Функция воспитания возвращается в школуВ комитете по образованию Государственной думы РФ прошло обсуждение концепции духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе. При этом была предложена идеологическая и методологическая основа для разработки ФГОС для общеобразовательной школы. Просмотров: 3900
Функция воспитаниявозвращается в школу
|
Одним из исторических прообразов концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников можно считать книгу для чтения в народных училищах, изданную в 1783 по указу Екатерины II. Она называлась «О должностях человека и гражданина» и состояла из четырех частей. В первой давались понятия о душе, памяти, разуме, воле, добродетелях и пороках человека. Вторую часть составляли медицинские наставления. В третьей, основной части, рассказывалось о разных формах общественного устройства. В четвертой – давались сведения о домоводстве. Книга служила пособием до 1819 года. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. |
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников разработана членами-корреспондентами Российской академии образования Александром Данилюком и Александром Кондаковым, а также действительным членом Российской Академии наук Валерием Тишковым. Проект в Госдуме представлял Александр Кондаков, которому пришлось не только рассказывать о принципиально новом документе, призванном стать идеологической и методологической основой общему образованию, но и защищать его, отвечая на вопросы депутатов. Хотя, надо сказать, народные избранники изначально были настроены исключительно положительно, считая, что необходимость разработки подобного документа для всей системы образования в нашей стране назрела давно.
Проект появился в рамках разработки Федерального государственного образовательного стандарта II поколения. В процессе работы над стандартом перед разработчиками встал важный вопрос об определении ключевых проблем и вызовов современному российскому обществу. И вот какая – впрочем, давно известная – вырисовалась картина. Еще в начале ХХ века были нарушены механизмы преемственности поколений, определения и трансляции духовных традиций России. Как следствие, сегодня мы наблюдаем рост национализма и ксенофобии, снижение ценности производительного труда, негативную демографическую ситуацию, снижение физического, социального и психологического здоровья населения и нарастание миграционных процессов. Поскольку именно образование как ведущая социальная деятельность общества является важнейшим ресурсом для стратегического и социально-экономического развития России, и было решено возродить в нашей стране его воспитательную функцию.
– Отвечая на эти вызовы, – рассказал генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, – мы начали формировать основы построения государственного образовательного стандарта. Исходя из «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года», в качестве научной основы было заложено фундаментальное содержание образования, ориентированного, прежде всего, на дальнейшее развитие естественнонаучного знания нашей страны, на биотехнологии, нанотехнологии, на развитие современных энергосберегающих технологий и открытие новых энергоисточников. Не менее важными для нас были идеологическая и методологическая основы построения стандарта. Также мы ориентировались на послания президентов России к Федеральному собранию в 2007 и 2008 годах. Чтобы определить, что же является основой развития российского общества, в качестве методологической основы стандарта мы заложили концепцию поликультурности. Россия – это государство, объединяющее многие народы, культуры и конфессии, которые имеют право на свою идентичность в рамках одной большой российской культуры. И еще одна основа для построения стандарта – общественный договор, социальный запрос общества и государства.
Разработчикам было непросто определить современный национальный воспитательный идеал и систематизировать базовые национальные ценности российского общества, на основе которых формулировались цели и задачи духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников (пока речь идет о стандарте начального образования), а также определялись социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития учащихся. Ведь государство фактически решило возвратить в современную школу важнейшую функцию воспитания. При этом впервые с 1917 года в России поднят вопрос о формировании личности гражданина, система нравственных ориентиров которого основана на тысячелетних традициях российского народа.
Так называемый национальный идеал в нашей стране неоднократно менялся и дополнялся. Вот лишь несколько наиболее ярких примеров. В средние века это был образ Христа с идеями, проповедовавшимися в православной Руси. Петр I своими реформами привнес воспитательные идеалы в виде служения Отечеству и новые ценности – науку, искусство и другие. Граф Сергей Уваров вернул на Родину ценность православия и самодержавия, практически сохранив идеалы служения Отечеству. В советское время идеалом был Моральный кодекс строителя коммунизма. А в 1991 году, как и в 1917-м, была предпринята попытка отвергнуть отечественную историю со всеми ее ценностными ориентирами, предоставив россиянам, в том числе и маленьким, развиваться по собственному усмотрению. К чему это привело, объяснять не нужно.
Идеал российского школьника
Член-корреспондент РАО Александр Кондаков в качестве примера рассказал депутатам о том, какое внимание уделяется патриотизму в Соединенных Штатах Америки. Когда Александр Михайлович преподавал в США, его сын пошел в первый класс американской школы. В честь начала занятий американских детей выстроили под звуки национального гимна под американским флагом, а специально для Димы Кондакова из России прозвучал российский гимн. Даже флаг, под которым маленький гражданин другой страны пошел в школу, был российский триколор – его своими руками сшила для своего ученика американская учительница. |
Школа не является неким изолированным институтом общества, и полноценно реализовать свою задачу по развитию и воспитанию ребенка она может только совместно с остальными институтами социализации. Это средства массовой коммуникации, конфессии, институты гражданского общества и т.д. Только в комплексе можно обеспечить полноценную работу по полноценному духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения. Сами разработчики концепции под духовно-нравственным воспитанием и развитием понимают педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности посредством принятия единых ценностей: семейной жизни, культурно-регионального сообщества (мы разные, но живем в одной стране), культуры своего народа (может быть, одной из традиционных российских конфессий), ценностей российской гражданской нации и мирового сообщества. «Отцам» концепции пришлось определять базовые ценности российского общества, которыми, на их взгляд, являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, ценности религиозной культуры, искусство и литература, природа и человечество.
В соответствии с ними были определены цели и основные задачи духовнонравственного воспитания и развития школьников (в принципе, они тождественны задачам применительно к другим уровням образования). «Важно сформировать личностную, семейную и социальную культуру ребенка применительно к конкретному возрасту, ступени или уровню обучения», – объяснил Александр Кондаков.
При этом под личностной культурой понимается способность и готовность к самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению, способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности – то есть работа на результат.
Формирование семейной культуры подразумевает осознание таких ценностей, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, бережное отношение к жизни человека и забота о продолжении рода.
Социальная культура строится на осознании себя гражданином России, на принятии национальных, нравственных и духовных ценностей, на вере в Россию, чувстве личной ответственности за Отечество, верном восприятии ценностей общества, прав человека, ценностей семьи, гражданского общества, развитости чувства патриотизма и гражданской солидарности, заботе о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержании межэтнического мира и согласия. Кстати, на основе этих задач уже разрабатываются новые школьные учебники.
Каким же видится разработчикам концепции выпускник начальной школы? Прежде всего, это любознательный школьник, активно познающий мир, обладающий умением учиться, любящий свой край, страну. Покидая основную школу, выпускник должен осознавать себя личностью, живущей в обществе, и быть социально активным, понимающим глобальные проблемы современности и своей роли в их решении, носящим ценности гражданского общества, осознающим свою сопричастность к судьбе Родины, владеющим знаниями о ценностях культур, конфессий и мировоззрений. В идеале, это должен быть креативный и критически мыслящий человек, готовый к выбору профессии, личностному выбору и ответственности за свои поступки, разделяющий ценности безопасности и здорового образа жизни, уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними.
«Сколько учитель ни бейся…»
Национальный идеал личности – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. |
Наиболее значимой для обсуждения концепции стала тема придания ей официального статуса, причем максимально высокого, поскольку это, по своей сути, идеологическая основа для деятельности образовательных учреждений. И пусть пока она затрагивает только начальное общее образование и не распространяется на учреждения НПО и СПО, в будущем, надо думать, и учреждения профобразования будут ориентироваться на положения концепции.
По мнению одного из разработчиков концепции, если уж она рассматривается как методологическая основа для разработки стандарта общего образования, то, значит, автоматически ее можно расценивать как некое техническое задание для системы профессионального педагогического образования, поскольку образовательные программы, основанные на новой концепции, должен реализовывать подготовленный педагог.
Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, сообщив, что РАО поддерживает концепцию заметил, однако, что если воспитанием будет заниматься только школа, изменений в обществе не произойдет. Сколько учитель ни бейся, закладывая в ребенка духовно-нравственные ценности, выйдя на улицу или включив телевизор, он столкнется с другими, отнюдь не положительными образцами поведения. В связи с этим чиновник поддержал идею придания документу более высокого статуса – чтобы на него ориентировалась не только система образования.
Депутат Государственной думы РФ Ирина Роднина обратила внимание коллег на то, что при обсуждении концепции идет разговор о технологиях, сберегающих здоровье, а не развивающих его.
– Беречь здоровье надо после шестидесяти лет, а в ребенке необходимо заложить желание к физическому развитию и физической культуре, – высказала свое мнение всемирно известная спортсменка. – Давайте будем формировать у детей ответственность за свое здоровье с раннего возраста.
Председатель комитета по образованию Государственной думы РФ Григорий Балыхин напомнил, что в преамбуле закона «Об образовании», в первую очередь, идет речь о воспитании и только после – об обучении. Однако в концепции, по его мнению, недостаточно внимания уделяется воспитанию как таковому: например, патриотическому, физическому и трудовому.
– Кроме того, мы игнорируем качества, присущие исконно русскому характеру, – заметил депутат, – гостеприимство, доброту, дружбу и т.д. Также, возможно, есть смысл – наряду с привитием положительных качеств школьникам – воспитывать в них и неприятие отрицательных.
В целом, депутаты, входящие в состав комитета по образованию Госдумы РФ, одобрили и поддержали проект концепции как основу социального заказа системе российского образования. По их мнению, важность этого документа в обеспечении успешной реализации стратегических направлений социально-экономического развития страны и создания условий для воспитания нового поколения граждан России преувеличить сложно. Представители народа рекомендовали Министерству образования и науки РФ, учитывая обозначенные замечания и предложения, обратиться в Правительство России с предложением придания концепции официального статуса.
Похожие материалы:
Альтернативный «Стандарт»
или альтернатива «Стандарту»?
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Комитет ГД РФ по образованию: системный подход к законотворчеству
Обсуждение проекта закона об образовании
Комитет ГД РФ по образованию. Обсуждение ФЗ-83
Круглые столы по педагогической тематике
Комитет по образованию ГД: впереди большая работа
Преобразования в школьном образовании
Закончен год, законотворчество продолжается
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала