Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Diploma Supplement как инструмент академической мобильности

Признание квалификаций обеспечивается введением Европейского приложения к диплому - Diploma Supplement, что в свою очередь обеспечивает академическую мобильность выпускникам. Об опыте внедрения документа рассказывают специалисты Тульского государственного педагогического университета.

Просмотров: 5459
ШАЙДЕНКО Надежда Анатольевна – ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, доктор педагогических наук, профессор

На современном этапе одним из принципов государственной политики в сфере высшего образования является интеграция этой сферы в мировую образовательную систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Этот принцип последовательно осуществляется путем реализации целей Болонского процесса в плане постановки задач по расширению доступа студентов, преподавателей и административных кадров университета к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению академической мобильности посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов (ECTS).

Важным положением Болонского соглашения является ориентация учебных заведений высшего звена на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на благо всей Европы. Признание квалификаций обеспечивается введением Европейского приложения к диплому – Diploma Supplement. Макет этого документа был создан в 2001 году комитетом, в состав которого входили представители Совета Европы, Европейской комиссии и ЮНЕСКО.

Введение приложения в практику работы российских вузов предусмотрено Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 40 от 15 февраля 2005 года. Указанный документ имеет четкую правовую основу. Статьей 27 закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 года, вузам предоставляется право выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о полученном образовании и квалификации в соответствии с лицензией.

Модель документа разрабатывалась с ориентацией на форму общеевропейского приложения к диплому. Такой подход обусловлен многочисленными внутригосударственными документами, включая Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренную Президентом РФ 18 октября 2002 года; План мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2002 года, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2006 года № 944 р; Письмо Министерства образования и науки РФ «О выдаче общеевропейского приложения к диплому» от 3 марта 2006 года № 03-336 и т.д.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ) предоставляет своим выпускникам право получения общеевропейского приложения к диплому с 2007 года. Внедрению документа в практику работы предшествовал ряд подготовительных мероприятий, включающих участие в серии семинаров, организованных специалистами головных вузов. Знакомство с опытом работы по означенному направлению позволило выбрать формат приложения, соответствующий требованиям европейских организаций, а также установить процедуру и порядок выдачи, которые предполагают взаимодействие деканатов, учебно-методического управления и управления международного сотрудничества и образования вуза по подготовке необходимой информации.

В настоящее время приложение к диплому, выдаваемое выпускникам университета по их требованию (заявлению), готовится на английском языке и представляет собой четырехстраничный документ, содержащий информацию, достаточную для признания уровня образования потенциальными зарубежными и учебными заведениями. Прежде всего, в нем содержатся описание системы оценки знаний, применяемой в российской высшей школе, и схема системы высшего образования в России. Кроме того, в приложение включаются личные данные выпускника, название полученной им квалификации, краткое описание компетенций, которыми он владеет (квалификационная характеристика), транскрипт (список изученных предметов с указанием количества академических часов и трудоемкости по системе ECTS, а также полученных оценок), список тем защищенных курсовых работ, ВКР и список практик с соответствующими оценками.

Число заявок на выдачу приложений растет, что свидетельствует о безусловной востребованности данного документа. Анализ использования приложения выпускниками университета в практике трудоустройства и продол

жения образования как в нашей стране, так и за рубежом также указывает на то, что избранный формат документа в большинстве случаев оказывается достаточным для установления уровня образования соискателя и принятия решения о его соответствии требованиям зарубежного работодателя или вуза.

Мониторинг результативности выданных выпускникам университета европейских приложений к диплому позволил выделить ОБЛАСТИ их ПРИМЕНЕНИЯ.

  • Продолжение образования в зарубежных учебных заведениях. Например, выпускники 2008 года использовали Diploma Supplement для обучения в магистратуре университета Вестминстера (Великобритания), Гренобльского университета (Франция), Гамбургского университета (Германия), а также для получения второго высшего образования в Англо-итальянском колледже (Италия) и университете им. Дж. Мейсона (США) и др.
  • Устройство на работу в учебные заведения за границей. Выданные приложения были востребованы при оформлении на работу в лицеи Франции (гг. Лион, Арраз), в школы для детей со специальными нуждами (США) и др.
  • Устройство на работу в коммерческие структуры за границей. Среди них компании «Хортберия» (Испания), «Стирлинг Мосс» (США), «Аромарк» (США) и др.
  • Устройство на работу в представительства зарубежных компаний в России. («Берлин хими», «Полимер хими», «Эмиратс Эрвейз», «Мэтро кэш энд керри» и др.).

Трехлетний опыт оформления и выдачи приложений позволил выделить ряд проблемных зон, связанных как с процедурой подготовки документа, так и возможностями его использования для подтверждения полученного уровня образования. В этом плане актуальной является унификация перевода названий специальностей, направлений подготовки, изученных дисциплин, типов практик и другой информации, включаемой в приложение. На наш взгляд, для решения этой проблемы было бы целесообразно создать межвузовскую рабочую группу с участием и под руководством представителей Министерства образования и науки.

Проведенный мониторинг показал, что в ряде случаев при предъявлении европейского приложения зарубежные учебные заведения также требовали предоставления краткого описания содержания учебных дисциплин. Возникает необходимость удовлетворить это требование в дополнение к указываемой трудоемкости в единицах ECTS. В связи с данной проблемой, вероятно, целесообразно поставить задачу формирования базы переведенных на европейские языки образовательных стандартов, применяемых в вузах Российской Федерации. Кроме того, существует необходимость расширить количество языков, на которых оформляются приложения. Выпускники университета отмечали, что, помимо английского, желательно использовать также французский, немецкий и итальянский языки.

В целом, опыт введения европейского приложения к диплому в ТГПУ им. Л.Н. Толстого указывает, что получивший такой документ специалист более востребован на рынке труда и образовательных услуг как в нашей стране, так и за рубежом. Плюс к тому Diploma Supplement способствует более эффективной реализации прав человека и гражданина: в частности, на осуществление свободного выбора места жительства, выезда из Российской Федерации и возвращения в страну. Реализация данных прав является факторами повышения социальной стабильности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, служит укреплению сотрудничества между народами и государствами.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Три четверти века Тульского педуниверситета: итоги и перспективы
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Проблемы реализации болонских инициатив
Профессиональная роль куратора
Кредитная система и академическая мобильность
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Воспитательная миссия вузов
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Опыт реализации положений Болонского процесса

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ