Кредитная система и академическая мобильностьУГТУ-УПИ о кредитно-модульной системе как инструменте обеспечения академической мобильности, проблемах внедрения и методиках расчета. Просмотров: 3755
«Кредиты доверия»ECTS как инструмент обеспечения академической и профессиональной мобильности
Перемены, которые произошли за последние десятилетия в системе высшего образования европейских стран, не могли не затронуть и Россию. Изменились подходы к разработке основных образовательных программ и результатам их освоения, формы и методы обучения, методы внутренней и внешней экспертизы качества образования и т.д. Новые цели и задачи систем образования формировались в результате значительных социально-экономических изменений. При этом, как показал опыт, возникли препятствия, связанные с недостатком ресурсов и механизмов реализации образовательных реформ. Тем не менее, к концу ХХ века в странах Европы преобразования в той или иной степени были практически завершены: реализуется уровневая система подготовки, применяется система зачетных единиц (European Credit Transfer and Accumulation System – ECTS), решается проблема взаимного признания квалификаций. Решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с Болонским процессом, который в содержательном плане представляет собой основные направления деятельности по созданию общеевропейского ареала высшего образования, по более тщательной стыковке существующих систем высшего образования в условиях общеполитического и экономического формирования единой Европы. При этом не предусматривается унификация существующих систем образования. Речь идет о координированном взаимодействии при условии сохранения высокого уровня качества. Объективные причины, послужившие посылом к проведению преобразований, не идентичны для европейского пространства и для России, но суть их едина: новые требования, новые «вызовы времени», связанные с изменением потребностей рынка труда, изменением роли научных исследований, повышением значимости «обучения в течение всей жизни» и другими тенденциями развития экономики и человеческих ресурсов. В российских вузах внедрение системы зачетных единиц до настоящего времени проводилось в экспериментальном порядке. На этапе зарождения ECTS эта система рассматривалась только как инструмент обеспечения мобильности студентов (дословно: «система перезачета или перевода кредитов»). Сегодня эта система неразрывно связывается с обучением в течение всей жизни, это «студентоцентрированная» система, основанная на трудозатратах студента, требуемых для достижения целей программы обучения.
Введение системы зачетных единиц требует на первом этапе перевода существующих в программе обучения объемов часов аудиторной и самостоятельной работы в зачетные единицы, которые можно было бы сопоставить с ECTS без внесения изменений в организацию учебного процесса. Рассмотрим кратко основные принципы распределения кредитов в ECTS.
Информационный пакет, или каталог курсов (Course Catalogue) – один из важнейших документов ECTS, с помощью которого программы обучения становятся «прозрачными» и для студентов, желающих обучаться в вузе, и для преподавателей и администраторов, принимающих непосредственное участие в планировании, организации, обеспечении и совершенствовании образовательных программ. Информационный пакет – это руководство не только и не столько для студентов, которые озабочены вопросами «мобильности», но в большей мере – для всех студентов вуза (факультета), а также абитуриентов. Представленная в пакете информация позволяет абитуриентам сделать выбор в пользу конкретного вуза, факультета, образовательной программы, а студентам – наиболее полно представить все возможности своего образования, в том числе осуществить выбор индивидуальной образовательной траектории. Если в Европе система зачетных единиц используется для планирования образовательной программы, корректировки ее содержания, для индивидуально ориентированной организации учебного процесса, то в России ее использование (пока) связано только с пересчетом действующих учебных планов. При этом единой методики пересчета не существует. Рассмотрим основные методики, используемые российскими вузами для пересчета привычных академических часов в «зачетные единицы трудоемкости».
Достаточно проста и логична методика, разработанная Министерством образования РФ и рекомендованная для использования вузами в 2002 году. Суть ее сводится к простому делению общей трудоемкости на 36. Один экзамен приравнивается к одной зачетной единице, недельный объем нагрузки (учебной, практики, итоговой аттестации) – к 1,5 зачетным единицам. Известен также «долевой метод» расчета, при котором определяется удельный вес каждой дисциплины в общей нагрузке, и кредиты распределяются пропорционально из расчета 30 зачетных единиц в семестр или 60 в год. Данный метод использовался и при расчете зачетных единиц для учебных планов специальностей Уральского государственного технического университета – УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, студенты которых участвовали в программах обменов по проекту «TEMPUS» в 1996-1999 годах, наряду со студентами и преподавателями еще нескольких вузов Екатеринбурга. (Планы с указанием ECTS приведены в информационном пакете, изданном в рамках проекта.) В отчете рабочих групп по Болонскому процессу, представленном на конференции министров в Левене в апреле 2009 года, дана оценка достижений стран-участниц по различным направлениям деятельности. Россия, в частности, получила не самый высокий балл (3 из возможных 5) по внедрению ECTS и приложения к диплому. Один из проблемных аспектов применения ECTS на практике – использование различных методик расчета кредитов ECTS. При использовании системы зачетных единиц необходимо планировать общую трудоемкость дисциплин, предметных и междисциплинарных модулей, «наполняя» внеаудиторную часть учебного времени различными видами самостоятельной работы студентов. При этом в качестве отправной точки планирования времени на самостоятельную работу студентов должны быть нормы времени, разрабатываемые и регулярно пересматриваемые вузом. Например, в УГТУ – УПИ действует приказ «О планировании самостоятельной работы студентов», который структурирует все виды аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов и предписывает учитывать принятые в вузе нормы времени на выполнение отдельных видов самостоятельной работы. Теперь несколько слов о мобильности студентов и преподавателей. Как отметил Президент России Д.А. Медведев: «Мы не можем бесконечно вариться в собственном соку даже при самом глубоком уважении к нашей научной и образовательной школе… Мобильность должна присутствовать на всех направлениях». Решение этой задачи лежит в нескольких плоскостях: возможность свободного перемещения для реализации траектории обучения, коммуникативные навыки, владение иностранными языками, согласование учебных планов и академическое признание результатов обучения в другом вузе. С точки зрения академического признания результатов обучения в другом вузе, подходы до настоящего времени были различными.
– схожие или близкие по содержанию и уровню образовательные программы в двух вузах, что встречается крайне редко; – признание «как есть» всего периода обучения в другом вузе, даже при существенной разнице программ обучения. Это означает полное ДОВЕРИЕ.
Учитывая вышесказанное, отметим, что программы мобильности наиболее эффективно реализуются в рамках совместных проектов, когда на уровне вузов проявляется активный интерес к проведению этих программ, а также имеются все необходимые ресурсы, в том числе финансовые. Напрашивается вывод, что единство образовательного процесса – это не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу. Полная прозрачность может быть достигнута при наличии единой системы уровней образования; единого перечня образовательных программ и соотносимых с ними академических степеней и квалификаций; единых принципов контроля содержания образования, то есть оценки приобретенных компетенций. Унифицированный (прозрачный) способ приобретения компетенций возможен при модульной структуре учебных программ, а унифицированная оценка сроков обучения – при подсчете трудоемкости учебных программ в кредитных (зачетных) единицах. С введением ФГОС, которые предоставляют большую свободу вузам в формировании содержания образования, проблема согласования программ студенческой мобильности должна быть рассмотрена в несколько другом ракурсе. Согласование программ студенческой мобильности будет состоять, скорее, не в том, чтобы сопоставить перечень и трудоемкость изучаемых дисциплин, а в том, чтобы выявить планируемые результаты обучения, то есть компетенции, которые сможет получить студент за период обучения. При использовании системы зачетных единиц, например, ECTS, проблема оценки трудоемкости периода обучения отпадает, поскольку эта система предусматривает 60 кредитов в год.
Хочется также отметить, что большинство аспектов, затрагиваемых в данной статье, находит свое отражение в Стандартах и директивах В частности, в разделе 1.2. «Утверждение, мониторинг и периодическое рецензирование программ и квалификаций» говорится о том, что «доверие студентов и других заинтересованных сторон к высшему образованию необходимо установить и поддерживать с помощью качественных услуг, которые гарантируют, что программы составлены в соответствии с требованиями, проходят периодическое рецензирование и являются востребованными», а также «гарантия качества программ и квалификаций должна включать <…> разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения; <…>; официальные процедуры по утверждению программ вышестоящими органами; <…>; периодическое рецензирование программ (включая внешнюю экспертизу)». В разделе 1.4. «Гарантия качества и компетентности преподавательского состава» идет речь непосредственно о компетентности преподавателя. В разделе 1.5. «Ресурсы обучения и система поддержка студентов» говорится о ресурсном обеспечении образовательной деятельности. В разделах 1.6. «Система информирования» и 1.7. «Информирование общественности» находят свое отражение общие вопросы информирования как внутреннего потребителя, так и внешнего. Таким образом, использование кредитно-модульной системы обучения, связанной с системой качества образовательного учреждения – обеспечивает гарантии качества. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|