Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Факторы конкурентоспособности экономистов

Востребованность выпускников высших учебных заведений как в России, так и в Казахстане является одной из актуальных проблем. О подготовке кадров, способных реализовать программу социальной модернизации Казахстана, рассказывает Серик СВЯТОВ, ректор Казахского экономического университета имени Турара Рыскулова (КазЭУ), одного из ведущих экономических вузов страны

Просмотров: 3375

Созданные КазЭУ академические советы образовательных программ решают проблему соответствия выпускников требованиям рынка труда

Востребованность выпускников высших учебных заведений как в России, так и в Казахстане является одной из актуальных проблем. О подготовке кадров, способных реализовать программу социальной модернизации Казахстана, рассказывает Серик СВЯТОВ, ректор Казахского экономического университета имени Турара Рыскулова (КазЭУ), одного из ведущих экономических вузов страны.

СВЯТОВ Серик Аманжолович – ректор Казахского экономического университета имени Турара Рыскулова, доктор экономических наук.
Родился в 1954 году в Павлодарской области. Окончил Московский государственный университет по специальности «Экономика».
С 1976 года начал научно-преподавательскую деятельность в казахстанских вузах. Успешно завершив аспирантуру по специальности «Политэкономия» в Институте экономики АН КазССР, продолжил здесь работу. В дальнейшем работал на государственной службе, в том числе в Правительстве РК, на руководящих должностях в ведущих коммерческих банках Казахстана.
С 2006 года – председатель Совета директоров Казахского экономического университета имени Т. Рыскулова», с 2012 – ректор университета, профессор.
Автор более 50 публикаций по вопросам институциональных преобразований национальной бан- ковской системы, финансового менеджмента, экономического образования.
Женат, двое детей, двое внуков.
Хобби – горные лыжи, охота, большой теннис, изучение иностранных языков.

«Рыночная цена» образовательных результатов

Ключевой задачей социальной модернизации страны президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев назвал подготовку молодежи к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики. В числе важнейших – вопрос обеспечения конкурентоспособности выпускников казахстанских вузов на рынке труда.

Известно, что успешное трудоустройство выпускников зависит не только от их профессиональных и личностных качеств, но и целого ряда других объективных факторов. Среди них – емкость и структура рынка труда.

В этой связи на первый план выступает правильное прогнозирование тенденций его развития. Сегодня оно осуществляется в многофакторных условиях, и добиться полного количественного и структурного соответствия выпускников рынку труда практически невозможно. Существующие проблемы в трудоустройстве выпускников вузов по целому ряду экономических специальностей и нехватка специалистов по другим направлениям – это два полюса одной и той же проблемы. Диспропорция между количеством выпускников и емкостью рынка – одна из причин социальной неудовлетворенности молодежи. Маркетинговые исследования говорят о том, что доля студентов-экономистов в вузах составляет 25-27 процентов от их общего числа, а потребность в экономистах на рынке труда – всего 13.

Контингент обучающихся в высших учебных заведениях различных форм собственности сегодня формируется за счет различных источников финансирования. Основные из них: набор студентов вузами на платной основе – как за счет средств самих обучающихся, так и средств организаций-спонсоров, целенаправленный набор на выделенные государством образовательные гранты, прием на гранты самих учебных заведений.

В настоящее время учебные заведения Казахстана самостоятельно определяют план приема по количеству и структуре специальностей.
Государством регулируется только нижний пороговый балл ЕНТ (Единое национальное тестирование. – Прим. ред.) и минимальная стоимость обучения, которая должна быть не меньше стоимости государственного образовательного гранта, утвержденного на соответствующий год.

Следует отметить, что государственный заказ гарантирует обучение очень небольшой части контингента обучающихся по экономическим специальностям. Например, в 2012 году на «социальные науки и бизнес» было выделено всего 713 грантов, что составило только 2,5 процента от их общего количества. Вместе с тем, на экономических специальностях в Казахстане ежегодно обучается около четверти всех студентов. Подготовку по экономическим специальностям ведут более 80 вузов Казахстана (55 процентов от общего числа вузов).

В условиях рынка вузы не могут не учитывать спрос и предпочтения потребителей. В то же время на них лежит ответственность за качество образования и трудоустройство выпускников.

Современные вузы стоят перед сложной проблемой – обеспечить конкурентоспособность вуза, с одной стороны, и трудоустройство своих выпускников, с другой. Решение может быть только одно: совмещение ответственности за конкурентоспособность (трудоустройство) выпускников и удовлетворение потребностей студентов.

Перед вузами стоит задача не только прогнозирования тенденций и перспектив развития рынка труда в количественном и качественном аспектах. Прогнозирование качества подготовки молодых специалистов для рынка труда является основой для индустриально-инновационного развития общества, обеспечения его конкурентоспособности в целом.

Образовательные результаты (learning outcomes) выпускника должны не только соответствовать национальным и отраслевым квалификационным рамкам и профессиональным стандартам, но и обеспечивать широкие возможности его трудоустройства, дальнейшего обучения и изменения, в случае необходимости – сферы деятельности. Всего этого можно достичь только с помощью подготовки студентов, ориентированной на конкретные области профессиональной деятельности.

Кредитная технология: начало пути

Потенциальные организации, где будут работать выпускники экономических специальностей, могут быть разными и по масштабу, и по форме собственности, и по корпоративной культуре ведения бизнеса. Эти аспекты в значительной степени определяют специфику их деятельности, что, безусловно, должно получать свое отражение и в содержании образования.

Сегодня, к сожалению, отечественное высшее образование ориентируется на абстрактного среднего потребителя – и на среднего студента, и на «усредненное» место его работы. Кредитная технология дает возможности для учета потребностей студента и работодателей, но мы находимся еще только в начале пути. Одной из главных функций национальной квалификационной системы как раз и является прогнозирование спроса специалистов и его удовлетворение. Учет индивидуальности студентов, их способности к обучению должны найти своё отражение в предоставлении студентам возможности выбрать уникальные учебные предметы и высококвалифицированных современных преподавателей, то есть в полной мере реализовать принципы кредитной технологии.

Национальные квалификационные рамки и профессиональные стандарты определяют ожидаемые профессионально ориентированные результаты выпускников. И уже задачей вуза становится определение образовательной траектории, разработка новых учебных предметов, способных обеспечить формирование профессиональной компетентности.

Особой проблемой для вузов является подбор качественных преподавателей, имеющих опыт практической деятельности, способных разрабатывать уникальные дисциплины и использовать инновационные технологии в преподавании. Старение профессорско-преподавательского состава, его оторванность от реальной сферы деятельности создает риск несоответствия профессиональных возможностей действующих преподавателей вузов потребностям реальных секторов экономики.

Для экономических специальностей значимость практикоориентированных знаний еще выше. Сфера профессиональной деятельности в экономике изменяется настолько быстро, что преподаватели часто не успевают наработать соответствующие компетенции и их осмыслить. Значит, необходимо привлекать практиков – руководителей организаций, ведущих менеджеров, финансистов, аудиторов – для чтения авторских курсов в рамках элективных дисциплин. Это вызывает необходимость внесения изменений в действующие документы, регламентирующие структуру ППС. В соответствии с требованиями к вузам, совместителями могут быть не более 30 процентов преподавателей от числа ППС. С учетом средней нагрузки практиков-совместителей они могут быть задействованы в проведении 5-10 процентов учебных предметов.

Вузам необходимо будет активно решать вопросы по профессиональному совершенствованию ППС, включая их в реальную деятельность в своей отрасли, в том числе через участие в профильных объединениях и прохождение стажировок.

Академические советы образовательных программ

Сегодня знания быстро устаревают. Полученное один раз академическое знание уже перестает определять всю дальнейшую жизнь человека, как это было ранее. В современной реальности, чтобы оставаться востребованным и соответствовать требованиям профессиональных стандартов, необходимо постоянно учиться и совершенствоваться. Новой реальностью становится обучение на протяжении всей жизни – LLL (lifelong learning). В этой связи возрастает роль бизнес-образования.

Успешный опыт реализации программ бизнес-образования в КазЭУ в режиме эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости их перевода в штатный режим. Программы МВА, DBA, ЕМВА способны обеспечить поддержку выпускников, устранить последствия полураспада знаний, содействовать постоянному профессиональному развитию.

Еще одна из проблем – неравномерное территориальное расположение вузов: 47 из 146 находятся в Алматы. Здесь обучается 29 процентов общего контингента студентов. Таким образом, расположение вузов не совпадает с территориальными потребностями рынка труда. Реальностью стала не только образовательная, но и трудовая миграция.

Рынок труда диктует свои требования к качеству специалистов, не учитывать которые вуз не имеет права. Для решения проблемы в Казахском экономическом университете имени Турара Рыскулова были созданы академические советы образовательных программ по каждой из специальностей. В их состав входят работодатели, ведущие преподаватели, казахстанские и зарубежные эксперты и практики, выпускники вуза. Академические советы позволяют определить содержание образования, перечень и последовательность изучения дисциплин.

Привлечение лучших преподавателей и практиков также является функцией этих советов. С помощью академических советов становится возможным определить компетенции, которые являются востребованными на рынке труда, привлечь уникальных специалистов для проведения занятий.

Расширение академической свободы вузов создает условия для включения в образовательную траекторию программ профессиональной сертификации. Так, студенты, обучающиеся по специальности «Бухгалтерский учет», будут получать сертификаты профессионального бухгалтера, бухгалтера-казначея, а по специальности «Финансы» – финансового менеджера. Подобная подготовка позволяет «заточить» выпускников под конкретные рабочие места, обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда, учесть потребности работодателей, представляющих различные формы собственности. Президент страны указал на важность развития социального партнерства, создания условий для расширения участия негосударственного сектора в социальной модернизации страны.

Очевиден вывод о необходимости перехода от управления факультетами и кафедрами к управлению программами. Академическая программа – это целостное развитие образовательных программ по одному наименованию специальности с целью формирования непрерывной образовательной траектории обучающегося от бакалавриата до докторантуры PhD и непрерывного повышения квалификации на протяжении всей жизни.

Проектирование образовательного процесса в КазЭУ начало осуществляться на основе маркетинговых исследований, изучения емкости рынка труда, оценки потребностей в профессиональных компетенциях и удовлетворенности потребителей. Созданное в 2012 году управление маркетинга также координирует все вопросы приема абитуриентов. На основе его исследований вуз установил пороговые проходные баллы – более высокие, чем в аналогичных вузах, и определил квоту приема по каждой специальности.

Вопросы трудоустройства выпускников являются приоритетным направлением деятельности для всех подразделений университета – от центра карьеры до выпускающих кафедр. Стало традицией проведение на постоянной основе ярмарок вакансий, которые являются этапом подготовки выпускников к самопрезентации на рынке труда.

Дополнительным фактором конкурентоспособности является полиязычие студентов вуза. Реализация специальной университетской программы «КазЭУ – English» привела к созданию факультета международных образовательных программ, где обучение проходит на английском языке – с привлечением зарубежных ученых и практиков. Лингвистический центр КазЭУ проводит курсы по изучению иностранных языков, готовит студентов к сдаче международных экзаменов IELTS и TOEFL. Университет заключил договор с компанией «EuroSpeak», тем самым расширив возможности обучающихся по языковой подготовке, достаточный уровень которой способствует увеличению академической мобильности студентов и преподавателей.

Все эти меры только часть ежедневной комплексной работы вуза по обеспечению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Качественное прогнозирование на основе потребностей рынка труда, постоянные мониторинг и привлечение работодателей позволяют КазЭУ обеспечить производство конкурентоспособных услуг в сфере образования и готовить кадры, способные реализовать программу социальной модернизации страны.

Полвека лидерства

На протяжении полувека Казахский экономический университет имени Турара Рыскулова, основанный в 1963 году как Алма-Атинский институт народного хозяйства (АИНХ), играет важную роль в подготовке специалистов для экономики Казахстана.

На базе вуза действует учебно-методическая секция по экономическим специальностям Республиканского учебно-методического совета (РУМС) Министерства образования и науки РК. Преподаватели университета являются разработчиками государственных общеобязательных стандартов образования, типовых программ. Сохраняя традиции высокого качества обучения, КазЭУ внедряет новые технологии в образовательный процесс и занимает лидирующие позиции среди вузов Казахстана, что подтверждается внешней независимой оценкой. В 2012 году КазЭУ занял второе место в генеральном рейтинге гуманитарно-экономических вузов страны, девять специальностей бакалавриата лидируют в национальном рейтинге образовательных программ казахстанских вузов.

Сегодня в КазЭУ реализуются академические, исследовательские и бизнес-программы на основе государственных образовательных грантов, а также на договорной основе по многоуровневой системе: довузовское образование – колледж – бакалавриат – магистратура – докторантура. В структуре университета 6 факультетов: «Экономика и управление», «Финансы», «Учет и статистика», «Международные образовательные программы», «Инженерно-экономический», «Социальные услуги и бизнес».

Здесь готовят бакалавров по 19 и магистров по 16 специальностям. В составе вуза находятся международная бизнес-школа (МБШ), предлагающая целый спектр образовательных программ: DBA, Executive MBA, МВА, профессионального развития, языковые и довузовской подготовки. По программе докторантуры PhD осуществляется подготовка докторов философии по 6 специальностям экономического профиля. В Астане функционирует представительство МБШ, в четырех городах Казахстана действуют региональные центры дистанционного обучения, в Алматы и Талгаре – экономический колледж. Обучение в университете ведется на трех языках – казахском, русском и английском.

В вузе обучается более 9 тыс. студентов всех форм и уровней обучения, профессорско-преподавательский состав насчитывает более 500 преподавателей, из них около 70 докторов наук, 9 докторов PhD, 240 кандидатов наук, 31 обладатель гранта Республиканского конкурса «Лучший преподаватель вуза».

В университете активно реализуются программы двойного диплома, дающие возможность выпускникам получить диплом КазЭУ и зарубежного вуза-партнера по специальностям «Экономика», «Финансы», «Менеджмент», «Бизнес-информатика». Партнерами вуза по обучению в магистратуре сегодня являются Европейский Университет (Германия, Испания), Международная школа бизнеса SolBridge (Республика Корея), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Россия), Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Россия), Университет Хосео (Республика Корея), Европейская школа экономики (Италия).

При поддержке European Commission в КазЭУ совместно с европейскими вузами-партнерами – Университетом Пьер Мендес Франс (Франция), Университетом прикладных наук Савония (Финляндия), Международной школой менеджмента (Германия), университетом Ла Сапиенца (Италия) – реализуется программа TEMPUS. Направление подготовки – «Экономика» со специализацией в области энергетики и устойчивого развития. Сведения о выпускниках программы включаются в европейскую базу данных.

Среди партнеров КазЭУ по реализации программ двойного диплома в бакалавриате – престижные зарубежные вузы: Международная школа бизнеса (Венгрия) – партнер Университета Оксфорд Брукс (Великобритания), университеты Пьер Мендес Франс (Франция) и Каннам (Южная Корея). Кроме того, благодаря международному проекту Erasmus Mundus студенты КазЭУ могут выезжать для обучения в университеты Нидерландов, Турции, Германии, Швеции, Испании, Словении, Португалии, Румынии.

С 2008 года КазЭУ участвует в проекте по созданию сетевого Университета ШОС совместно с ведущими вузами Казахстана, России, КНР, Кыргызстана и Таджикистана. Вуз является членом Евразийской ассоциации университетов, Ассоциации учреждений образования «Education Network», Российской ассоциации бизнес-образования, Европейского совета бизнес-образования (ЕСВЕ), Совета по аккредитации бизнес-школ и программ (ACBSP), Ассоциации развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американской торговой палаты в Казахстане и других.

Научная инфраструктура КазЭУ включает научно-исследовательский институт финансово-банковского менеджмента, научно-исследовательский центр, лабораторию бизнес-исследований, научную библиотеку со свободным доступом в зарубежные научные базы данных и виртуальным читальным залом Российской государственной библиотеки. Широкую известность приобрел международный научный форум «Рыскуловские чтения».

Талантливым студентам предоставлена возможность обучаться на основе университетских грантов – ежегодно выделяется 50 премий для поступающих в вуз. На международной и республиканской арене на протяжении десяти лет успешно выступают команды КВН КазЭУ и дебатный клуб.

В 2012 году свой первый сезон открыл студенческий театр. Созданы все условия для формирования здорового образа жизни и занятий спортом. Искусственное травяное покрытие стадиона снабжено системой стока дождевых вод. Его размеры соответствуют стандартам UEFA, что позволяет проводить игры чемпионата РК по футболу среди команд премьер-лиги. В канун нового года открылся новый студенческий спортивно-оздоровительный комплекс с крытым плавательным бассейном.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Омский региональный институт: в поисках новизны
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Система высшего образования республики Казахстан
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Творческое образование - опыт Казахстана
Социальная ответственность высших учебных заведений
Архитектура казахстанской высшей школы четко определена
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ