Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кредитная система и академическая мобильность

УГТУ-УПИ о кредитно-модульной системе как инструменте обеспечения академической мобильности, проблемах внедрения и методиках расчета.

Просмотров: 3755

«Кредиты доверия»

ECTS как инструмент обеспечения академической и профессиональной мобильности

КНЯЗЕВ Сергей Тихонович – проректор по учебной работе УГТУ – УПИ
ШАВРИН Владимир Сергеевич – начальник управления качества и аккредитации УГТУ – УПИ

Перемены, которые произошли за последние десятилетия в системе высшего образования европейских стран, не могли не затронуть и Россию. Изменились подходы к разработке основных образовательных программ и результатам их освоения, формы и методы обучения, методы внутренней и внешней экспертизы качества образования и т.д. Новые цели и задачи систем образования формировались в результате значительных социально-экономических изменений. При этом, как показал опыт, возникли препятствия, связанные с недостатком ресурсов и механизмов реализации образовательных реформ. Тем не менее, к концу ХХ века в странах Европы преобразования в той или иной степени были практически завершены: реализуется уровневая система подготовки, применяется система зачетных единиц (European Credit Transfer and Accumulation System – ECTS), решается проблема взаимного признания квалификаций.

Решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с Болонским процессом, который в содержательном плане представляет собой основные направления деятельности по созданию общеевропейского ареала высшего образования, по более тщательной стыковке существующих систем высшего образования в условиях общеполитического и экономического формирования единой Европы. При этом не предусматривается унификация существующих систем образования. Речь идет о координированном взаимодействии при условии сохранения высокого уровня качества.

Объективные причины, послужившие посылом к проведению преобразований, не идентичны для европейского пространства и для России, но суть их едина: новые требования, новые «вызовы времени», связанные с изменением потребностей рынка труда, изменением роли научных исследований, повышением значимости «обучения в течение всей жизни» и другими тенденциями развития экономики и человеческих ресурсов.

В российских вузах внедрение системы зачетных единиц до настоящего времени проводилось в экспериментальном порядке. На этапе зарождения ECTS эта система рассматривалась только как инструмент обеспечения мобильности студентов (дословно: «система перезачета или перевода кредитов»). Сегодня эта система неразрывно связывается с обучением в течение всей жизни, это «студентоцентрированная» система, основанная на трудозатратах студента, требуемых для достижения целей программы обучения.

«В отчете рабочих групп по Болонскому процессу, представленном на конференции министров в Левене в апреле 2009 года, дана оценка достижений странучастниц по различным направлениям деятельности. Россия, в частности, получила не самый высокий балл (3 из возможных 5) по внедрению ECTS и приложения к диплому. Один из проблемных аспектов применения ECTS на практике – использование различных методик расчета кредитов ECTS».

Введение системы зачетных единиц требует на первом этапе перевода существующих в программе обучения объемов часов аудиторной и самостоятельной работы в зачетные единицы, которые можно было бы сопоставить с ECTS без внесения изменений в организацию учебного процесса.

Рассмотрим кратко основные принципы распределения кредитов в ECTS.

  1. Система основана на подсчете трудозатрат среднего студента, необходимых для достижения определенных результатов обучения (компетенций); результаты обучения отражают, какими знаниями, умениями и навыками студент должен овладеть по окончании процесса обучения, и соотносимы ли они с уровнями национальной и Европейской структур квалификаций.
  2. Трудозатраты студента отражают время, необходимое для выполнения всех видов учебной деятельности (лекции,семинары,курсовые проекты, практика, самостоятельная работа, экзамены), требуемой для достижения запланированных результатов обучения.
  3. 60 кредитов ECTS соответствуют одному академическому году очного обучения при достижении определенных результатов обучения; в различных странах объем учебной работы студента варьируется от 1500 до 1800 часов в год, поэтому один кредит ECTS соотносится с 25-30 часами.
  4. Кредиты распределяются на все компоненты образовательной программы (отдельные дисциплины, модули, практика, дипломная работа и т.д.) и отражают долю трудозатрат студента на освоение данного компонента (т.е. на достижение конкретных результатов обучения).
  5. Кредиты присваиваются только после успешного выполнения всех видов работ и соответствующей оценки результатов обучения; кредиты могут использоваться для накопления с целью получения квалификации, допускается использование «неформального» обучения при условии его признания вузом, присваивающим квалификацию.
  6. Кредиты, присвоенные при обучении по одной программе, могут быть переведены на другую программу, предлагаемую этим же или другим вузом; перевод возможен при условии признания вузом, присваивающим квалификацию, полученных кредитов и соответствующих результатов обучения; вузыпартнеры должны заранее договариваться о признании периодов обучения.
  7. Использование основных документов ECTS (каталог курсов, заявление студента, соглашение об обучении, академическая справка), а также приложения к диплому значительно облегчают процедуры перевода и накопления кредитов.

Информационный пакет, или каталог курсов (Course Catalogue) – один из важнейших документов ECTS, с помощью которого программы обучения становятся «прозрачными» и для студентов, желающих обучаться в вузе, и для преподавателей и администраторов, принимающих непосредственное участие в планировании, организации, обеспечении и совершенствовании образовательных программ.

Информационный пакет – это руководство не только и не столько для студентов, которые озабочены вопросами «мобильности», но в большей мере – для всех студентов вуза (факультета), а также абитуриентов. Представленная в пакете информация позволяет абитуриентам сделать выбор в пользу конкретного вуза, факультета, образовательной программы, а студентам – наиболее полно представить все возможности своего образования, в том числе осуществить выбор индивидуальной образовательной траектории.

Если в Европе система зачетных единиц используется для планирования образовательной программы, корректировки ее содержания, для индивидуально ориентированной организации учебного процесса, то в России ее использование (пока) связано только с пересчетом действующих учебных планов. При этом единой методики пересчета не существует.

Рассмотрим основные методики, используемые российскими вузами для пересчета привычных академических часов в «зачетные единицы трудоемкости».

«Если в Европе система зачетных единиц используется для планирования образовательной программы, корректировки ее содержания, для индивидуально ориентированной организации учебного процесса, то в России ее использование (пока) связано только с пересчетом действующих учебных планов».

Достаточно проста и логична методика, разработанная Министерством образования РФ и рекомендованная для использования вузами в 2002 году. Суть ее сводится к простому делению общей трудоемкости на 36. Один экзамен приравнивается к одной зачетной единице, недельный объем нагрузки (учебной, практики, итоговой аттестации) – к 1,5 зачетным единицам.

Известен также «долевой метод» расчета, при котором определяется удельный вес каждой дисциплины в общей нагрузке, и кредиты распределяются пропорционально из расчета 30 зачетных единиц в семестр или 60 в год. Данный метод использовался и при расчете зачетных единиц для учебных планов специальностей Уральского государственного технического университета – УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, студенты которых участвовали в программах обменов по проекту «TEMPUS» в 1996-1999 годах, наряду со студентами и преподавателями еще нескольких вузов Екатеринбурга. (Планы с указанием ECTS приведены в информационном пакете, изданном в рамках проекта.)

В отчете рабочих групп по Болонскому процессу, представленном на конференции министров в Левене в апреле 2009 года, дана оценка достижений стран-участниц по различным направлениям деятельности. Россия, в частности, получила не самый высокий балл (3 из возможных 5) по внедрению ECTS и приложения к диплому. Один из проблемных аспектов применения ECTS на практике – использование различных методик расчета кредитов ECTS.

При использовании системы зачетных единиц необходимо планировать общую трудоемкость дисциплин, предметных и междисциплинарных модулей, «наполняя» внеаудиторную часть учебного времени различными видами самостоятельной работы студентов. При этом в качестве отправной точки планирования времени на самостоятельную работу студентов должны быть нормы времени, разрабатываемые и регулярно пересматриваемые вузом. Например, в УГТУ – УПИ действует приказ «О планировании самостоятельной работы студентов», который структурирует все виды аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов и предписывает учитывать принятые в вузе нормы времени на выполнение отдельных видов самостоятельной работы.

Теперь несколько слов о мобильности студентов и преподавателей. Как отметил Президент России Д.А. Медведев: «Мы не можем бесконечно вариться в собственном соку даже при самом глубоком уважении к нашей научной и образовательной школе… Мобильность должна присутствовать на всех направлениях». Решение этой задачи лежит в нескольких плоскостях: возможность свободного перемещения для реализации траектории обучения, коммуникативные навыки, владение иностранными языками, согласование учебных планов и академическое признание результатов обучения в другом вузе.

С точки зрения академического признания результатов обучения в другом вузе, подходы до настоящего времени были различными.

  • Сопоставление учебных планов для выявления «академической разницы», что часто практикуется в российских вузах. Здесь стоит отметить, что диплом государственного образца выдается только при условии соблюдения требований ГОС ВПО (дисциплины федерального компонента). Так, например, нашим студентам-очникам без дисциплины «Физическая культура» диплома о высшем образовании не получить.
  • Частичное признание результатов обучения, сопоставление разницы в содержании курсов. Например, студенты-лингвисты УГТУ – УПИ, изучавшие курс «Стилистики английского языка» во время обучения в Университете Севильи (Испания), должны, тем не менее, сдать экзамен по этой дисциплине по российской программе, поскольку этот курс входит в программу итогового государственного экзамена. В данном случае речь идет о «перезачете» части изученного курса и последующем освоении его разделов, не вошедших в программу принимающего вуза, но обязательных для изучения в соответствии с требованиями ГОС.
  • Полное признание, которое возможно в двух случаях:

– схожие или близкие по содержанию и уровню образовательные программы в двух вузах, что встречается крайне редко;

– признание «как есть» всего периода обучения в другом вузе, даже при существенной разнице программ обучения. Это означает полное ДОВЕРИЕ.

  • Существует и другая «крайность», когда период обучения студента в другом вузе не признается, что продляет срок его обучения. Подобные ситуации возникают, по крайней мере, в российских вузах, когда по каким-то причинам студенты не имеют возможности предварительно согласовать программу своей мобильности. Источник проблемы – в недостаточной информированности.

Учитывая вышесказанное, отметим, что программы мобильности наиболее эффективно реализуются в рамках совместных проектов, когда на уровне вузов проявляется активный интерес к проведению этих программ, а также имеются все необходимые ресурсы, в том числе финансовые.

Напрашивается вывод, что единство образовательного процесса – это не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу. Полная прозрачность может быть достигнута при наличии единой системы уровней образования; единого перечня образовательных программ и соотносимых с ними академических степеней и квалификаций; единых принципов контроля содержания образования, то есть оценки приобретенных компетенций.

Унифицированный (прозрачный) способ приобретения компетенций возможен при модульной структуре учебных программ, а унифицированная оценка сроков обучения – при подсчете трудоемкости учебных программ в кредитных (зачетных) единицах.

С введением ФГОС, которые предоставляют большую свободу вузам в формировании содержания образования, проблема согласования программ студенческой мобильности должна быть рассмотрена в несколько другом ракурсе. Согласование программ студенческой мобильности будет состоять, скорее, не в том, чтобы сопоставить перечень и трудоемкость изучаемых дисциплин, а в том, чтобы выявить планируемые результаты обучения, то есть компетенции, которые сможет получить студент за период обучения. При использовании системы зачетных единиц, например, ECTS, проблема оценки трудоемкости периода обучения отпадает, поскольку эта система предусматривает 60 кредитов в год.

Хочется также отметить, что большинство аспектов, затрагиваемых в данной статье, находит свое отражение в Стандартах и директивах
ENQA (European Network for Quality Assurance in Higher Education – Европейская сеть гарантии качества в высшем образовании).

В частности, в разделе 1.2. «Утверждение, мониторинг и периодическое рецензирование программ и квалификаций» говорится о том, что «доверие студентов и других заинтересованных сторон к высшему образованию необходимо установить и поддерживать с помощью качественных услуг, которые гарантируют, что программы составлены в соответствии с требованиями, проходят периодическое рецензирование и являются востребованными», а также «гарантия качества программ и квалификаций должна включать <…> разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения; <…>; официальные процедуры по утверждению программ вышестоящими органами; <…>; периодическое рецензирование программ (включая внешнюю экспертизу)».

В разделе 1.4. «Гарантия качества и компетентности преподавательского состава» идет речь непосредственно о компетентности преподавателя.

В разделе 1.5. «Ресурсы обучения и система поддержка студентов» говорится о ресурсном обеспечении образовательной деятельности.

В разделах 1.6. «Система информирования» и 1.7. «Информирование общественности» находят свое отражение общие вопросы информирования как внутреннего потребителя, так и внешнего.

Таким образом, использование кредитно-модульной системы обучения, связанной с системой качества образовательного учреждения – обеспечивает гарантии качества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Есть ли шанс у российских университетов?
Компетенции – область согласования интересов работодателей и вузов
Проблемы реализации болонских инициатив
Многовариантность образовательного пространства
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Diploma Supplement как инструмент академической мобильности
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Профессиональная роль куратора
Есть ли шанс у российских университетов?
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ