Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Закончен год, законотворчество продолжается

2010 год стал стартовой точкой для обсуждения проекта «Об образовании». Разработчики проекта надеялись получить максимум предложений по формированию проекта. Но «проект проекта» восприняли как уже сформировавшийся законопроект, и вместо предложений «посыпались» упреки.

Просмотров: 1566

В “весенний портфель” думского комитета по образованию перешли 17 законопроектов

Последнее в 2010 году заседание Комитета Государственной Думы РФ по образованию проходило в особой атмосфере. Депутаты, ударно потрудившиеся за две сессии, в преддверии новогодних каникул много шутили, вероятно, радуясь тому, что минул самый непростой период с начала пятого созыва. Действительно, год был жарким и для депутатов, работавших с законопроектами, и для педагогического сообщества, которому дали возможность поучаствовать в обсуждении проекта интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации».

Суета вокруг закона

Вообще, 2010 год стал стартовым точкой для обсуждения проекта закона «Об образовании». Поскольку на сайте Минобрнауки РФ была изначально представлена заготовка законопроекта – по сути, «проект проекта», – в ней не нашли отражение многие моменты, призванные полноценно регулировать деятельность системы образования. Собственно, разработчики проекта тем самым надеялись получить от общественности максимум предложений по его формированию. Получили больше упреков, так как «рыбу» приняли за уже сформированный законопроект.

Не остался в стороне от этой работы и думский комитет по образованию. Депутаты тут же создали рабочую группу по совершенствованию законодательства в области образования, в которую вошли представители всех экспертных советов. Благодаря их усилиям, приложенным фактически в режиме цейтнота, разработчики получили только из парламента порядка 600 предложений и поправок к проекту.

И вообще, 2010 год был практически полностью ознаменован для профильного комитета думы работой по проекту нового федерального закона «Об образовании», о создании которого, кстати, говорилось еще семь-восемь лет назад.

Прибавить к этому, без преувеличения большому и трудозатратному делу рассмотрение текущих законопроектов, парламентские слушания, круглые столы, конкурсы и международную деятельность – мало не покажется.

Председатель комитета Григорий Балыхин заметил на заседании:

– С моей точки зрения, объемные показатели нашей работы по направлениям беспрецедентно не сравнимы с показателями предыдущих лет пятого созыва. В первую очередь хочу сказать о том, что мы работали над 39 законопроектами, фактически восемь из них были приняты Думой, семь – по решению нашего комитета отклонены, по четыре – мы рекомендовали субъектам законодательной инициативы отозвать, два законопроекта возвращены авторам, поскольку не имели заключения правительства. Из 39 законопроектов 17 переходят на весеннюю сессию 2011 года.

Что отложено в «весенний портфель»?

Три из перешедших на весеннюю сессию Григорий Балыхин назвал законопроектами «с бородой», потому что они по вполне объективным причинам рассматриваются с 2008 года. Это документы, связанные с учетом национальных особенностей при получении образования. И актуальность их на сегодняшний день не снята.

Также в «весеннем портфеле» депутатов комитета по образованию три законопроекта, касающихся обучения в образовательных учреждениях культуры и искусства. По заверениям председателя комитета, депутатам удалось достигнуть договоренностей с министром образования и его заместителями о поддержке. С большой долей вероятности эти законопроекты получат в Правительстве РФ положительные отзывы.

Депутат Гаджимет Сафаралиев затронул весьма щекотливую тему о проходимости через Госдуму законопроектов из регионов. По статистике, воплощаются в жизнь отнюдь не все.

– Получается неудобно перед региональными законодателями: приезжаешь в регион, а там говорят о том, что нет смысла посылать в Думу законопроекты, мол, вы их все равно отклоняете, – поделился депутат.

– Из законопроектов, поступивших в Думу, в комитеты, принимается порядка 80 процентов, – поддержал коллегу Григорий Балыхин. – Это показатель, конечно, низкий. Но у нас не так много «региональных» законопроектов. Приносит плоды деятельное сотрудничество аппарата с профильными комитетами региональных законодательных собраний. При предварительных консультациях с работниками аппарата комитета по образованию, регионалы выясняют, «потянет» ли тот или иной документ на законопроект. К слову, в 2010 году мы приняли три законопроекта, поступивших из областей – Владимирской, Вологодской и Костромской.

Год повышения престижа учителя

Не обошли вниманием законодатели и итоги завершившегося Года учителя.

– На мой взгляд, принципиально нельзя исходить только из того, что каждый учитель должен был получить дополнительный рубль в Год учителя, – рассуждает председатель думского комитета по образованию. – Если вдуматься, не это главное. Рубль проедят, а что в остатке? Поэтому я бы не акцентировал внимание на том, что не повысили зарплату и так далее. Мы задали вектор тому, что нужно повышать авторитет учителя в обществе. Чтобы вернуться к ситуации, когда перед педагогом родитель снимал головной убор. Вот задача – создать совершенно другой имидж учителя, чтобы отношение в обществе было к нему, как к человеку, который не только учит, но и отвечает за будущее страны. Считаю, что задачей Года учителя было именно привлечение внимания к нашим педагогам. Согласен, учителя нищенствуют. Будем стараться работать.


В интервью журналу «Аккредитация в образовании» Григорий Балыхин указал на самые важные, на его взгляд, законопроекты, прошедшие в минувшем году через возглавляемый им комитет и получившие статус законов.

– Я отметил бы закон «О совершенствовании контрольно-надзорных функций», связанный с совершенствованием процедур лицензирования, аккредитации, подтверждения документов об образовании. Это очень важный федеральный закон, он не совсем легко проходил через Думу. В принципе, все его нормы важны для системы образования, но есть и наиболее актуальные. Так, например, мы говорили об отсрочке от призыва. Аккредитация укрупненных групп специальностей и направлений подготовки позволяет считать аккредитованными все специальности и направления подготовки, которые входят в группу. Если группа аккредитацию получила, то и каждая специальность и направление тоже ее получают. Существовала проблема, прежде всего, с новыми специальностями. Открыл вуз новую специальность, а чтобы ее аккредитовать, нужно выпустить первых студентов. А пока нет аккредитации, все пять лет студентов по таким специальностям призывали в армию. Теперь проблема решена.

Второй законопроект, который отмечу, касается Высшей аттестационной комиссии. ВАК сейчас будет по-настоящему относиться к Министерству образования и науки, а не к Рособрнадзору, как раньше. Управление Рособрнадзора по ВАКу должно преобразоваться в соответствующий департамент Минобрнауки РФ по обеспечению деятельности ВАКа.

На весеннюю сессию у нас остается 17 законопроектов, и немногие из них имеют перспективу быть принятыми. Из наиболее значимых выделил бы законопроекты, касающиеся образовательных учреждений культуры и искусства, – они регулируют вопросы ассистентуры и стажировки, а также по школам искусств. Причем есть перспектива принятия этих законов.

Конечно же, наибольшие усилия будут направлены на продолжение работы по интегрированному законодательному акту – новому базовому закону «Об образовании в Российской Федерации». К рабочему материалу, который сейчас обсуждается, поступило уже более 1500 замечаний и предложений. Только экспертные советы нашего комитета дали порядка 600 замечаний. Работа предстоит очень серьезная.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, григорий балыхин, законодательство в образовании, комитет по образованию ГД РФ, СПО, с места события, ао-45

Похожие материалы:
Комитет ГД РФ по образованию. Обсуждение ФЗ-83
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Интегрированный закон: проблемы и риски
Современный студент: подрабатывает или «подучивается»?
Комитет ГД РФ по образованию: системный подход к законотворчеству
Современное инженерное образование: проблемы модернизации
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Функция воспитания возвращается в школу
Негосударственных детей в России нет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#96Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#103Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева реализует эффективную образовательную стратегию
#108Нацаккредсовет гарантирует высокое качество образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний