Diploma Supplement как инструмент академической мобильностиПризнание квалификаций обеспечивается введением Европейского приложения к диплому - Diploma Supplement, что в свою очередь обеспечивает академическую мобильность выпускникам. Об опыте внедрения документа рассказывают специалисты Тульского государственного педагогического университета. Просмотров: 5455
На современном этапе одним из принципов государственной политики в сфере высшего образования является интеграция этой сферы в мировую образовательную систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Этот принцип последовательно осуществляется путем реализации целей Болонского процесса в плане постановки задач по расширению доступа студентов, преподавателей и административных кадров университета к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению академической мобильности посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов (ECTS). Важным положением Болонского соглашения является ориентация учебных заведений высшего звена на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на благо всей Европы. Признание квалификаций обеспечивается введением Европейского приложения к диплому – Diploma Supplement. Макет этого документа был создан в 2001 году комитетом, в состав которого входили представители Совета Европы, Европейской комиссии и ЮНЕСКО. Введение приложения в практику работы российских вузов предусмотрено Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 40 от 15 февраля 2005 года. Указанный документ имеет четкую правовую основу. Статьей 27 закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 года, вузам предоставляется право выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о полученном образовании и квалификации в соответствии с лицензией. Модель документа разрабатывалась с ориентацией на форму общеевропейского приложения к диплому. Такой подход обусловлен многочисленными внутригосударственными документами, включая Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренную Президентом РФ 18 октября 2002 года; План мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2002 года, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2006 года № 944 р; Письмо Министерства образования и науки РФ «О выдаче общеевропейского приложения к диплому» от 3 марта 2006 года № 03-336 и т.д. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ) предоставляет своим выпускникам право получения общеевропейского приложения к диплому с 2007 года. Внедрению документа в практику работы предшествовал ряд подготовительных мероприятий, включающих участие в серии семинаров, организованных специалистами головных вузов. Знакомство с опытом работы по означенному направлению позволило выбрать формат приложения, соответствующий требованиям европейских организаций, а также установить процедуру и порядок выдачи, которые предполагают взаимодействие деканатов, учебно-методического управления и управления международного сотрудничества и образования вуза по подготовке необходимой информации. В настоящее время приложение к диплому, выдаваемое выпускникам университета по их требованию (заявлению), готовится на английском языке и представляет собой четырехстраничный документ, содержащий информацию, достаточную для признания уровня образования потенциальными зарубежными и учебными заведениями. Прежде всего, в нем содержатся описание системы оценки знаний, применяемой в российской высшей школе, и схема системы высшего образования в России. Кроме того, в приложение включаются личные данные выпускника, название полученной им квалификации, краткое описание компетенций, которыми он владеет (квалификационная характеристика), транскрипт (список изученных предметов с указанием количества академических часов и трудоемкости по системе ECTS, а также полученных оценок), список тем защищенных курсовых работ, ВКР и список практик с соответствующими оценками. Число заявок на выдачу приложений растет, что свидетельствует о безусловной востребованности данного документа. Анализ использования приложения выпускниками университета в практике трудоустройства и продол жения образования как в нашей стране, так и за рубежом также указывает на то, что избранный формат документа в большинстве случаев оказывается достаточным для установления уровня образования соискателя и принятия решения о его соответствии требованиям зарубежного работодателя или вуза. Мониторинг результативности выданных выпускникам университета европейских приложений к диплому позволил выделить ОБЛАСТИ их ПРИМЕНЕНИЯ.
Трехлетний опыт оформления и выдачи приложений позволил выделить ряд проблемных зон, связанных как с процедурой подготовки документа, так и возможностями его использования для подтверждения полученного уровня образования. В этом плане актуальной является унификация перевода названий специальностей, направлений подготовки, изученных дисциплин, типов практик и другой информации, включаемой в приложение. На наш взгляд, для решения этой проблемы было бы целесообразно создать межвузовскую рабочую группу с участием и под руководством представителей Министерства образования и науки. Проведенный мониторинг показал, что в ряде случаев при предъявлении европейского приложения зарубежные учебные заведения также требовали предоставления краткого описания содержания учебных дисциплин. Возникает необходимость удовлетворить это требование в дополнение к указываемой трудоемкости в единицах ECTS. В связи с данной проблемой, вероятно, целесообразно поставить задачу формирования базы переведенных на европейские языки образовательных стандартов, применяемых в вузах Российской Федерации. Кроме того, существует необходимость расширить количество языков, на которых оформляются приложения. Выпускники университета отмечали, что, помимо английского, желательно использовать также французский, немецкий и итальянский языки. В целом, опыт введения европейского приложения к диплому в ТГПУ им. Л.Н. Толстого указывает, что получивший такой документ специалист более востребован на рынке труда и образовательных услуг как в нашей стране, так и за рубежом. Плюс к тому Diploma Supplement способствует более эффективной реализации прав человека и гражданина: в частности, на осуществление свободного выбора места жительства, выезда из Российской Федерации и возвращения в страну. Реализация данных прав является факторами повышения социальной стабильности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, служит укреплению сотрудничества между народами и государствами. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|