстан Жандос Ахметов рассказал присутствующим о системе образования своей страны, проинформировал о задачах, направленных на решение проблем в оценивании качества образования, в частности, влияющих на повышение качества этой процедуры, о новых стратегиях в оценивании.
Руководитель национального центра тестирования Республики Таджикистан Савзали Джафаров подчеркнул, что глобализация, сопровождающаяся стремительными социальными, культурными и экономическими переменами во всем мире, выдвигает новые требования к системе образования.

Все выступающие отмечали успехи, достигнутые ГКПС за двадцатилетний период деятельности, и были едины в том, что конференция в Баку чрезвычайно важна для обмена мнениями о системах оценивания, инновационных проектах, нововведениях и изменениях, происходящих в сфере образования.

Конференция продолжила работу в рамках двух секций, на которых с докладами выступили эксперты по образованию из Азербайджана и Казахстана. Состоялись интересные обсуждения по темам, были даны ответы на вопросы. По итогам работы секций выдвинуты конструктивные предложения.

Олег ШЕЛАГИНОВ, руководитель сектора статистических исследований, научного проектирования и инноваций ГКПС Республики Азербайджан:

– Каковы особенности системы оценивания образования Республики Азербайджан?

– На постсоветском пространстве мы, наверное, первыми внедрили тестовый метод. В этом отношении нам помогли турецкие коллеги, которые презентовали свою систему. В 1992 году часть операций (обработка результатов, сканирование карт ответов) проводилась в Турецкой Республике. Затем мы стали создавать свою систему, сохранив подходящие нам элементы из турецкой модели и обогатив ее новыми. Если сравнивать с российской моделью, то основными различиями наших систем являются разделение выпускных и вступительных экзаменов, централизованное распределение абитуриентов по вузам и специальностям на основе достигнутых результатов тестирования и предпочтений, модель распределения мест государственного заказа (с бесплатным обучением) по вузам.
Наша система постоянно изменяется, поскольку, если не внедрять что-то новое, наступает стагнация, приводящая к искажению сути процесса обучения. Поэтому обогащается содержание экзамена, внедряются новые типы тестовых заданий. У нас в этом смысле большой опыт оценивания результатов на разных уровнях образования (девятилетнего, одиннадцатилетнего, прием в магистратуру, резидентуру, на работу в государственные органы).

– По каким направлениям ГКПС Азербайджана было бы интересно сотрудничать с Россией?

– Раньше мы на научной основе сотрудничали с Центром тестирования в плане применения новой технологии тестирования IRT. У нас сложился успешный опыт сотрудничества с НИИ мониторинга качества образования (методологические аспекты оценивания, обмен педагогическими измерительными материалами). Некоторые совместные проекты планируются с Центром международного сотрудничества по развитию образования (CICED). Мы наблюдаем за тем, что происходит в России. Например, у вас больше опыта в использовании заданий открытого типа, их проверке, обработке результатов.

– Как решается задача по оценке степени сформированности компетенций у выпускников Азербайджана?

– Мы постепенно переходим от оценки знаний к оценке компетенций, потому что если этого не делать, то оценка уровня образования будет зацикливаться, например, на фактологических вопросах, ответы на которые можно вызубрить, но реальных навыков и умений они не дают. Если система оценивания не будет перестраиваться в соответствии с новыми веяниями, то система обучения, образовательная среда будут соответствующим образом адаптироваться. Опыт показывает, что основным стимулятором системы образования у нас являются выпускные экзамены, переход на следующий уровень образования. То есть материал, необходимый для перехода на следующую ступень обучения в основном и изучается в школе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Образовательная среда как фактор повышения качества
Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
Углубление интеграции систем образования России и Беларуси
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Пермская модель качества образования
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Международный опыт студенческой оценки качества образования
Вузы Сибири обсудили важные вопросы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ