Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Система высшего образования республики Казахстан

Система ВПО Республики Казахстан за годы становления претерпела серьезные трансформации, который носят позитивный характер, например: становление в республике конкурентного рынка образовательных услуг, представленного вузами различных форм собственности, в том числе, и Инновационный Евразийский институт.

Просмотров: 5323

Свобода выбора

КАШУК Людмила Ивановна – декан факультета очного обучения Академии Управления Инновационного Евразийского университета (город Павлодар, Республика Казахстан), к.э.н., доцент

Выполняя свои социальные и экономические функции, система высшего образования Республики Казахстан за годы своего становления претерпела серьезные качественные трансформации, которые носят позитивный характер и, в их числе, становление в республике конкурентного рынка образовательных услуг, представленного вузами различных форм собственности.

Если в 1990-1991 учебном году в Республике Казахстан функционировало 54 государственных вуза, то уже в 1996-1997 учебном году в республике насчитывалось 125 вузов, 71 из которых – негосударственные.

Расширение сети действующих вузов наблюдалось вплоть до 2004 года. Число негосударственных вузов выросло до 130. В них обучалось около 50% всего контингента студентов республики. За 7 лет контингент студентов казахстанских вузов увеличился в 2,5 раза. Свыше 80% студентов всех вузов сейчас обучается на платной основе, то есть за счет собственных средств.

На протяжении последних трех лет Министерство образования и науки Республики Казахстан провело огромную работу по закрытию более 70 филиалов и объединению более 30 частных вузов с малым контингентом обучающихся, часть вузов стали колледжами.

В настоящее время в среде негосударственных вузов определились лидеры, достойно конкурирующие с ведущими государственными вузами РК: они имеют хорошую репутацию благодаря развитой инфраструктуре материальной базы, высококвалифицированному кадровому составу, стабильному контингенту студентов и высокому проценту их трудоустройства.

В период становления национальной образовательной системы РК роль негосударственной сферы образования носила двуаспектный характер:

  • с одной стороны, негосударственные вузы, функционирующие на принципах самофинансирования и, в этой связи, более гибкие к нововведениям и адаптированные к рыночным отношениям, должны были составить конкуренцию в значительной степени консервативному государственному сектору;
  • с другой стороны, в середине 90-х годов резко сокращается объем государственного финансирования высшего образования. Одновременно наблюдается явное несоответствие предложения образовательных услуг государственными вузами существующему спросу на них, (как по номенклатуре, так и по вместимости). В этой связи платная форма обучения через сеть негосударственных вузов стала одной из форм реализации конституционного права граждан РК на высшее образование.

Становление частной сферы образовательных услуг явилось результатом реализации концепции развития высшей школы РК, основанной на отказе от государственной монополии на образование и предоставлении вузам всех форм собственности равного права на осуществление своей деятельности. Гарантом этого права выступает лицензия на ведение образовательной деятельности, а критериями соответствия качеству – национальные образовательные стандарты, требования по лицензированию образовательной деятельности, национальные нормы качества образования и общественное признание.

Реализуемая в республике в течение семи лет модель формирования контингента студентов основана на свободе выбора вуза обучающимся и подушевом финансировании, что обеспечивает учебным заведениям равный доступ к государственному финансированию независимо от формы собственности. Важной мерой государственной поддержки системы частного образования является льготное налогообложение. Сегодня доходы вузов от лицензированной деятельности освобождаются от корпоративного подоходного налога (в РФ – налог на прибыль), НДС, значительно снижены ставки налога на землю и имущество. Тем самым в Казахстане созданы серьезные поддерживающие стимулы для развития конкуренции на рынке образовательных услуг.

Становление частной сферы образовательных услуг явилось результатом реализации концепции развития высшей школы РК, основанной на отказе от государственной монополии на образование и предоставлении вузам всех форм собственности равного права на осуществление своей деятельности.

В то же время, доступ к бюджетным ресурсам нельзя назвать равным. Особенно это касается финансирования науки, развития учебных и научных лабораторий, возможностей ППС для повышения квалификации и т.п. Де-юро возможность их получения имеют все вузы республики, де-факто они более доступны для государственных вузов.

Так как частные вузы работают в условиях самофинансирования, размер финансовой поддержки этих вузов ограничен величиной государственного образовательного гранта, с которым студент приходит в вуз. Все, что связано с социальным пакетом, включая специальные выплаты, пособия, содействие научной деятельности и т.д., – это уже вопрос социальной ответственности по отношению к коллективу ППС и студентов непосредственно самого частного вуза, а не государства. Не секрет, что это один из факторов, который определяет выбор гражданина при принятии решения о том, в каком вузе работать или учиться. Объективно этот факт заставляет частные вузы систематически совершенствовать свою деятельность, диверсифицировать свои финансовые источники, развивать материальную базу, формировать социальный пакет для ППС и студентов на условиях полного финансирования, активнее использовать различные формы фандрайзинга и т.д.

Одной из серьезных проблем негосударственных вузов, как, впрочем, и государственных, остается проблема степени свободы академических нововведений, которая регламентируется в системе высшего образования РК такими критериями соответствия качеству как структура государственного образовательного стандарта (ГОСО), структура, объем и содержание подготовки и др.

В этой ситуации у вуза есть два выхода: внедрять только то, что не противоречит требованиям ГОСО, (что практически невозможно), или внедрять нововведения, но иметь серьезные проблемы при прохождении государственной аттестации, даже при очевидном выигрыше в качестве.

Все вузы республики проходят государственную аттестацию по одним правилам, но назвать равными условия ее прохождения для государственных и частных вузов очень сложно.

Если посмотреть в корень проблемы, то она в меньшей степени связана с ГОСО, а в большей степени кроется в самой процедуре государственной аттестации как механизме внешнего контроля качества. Указанная процедура носит характер «ревизии» документации вуза, ее критерии, как правило, не меняются от одной аттестации к другой и не стимулируют развитие вуза и улучшение качества его деятельности. От плановых и внеплановых проверок вузов на соблюдение условий лицензирования государственную аттестацию отличает только масштабность и процедура тестирования студентов выпускных курсов на проверку качества их знаний. Однако и здесь имеется серьезная проблема, связанная с качеством тестового материала.

Нельзя не отметить, что все вузы республики проходят государственную аттестацию по одним правилам, но назвать равными условия ее прохождения для государственных и частных вузов очень сложно.

Эффективность процедур обеспечения качества высшего образования (вузовских и государственных) в значительной степени зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «качество». МОН РК в лице государства, как правило, подразумевает под этим понятием соответствие вузовской деятельности требованиям ГОСО, квалификационным требованиям, через содержание которых закладывается, а соответственно, и гарантируется потребителям тот базовый уровень качества образовательных услуг, который устанавливается государством.

Открытым остается вопрос: «кто и как будет проверять качество в системе внешнего контроля – государство или работодатели?»

В противоположность этому, с точки зрения рынка труда, то есть работодателей, понятие «качество» означает степень готовности выпускников к выполнению работы в рамках той или иной сферы профессиональной деятельности. В итоге вузы вынуждены подстраиваться, с одной стороны, под требования МОН РК, а с другой – под требования работодателей. При этом открытым остается вопрос: «кто и как будет проверять качество в системе внешнего контроля – государство или работодатели?»

При такой постановке вопроса очевидной процедурой контроля качества вузовской деятельности является общественная аккредитация. В Республике Казахстан такая процедура находится в стадии своего становления. Разработана методическая база и критериальный аппарат процедуры. Первые казахстанские аккредитационные агентства уже предлагают вузам свои услуги. Но в настоящее время учебными заведениями более востребована институциональная аккредитация Национального аккредитационного центра Министерства образования и науки Республики Казахстан (НАЦ МОН РК), которая с 2010 года проводится в формате, максимально приближенном к европейской оценке качества деятельности вузов. Несмотря на ведомственную привязанность, эта аккредитация имеет статус общественной, так как реализуется с участием общественности, работодателей и международных экспертов.

Инновационный Евразийский университет (ИнЕУ) среди первых девяти вузов Республики Казахстан в инициативном порядке прошел такую процедуру. Формат ее проведения, с одной стороны, аналогичен процедуре международной аккредитации, а с другой – адаптирован под особенности национальной системы внешнего контроля качества: в числе критериев оценки качества используются показатели процедуры государственной аттестации, такие, как уровень качественного состава научно-педагогических кадров и ряд других.

Такой «симбиоз» требований двух разных по целевым установкам процедур объективно можно объяснить существующим положением дел в области качества образования, когда для одних вузов аккредитация служит механизмом признания качества и возможностью получить профессиональные рекомендации по его совершенствованию, а для других – это все еще механизм контроля качества на его базовом уровне.

В целом, опыт прохождения вузами РК и, в том числе, Инновационным Евразийским университетом процедуры международной аккредитации, государственной аттестации и национальной аккредитации, показал, что критерии оценки качества на какомто этапе могут носить и ситуационный характер. Важно, чтобы в их динамике прослеживался стабильный прогресс, работа вуза по всем направлениям его деятельности носила системный характер, а выпускники были востребованы на рынке труда.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия - исследовать, изобретать, советовать
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Цель – выпускник с хорошим потенциалом
Общая идеология интеграции
Развитие высшего образования Украины
Институт технологии и бизнеса использует все возможности для развития
КИГИТ – вуз для творческих людей
Кубанский государственный университет: инициатива, динамика, открытость
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Обеспечение качества образования в Казахстане

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ