Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Госдума: обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ»

Первым к работе на осенней парламентской сессии 2012 года приступил Комитет Госдумы РФ по образованию, обсуждая ключевой вопрос жизни нашего общества – законопроект «Об образовании в Российской Федерации».

Просмотров: 2801

Высоту определяет фундамент

Ключевой вопрос

Первым к работе на осенней парламентской сессии приступил Комитет Госдумы РФ по образованию, обсуждая ключевой вопрос жизни нашего общества – законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Требовательное отношение к проекту закона всех участников законодательного процесса вполне понятно: фундамент построения системы образования должен быть заложен добротно, без ошибок.

Активное участие в работе расширенного заседания комитета приняли министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, заместитель председателя Госдумы РФ Людмила Швецова, председатель Профессионального союза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Косоуров.

Сентябрьское обсуждение Комитета Госдумы РФ по образованию открыл Александр Дегтярев. На нем были представлены внесенный Правительством РФ проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и разработанный фракцией КПРФ законопроект «О народном образовании».

Осевая линия проекта

«Будущий закон опирается на достигнутые за последние десятилетия результаты модернизации системы образования.»

Дмитрий Ливанов

Работу, проведенную над правительственным законопроектом, в своем выступлении емко охарактеризовал министр образования и науки Дмитрий Ливанов, отметив, что закон об образовании 1992 года был одним из наиболее прогрессивных относительно своего времени, создав правовое поле для функционирования системы образования в условиях рыночной экономики. Но за двадцать лет возник разрыв между развитием образования и его законодательным обеспечением, причем внесение отдельных изменений уже не в состоянии было кардинально изменить ситуацию.

В рассматриваемом законопроекте нашли отражение новые образовательные технологии, подтвердившие свою эффективность на практике. Например, открытость учебных заведений обеспечат Интернет-сайты, для которых определен исчерпывающий перечень информации, обязательной для размещения, а выводы о деятельности образовательных организаций можно будет сделать по публикациям отчетов о самообследовании.

Число учреждений с различной формой собственности, в которых можно получить бесплатное, финансируемое государством образование, в соответствии с законопроектом возрастет.

Предусматриваются дополнительные возможности по обеспечению каждому ребёнку доступа к дошкольному образованию, что сегодня остается одной из наиболее актуальных проблем.

Впервые на законодательном уровне появится возможность проведения образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы или так называемых зачетных единиц, регламентировано введение условий экспериментальной инновационной деятельности в образовании.

Положительно зарекомендовала себя в последние годы практика выбора обучающимися различных учебных курсов образовательной организации, использования модульных или дистанционных технологий обучения. В соответствии с запросами рынка труда виды образовательных программ будут разнообразнее, а сама структура подготовки рабочих кадров по программам профобучения изменится. Законопроект предусматривает не только основную программу профподготовки, но и программы повышения квалификации, переподготовки по рабочим профессиям. Законодательную регламентацию получат центры профессиональных квалификаций.

«Наш осенний марафон мы начинаем с важнейшего законопроекта, который давно ожидается не только политиками и образовательным сообществом, но и всем населением страны».

Александр Дегтярев

– Законодательство в сфере среднего профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией РФ, – прокомментировал еще одно предлагаемое изменение в будущем законе министр образования и науки. – Среднее профессиональное образование станет общедоступным для граждан России и будет включать подготовку как специалистов среднего звена, так и высококвалифицированных рабочих, относящихся сегодня к уровню начального профессионального образования. Таким образом, содержание системы НПО полностью сохраняется, и на более качественном технологически оснащённом уровне эти образовательные программы будут осуществляться в системе среднего профессионального образования.

Законопроект предусматривает внесение изменений в федеральные законы по социальной защите обучающихся и педагогических работников.

– На сегодняшний день, – подвел итог выступлению Дмитрий Ливанов, – проект закона впитал наиболее передовые конструктивные, содержательные предложения общества. Мы уверены в его высоком качестве и готовы работать в Государственной Думе для улучшения содержания.

В спорах рождается…

Заместитель председателя Госдумы РФ Людмила Швецова обратилась к цифрам, подводящим к определенным выводам:

– В законе зафиксирована общедоступность образования. Некоторые субъекты федерации, в частности, Москва, в недавнем времени принимали законы о всеобуче, то есть о контроле со стороны государства, чтобы доступность образования была реализована в праве каждого конкретного человека. Но статистика привела к определенному негативу. Сегодня 12 процентов людей в возрасте от 16 до 34 лет, учившихся в перестроечное, недостаточно организованное время, не имеют среднего образования. Среди 55-64-летних эта цифра составляет 3 процента. Разница всем видна. Считаю, что определенная система законодательного управления процессом реализации общей доступности образования могла бы найти свое место в законе.

– Безусловно, всё связанное с доступностью образования, является для нас приоритетом, – подтвердил важность проблемы Дмитрий Ливанов, – и законопроект направлен на создание реальных гарантий общедоступности общего образования. Для взрослых людей нужно формировать, и основа этой системы уже в России есть, систему непрерывного образования, когда человек может получить за счёт государства, работодателя или за свой счёт необходимые компетенции, доступ к современным образовательным ресурсам, необходимые ему для успеха в жизни.

– Законопроект подтверждает ныне действующую норму о возможности высших учебных заведений проводить дополнительные испытания, – обратился к обсуждаемому тексту депутат Госдумы РФ Николай Булаев. – Анализ показывает, что очень часто их итоги абсолютно не соответствуют результатам ЕГЭ: выпускник получает высокий балл в школе и крайне низкую оценку на вузовском экзамене или, наоборот, с плохим результатом сдачи школьного экзамена приходит к абсолютно высокому, чуть ли не стопроцентному итогу дополнительного испытания. Мне кажется, это не вполне корректные результаты, а сама норма представляется коррупциогенной. Нет ли у министерства желания поработать над тем, чтобы ЕГЭ был именно государственным экзаменом и не подменялся местечковым, университетским испытанием? Даже такие престижные вузы, как МГУ и СПбГУ, должны работать в едином правовом пространстве и принимать студентов по результатам ЕГЭ.

– Министерство ведет мониторинг результатов приема в вузы, в том числе по результатам дополнительных испытаний, – ответил Дмитрий Ливанов.

– В целом я с вашей оценкой согласен, нам нужно вместе подумать о том, какие новые не дискриминационные, справедливые, открытые модели приема в высшие учебные заведения следует заложить в законопроект.

Депутат Госдумы РФ Марина Назарова обозначила болевую точку по результатам встреч с избирателями и работе с их обращениями:

– Такая форма трудового договора, как эффективный контракт, волнует учителей более всего. Кого это коснётся? Как эффективный контракт будет соотноситься с предусмотренными законом гарантиями оплаты труда?

– Эта тема активно обсуждается правительством и экспертным сообществом не только в отношении образования, но и по всей социальной сфере, – пояснил министр. – Сейчас ставится задача существенного повышения оплаты труда работников социальной сферы, в том числе работников системы образования на всех её уровнях – от дошкольного до высшего. Но очень важно, чтобы это сопровождалось улучшением условий работы, потому что не только зарплата обеспечивает высокое качество работы педагога. Есть и другие важные аспекты: пенсионное обеспечение, оснащение рабочего места и ещё целый ряд проблем. В целом все это называется эффективным контрактом. Поэтому проблема шире, чем только повышение заработной платы.

– В российском законодательстве происходят большие изменения, и на фоне интеграции встает такой вопрос: эти преобразования приближают Россию к европейскому законодательству или мы выбираем индивидуальный путь развития? – обратился к принципам законотворческой стратегии доцент Государственного университета управления Шамхал Ильдаров.

– Обязательно следует учитывать лучший мировой опыт, – обозначил направление Дмитрий Ливанов. – Но слепое копирование с опозданием в десять, двадцать, тридцать лет поставит нас в положение догоняющих. Безусловно, нужно опираться в развитии на замечательные традиции российской педагогической школы. Они у нас есть: и своя оригинальная методика преподавания, и замечательные достижения в математическом образовании, перенимаемые другими странами. Поэтому необходимо, используя лучшее, что есть в мире, опираться на свой собственный опыт и ставить перед собой собственные задачи.

– Необходимо поднимать значение и достоинство отечественного образования, – продолжила ответ министра Людмила Швецова, – и у нас есть чему поучиться. До сих пор страны, стремящиеся поднять уровень образования, перенимают нашу практику. Я была в американских школах, в стране, где процентов 15 школ дают элитное образование, процентов 30 – хорошие знания, но большая часть выпускников, прямо говоря, малообразованны. Если мы хотим подойти к такому уровню, давайте только у них учиться.

– Мы сейчас учим детей быть успешными, – продолжила заместитель председателя Госдумы РФ, – но обратимся к опыту великих педагогов, к «школе радости» Сухомлинского и будем учить детей быть счастливыми. Мы другие люди: если на Западе господствует принцип индивидуализма, то нашей религией является коллективизм. И нельзя обойтись без воспитания, без изучения истории и достижений нашей страны.

Еще хотелось бы сказать об отношении к учителю, к человеку, перед которым нужно преклонять колени. Пойдет ли выпускник школы в педагогический вуз, если школьник учителю может сказать: «Вы мне должны оказывать образовательные услуги». Учитель будет оказывать образовательные услуги! Нет, надо работать, для того чтобы показать величие этой профессии.

Найти компромисс

«Нынешняя система педагогического образования не соответствует требованиям времени по содержанию, объёму и качеству подготовки. Опрос, проведенный в ряде педагогических вузов, показал, что лишь от 5 до 10 процентов студентов видят себя учителями. Это, конечно, никуда не годится. Поэтому будет разработана система модернизации педагогического образования. В нее войдет серия мероприятий, среди которых считаю перспективным интеграцию педагогических институтов или университетов с сильными классическими университетами. При этом поднимется уровень фундаментальной подготовки будущих учителей и за счет усиления бренда будут привлечены лучшие абитуриенты».

Дмитрий ЛИВАНОВ

На расширенном заседании комитета не мог не встать вопрос о том, как соотносятся два внесенных на обсуждение законопроекта. Депутат Ахмат Эркенов, обращаясь к министру с вопросом, выделил два ключевых момента законопроекта «О народном образовании»: государственная гарантия ежегодного выделения на нужды образования не менее 7 процентов ВВП страны и подход к образованию как к социальной задаче, а не образовательной услуге.

– Безусловно, – отметил Дмитрий Ливанов, – в сфере образования есть государственные услуги: выдача дипломов, документов и так далее. Но в целом образование рассматривается не как услуга, а как общественное благо и ресурс для личностного и социального развития человека.

Коллеги из фракции КПРФ проделали большую и важную работу. В альтернативном законопроекте есть целый ряд разумных положительных норм, многие из которых в том или ином виде учтены. Очень много общих позиций по социальным гарантиям, статусу педагога, по урегулированию прав и обязанностей участников образовательных отношений. Важно при рассмотрении во втором чтении наши позиции еще больше сблизить.

Но мы прекрасно понимаем, что гарантия ежегодного выделения на нужды образования не менее 7 процентов ВВП всё равно не будет действовать, даже если мы её примем. Хотя моя мечта как министра образования – 8 процентов. Только мечты в законопроекте не стоит отражать. Нам важно, чтобы закон работал.

– Все разночтения, – добавила Людмила Швецова, – в законопроектах я бы разделила на две части: популистские, решающие задачи партии, и конструктивные. Конечно, если объявить населению, что образованию выделяется 7 процентов ВВП, мы услышим аплодисменты. И министр тайно поаплодирует. Но мы реально понимаем, что перейти на такое финансирование сегодня невозможно, у государства есть и другие задачи, которые необходимо решать. Поэтому для переговоров нам надо выделить конструктивную часть, в ней много достижимых компромиссов.

Постоянную работу над законопроектом вел профсоюз. На расширенном заседании председатель Комитета Госдумы РФ по образованию А. Дегтярев и председатель Профессионального союза работников народного образования и науки РФ Г. Меркулова подписали очередное соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, что еще раз подтвердило тесное взаимодействие профсоюза и Думы. Перед подписанием Галина Меркулова обратилась к депутатам:

– Сейчас на парламент возлагается самая трудная и самая ответственная миссия: быть арбитрами по согласованию разных подходов к двум важнейшим документам, которые должны определить дальнейшую судьбу образования в стране. Мы вам очень доверяем и надеемся на вас. Думаю, нам вместе удастся сделать в конечном итоге такой законопроект, которым будет удовлетворено всё общество.

Перед финишной лентой

В системе образования складываются правоотношения, регулируемые различными отраслями права, и принятие закона об образовании повлечет за собой изменение других нормативных актов. Поэтому правительство страны внесло на рассмотрение Госдумой РФ законопроект «О внесении изменений в отдельные федеральные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», задача которого – привести в соответствие с рассматриваемым законопроектом более сотни законов. Аналогичная работа по разработке нормативных актов должна быть проведена в субъектах России, поскольку большой объём полномочий в сфере образования отнесён к ведению регионов.

В возрастной структуре населения страны заметно снизилась доля молодого населения. Если в 2006 году доля молодёжи составляла 23 процента, то в 2016 году она снизится до 18 процентов. По этой причине Правительством РФ на рассмотрение Госдумой РФ был внесен законопроект, предлагающий определить показатель минимальной численности студентов, обучающихся за счет федерального финансирования, не от общей численности населения, а от численности молодёжи в возрасте от 17 до 30 лет. Он должен составить 800 студентов на 10 тыс. человек этого возраста.

Срочного рассмотрения требует норма, предусматривающая возможность отчисления студентов, скрывших при поступлении, что у них уже есть профессиональное образование или предоставивших ложные сведения о результатах ЕГЭ или льготах. Эта мера включена в законопроект об образовании, но поскольку закон будет принят, вероятнее всего, в весеннюю сессию, а правила приема вузы утверждают в феврале, предлагается закрепить положение в ближайшие сроки.

Обсуждаемые на расширенном заседании Комитета Госдумы РФ по образованию законопроект «Об образовании в Российской Федерации» и законопроект «О народном образовании» для дальнейшей работы направлены в комитеты, комиссии, фракции и Правовое управление Аппарата Госдумы, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, Общественную палату РФ, законодательным и исполнительным органам власти субъектов страны. Срок предоставления отзывов, предложений и замечаний по внесенным законопроектам установлен до 10 октября, и в этом же месяце состоится рассмотрение законопроектов в первом чтении.

С целью организации дальнейшей работы сформированы три рабочие группы. Директор Центра образования «Царицыно» (№ 548) Ефим Рачевский возглавил группу по законодательному обеспечению развития общего образования и дополнительного образования детей. Руководителем рабочей группы по развитию профобразования стал ректор НИЯУ «МИФИ» Михаил Стриханов. Под руководством ректора РЭУ имени Г.В. Плеханова Виктора Гришина будет проводиться работа по законодательному усовершенствованию управления в сфере образования и экономики образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Качество образования: гаранты и гарантии
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Судьба проекта интегрированного закона
Закон об образовании: время отклика
Госдума: итоги года
Обсуждение проекта закона об образовании
Закон об образовании: согласие и согласованность
Круглые столы по педагогической тематике
Законопроект об образовании перед вторым чтением Госдумой РФ
Интегрированный закон: проблемы и риски

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ