Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Комитет по образованию ГД: впереди большая работа

Первое в 2013 году заседание Комитета Госдумы РФ по образованию открыл первый заместитель председателя комитета Олег Смолин. Были представлены план работы комитета на ближайший период, направления деятельности подкомитетов – по вопросам здоровья и физического воспитания, соблюдения прав и социальной защиты участников образовательного процесса, а также озвучены перспективные направления совершенствования законодательства профильной сферы.

Просмотров: 1408

Будем объективны, и легче станет решать проблемы

В рамках весенней сессии 24 января прошло заседание Комитета Госдумы РФ по образованию

Опыт подсказывает

Первое в 2013 году заседание Комитета Госдумы РФ по образованию открыл первый заместитель председателя комитета Олег Смолин. Были представлены план работы комитета на ближайший период, направления деятельности подкомитетов – по вопросам здоровья и физического воспитания, соблюдения прав и социальной защиты участников образовательного процесса, а также озвучены перспективные направления совершенствования законодательства профильной сферы. В ходе встречи намечено и участие в подготовке законопроектов, по которым комитет назначен со исполнителем.

Ведущим направлением деятельности комитета на ближайшее полугодие, в связи с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации», станет работа по внесению изменений в отдельные законодательные акты РФ. Как отметил О. Смолин: тем, кто имеет парламентский опыт, ясно, что эта работа не менее сложная, чем работа над самим законом, поскольку многие решения входят в круг ответственности других комитетов и министерств.

Не останутся без внимания и те законопроекты, которые были внесены в дополнение к действующему закону об образовании, но до настоящего времени не рассмотрены. О. Смолин так прокомментировал данную ситуацию:

– Юридического смысла вносить изменения в закон, который утратит силу с 1 сентября, естественно, нет. Поэтому, скорее всего, авторы таких законодательных инициатив примут одно из следующих решений: либо просто отзовут свои предложения, либо переформатируют их уже применительно к новому закону. Могу даже сказать, – добавил первый зампредседателя комитета, – что первый законопроект о внесении изменений уже подготовлен, и связан он во многом с итогами мониторинга высших учебных заведений, вызвавшего, как известно, бурные дискуссии по всей стране.

Лист ожидания

Заслушав и обсудив выступление председательствующего, депутаты определили еще ряд направлений, требующих законодательного совершенствования. В их перечень попали вопросы реализации прикладного бакалавриата в системе ВПО; расширения полномочий органов студенческого самоуправления, а также полномочий субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и образовательных организаций в сфере финансово-экономической деятельности; установления дополнительных социальных льгот работавшим в сельской местности и вышедшим на пенсию педагогическим работникам; возможностей предоставления и финансирования дополнительного образования детей. Решено, что поправки и предложения по этим направлениям необходимо подготовить и представить уже до 15 февраля.

Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Н. Шайденко также обратила внимание коллег на необходимость совершенствования образовательного законодательства в области развития внутренней и внешней мобильности преподавателей и студентов.

– Дело в том, что мобильность теперь является одним из показателей эффективности деятельности вузов, фиксируемых при проведении и мониторинга Минобрнауки, и госаккредитации. Но дело в том, что бюджетные ресурсы на мобильность выделяются сегодня только национальным исследовательским и федеральным университетам. А спрос – со всех.

Также депутат отметила, что определение мобильности на сегодняшний день прописано довольно расплывчато, что также влечет за собой ряд проблем. Законодателям стоит дать обозначенному понятию более четкое разъяснение, не откладывая в долгий ящик.

В ходе обсуждения участники заседания назвали еще ряд актуальных направлений работы комитета. В частности, речь шла о нормативном обеспечении «функционирования поликультурного образовательного пространства страны в целом, и конкретного учебного заведения в частности»; о необходимости уточнения положений, касающихся соискательства ученой степени кандидата наук; об организации медико-психологической помощи учащимся и других.

Была поднята тема трудоустрой ства молодых людей, оканчивающих учебные заведения. Например, предложено исключить из формулировки о «закреплении и трудоустройстве выпускников вузов» указание только на высшие учебные заведения. Ведь вопрос, по сути, касается и большой армии выпускников ссузов. А депутат О. Смолин особо затронул тему трудоустройства выпускников-инвалидов. К сожалению, в соответствии с федеральным законом № 122 были введены некоторые изменения в части социальной защиты инвалидов. В частности, исключены или изменены важные положения, связанные с квотированием рабочих мест на предприятиях для инвалидов. По мнению О. Смолина – и коллеги поддержали его, – законодатели должны еще раз серьезно обратить внимание на данный вопрос.

Заместитель председателя комитета В. Шудегов предложил во время весенней сессии обсудить вопрос, связанный с введением стандарта для старшей школы. Ведущий заседание поддержал идею, заметив, что стоит обсудить возможность проведения большого круглого стола или даже парламентских слушаний, специально посвященных этому вопросу:

– Убежден в том, что этот стандарт резко понизит качество нашего образования. Я уже цитировал на пленарном заседании и готов повторить сейчас слова из заключения Российской академии образования: можно будет закончить школу и при этом не изучить ни физики, ни химии, ни биологии – заменив ее экологией, ни истории – заменив ее курсом «Россия в мире», ни даже литературы как отдельного предмета – заменив курсом объединенного русского языка и литературы. И все это будет называться общим средним образованием? Всерьез нацеливаться на модернизацию страны и при этом отказываться от изучения всего цикла естественных наук, заменив его экологией, – абсолютно неверно.

Это мнение поддержал депутат Г. Балыхин:

– Думаю, проблема действительно есть. Однако в уже принятый стандарт и начальной, и основной, и старшей школы сейчас можно вносить изменения. Раньше такого не было. Давайте этой возможностью воспользуемся, тем более что стандарт старшей школы, вы знаете, в полном объеме вступит только в 2020 году. Поэтому опыт внедрения стандарта, полученный в 2013 и 2014 годах, можно использовать для внесения поправок, в необходимости которых мы будем убеждены. Причем не забывайте – ведь вопрос заключается и в том, что из стандартов исключено содержание. Поэтому принципиально следует вносить и определять тот объем содержания, который будет обеспечивать единое образовательное пространство России.

Отметив, что тема стандартов дейст вительно требует всестороннего обсуждения и разъяснения, начиная даже с вопросов терминологии, Г. Балыхин резюмировал:

– Давайте будем объективны во всем, и тогда легче станет решать те проблемы, которые действительно существуют. (Редакция пригласила Г. Балыхина выступить с развернутой публикацией по данной проблематике в ближайших номерах «АО». – Прим. ред.)

Впереди большая работа

Итак, Комитет Госдумы РФ по образованию настроен на большую результативную работу. Помимо очередных рабочих заседаний комитета и экспертных советов, работы с письмами и обращениями, депутаты наметили провести в первом полугодии 2013 года следующие мероприятия.

  • Февраль. Подведение итогов работы экспертных советов при Комитете Госдумы РФ по образованию в 2012 году и утверждение плана работы экспертных советов в период весенней сессии 2013 года.
  • Март. Парламентские слушания на тему «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Круглый стол на тему «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и молодежи:законодательный аспект, проблемы и пути решения».
  • Апрель. Всероссийская научно-практическая конференция «Национальная система поиска и подготовки талантливых детей и молодежи».
  • Май. Традиционное совещание с представителями профильных комитетов в области образования законодательных органов государственной власти субъектов РФ на тему «Совершенствование регионального законодательства в сфере образования в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Круглый стол по вопросам здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства
  • Июнь. Круглый стол на тему «Электронные учебные издания: нормативно-правовое регулирование создания и использования». Организация мероприятий в связи с празд нованием Дня русского языка.

Также на период весенней сессии комитетом запланировано участие в различных конференциях, выставках, конкурсах.

Журнал «Аккредитация в образовании», как и в предыдущие годы, намерен освещать деятельность комитета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: законодательство в образовании, комитет по образованию ГД РФ, олег смолин, с места события, ао-61

Похожие материалы:
Функция воспитания возвращается в школу
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Комитет ГД РФ по образованию. Обсуждение ФЗ-83
Закон об образовании: время отклика
Комитет ГД РФ по образованию: системный подход к законотворчеству
Развитие форм оценки качества образования
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Закончен год, законотворчество продолжается
Негосударственных детей в России нет
Обсуждение проекта закона об образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
#101Контент-фильтр ИКС обеспечивает безопасность школьников в интернете
#99Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
#94По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
#98Цифровизация образования в России и мире
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний