Студенческое самоуправление как компонент гарантии качестваРоль студенческого сообщества как целевой аудитории и основного партнера в процессе происходящих в высшей школе преобразований признана на уровне министров образования, подписавших Болонскую декларацию стран. Участие студентов в системе обеспечения гарантии качества высшего образования сегодня признается как необходимое и желаемое явление. Просмотров: 3951
Неисчерпаемый ресурсОрганы студенческого самоуправления – важнейший компонент гарантии качества образования в XXI веке
Роль студенческого сообщества как целевой аудитории и основного партнера в процессе происходящих в высшей школе преобразований признана на уровне министров образования, подписавших Болонскую декларацию стран. Участие студентов в системе обеспечения гарантии качества высшего образования сегодня признается как необходимое и желаемое явление. По мнению Питера Уильямса (Президент ENQA в 2005-2008 годах), «студенты стали принимать активное участие в улучшении и совершенствовании процесса своего обучения. Это происходит путем высказывания собственного мнения о курсах обучения, которые они проходят, и путем внесения вклада в развитие обучения и преподавания по изучаемым предметам; посредством участия в принятии решений на уровне университета; а также через непосредственное представление интересов студенчества в студенческих союзах и других представительных органах – сегодня студенческие голоса слышны достаточно часто, громко и четко, а их взгляды воспринимаются всерьез». В соответствии с законодательной базой стран Европы и России студенты вовлечены во внутривузовские процессы как часть гарантии качества деятельности вузов и образовательных программ, а также в процедуры гарантии качества. Участие принимает разные формы: как формальные, так и неформальные. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от августа 1996 года № 15-ФЗ (ст. 16) говорит о непосредственном привлечении студентов в управление вузами. В Берлинском коммюнике (2003) подчеркивается: «Студенты являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием. Министры отмечают, что национальные меры на законодательном уровне для обеспечения участия студентов в оценочных процессах уже действуют практически на всей территории Европейской зоны высшего образования. Они также призывают вузы и студенческие организации к поиску путей укрепления систем привлечения студентов к управлению высшим образованием». Используя существующую законодательную базу, высшее образование получило разнообразие форм студенческого участия в процессах гарантии качества образования – неисчерпаемый ресурс, привлекая который, можно использовать опыт и делиться лучшими практиками и, таким образом, помогать всем стейкхолдерам (заинтересованным лицам) учиться и развиваться. С практической точки зрения, участие студентов может значительно преобразовать образовательный процесс, так как способствует появлению новых критериев качества, адаптированных к целям, получению новых возможностей: включая, например, способность студентов к самостоятельному обучению. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать процесс подготовки и обучения всех заинтересованных сторон. Однако, чтобы использовать в полной мере опыт европейских стран по привлечению стейкхолдеров и, в частности, студентов к процедурам оценки и гарантии качества, необходимы определенные усилия и ресурсы. Европейские специалисты, в свою очередь, также сталкиваются с проблемами:
В России эти проблемы также существуют, но еще и осложняются тем, что:
В европейских странах миссия студенческих агентств по гарантии качества формулируется следующим образом:
Студенты принимают активное участие на всех этапах и уровнях управления и оценки качества образования:
В частности, непосредственно в процедурах оценки качества студенческие союзы выполняют определенную функцию:
Для активизации роли и участия студентов в процедурах оценки качества образования используются различные формы работы со студенческими союзами:
На сегодня страны Европы накопили значительный опыт в сфере привлечения студентов к процедурам гарантии качества в различных областях образовательной деятельности. Проводятся семинары ENQA, которые являются местом встречи, где участники могут поделиться опытом. Благоприятная атмосфера семинаров способствует обсуждению разных проблем и поиску подходов к их решению, а взаимный обмен идеями помогает найти ответы на самые сложные вопросы. Однако в силу культурных и исторических различий не всегда модель, действующая в одной стране, подходит для другой. Это было отмечено на семинаре в Мадриде 19-20 октября 2006 года, посвященном вопросам вовлечения студентов в процессы гарантии качества. Например, участник из Италии обнаружил, что многое из опыта Каталонии (Испания) может быть эффективно применено в итальянской образовательной системе. И наоборот, финская модель по культурным и контекстуальным признакам слишком отличается от итальянской и не будет иметь успеха в Италии. В России сотрудничество вуза со студентами можно проследить через деятельность Союзов студентов, что способствует развитию учебной и научной составляющих образовательного процесса. Основной целью большинства Союзов студентов является создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Органы студенческого самоуправления способствуют решению следующих задач:
Если мы верим в значимость роли студентов в образовании, то их участие в деятельности по гарантии качества высшего образования и будет доказательством их вклада в совершенствование образовательного процесса. Студенты представляют собой одну из важных сторон образовательного процесса. При этом они, как показывает опыт, менее информированы о сути и значении, целях и задачах Болонского процесса. Необходимо шире информировать их о происходящих изменениях и распространять лучшие практики по формированию единого Европейского образовательного пространства. Информационная база
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|