Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развитие высшего образования Украины

Образование и наука Украины определены как приоритетные направления развития национальной экономики и находятся в постоянном процессе реформирования и модернизации, но финансирование вузов при этом все равно остается проблемой. Ситуацию комментирует д.э.н. Татьяна Боголиб.

Просмотров: 5123

БОГОЛИБ Татьяна Максимовна – декан финансово-экономического факультета Переяcлав-Хмельницкого государственного педагогического университета имени Г. Сковороды (Украина), доктор экономических наук.
Родилась в 1960 году в с. Охрамеевичи Черниговской области. Окончила Черниговский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко, Львовский госуниверситет им. И. Франко, Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Г. Сковороды. Работала старшей пионервожатой, учителем истории, замдиректора и директором школы, преподавателем вуза, доцентом кафедры политэкономии, завкафедрой экономической
теории. В настоящее время декан факультета, профессор кафедры финансов.
Научные и профессиональные интересы: финансирование социальной сферы, экономика высшего образования и науки, инновационная экономика, институционализм.
Академик Академии экономических наук Украины, Академии высшей школы Украины. Заслуженный работник образования Украины (1997). Награждена орденом Святого апостола Андрея Первозванного Украинской православной церкви (2010), орденом княгини Ольги III степени (2012).
Любит путешествовать, увлекается лыжным спортом.
Кредо: путь преодолеет тот, кто идет.

Деньги – знания – деньги

Опыт развития общества показывает, что успешными сегодня являются не те страны, которые имеют действующие механизмы и финансовые инструменты, а государства, обеспечивающие высокую рентабельность инвестиций в высшее образование и науку. Украинское государство, к сожалению, не всегда имеет возможность гарантировать постоянное расширение доступа к высшему образованию и его финансирование исключительно за счет государственного бюджета. Сложно достичь высокого качества и конурентоспособности украинских вузов, поскольку модель финансирования высшего образования является неэффективной и не имеет тенденций к улучшению.

Вследствие недостаточного бюджетного вливания в высшее образование большинство вузов стоит перед сложной задачей обеспечения эффективного функционирования при ограниченных ресурсах. В этих условиях учреждения должны переосмыслить свое место и роль в системе рыночных отношений, найти иные и мобилизовать существующие дополнительные источники финансирования для покрытия своих расходов на содержание и развитие. Несомненно, совершенного механизма финансирования вузов нет, и проблемы, возникающие в сфере высшего образования, требуют внедрения новых подходов.

Важно отметить, что XXI век ознаменован переходом к постиндустриальному обществу, в котором образование и наука являются главным товаром рыночных отношений.

В этих условиях высшее образование превращается из сегмента социальной сферы, занимавшегося профессиональной подготовкой кадров, в самостоятельную отрасль национальной политики. При этом результаты функционирования вузов влияют на конкурентоспособность страны.

Развитие системы высшего образования, реализация основных положений Болонской конвенции, интеграция в мировое образовательное сообщество, кооперация, мобильность студентов и преподавателей, развитие университетской науки в значительной степени зависят от финансовых ресурсов, способных обеспечить эти процессы.

Языком статистики

По состоянию на 1 сентября 2013 года сеть высших учебных заведений Украины насчитывала 823 вуза, из них 425 – государственной формы собственности, 221 – коммунальной1 и 177 – частной.

Из 489 вузов первого-второго уровней аккредитации 208 имеют государственную форму собственности, 207 – коммунальную и 74 – частную. Из 334 вузов третьего-четвертого уровней аккредитации 217 относятся к государственной форме собственности, 14 – к коммунальной и 103 – к частной.

Высшее образование студенты дневной, вечерней, заочной и экстернатной форм обучения получают за счет государственного и местного бюджетов, а также физических и юридических лиц.

Высшее образование Украины определено четырьмя образовательно-квалификационными уровнями: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр.

В 2012/13 учебном году контингент студентов высших учебных заведений всех уровней аккредитации и форм собственности составил 2 170 тыс. человек, а в 2011/12 учебном году возрос до 2 312,8 тыс. человек. На каждые 10 тыс. человек населения в учебных заведениях первого-второго уровней аттестации приходится 76 студентов, третьего-четвертого уровней – 401 студент. Среди преподавателей вузов насчитывается 69,3 тыс. кандидатов наук и 13,9 тыс. докторов наук, 46,7 тыс. доцентов и 12,5 тыс. профессоров.

Образование и наука страны определены как приоритетные направления развития национальной экономики и находятся в постоянном процессе реформирования и модернизации, но финансирование вузов при этом всё равно остается проблемой. Согласно закону Украины «Об образовании» (1991) и закону «О высшем образовании» (2002) определены объемы финансирования образования из государственного и местных бюджетов всех уровней, включая дошкольное, в размере 10 процентов от ВВП. К сожалению, только в 2011 году был достигнут наибольший показатель, составивший 7,6 процента.

Финансовое обеспечение в сфере высшего образования проявляется в формах самофинансирования, бюджетного финансирования и кредитования. При недостаточном государственном финансировании всё же прослеживается положительная динамика роста этого показателя (см. табл. 1).

Увеличить изображение

Значительные изменения произошли в структуре источников финансирования государственных вузов. Так, в 2011 году за счет общего фонда государственного бюджета было профинансировано 65,4 процента (17405,1 млн. гривен) расходов на их содержание, в то время как за счет собственных поступлений этих учреждений всего 34,6 процента (9214,5 млн. гривен). Как видно из таблицы, самая большая доля расходов приходится на вузы третьего-четвертого уровней. В целом к 2011 году расходы на высшее образование увеличились, по сравнению с 2006 годом, почти в три раза. При этом не стоит забывать об уровне инфляции, особенно в 2008-2009 годах, повышении цен на энергоресурсы, росте заработной платы и стипендий.

Государственный кошелек

Средства государственного бюджета, обеспечивающие деятельность вузов, имеют две составляющие: средства общего фонда и средства специального фонда. Средства общего фонда используются для обеспечения подготовки специалистов, аспирантов и докторов по госзаказу.

Средства специального фонда включают денежные средства, поступающие от предоставления вузом услуг.

В стране действует характерный для системы высшего образования нормативный метод финансирования. Положением кабинета министров установлены нормы количества студентов, обеспечивающие количество ставок научно-педагогических кадров, обслуживающего и технического персонала. Например, на образовательно-квалификационном уровне «бакалавр» установлено соотношение 12,5 студентов дневной формы обучения и 1 ставка преподавателя; на образовательно-квалификационном уровне «специалист» – 10 студентов и 1 ставка преподавателя; на уровне «магистр» – 6 студентов и 1 ставка преподавателя; на заочной форме обучения на всех уровнях применяется коэффициент 4.

Средства доходов вузов зачисляются на казначейские счета и через казначейские счета вузы согласно смете получают средства на расходы.

Согласно статье 55 Бюджетного кодекса Украины определены защищенные статьи, они корректируются законом «О государственном бюджете Украины» и финансируются в первую очередь. В системе высшего образования это заработная плата, начисления на зарплату, стипендии и частично коммунальные услуги. В последнее время это усложняет функционирование вузов, поскольку зачастую на едином казначейском счету денег не бывает и незащищенные статьи практически не финансируются.

Развернутый анализ расходов общего фонда позволил сделать вывод, что существенный прирост государственных финансовых ресурсов приходится, прежде всего, на расходы потребления, а не на расходы развития. То есть удорожание стоимости учебы связано с увеличением расходов по защищенным статьям, тогда как расходы развития составляют только 5-15 процентов от общего объема средств вузов, причем в основном это средства специального фонда.

Рассматривая доступность высшего образования с позиций реального поступления граждан на учебу, возможность поступить в государственные вузы получают в среднем 63-65 процентов абитуриентов, а на места госзаказа – 31-33 процента. Таким образом, государственное финансирование доступно только для каждого третьего абитуриента. Недостаточным является уровень заработной платы преподавателей. Доктор наук, профессор получает, согласно тарифной ставке, 3060 гривен плюс доплату за ученую степень 25 процентов и 40 – за ученое звание. В итоге это ниже, чем средняя заработная плата по промышленности, составляющая 4800 гривен.

В стране не развита система многоканальности финансирования высшего образования.

Диаграмма наглядно демонстрирует, что основным источником финансирования являются средства государственного бюджета.

До 2008 года значительная часть расходов вузов государственной формы собственности покрывалась за счет средств государственного бюджета, но в период кризиса ярко проявилась недостаточная эффективность бюджетного финансирования: вузы государственной формы собственности недополучили больше половины бюджетных средств, утвержденных министерством образования и науки Украины. Так, например, согласно смете, фонда заработной платы профессорско-преподавательского состава едва хватает на ставки работникам, не говоря о прибавках и доплатах.

Финансовые горизонты науки

Основными направлениями реформирования системы высшего образования Украины предусмотрена интеграция образования и науки, включающая создание исследовательских университетов, научных парков, которые вузы могут формировать совместно с хозяйственными субъектами.

Но средств госбюджета для реализации этих направлений недостаточно, участие бизнеса и субъектов хозяйствования мизерно, мала и грантовая поддержка образовательных и научных проектов. В таблице 2 представлены прогнозные объемы и источники финансирования государственной целевой научно-технической и социальной программы «Наука в университетах» на 2008-2012 годы (результаты выполнения официально не представлены).

Увеличить изображение

В 2008-2010 годах средства из государственного бюджета на реализацию программы практически не выделялись: за три года университеты получили всего 24,6 млн. гривен, а в 2011 году – только половину средств. На университетскую науку, по сравнению с другими секторами деятельности, средств выделяется недостаточно (в табл. 3 приведен объем финансирования научных и научно-технических работ). Данные таблицы свидетельствуют, что расходы на университетскую науку в номинальном выражении значительно меньше, чем на государственный и предпринимательский сектор, если сравнить 2000 год – 102,8 тыс. гривен и 2012 год – 646,7 тыс. гривен, но за этот период расходы выросли в шесть раз. На протяжении 1991-2012 годов доля финансирования университетской науки в общем объеме бюджетных средств постоянно сокращалась и составляла в 1991 году 16,4 процента, а в 2012 году – 6,3. Одновременно происходит значительный рост доли средств государственного бюджета на проведение научных и научно-технических работ. В 1991 году средства госбюджета составляли 29,4 процента общего финансирования университетской науки, остальную часть покрывали заказчики.

Увеличить изображение

Многоканальность финансирования еще не стала основой развития университетской науки. Проблема заключается в том, что вузы Украины в основном ориентируются на средства госбюджета. Коммерциализация научных разработок вузов не носит системного характера – только 2 процента внебюджетных средств.

Появились новые типы университетов – исследовательские, но большинство из них, получив статус, так и не смогли стать таковыми по сути.

Заглядывая вдаль

В стране значительно сократилось число контрактников. Причинами этому стали бедность основной массы населения Украины и высокая плата за учебу.

В 2003 году кабинетом министров было принято постановление «Об утверждении порядка предоставления целевых льготных кредитов на получение высшего образования». Многие молодые люди пользовались бы этим кредитом под 3 процента годовых с пятнадцатилетним сроком погашения, причем если молодые специалисты пять лет проработали бы в сельской местности, то кредит не подлежал возврату. Постановление не отменено, но кредиты не выдаются и средства на их финансирование из гос- бюджета не выделяются.

В 2013 году государственная служба занятости внедрила систему образовательных ваучеров для граждан, достигших сорока пяти лет, но утвержденный перечень специальностей далек от реальных потребностей национальной экономики. В большинстве это рабочие профессии.

Положительным фактором улучшения финансирования вузов является сокращение их числа: в 2009 году было 946 вузов, в 2013 году осталось 823. Частные вузы зачастую прекращают свою деятельность, а государственные объединяются в научно-образовательные комплексы. К сожалению, количество вузов остается все еще большим. Процесс их оптимизации является одним из антикризисных инструментов, но в основе должен лежать мониторинг качества работы вуза, уровень его материально-технической базы.

Во время вступительной кампании происходит естественный отбор вузов. Так, согласно данным минобрнауки Украины, в 2012 году 100 вузов не выполнили государственный заказ на подготовку специалистов, в 100 вузов абитуриенты подали до 10 заявлений.

Высшее учебное заведение является экономической системой, которая должна постоянно развиваться. Поэтому каждый вуз должен, прежде всего, интегрироваться с системой рыночных отношений. Для этого необходимы знания, научные разработки следует превратить в товар, сделать этот товар конкурентоспособным на рынке образовательных и научных услуг, достичь спроса, и чтобы реализация приносила прибыль. Уровень капитализации вуза является основным критерием в мировых рейтингах вузов, а ведь не секрет, что ни один вуз Украины не входит в ТОП-500.

Вузы должны стать основой экономического, социального и культурного развития региона. При этом обязательным и эффективным является партнерство вуза с бизнесом, властью и институтами гражданского общества, то есть должна реализовываться модель пентаспирали (образование – наука – бизнес – власть – институты гражданского общества), которая была разработана и реализована учеными Уральского государственного университета.

Партнерские связи с бизнесом, многоканальность финансирования, а именно: коммерциализация научных разработок, грантовые программы, создание научных и технологических парков, бизнес-инкубаторов, внедрение блок-грантового финансирования, предоставление субсидий, кредитов и грантов студентам, внедрение проектного финансирования – дадут возможность обеспечить надлежащее финансирование вузов Украины.

  1. Коммунальная собственность Украины – собственность административно-территориальных единиц.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: реформы образования, зарубежный опыт, украина, ВПО, содружество, ао-66

Похожие материалы:
Ресурсы развития вуза – гибкость и профессионализм
Проблемы технической школы Украины
Особенности нижегородского профессионального образования
Двухуровневая система высшего образования в странах СНГ
Система высшего образования республики Казахстан
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования
Инновационная экономика начинается с образования
Новые идеи модульно-рейтинговой системы
О приеме в магистратуру в вузах Азербайджана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Из журнала
#110Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы
#100В 2018 году Егорьевский авиационный технический колледж им. В.П.Чкалова отмечает столетний юбилей
#103Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
#107Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
#99Новости рубрики «Новая школа России»
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку