Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школыФедеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения имеют принципиальные отличия от предыдущих. В новом стандарте нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Весь ГОС – федеральный и состоит из базовой и вариативной частей. Просмотров: 10873
Основа нового образованияКаким будет Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Очевидно, что к началу нового учебного года высшая школа России получит новые образовательные стандарты, и вузам предстоит напряженная работа по введению их в действие с 1 сентября 2010 года. Во всяком случае, проекты этих основополагающих документов для обоих уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) готовы и находятся на рассмотрении в совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам. Нет сомнения, что членам совета придется проделать колоссальную работу: проанализировать проекты государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров по 141 направлению и подготовки магистров – по 151 направлению. ГОСы третьего поколения во многом отличаются от предшествующих. Прежде всего, они имеют новое название – «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС). И это не формальное переименование. Новый стандарт имеет другую структуру. В нем нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Весь ГОС федеральный, каждый цикл состоит из базовой и вариативной частей. Имеется ряд других особенностей.
– дополнять знания, умения и навыки, которые должен приобрести обучающийся при изучении дисциплин вариативной части;
Из вышеизложенного следует, что образовательные стандарты нового поколения предоставляют вузам широкие возможности для самостоятельной разработки и реализации образовательных программ с учетом требований рынка труда данного региона и особенностей своей научной школы, что, несомненно, является значительным шагом вперед на пути к либеральной модели управления высшим профессиональным образованием в нашей стране. Для успешного введения в действие ФГОС необходимо разрешить комплекс проблем, принять в срочном порядке ряд управленческих решений с тем, чтобы высшие учебные заведения успели своевременно к 1 сентября 2010 года разработать свои образовательные программы, оформить все документально. Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» установил, что Министерство образования и науки обеспечивает разработку примерных основных образовательных программ (ПрООП). Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических служб (УМО и НМС) подготовил проект методических рекомендаций по разработке ПрООП и направил его в министерство. Структура примерной основной образовательной программы обсуждалась на XIX Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования. Проектирование образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе», состоявшейся в Уфе 21-27 мая 2009 года, и была одобрена ее участниками. Сейчас перед научно-методическими советами в полный рост встала задача организовать разработку примерных программ учебных дисциплин (истории, философии, культурологии, социологии, иностранного языка, математики, физики, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности и т.п.). Координационный совет УМО и НМС совместно с Исследовательским центром по управлению качеством подготовки специалистов Московского института стали и сплавов (технологического университета) организовали специализированную подготовку актива базовых вузов учебно-методических объединений в области проектирования основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО. В весеннем семестре минувшего учебного года ее прошли около 400 человек (около 300 человек на базе Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина, остальные – на базе СанктПетербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики). Для введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов необходимо разрабатывать так называемый «переходник» – документ, устанавливающий соответствие Перечня направлений подготовки и специальностей, действующего в настоящее время, и нового, который мы получаем в результате разработки ФГОС ВПО. Образно говоря, с 1 сентября 2010 года вся высшая школа «переезжает» по новым адресам, и адреса эти должны быть всем известны: работодателям, абитуриентам, вузам, органам управления. Следует отметить, что пока не решен вопрос с Перечнем специальностей, по основным образовательным программам которых будут готовить специалистов, минуя первый уровень образования. Кроме того, требуется оперативная разработка перечня направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается в заочной форме и в форме экстерната. Особый вопрос – порядок лицензирования основных образовательных программ, разрабатываемый на основе ФГОС ВПО. Что будет лицензироваться: направление подготовки в целом или отдельно каждый профиль? Следует иметь в виду, что новые образовательные стандарты могут содержать перечень профилей в трех вариантах, а именно:
Скорее всего, не должно вызвать затруднений лицензирование ООП в первом случае. Во втором и третьем вариантах должны быть оговорены соответствующие условия, но необходимость в этом отпадет, если лицензия будет выдаваться на направление. Несколько осложнит решение вопроса тот факт, что в перечне профилей в некоторых направлениях, наряду с открытыми, могут оказаться закрытые профили. Здесь уместно сказать и о необходимости разработки процедуры введения новых профилей дополнительно к установленным федеральным государственным образовательным стандартом. Следующий вопрос, требующий решения, – это процедура аккредитации основных образовательных программ после введения ФГОС ВПО. Что будет аккредитовываться: направление подготовки или профиль? Вероятнее, второй вариант. Допустим, что вуз имеет свидетельство об аккредитации образовательной программы по специальности, преобразованной в новой структуре в профиль. Тогда по какому профилю студенты будут обучаться с 1 сентября 2010 года: аккредитованному или неаккредитованному (со всеми вытекающими отсюда последствиями)? В связи с этим было бы целесообразно распространить действие свидетельства об аккредитации специальности на соответствующий профиль. Есть еще одна проблема – требования к обучающимся (что студенты должны знать, уметь, какими навыками владеть в результате изучения дисциплин данного цикла), которые, как показал анализ разработанных образовательных стандартов нового поколения, даже по родственным направлениям подготовки могут существенно отличаться. А это уменьшает возможности Интернет-экзамена в таком виде, в каком он в настоящее время проводится. Ведь даже в действующих образовательных стандартах, разработанных в 2000 году, когда была сильна организующая роль министерства, в ряде случаев наблюдаются существенные различия в составе дидактических единиц по близким специальностям. В нынешних условиях жесткие требования по данному вопросу к разработчикам стандартов не предъявлялись, поэтому и различий оказалось больше. В то же время работа Национального аккредитационного агентства по созданию аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) заслуживает положительной оценки, и нельзя допустить, чтобы эти материалы оказались ненужными в новых условиях. Участники конференции поддержали предложение об организации совместной работы учебно-методических объединений вузов и Национального аккредитационного агентства в сфере образования по адаптации существующих АПИМ к требованиям ФГОС ВПО, их дополнению, сертификации и созданию на их основе вузовских систем оценки качества реализации ООП по соответствующим направлениям. Сертифицированные системы оценки качества в дальнейшем могут передаваться во все высшие учебные заведения, реализующие основные образовательные программы по данному направлению. Итак, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования к началу нового учебного года в большинстве своем будут утверждены. Они в полной мере соответствуют духу Болонской декларации и учитывают традиции отечественной системы образования. Учебно-методические объединения вузов понимают, что нужно сделать для введения ФГОС в действие и как много придется работать, чтобы высшая школа России была в полной мере готова к переходу на новую систему образования. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|