Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?

Альтернатива «Стандарту» – новая образовательная политика, свободная от взглядов на сферу образования исключительно как на рынок, а на учителей – как на обслугу. Политика, ориентированная на многолетнюю созидательную работу, а не на бумаготворчество.

Просмотров: 1764
Александр АБРАМОВ, член-корреспондент Российской академии образования

В Общественной палате РФ 28 апреля был представлен новый проект ФГОС для старшей школы. Альтернативный вариант стандарта также подготовлен в Российской академии образования, но уже другой группой разработчиков. Комментарий по этому поводу предоставил нашему журналу член-корреспондент РАО Александр АБРАМОВ.

– Итог обсуждения примерно таков: нужно создать согласительную комиссию для объединения двух текстов (одновременно предложена новая версия, подготовленная под руководством А.М. Кондакова и Л.П. Кезиной) в один документ, который и следует утвердить.

В принципе это возможно, поскольку серьезных различий уже нет. Альтернативный проект РАО – это довольно гладко и умело написанный текст. Текст, освобожденный от крайностей начального «кондаковского» варианта, вызвавшего бурю возмущений: сохраняется традиционное содержание, нет экзотических курсов, снимается вопрос о платности (предложено оплачивать 46 часов в неделю). Но от экстремизма избавлен и новый вариант так называемых конкурентов РАО. В целом же набор идеологем общий: профильная школа, гигантский набор требований к выпускнику (вряд ли найдется один человек на планете Земля, удовлетворяющий всем этим высоким требованиям), интегрированные курсы, компетентности и так далее.

«Великое объединение» двух текстов возможно, но, по моему убеждению, не нужно. Бессмысленный документ нельзя принимать за основу школы. Чем определяется бессмысленность имеющихся проектов?

  1. Достижение сотен крупнокалиберных требований проверить невозможно, реализовать – тоже.
  2. Фактически краткий конспект «Стандарта» таков: «Учащиеся должны хорошо учиться, учителя – хорошо учить, а школы должны быть хорошими». С этим трудно спорить, но ни серьезного плана перехода к новой школе, ни ресурсов нет (никакой Минфин не утвердит необходимую смету в силу утопичности идей «стандартизаторов»).
  3. Оба проекта исходят из незыблемости идей «модернизации образования» (ЕГЭ, подушевое финансирование и так далее), в то время как необходимость серьезнейшей ревизии этих идей становится очевидной.

История свидетельствует, что создание прекраснодушных бумаг не способствует успеху дела. Вспомним, например, судьбу без вести пропавшей «Национальной доктрины образования» или «Морального кодекса строителя коммунизма» (по стилю он похож на «Стандарт», но написан много лучше).

Убежден в том, что после двадцати лет безуспешных попыток создания «Стандарта» от этой идеи пора отказаться: ищется то – не известно, что. Административный ресурс уже не поможет, есть явно выраженное общественное мнение. Крах «Стандарта» – это крах десятилетней политики «модернизации». Альтернатива «Стандарту» – новая образовательная политика, свободная от взглядов на сферу образования исключительно как на рынок, а на учителей – как на обслугу. Политика, ориентированная на многолетнюю созидательную работу, а не на бумаготворчество. Пора признать наличие глубокого кризиса национальной системы образования и общими усилиями искать выход.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: общеобразовательная школа, ФГОС, александр абрамов, с места события, ао-47

Похожие материалы:
Образование: через призму двух парадигм
Функция воспитания возвращается в школу
Год учителя. Итоги
Создание школы XXI века надо начинать заново
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
Как IT в школу прийти?
Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?
Сентенции о компетенциях
Парламентские слушания о поддержке педагогов
Преобразования в школьном образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всегда на связи с будущим
Образовательный и научный потенциал СПбГУТ является важнейшим драйвером инновационного развития...
Раскрывая потенциал каждого студента
Доступность качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому...
От профессионального самоопределения до трудоустройства
Сахалинский базовый медицинский колледж – перспективная, динамично развивающаяся образовательная...
Из журнала
#109Воспитывая достойные кадры для республики и страны
#112Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
#111Прививая хороший вкус к культурным ценностям
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#111Эффективная подготовка управленческих кадров для Дальнего Востока
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ