Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Российское образование в контексте международных индикаторов

«Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования» (НП «МАМСО») совместно с Московской высшей школой социальных и экономических наук и издательской фирмой «Сентябрь» провела в здании Академии народного хозяйства при Правительстве РФ семинар, посвященный выходу пятого выпуска аналитического доклада «Российское образование в контексте международных индикаторов2009», на котором побывал наш корреспондент.

Просмотров: 2120

Россия. Между Мексикой и Чили

Сегодня, когда в России осуществляется масштабная модернизация системы образования, возможность «сверить курс» с общемировыми тенденциями и моделями становится особенно актуальной.

2 апреля 2010 года некоммерческое партнерство «Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования» (НП «МАМСО») совместно с Московской высшей школой социальных и экономических наук и издательской фирмой «Сентябрь» провела в здании Академии народного хозяйства при Правительстве РФ семинар, посвященный выходу пятого выпуска аналитического доклада «Российское образование в контексте международных индикаторов2009», на котором побывал наш корреспондент.

В этом, без сомнения, важном мероприятии приняли участие представители ряда региональных органов управления образованием, в том числе Москвы и Московской области, международных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ), федеральные и региональные эксперты в области образования, СМИ.

Результаты своей масштабной работы, которые, хочется верить, будут иметь стратегическое значение, представили авторы доклада – М.Л. Агранович, исполнительный директор НП «МАМСО», Г.С. Ковалева, заведующая центром Оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, К.Н. Поливанова, директор программы «Коммуникация, образование, технологии» Психологического института РАО, преподаватель МВШСЭН, и А.В. Фатеева, руководитель программы международных сопоставительных исследований НП «МАМСО».

В докладе-2009, как и в предыдущих его выпусках, начиная с 2003 года, подвергнуты пристальному анализу показатели российского образования, от дошкольного до послевузовского, в свете сложившихся мировых тенденций, пропорций и моделей.

Доклад охватывает широкий круг вопросов, включая общую характеристику стран и национальных образовательных систем, масштабы участия населения в образовании, организационные аспекты образовательного процесса, финансирование образования, качество образования.

Развитие российской и международной статистики образования позволило значительно расширить состав анализируемых показателей и перечень стран, данные по которым включены в анализ. Заслуживает внимания тот факт, что впервые в доклад включен раздел, посвященный оценке качества образования на основе результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA).

По мнению авторов, международные сопоставительные исследования проводятся отнюдь не для ранжирования стран. Результаты таких исследований важны, в первую очередь, для самих стран-участниц. Они позволяют выявить общемировые тенденции развития образования и определить степень соответствия или несоответствия им структурных характеристик национальных образовательных систем. Таким исследованиям принадлежит ключевая роль в формировании обоснованной образовательной политики, они помогают определить ориентиры, предсказать проблемы и риски, наконец, повысить эффективность национальных образовательных систем и их конкурентоспособность.

Авторы доклада подчеркнули, что к международным сопоставлениям и прямым сравнениям необходимо подходить с осторожностью, учитывая колоссальные различия в специфике отдельных стран, от географического положения и климата до институциональных и культурных традиций. Тем не менее, при всех ограничениях сопоставительные исследования остаются практически единственным инструментом оценки состояния и динамики развития образовательных систем. Проведение сравнительного анализа позволяет понять, насколько образование той или иной страны по своим структурным характеристикам, результатам, вовлеченным ресурсам отличается от складывающихся тенденций и моделей в мире и в отдельных группах стран.

Анализ российского образования на основе сопоставлений со сложившимися в мире тенденциями, моделями и соотношениями в докладе закономерно начат с социально-экономической характеристики рассматриваемых стран.

В качестве критерия распределения стран по группам авторы использовали размер ВВП на душу населения (подушевой ВВП), в результате чего получили три группы – с высоким, средним и низким уровнем дохода.

Интересно, что Россия, согласно уровню годового дохода в размере 13,2 тыс. долл. по показателю ППС (паритет покупательной способности) на душу, в результате оказалась во второй группе стран, в которую вошли: Греция, Новая Зеландия, Словения, Израиль, Корея, Чешская Республика, Португалия, Эстония, Венгрия, Словакия, Литва, Латвия, Польша, Хорватия, Мексика, Российская Федерация, Чили, Малайзия, Турция, Аргентина.

  • В ближайшие 10 лет численность и доля населения в возрасте массового обучения в России будет значительно снижаться, причем основное сокращение будет происходить за счет когорты в возрасте получения профессионального образования. Старение населения – безусловно, негативная тенденция, но это не означает, что не надо использовать снижение давления на бюджет для ускорения модернизации образования.
  • Доля населения со средним профессиональным и высшим образованием в России составляет 47%. По этому показателю Россия уступает только Канаде (48%), далеко опережая все остальные страны.
  • Из года в год Россия утрачивает свои позиции на рынке образовательных услуг, в том числе, и среди стран «ближнего» зарубежья.

Заострим внимание на том факте, что Россия в этой «табели о рангах» занимает место между Мексикой и Чили, что, как подтвердили и другие данные, обнародованные в докладе, вполне закономерно.

Приведенные факты, базирующиеся на статистически выверенных расчетах, вызывают множество вопросов. Ответы на них следует искать в тех выводах, к которым пришли авторы аналитического доклада.

По нашему мнению, результаты этого актуального и глубокого исследования должны стать предметом серьезного анализа и властных структур, и профессионального научно-педагогического сообщества, и общества в целом.

Россия в настоящее время является страной с одной из наиболее развитых в мире систем образования и по участию населения в образовании, и по уровню образования населения. В то же время, в соответствии со сложившимися в мире тенденциями, страну с такой системой образования должны отличать высокий уровень жизни и низкая социально-экономическая дифференциация населения. Ни того, ни другого нельзя отнести к России в полной мере.

Исследования показали, что Россия не получает эффекта от высокого уровня образования населения в форме снижения социально-экономического неравенства и уровня жизни в первую очередь потому, что получаемое населением образование относительно короткое и недостаточно высокого качества.

Нашей стране необходимо добиваться более раннего вовлечения в образовательный процесс детей путем снижения возраста начала обязательного школьного образования до 6 лет; развития вариативности и повышения доступности образовательных программ для детей старших дошкольных возрастов в рамках системы дошкольного образования.

Продолжительность среднего образования в России является явно недостаточной по мировым меркам. Это ведет, в частности, к чрезмерно раннему переходу молодежи на третичный уровень образования. Таким образом, на пороге учреждений третичного образования студенты из России и других стран имеют за плечами не только различное по продолжительности предшествующее образование, но и несопоставимый багаж знаний, умений и жизненного опыта.

Раннее начало третичного образования в России означает и раннее профессиональное самоопределение, к которому молодой человек в большинстве случаев еще не готов. Это можно рассматривать в качестве одной из главных причин массового отказа от работы по полученной в рамках третичного образования профессии или специальности, фактического снижения человеческого капитала и эффективности системы третичного образования в целом.

Помимо этого, короткое по международным меркам среднее образование приводит к необходимости восполнять недостаток знаний на более высоких ступенях образования, что неэффективно со всех точек зрения.

На ступени среднего образования с ростом уровня экономического развития стран увеличивается доля обучающихся по программам профессиональной подготовки и уменьшается удельный вес тех, кто готов только к дальнейшему продолжению учебы. То есть в богатых странах больше молодых людей вместе с аттестатом о среднем образовании получают помимо общих знаний профессию и соответствующий документ, признаваемый на рынке труда. Россия и здесь отличается от тенденций, сложившихся в развитых странах, – подавляющая и все возрастающая доля выпускников программ среднего образования готова только к продолжению обучения и не представляет интереса для работодателей.

Еще один фактор, не позволяющий России в полной мере получить социально-экономический эффект от наличия системы массового среднего и профессионального образования, – содержание и качество российского образования. Международные исследования показывают, что, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.

Чем богаче страна, тем большую долю национальных ресурсов она выделяет на образование, но в долгосрочном периоде эта причинно-следственная связь носит обратный характер – процветания достигают те страны, которые выделяют относительно больше средств на образование. Россия финансирует образование в соответствии с уровнем своего экономического развития, но для перехода к модели развития, основанной на знаниях, страны с не самыми высокими доходами должны предпринимать серьезные усилия по радикальному улучшению системы образования. Эти изменения должны затрагивать как содержательные, так и организационные аспекты, и для качественного улучшения необходимы существенные дополнительные финансовые вложения, особенно в области среднего профессионального и вузовского образования.

  • Российские вузы существенно опережают общемировые показатели в подготовке специалистов в таких областях знаний, как «Инженерные, промышленные и строительные дисциплины» и «Социальные науки, бизнес и право». Однако, как и учреждения среднего профессионального образования, готовят недостаточно социальных и медицинских работников.
  • В учебных планах для 12-14-летних учеников российских школ сохраняется повышенный удельный вес родного языка и литературы при низкой доле иностранных языков. Однако существенное превышение среднемировых норм по доле учебного времени, которое посвящается этим предметам, не обеспечивает соразмерно высокого качества образования, что подтверждают результаты международного обследования качества образования PISA.

То, что Россия вкладывает в образование средства, недостаточные для интенсификации развития образования и превращения его в важнейший фактор модернизации экономики, негативно сказывается и на конкурентоспособности российского образования. В условиях стремительной интернационализации образования Россия постепенно утрачивает свои и без того не особенно высокие позиции на мировом рынке образовательных услуг.

(С полным текстом доклада «Российское образование в контексте международных индикаторов-2009» можно ознакомиться на сайте http://www.mamso.ru/).

В дискуссии по окончании презентации, которая от обсуждения методологических подходов использования международных сравнений в практике управления образованием, перешла к решению вечного русского вопроса «что делать?», приняли участие: Е.Л. Рачевский, директор Центра образования №548 «Царицыно» города Москвы, член Общественной палаты Российской Федерации, А.Н. Майоров (эксперт), Е.А. Зотова (ЮНИСЕФ), Д.Е. Фишбейн (издательская фирма «Сентябрь»), А.Ю. Умаров (ЮНЕСКО).

Выступающие, отдавая должное большому и серьезному труду, который проделали авторы доклада, вместе с тем высказали определенные опасения по поводу того, что выводы, сделанные в исследовании, к сожалению, могут быть не услышаны властью. А услышать их – абсолютно необходимо.

В частности, Е. Рачевский сказал: «Естественно, старинный вопрос, связанный с образованностью нашей нации: что делать в данной ситуации? Мне представляется следующее: нужные выводы еще не сделаны. Они делаются пока только на интуитивном уровне, может быть. Я у себя на локальном уровне принял решение, которое вызывает ажиотаж, потому что впереди – 1 сентября. Я всех принимаю в школу с полутора лет. И многие в России это делают – на муниципальном уровне. Это к вопросу об интеграции дошкольного и начального образования. Поэтому предложение одно: надо сгусток того, что мы увидели и услышали сегодня, все-таки донести до тех, кто принимает решения. Я буду над этим работать».

Представитель Бюро ЮНЕСКО в Москве А. Умаров подчеркнул, что следует признать, представленный доклад – это достаточно серьезная заявка на то, чтобы определить место, уровень и роль России в развитии образования по сравнению с другими странами. Выводы, которые сделаны группой «МАМСО», считает А. Умаров, показывают также, что нам надо поднимать вопросы не только общего сравнительного характера, определяя место России среди других стран, но и обратить внимание на те вопросы, которые являются ключевыми. Это, прежде всего, качество образования, охват населения дошкольным образованием и другие. Нельзя успокаивать себя тем, что Россия находится в середине своей группы стран. Упомянутые вопросы, по мнению А. Умарова, – пища для будущих исследований. Он отметил, что ЮНЕСКО очень высоко ценит работу группы «МАМСО», особенно последний представленный доклад, и пообещал поддерживать дальнейшую работу этой группы.

Представитель издательской фирмы «Сентябрь» Д. Фишбейн высказал свою точку зрения: не следует считать, что руководители органов управления образованием в регионах не могут и не будут делать выводы из доклада. По его мнению, необходимо доносить до них эту информацию, объяснять и, главное, стараться услышать друг друга. Острые вопросы, поднятые в докладе, по его мнению, «реально будут решаться в регионах и муниципалитетах».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: реформы образования, зарубежный опыт, с места события, ао-38

Похожие материалы:
Развитие высшего образования Украины
Концепция нового закона об образовании
Российское и зарубежное медицинское образование
Институциональная и программная аккредитация ВПО
Круглые столы по педагогической тематике
Парламентские слушания о поддержке педагогов
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
О чем еще говорят… европейцы
Системы гарантии качества "новой Европы"

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#95Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#100Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
#98России грозит структурный дефицит трудовых ресурсов
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний