Система высшего образования республики КазахстанСистема ВПО Республики Казахстан за годы становления претерпела серьезные трансформации, который носят позитивный характер, например: становление в республике конкурентного рынка образовательных услуг, представленного вузами различных форм собственности, в том числе, и Инновационный Евразийский институт. Просмотров: 5323
Свобода выбора
Выполняя свои социальные и экономические функции, система высшего образования Республики Казахстан за годы своего становления претерпела серьезные качественные трансформации, которые носят позитивный характер и, в их числе, становление в республике конкурентного рынка образовательных услуг, представленного вузами различных форм собственности. Если в 1990-1991 учебном году в Республике Казахстан функционировало 54 государственных вуза, то уже в 1996-1997 учебном году в республике насчитывалось 125 вузов, 71 из которых – негосударственные. Расширение сети действующих вузов наблюдалось вплоть до 2004 года. Число негосударственных вузов выросло до 130. В них обучалось около 50% всего контингента студентов республики. За 7 лет контингент студентов казахстанских вузов увеличился в 2,5 раза. Свыше 80% студентов всех вузов сейчас обучается на платной основе, то есть за счет собственных средств. На протяжении последних трех лет Министерство образования и науки Республики Казахстан провело огромную работу по закрытию более 70 филиалов и объединению более 30 частных вузов с малым контингентом обучающихся, часть вузов стали колледжами. В настоящее время в среде негосударственных вузов определились лидеры, достойно конкурирующие с ведущими государственными вузами РК: они имеют хорошую репутацию благодаря развитой инфраструктуре материальной базы, высококвалифицированному кадровому составу, стабильному контингенту студентов и высокому проценту их трудоустройства. В период становления национальной образовательной системы РК роль негосударственной сферы образования носила двуаспектный характер:
Становление частной сферы образовательных услуг явилось результатом реализации концепции развития высшей школы РК, основанной на отказе от государственной монополии на образование и предоставлении вузам всех форм собственности равного права на осуществление своей деятельности. Гарантом этого права выступает лицензия на ведение образовательной деятельности, а критериями соответствия качеству – национальные образовательные стандарты, требования по лицензированию образовательной деятельности, национальные нормы качества образования и общественное признание. Реализуемая в республике в течение семи лет модель формирования контингента студентов основана на свободе выбора вуза обучающимся и подушевом финансировании, что обеспечивает учебным заведениям равный доступ к государственному финансированию независимо от формы собственности. Важной мерой государственной поддержки системы частного образования является льготное налогообложение. Сегодня доходы вузов от лицензированной деятельности освобождаются от корпоративного подоходного налога (в РФ – налог на прибыль), НДС, значительно снижены ставки налога на землю и имущество. Тем самым в Казахстане созданы серьезные поддерживающие стимулы для развития конкуренции на рынке образовательных услуг.
В то же время, доступ к бюджетным ресурсам нельзя назвать равным. Особенно это касается финансирования науки, развития учебных и научных лабораторий, возможностей ППС для повышения квалификации и т.п. Де-юро возможность их получения имеют все вузы республики, де-факто они более доступны для государственных вузов. Так как частные вузы работают в условиях самофинансирования, размер финансовой поддержки этих вузов ограничен величиной государственного образовательного гранта, с которым студент приходит в вуз. Все, что связано с социальным пакетом, включая специальные выплаты, пособия, содействие научной деятельности и т.д., – это уже вопрос социальной ответственности по отношению к коллективу ППС и студентов непосредственно самого частного вуза, а не государства. Не секрет, что это один из факторов, который определяет выбор гражданина при принятии решения о том, в каком вузе работать или учиться. Объективно этот факт заставляет частные вузы систематически совершенствовать свою деятельность, диверсифицировать свои финансовые источники, развивать материальную базу, формировать социальный пакет для ППС и студентов на условиях полного финансирования, активнее использовать различные формы фандрайзинга и т.д. Одной из серьезных проблем негосударственных вузов, как, впрочем, и государственных, остается проблема степени свободы академических нововведений, которая регламентируется в системе высшего образования РК такими критериями соответствия качеству как структура государственного образовательного стандарта (ГОСО), структура, объем и содержание подготовки и др. В этой ситуации у вуза есть два выхода: внедрять только то, что не противоречит требованиям ГОСО, (что практически невозможно), или внедрять нововведения, но иметь серьезные проблемы при прохождении государственной аттестации, даже при очевидном выигрыше в качестве.
Если посмотреть в корень проблемы, то она в меньшей степени связана с ГОСО, а в большей степени кроется в самой процедуре государственной аттестации как механизме внешнего контроля качества. Указанная процедура носит характер «ревизии» документации вуза, ее критерии, как правило, не меняются от одной аттестации к другой и не стимулируют развитие вуза и улучшение качества его деятельности. От плановых и внеплановых проверок вузов на соблюдение условий лицензирования государственную аттестацию отличает только масштабность и процедура тестирования студентов выпускных курсов на проверку качества их знаний. Однако и здесь имеется серьезная проблема, связанная с качеством тестового материала. Нельзя не отметить, что все вузы республики проходят государственную аттестацию по одним правилам, но назвать равными условия ее прохождения для государственных и частных вузов очень сложно. Эффективность процедур обеспечения качества высшего образования (вузовских и государственных) в значительной степени зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «качество». МОН РК в лице государства, как правило, подразумевает под этим понятием соответствие вузовской деятельности требованиям ГОСО, квалификационным требованиям, через содержание которых закладывается, а соответственно, и гарантируется потребителям тот базовый уровень качества образовательных услуг, который устанавливается государством.
В противоположность этому, с точки зрения рынка труда, то есть работодателей, понятие «качество» означает степень готовности выпускников к выполнению работы в рамках той или иной сферы профессиональной деятельности. В итоге вузы вынуждены подстраиваться, с одной стороны, под требования МОН РК, а с другой – под требования работодателей. При этом открытым остается вопрос: «кто и как будет проверять качество в системе внешнего контроля – государство или работодатели?» При такой постановке вопроса очевидной процедурой контроля качества вузовской деятельности является общественная аккредитация. В Республике Казахстан такая процедура находится в стадии своего становления. Разработана методическая база и критериальный аппарат процедуры. Первые казахстанские аккредитационные агентства уже предлагают вузам свои услуги. Но в настоящее время учебными заведениями более востребована институциональная аккредитация Национального аккредитационного центра Министерства образования и науки Республики Казахстан (НАЦ МОН РК), которая с 2010 года проводится в формате, максимально приближенном к европейской оценке качества деятельности вузов. Несмотря на ведомственную привязанность, эта аккредитация имеет статус общественной, так как реализуется с участием общественности, работодателей и международных экспертов. Инновационный Евразийский университет (ИнЕУ) среди первых девяти вузов Республики Казахстан в инициативном порядке прошел такую процедуру. Формат ее проведения, с одной стороны, аналогичен процедуре международной аккредитации, а с другой – адаптирован под особенности национальной системы внешнего контроля качества: в числе критериев оценки качества используются показатели процедуры государственной аттестации, такие, как уровень качественного состава научно-педагогических кадров и ряд других. Такой «симбиоз» требований двух разных по целевым установкам процедур объективно можно объяснить существующим положением дел в области качества образования, когда для одних вузов аккредитация служит механизмом признания качества и возможностью получить профессиональные рекомендации по его совершенствованию, а для других – это все еще механизм контроля качества на его базовом уровне. В целом, опыт прохождения вузами РК и, в том числе, Инновационным Евразийским университетом процедуры международной аккредитации, государственной аттестации и национальной аккредитации, показал, что критерии оценки качества на какомто этапе могут носить и ситуационный характер. Важно, чтобы в их динамике прослеживался стабильный прогресс, работа вуза по всем направлениям его деятельности носила системный характер, а выпускники были востребованы на рынке труда. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|