Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Diploma Supplement как инструмент академической мобильности

Признание квалификаций обеспечивается введением Европейского приложения к диплому - Diploma Supplement, что в свою очередь обеспечивает академическую мобильность выпускникам. Об опыте внедрения документа рассказывают специалисты Тульского государственного педагогического университета.

Просмотров: 5455
ШАЙДЕНКО Надежда Анатольевна – ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, доктор педагогических наук, профессор

На современном этапе одним из принципов государственной политики в сфере высшего образования является интеграция этой сферы в мировую образовательную систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Этот принцип последовательно осуществляется путем реализации целей Болонского процесса в плане постановки задач по расширению доступа студентов, преподавателей и административных кадров университета к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению академической мобильности посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов (ECTS).

Важным положением Болонского соглашения является ориентация учебных заведений высшего звена на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на благо всей Европы. Признание квалификаций обеспечивается введением Европейского приложения к диплому – Diploma Supplement. Макет этого документа был создан в 2001 году комитетом, в состав которого входили представители Совета Европы, Европейской комиссии и ЮНЕСКО.

Введение приложения в практику работы российских вузов предусмотрено Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 40 от 15 февраля 2005 года. Указанный документ имеет четкую правовую основу. Статьей 27 закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 года, вузам предоставляется право выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о полученном образовании и квалификации в соответствии с лицензией.

Модель документа разрабатывалась с ориентацией на форму общеевропейского приложения к диплому. Такой подход обусловлен многочисленными внутригосударственными документами, включая Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренную Президентом РФ 18 октября 2002 года; План мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2002 года, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2006 года № 944 р; Письмо Министерства образования и науки РФ «О выдаче общеевропейского приложения к диплому» от 3 марта 2006 года № 03-336 и т.д.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ) предоставляет своим выпускникам право получения общеевропейского приложения к диплому с 2007 года. Внедрению документа в практику работы предшествовал ряд подготовительных мероприятий, включающих участие в серии семинаров, организованных специалистами головных вузов. Знакомство с опытом работы по означенному направлению позволило выбрать формат приложения, соответствующий требованиям европейских организаций, а также установить процедуру и порядок выдачи, которые предполагают взаимодействие деканатов, учебно-методического управления и управления международного сотрудничества и образования вуза по подготовке необходимой информации.

В настоящее время приложение к диплому, выдаваемое выпускникам университета по их требованию (заявлению), готовится на английском языке и представляет собой четырехстраничный документ, содержащий информацию, достаточную для признания уровня образования потенциальными зарубежными и учебными заведениями. Прежде всего, в нем содержатся описание системы оценки знаний, применяемой в российской высшей школе, и схема системы высшего образования в России. Кроме того, в приложение включаются личные данные выпускника, название полученной им квалификации, краткое описание компетенций, которыми он владеет (квалификационная характеристика), транскрипт (список изученных предметов с указанием количества академических часов и трудоемкости по системе ECTS, а также полученных оценок), список тем защищенных курсовых работ, ВКР и список практик с соответствующими оценками.

Число заявок на выдачу приложений растет, что свидетельствует о безусловной востребованности данного документа. Анализ использования приложения выпускниками университета в практике трудоустройства и продол

жения образования как в нашей стране, так и за рубежом также указывает на то, что избранный формат документа в большинстве случаев оказывается достаточным для установления уровня образования соискателя и принятия решения о его соответствии требованиям зарубежного работодателя или вуза.

Мониторинг результативности выданных выпускникам университета европейских приложений к диплому позволил выделить ОБЛАСТИ их ПРИМЕНЕНИЯ.

  • Продолжение образования в зарубежных учебных заведениях. Например, выпускники 2008 года использовали Diploma Supplement для обучения в магистратуре университета Вестминстера (Великобритания), Гренобльского университета (Франция), Гамбургского университета (Германия), а также для получения второго высшего образования в Англо-итальянском колледже (Италия) и университете им. Дж. Мейсона (США) и др.
  • Устройство на работу в учебные заведения за границей. Выданные приложения были востребованы при оформлении на работу в лицеи Франции (гг. Лион, Арраз), в школы для детей со специальными нуждами (США) и др.
  • Устройство на работу в коммерческие структуры за границей. Среди них компании «Хортберия» (Испания), «Стирлинг Мосс» (США), «Аромарк» (США) и др.
  • Устройство на работу в представительства зарубежных компаний в России. («Берлин хими», «Полимер хими», «Эмиратс Эрвейз», «Мэтро кэш энд керри» и др.).

Трехлетний опыт оформления и выдачи приложений позволил выделить ряд проблемных зон, связанных как с процедурой подготовки документа, так и возможностями его использования для подтверждения полученного уровня образования. В этом плане актуальной является унификация перевода названий специальностей, направлений подготовки, изученных дисциплин, типов практик и другой информации, включаемой в приложение. На наш взгляд, для решения этой проблемы было бы целесообразно создать межвузовскую рабочую группу с участием и под руководством представителей Министерства образования и науки.

Проведенный мониторинг показал, что в ряде случаев при предъявлении европейского приложения зарубежные учебные заведения также требовали предоставления краткого описания содержания учебных дисциплин. Возникает необходимость удовлетворить это требование в дополнение к указываемой трудоемкости в единицах ECTS. В связи с данной проблемой, вероятно, целесообразно поставить задачу формирования базы переведенных на европейские языки образовательных стандартов, применяемых в вузах Российской Федерации. Кроме того, существует необходимость расширить количество языков, на которых оформляются приложения. Выпускники университета отмечали, что, помимо английского, желательно использовать также французский, немецкий и итальянский языки.

В целом, опыт введения европейского приложения к диплому в ТГПУ им. Л.Н. Толстого указывает, что получивший такой документ специалист более востребован на рынке труда и образовательных услуг как в нашей стране, так и за рубежом. Плюс к тому Diploma Supplement способствует более эффективной реализации прав человека и гражданина: в частности, на осуществление свободного выбора места жительства, выезда из Российской Федерации и возвращения в страну. Реализация данных прав является факторами повышения социальной стабильности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, служит укреплению сотрудничества между народами и государствами.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опыт реализации положений Болонского процесса
Профессиональная роль куратора
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Три четверти века Тульского педуниверситета: итоги и перспективы
Кредитная система и академическая мобильность
Проблемы реализации болонских инициатив
Молодые ученые: возвращаться или нет
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ