Круглые столы по педагогической тематикеКак минимум на год может быть продлен переходный период, предусматриваемый законопроектом о бюджетных, казенных и автономных организациях. Об этом говорилось на очередном заседании Комитета Государственной Думы РФ по образованию, посвященном утверждению рекомендаций по итогам двух «круглых столов». Просмотров: 3249
Острые вопросы «круглых столов» по педагогической тематикеКак минимум на год может быть продлен переходный период, предусматриваемый законопроектом о бюджетных, казенных и автономных организациях, «перевоплотиться» в которые будут должны государственные учреждения и образовательного профиля. об этом говорилось на очередном заседании Комитета Государственной думы рФ по образованию, посвященном утверждению рекомендаций по итогам двух «круглых столов». Эти мероприятия прошли в конце марта – начале апреля 2010 года при непосредственном участии профильного комитета российского парламента. Воспитывать сообщаКруглый стол на тему «Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России» состоялся в малом зале Госдумы. Он собрал для обсуждения его основного вопроса не только депутатов нижней палаты парламента, но и представителей региональных органов законодательной власти, школьных педагогов, а также преподавателей и студентов вузов. Мероприятие было проведено по инициативе Фонда инновационного развития образования «Древо жизни», работающего на базе «Элитной гимназии» в г. Санкт-Петербурге. Директор гимназии Нина Кавелина выступила за создание ассоциации образовательных учреждений, которая могла бы взять на себя координирующую роль в построении механизмов взаимодействия общественных институтов. Иначе, без совместной работы, все усилия, прилагаемые к решению вопроса о воспитании детей, как считает председатель Комитета ГД РФ по образованию Григорий Балыхин, обречены на неудачу. С мнением Григория Артемовича не поспоришь! Сейчас консолидация общественных и государственных институтов видится единственной возможностью для перелома ситуации в борьбе с бездуховностью, которая присуща, к сожалению, значительной части современной молодежи и школьников. «Круглый стол» в Госдуме стал площадкой, на которой на одной чаше весов оказались сразу две концепции – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, разработанная Российской академией образования, и Концепция государственной политики духовно-нравственного воспитания, курируемая парламентским Комитетом по делам семьи, женщин и детей. Станут ли они достойным «противовесом» бездуховности и безнравственности? Как пояснил на заседании думского комитета по образованию Григорий Балыхин, концепция РАО, по факту, стала методологической основой разработки стандарта начального и общего образования. Но это только начало. В качестве рекомендации депутаты предложили Министерству образования и науки РФ взять эту концепцию за методологическую основу также при разработке и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального педагогического образования, а кроме того – образовательных программ. Обратились законодатели и к президенту страны – с предложением провести заседание Государственного совета с повесткой дня, аналогичной теме «круглого стола» – «о взаимодействии институтов для духовно-нравственного развития и воспитания современных школьников». В качестве одного из общественных институтов выступают и религиозные организации, большая часть которых давно готова включиться в борьбу за спасение душ современных школяров. «Слава Богу, что это эксперимент!»Как известно, с апреля в Российской Федерации стартовал эксперимент, которым в школах 19 регионов на начальном уровне образования введена предметная область по основам духовной культуры и светской этики, предполагающая изучение постулатов наиболее традиционных для населения нашей страны религий. Предмет, который вызывал и вызывает немало споров, стал причиной оживленной дискуссии и на заседании комитета по образованию в российском парламенте. Взгляды депутатов на нововведение разделились. Например, Ирина Роднина с настороженностью относится к приходу религии в общеобразовательные школы. – Мои родители никогда в церкви не были, но никто бы не сказал, что они были безнравственными, – заметила Ирина Константиновна. – Почему мы нравственность связываем только с религией? Я уже была в нескольких детских домах, в которые пришла с духовностью церковь. С одной стороны, детишкам без родителей любое внимание важно. Но, с другой, когда увидела, что 10-летний ребенок челом бьет и ручки целует, как-то не по себе стало… – Мы оцениваем этот предмет как почву для духовного воспитания, и речь не идет о том, что в школе будут преподавать священники, – попытался разубедить ее Григорий Балыхин. – Лично мне интересно: вот конкретная школа, четвертый класс, начинается эксперимент – сколько детей и их родителей отдадут предпочтение каждой из религий? В ходе дискуссии была обозначена проблема отсутствия достаточного количества специалистов по новому школьному предмету, по сути, заменившему курс «Обществоведение». В подобных условиях – при дефиците преподавателей, как заметила сотрудница аппарата комитета Нина Володина, был введен в школах предмет «Этика и психология семейной жизни». Эффект был противоположным задуманному. Как мы помним, это еще более добавило популярности сожительству молодых людей без официальной регистрации брака. – Мы все время бежим впереди паровоза – не имея специалистов, вводим в школе новый курс, – продолжила депутат Ирина Роднина. – Мы со школой и без того много экспериментируем. Есть храмы, которые могут по выходным заниматься духовными экспериментами. Сейчас их везде достаточно. Раньше были воскресные школы, которые прекрасно справлялись с этой задачей. Зачем теперь им приходить в общеобразовательную школу? Тем более, в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. К диспуту подключился депутат Ахмат Эркенов: – Почему же нельзя в школе учить основам духовной культуры? Это эксперимент – если дети и родители хотят, то пусть ребята изучают предмет. Незнание элементов религии приводит к тому, что возникают нетрадиционные ответвления, создаются секты. Но Ирина Роднина была непреклонна: – Мне кажется, это наоборот приведет к большей розни. Мы ведем речь о современной духовности и нравственности, возвращаясь при этом в XV век, ведь религия говорит с детьми отнюдь не на том языке, на котором ведется обучение. Общественные и религиозные организации, конечно, имеют право заниматься таким просветительством. Но почему оно должно происходить в стенах школы? – Как бы то ни было, эксперимент начался и, слава Богу, что это эксперимент, – подвел итог спору председатель комитета. – Уже по окончанию учебного года нам необходимо провести мониторинг и посмотреть, в каких регионах будет больше детей изучать основы православия, иудаизма, ислама, буддизма. Я выступаю за то, чтобы предмет в школе был, но его не должен читать, как и предполагается в рамках эксперимента, священнослужитель. Речь идет не о церковно-приходской школе. У нас церковь отделена от государства, а образование светское, и мы должны этим руководствоваться. Инициатива «снизу»По мнению инициатора «круглого стола» Нины Кавелиной, тема духовно-нравственного воспитания актуальна и в школах, и в обществе в целом, и в каждой семье в отдельности. И церковь пытается его восполнить, создавая духовно-нравственные центры православной культуры. – Педагоги ощущают духовный вакуум, образовавшийся в школах, – отметила Нина Кавелина. – Родители просят и даже требуют помочь в воспитании их детей. И не случайно в Концепции духовно-нравственного воспитания, которая является методологической основой инициативы «Наша новая школа», есть место и традиционным религиям нашей многонациональной страны. Бездуховность – действительно общая проблема вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности. Хорошо было бы, если бы наше педагогическое сообщество могло без религии восстановить духовность в школах. Не получается. Нина Михайловна судит по своей практике. Она не только руководит «Элитной гимназией» в Санкт-Петербурге, но и сама ведет курс прикладной этики. При этом не обходится без обращения к библейским сюжетам. Поскольку в гимназии есть дети из мусульманских семей, то на уроках рассматриваются и традиционные сюжеты из ислама. Но этого, как считает педагог, недостаточно: – Результаты в воспитании достигаются только тогда, когда педагогический коллектив идейно руководствуется традиционными культурно-историческими российскими ценностями, когда семья вовлечена в процесс воспитания, когда оно становится общим делом. Именно поэтому мы вышли с нашей гражданской образовательной инициативой. Невозможно реализовать концепцию духовно-нравственного развития и воспитания указанием сверху. Ничего не получится. Нужна инициатива «снизу», это должно стать общим делом, и не только через введение одного предмета. Нужно привлекать родителей, а школа должна стать центром взаимодействия с муниципальной властью и общественными организациями. И, чтобы церковь не монополизировала образовательный процесс, а такая угроза существует, нужно с ней взаимодействовать. Нина Кавелина предлагает на первом этапе создать ассоциацию образовательных учреждений, объединенных идеей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения россиян. А на втором – ассоциация могла бы получить статус саморегулируемой организации, которая была бы уполномочена выработать договор о взаимной ответственности между школой и семьей и привлечь тем самым родителей к воспитательному процессу. Кстати, «Элитная гимназия» уже работает в этом направлении с образовательными учреждениями не только Петербурга, но и других российских городов. – Нам нужна просто политическая воля и никакой другой, – призналась Нина Кавелина. По итогам «круглого стола» на тему «Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России» были разработаны рекомендации, которые, несмотря на озвученные разногласия депутатов, в целом получили одобрение Комитета Госдумы по образованию. Эти рекомендации были направлены Президенту РФ, как говорилось выше, его полномочным представителям в федеральных округах, Правительству России, соответствующим министерствам и региональным властям. Переходный период отложат?Еще один проект рекомендаций по итогам другого «круглого стола» – о статусе педагогического работника в рамках инициативы «Наша новая школа», проходившего в Академии труда и социальных отношений, тоже был одобрен депутатами профильного комитета Думы. Президент академии Николай Гриценко рассказал, почему заседание вызвало огромный интерес широкой общественности – ведь вопрос о статусе педагога был поднят еще 10 лет назад. Но решение его обозначилось только сейчас. Впервые тема обсуждалась в 2000 году на съезде Российского союза ректоров, было принято решение о статусе, предлагалось ввести табель о рангах, квалификационные разряды. В профильном комитете Госдумы даже был подготовлен проект закона о статусе педагогического работника. Но… Лишь недавно, впервые за 10 лет, по мнению Николая Гриценко, лед тронулся. Он отметил, что все конструктивные предложения, прозвучавшие на «круглом столе», уже направлены в рабочую группу Министерства образования и науки РФ, занимающуюся разработкой интегрированного закона об образовании. Профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации намерены добиваться того, чтобы в законе появилась отдельная глава, посвященная статусу педагогического работника. Подробнее о самом «круглом столе» в АТиСО и о том, как ситуация со статусом педагогического работника обстоит сегодня, можно прочесть в статье «Трудная дорога к закону о статусе». Просматривая пакет рекомендаций, выработанных по итогам мероприятия, депутат Ахмат Эркенов обратил внимание коллег на то, что ни в одном из документов не говорится о необходимости подготовки вузовских кадров. Он напомнил, что в прежние времена были разработаны специальные программы, которые позволяли привлечь в педагогические вузы наиболее подготовленную часть молодежи. Депутат предложил ввести в рекомендации пункт, побуждающий Правительство и Минобрнауки заняться этой проблемой. В свою очередь депутат Николай Разворотнев коснулся «больной» темы для всего учительства России – зарплат. Он акцентировал внимание коллег на том, что в документах не говорится о повышении заработной платы педагогам в Год учителя. Кроме того, Николай Разворотнев назвал «страшным», особенно для Года учителя, законопроект о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений. Проект закона, который фактически отправит в «свободное плавание» большинство образовательных учреждений, уже прошел первое чтение. И с 1 января 2011 года им придется работать в новом формате, большинству – в статусе автономных учреждений. Какая часть из них сумеет в рыночных условиях остаться на плаву? Прогнозы на этот счет отнюдь не оптимистичные. Возможно, законопроект будет доработан. И времени для этого прибавилось. Несмотря на то, что перед главами российских регионов поставлена задача определиться до 1 июля нынешнего года, какие из государственных и муниципальных учреждений станут казенными, то есть, полностью финансируемыми из бюджета, переходный период может быть продлен на год. Соответственно, отправная точка тогда сдвинется на 1 января 2012 года, заявил председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин. По его словам, об этом говорила в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко. – Давайте не будем драматизировать ситуацию, – призвал депутатов Григорий Балыхин. – У нас есть почти два года на то, чтобы определиться, какие учреждения в какой организационно-правовой форме будут работать. В дальнейшем, переходный период, может быть, еще продлят… От модельного закона к интегрированномуВозвращаясь к главной теме обсуждения, народные избранники обратились к зарубежной практике решения проблемы о статусе педагогического работника. Например, в Казахстане специальная глава «Статус педагогического работника» включена в закон «Об образовании», принятый в 2007 году. А в Киргизии доктора и кандидаты наук по социальной защищенности приравнены к высшим должностным категориям госслужащих. О Европе и говорить, наверное, излишне. В большинстве европейских стран социальный статус преподавателей и научных работников вузов очень высок. Надо сказать, что Межпарламентская ассамблея странучастниц Содружества независимых государств еще в 2004 году приняла модельный закон «О статусе учителя». Он направлен на создание условий, которые качественно улучшат правовое положение учителей и обеспечат гарантии их социальной защищенности. Спустя два года ассамблея приняла еще один модельный закон – «О статусе работника образования». В нем правовой статус работника образования определен как «юридически закрепленное положение лица, занимающегося специализированной деятельностью, связанной с функционированием и развитием системы образования». У нас сейчас ведется разработка проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который должен объединить положения ныне действующих законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В связи с этим участники «круглого стола» рекомендовали правительству ускорить его разработку, чтобы закон был внесен в Государственную Думу уже в осеннюю сессию 2010 года. В свою очередь Министерству образования и науки России рекомендовано включить в закон главу, посвященную вопросам установления статуса работников образовательных организаций, в том числе, педагогических работников – с учетом типов и видов образовательных организаций, и тех, кто ведет индивидуальную педагогическую деятельность. В этой главе, как предполагают участники «круглого стола» и депутаты, могли бы быть закреплены особенности организации труда и отдыха для различных категорий работников сферы образования, установления сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий, формирования и условий оплаты труда, организации профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также другие важные вопросы, с которыми сталкиваются представители современного российского педагогического сообщества. Среди рекомендаций есть и предложение рассмотреть вопрос об обеспечении молодых педагогических работников жильем – в рамках федеральной целевой программы «Жилище» и других программ и подпрограмм, при включении в которые, они должны иметь приоритет. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|