Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Круглые столы по педагогической тематике

Как минимум на год может быть продлен переходный период, предусматриваемый законопроектом о бюджетных, казенных и автономных организациях. Об этом говорилось на очередном заседании Комитета Государственной Думы РФ по образованию, посвященном утверждению рекомендаций по итогам двух «круглых столов».

Просмотров: 3249

Острые вопросы «круглых столов» по педагогической тематике

Как минимум на год может быть продлен переходный период, предусматриваемый законопроектом о бюджетных, казенных и автономных организациях, «перевоплотиться» в которые будут должны государственные учреждения и образовательного профиля. об этом говорилось на очередном заседании Комитета Государственной думы рФ по образованию, посвященном утверждению рекомендаций по итогам двух «круглых столов». Эти мероприятия прошли в конце марта – начале апреля 2010 года при непосредственном участии профильного комитета российского парламента.

Воспитывать сообща

Круглый стол на тему «Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России» состоялся в малом зале Госдумы. Он собрал для обсуждения его основного вопроса не только депутатов нижней палаты парламента, но и представителей региональных органов законодательной власти, школьных педагогов, а также преподавателей и студентов вузов. Мероприятие было проведено по инициативе Фонда инновационного развития образования «Древо жизни», работающего на базе «Элитной гимназии» в г. Санкт-Петербурге. Директор гимназии Нина Кавелина выступила за создание ассоциации образовательных учреждений, которая могла бы взять на себя координирующую роль в построении механизмов взаимодействия общественных институтов. Иначе, без совместной работы, все усилия, прилагаемые к решению вопроса о воспитании детей, как считает председатель Комитета ГД РФ по образованию Григорий Балыхин, обречены на неудачу. С мнением Григория Артемовича не поспоришь! Сейчас консолидация общественных и государственных институтов видится единственной возможностью для перелома ситуации в борьбе с бездуховностью, которая присуща, к сожалению, значительной части современной молодежи и школьников.

«Круглый стол» в Госдуме стал площадкой, на которой на одной чаше весов оказались сразу две концепции – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, разработанная Российской академией образования, и Концепция государственной политики духовно-нравственного воспитания, курируемая парламентским Комитетом по делам семьи, женщин и детей. Станут ли они достойным «противовесом» бездуховности и безнравственности?

Как пояснил на заседании думского комитета по образованию Григорий Балыхин, концепция РАО, по факту, стала методологической основой разработки стандарта начального и общего образования. Но это только начало. В качестве рекомендации депутаты предложили Министерству образования и науки РФ взять эту концепцию за методологическую основу также при разработке и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального педагогического образования, а кроме того – образовательных программ.

Обратились законодатели и к президенту страны – с предложением провести заседание Государственного совета с повесткой дня, аналогичной теме «круглого стола» – «о взаимодействии институтов для духовно-нравственного развития и воспитания современных школьников». В качестве одного из общественных институтов выступают и религиозные организации, большая часть которых давно готова включиться в борьбу за спасение душ современных школяров.

«Слава Богу, что это эксперимент!»

Как известно, с апреля в Российской Федерации стартовал эксперимент, которым в школах 19 регионов на начальном уровне образования введена предметная область по основам духовной культуры и светской этики, предполагающая изучение постулатов наиболее традиционных для населения нашей страны религий. Предмет, который вызывал и вызывает немало споров, стал причиной оживленной дискуссии и на заседании комитета по образованию в российском парламенте.

Взгляды депутатов на нововведение разделились. Например, Ирина Роднина с настороженностью относится к приходу религии в общеобразовательные школы.

– Мои родители никогда в церкви не были, но никто бы не сказал, что они были безнравственными, – заметила Ирина Константиновна. – Почему мы нравственность связываем только с религией? Я уже была в нескольких детских домах, в которые пришла с духовностью церковь. С одной стороны, детишкам без родителей любое внимание важно. Но, с другой, когда увидела, что 10-летний ребенок челом бьет и ручки целует, как-то не по себе стало…

– Мы оцениваем этот предмет как почву для духовного воспитания, и речь не идет о том, что в школе будут преподавать священники, – попытался разубедить ее Григорий Балыхин. – Лично мне интересно: вот конкретная школа, четвертый класс, начинается эксперимент – сколько детей и их родителей отдадут предпочтение каждой из религий?

В ходе дискуссии была обозначена проблема отсутствия достаточного количества специалистов по новому школьному предмету, по сути, заменившему курс «Обществоведение». В подобных условиях – при дефиците преподавателей, как заметила сотрудница аппарата комитета Нина Володина, был введен в школах предмет «Этика и психология семейной жизни». Эффект был противоположным задуманному. Как мы помним, это еще более добавило популярности сожительству молодых людей без официальной регистрации брака.

– Мы все время бежим впереди паровоза – не имея специалистов, вводим в школе новый курс, – продолжила депутат Ирина Роднина. – Мы со школой и без того много экспериментируем. Есть храмы, которые могут по выходным заниматься духовными экспериментами. Сейчас их везде достаточно. Раньше были воскресные школы, которые прекрасно справлялись с этой задачей. Зачем теперь им приходить в общеобразовательную школу? Тем более, в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране.

К диспуту подключился депутат Ахмат Эркенов:

– Почему же нельзя в школе учить основам духовной культуры? Это эксперимент – если дети и родители хотят, то пусть ребята изучают предмет. Незнание элементов религии приводит к тому, что возникают нетрадиционные ответвления, создаются секты.

Но Ирина Роднина была непреклонна:

– Мне кажется, это наоборот приведет к большей розни. Мы ведем речь о современной духовности и нравственности, возвращаясь при этом в XV век, ведь религия говорит с детьми отнюдь не на том языке, на котором ведется обучение. Общественные и религиозные организации, конечно, имеют право заниматься таким просветительством. Но почему оно должно происходить в стенах школы?

– Как бы то ни было, эксперимент начался и, слава Богу, что это эксперимент, – подвел итог спору председатель комитета. – Уже по окончанию учебного года нам необходимо провести мониторинг и посмотреть, в каких регионах будет больше детей изучать основы православия, иудаизма, ислама, буддизма. Я выступаю за то, чтобы предмет в школе был, но его не должен читать, как и предполагается в рамках эксперимента, священнослужитель. Речь идет не о церковно-приходской школе. У нас церковь отделена от государства, а образование светское, и мы должны этим руководствоваться.

Инициатива «снизу»

По мнению инициатора «круглого стола» Нины Кавелиной, тема духовно-нравственного воспитания актуальна и в школах, и в обществе в целом, и в каждой семье в отдельности. И церковь пытается его восполнить, создавая духовно-нравственные центры православной культуры.

– Педагоги ощущают духовный вакуум, образовавшийся в школах, – отметила Нина Кавелина. – Родители просят и даже требуют помочь в воспитании их детей. И не случайно в Концепции духовно-нравственного воспитания, которая является методологической основой инициативы «Наша новая школа», есть место и традиционным религиям нашей многонациональной страны. Бездуховность – действительно общая проблема вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности. Хорошо было бы, если бы наше педагогическое сообщество могло без религии восстановить духовность в школах. Не получается.

Нина Михайловна судит по своей практике. Она не только руководит «Элитной гимназией» в Санкт-Петербурге, но и сама ведет курс прикладной этики. При этом не обходится без обращения к библейским сюжетам. Поскольку в гимназии есть дети из мусульманских семей, то на уроках рассматриваются и традиционные сюжеты из ислама. Но этого, как считает педагог, недостаточно:

– Результаты в воспитании достигаются только тогда, когда педагогический коллектив идейно руководствуется традиционными культурно-историческими российскими ценностями, когда семья вовлечена в процесс воспитания, когда оно становится общим делом. Именно поэтому мы вышли с нашей гражданской образовательной инициативой. Невозможно реализовать концепцию духовно-нравственного развития и воспитания указанием сверху. Ничего не получится. Нужна инициатива «снизу», это должно стать общим делом, и не только через введение одного предмета. Нужно привлекать родителей, а школа должна стать центром взаимодействия с муниципальной властью и общественными организациями. И, чтобы церковь не монополизировала образовательный процесс, а такая угроза существует, нужно с ней взаимодействовать.

Нина Кавелина предлагает на первом этапе создать ассоциацию образовательных учреждений, объединенных идеей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения россиян. А на втором – ассоциация могла бы получить статус саморегулируемой организации, которая была бы уполномочена выработать договор о взаимной ответственности между школой и семьей и привлечь тем самым родителей к воспитательному процессу. Кстати, «Элитная гимназия» уже работает в этом направлении с образовательными учреждениями не только Петербурга, но и других российских городов.

– Нам нужна просто политическая воля и никакой другой, – призналась Нина Кавелина.

По итогам «круглого стола» на тему «Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России» были разработаны рекомендации, которые, несмотря на озвученные разногласия депутатов, в целом получили одобрение Комитета Госдумы по образованию. Эти рекомендации были направлены Президенту РФ, как говорилось выше, его полномочным представителям в федеральных округах, Правительству России, соответствующим министерствам и региональным властям.

Переходный период отложат?

Еще один проект рекомендаций по итогам другого «круглого стола» – о статусе педагогического работника в рамках инициативы «Наша новая школа», проходившего в Академии труда и социальных отношений, тоже был одобрен депутатами профильного комитета Думы. Президент академии Николай Гриценко рассказал, почему заседание вызвало огромный интерес широкой общественности – ведь вопрос о статусе педагога был поднят еще 10 лет назад. Но решение его обозначилось только сейчас. Впервые тема обсуждалась в 2000 году на съезде Российского союза ректоров, было принято решение о статусе, предлагалось ввести табель о рангах, квалификационные разряды. В профильном комитете Госдумы даже был подготовлен проект закона о статусе педагогического работника. Но…

Лишь недавно, впервые за 10 лет, по мнению Николая Гриценко, лед тронулся. Он отметил, что все конструктивные предложения, прозвучавшие на «круглом столе», уже направлены в рабочую группу Министерства образования и науки РФ, занимающуюся разработкой интегрированного закона об образовании. Профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации намерены добиваться того, чтобы в законе появилась отдельная глава, посвященная статусу педагогического работника. Подробнее о самом «круглом столе» в АТиСО и о том, как ситуация со статусом педагогического работника обстоит сегодня, можно прочесть в статье «Трудная дорога к закону о статусе».

Просматривая пакет рекомендаций, выработанных по итогам мероприятия, депутат Ахмат Эркенов обратил внимание коллег на то, что ни в одном из документов не говорится о необходимости подготовки вузовских кадров. Он напомнил, что в прежние времена были разработаны специальные программы, которые позволяли привлечь в педагогические вузы наиболее подготовленную часть молодежи. Депутат предложил ввести в рекомендации пункт, побуждающий Правительство и Минобрнауки заняться этой проблемой.

В свою очередь депутат Николай Разворотнев коснулся «больной» темы для всего учительства России – зарплат. Он акцентировал внимание коллег на том, что в документах не говорится о повышении заработной платы педагогам в Год учителя.

Кроме того, Николай Разворотнев назвал «страшным», особенно для Года учителя, законопроект о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений. Проект закона, который фактически отправит в «свободное плавание» большинство образовательных учреждений, уже прошел первое чтение. И с 1 января 2011 года им придется работать в новом формате, большинству – в статусе автономных учреждений. Какая часть из них сумеет в рыночных условиях остаться на плаву? Прогнозы на этот счет отнюдь не оптимистичные.

Возможно, законопроект будет доработан. И времени для этого прибавилось. Несмотря на то, что перед главами российских регионов поставлена задача определиться до 1 июля нынешнего года, какие из государственных и муниципальных учреждений станут казенными, то есть, полностью финансируемыми из бюджета, переходный период может быть продлен на год. Соответственно, отправная точка тогда сдвинется на 1 января 2012 года, заявил председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин. По его словам, об этом говорила в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко.

– Давайте не будем драматизировать ситуацию, – призвал депутатов Григорий Балыхин. – У нас есть почти два года на то, чтобы определиться, какие учреждения в какой организационно-правовой форме будут работать. В дальнейшем, переходный период, может быть, еще продлят…

От модельного закона к интегрированному

Возвращаясь к главной теме обсуждения, народные избранники обратились к зарубежной практике решения проблемы о статусе педагогического работника. Например, в Казахстане специальная глава «Статус педагогического работника» включена в закон «Об образовании», принятый в 2007 году. А в Киргизии доктора и кандидаты наук по социальной защищенности приравнены к высшим должностным категориям госслужащих. О Европе и говорить, наверное, излишне. В большинстве европейских стран социальный статус преподавателей и научных работников вузов очень высок.

Надо сказать, что Межпарламентская ассамблея странучастниц Содружества независимых государств еще в 2004 году приняла модельный закон «О статусе учителя». Он направлен на создание условий, которые качественно улучшат правовое положение учителей и обеспечат гарантии их социальной защищенности. Спустя два года ассамблея приняла еще один модельный закон – «О статусе работника образования». В нем правовой статус работника образования определен как «юридически закрепленное положение лица, занимающегося специализированной деятельностью, связанной с функционированием и развитием системы образования».

У нас сейчас ведется разработка проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который должен объединить положения ныне действующих законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В связи с этим участники «круглого стола» рекомендовали правительству ускорить его разработку, чтобы закон был внесен в Государственную Думу уже в осеннюю сессию 2010 года.

В свою очередь Министерству образования и науки России рекомендовано включить в закон главу, посвященную вопросам установления статуса работников образовательных организаций, в том числе, педагогических работников – с учетом типов и видов образовательных организаций, и тех, кто ведет индивидуальную педагогическую деятельность. В этой главе, как предполагают участники «круглого стола» и депутаты, могли бы быть закреплены особенности организации труда и отдыха для различных категорий работников сферы образования, установления сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий, формирования и условий оплаты труда, организации профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также другие важные вопросы, с которыми сталкиваются представители современного российского педагогического сообщества. Среди рекомендаций есть и предложение рассмотреть вопрос об обеспечении молодых педагогических работников жильем – в рамках федеральной целевой программы «Жилище» и других программ и подпрограмм, при включении в которые, они должны иметь приоритет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Закон о статусе педагогического работника
Закон об образовании: согласие и согласованность
Функция воспитания возвращается в школу
Законопроект об образовании перед вторым чтением Госдумой РФ
Парламентские слушания о поддержке педагогов
Качество образования: гаранты и гарантии
Обсуждение проекта закона об образовании
Госдума: итоги года
Закон об образовании: время отклика
Госдума: обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ