Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развитие высшего сестринского образования в России

Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем их коллеги с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают равную зарплату.

Просмотров: 5886
Н.Н. КАМЫНИНА, декан факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы ПМГМУ им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук

Подготовка медицинских сестер в вузах России ведется с 1991 года. Естественно, что за прошедший период были сформированы и отработаны структура и содержание образовательной программы и определены должности, которые могут занимать выпускники факультетов высшего сестринского образования (ВСО) в системе здравоохранения. Но вектор развития высшего сестринского образования изменился. Это произошло в связи с подписанием Россией в 2003 году Болонской декларации. Вводимые в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения разработаны с учетом нового вектора.

Основной целью подготовки медицинских сестер в высшей школе было реформирование сестринского дела, стремление изменить систему управления сестринской деятельностью и обеспечить отрасль квалифицированными специалистами, владеющими современными технологиями, способными на высоком уровне решать поставленные задачи.

Первые два факультета ВСО были созданы в 1991 году в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. В соответствии с поставленной целью они готовили специалистов по психолого-педагогическому и административно-управленческому направлениям. Квалификация, присваиваемая выпускникам, была определена как менеджер по специальности «Сестринское дело», а уровень подготовки – специалист.

Следует отметить, что в период открытия факультетов высшего сестринского образования на обучение принимали только лиц, уже владеющих профессией медицинской сестры. Они учились по ускоренным программам. Выстроенная система могла бы существовать и дальше. Но с выходом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 октября 2007 года, № 232 ситуация начала изменяться. Согласно требованиям этого закона «лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается».

Вышедшее в конце декабря 2009 года постановление Правительства РФ1 поставило в этом деле точку, закрепив в статусе специалитета все существовавшие в высшей медицинской школе специальности, кроме одной – «Сестринское дело». Единственным способом сохранить высшее сестринское образование стал перевод на двухуровневую систему подготовки «бакалавриат – магистратура».

Анализ зарубежного опыта показывает, что общей тенденцией является движение в сторону высшего сестринского образования. Это отражено в таблице.

Увеличить изображение.

Активизации этого процесса способствовал ряд международных документов. Так, еще в Конвенции о сестринском персонале, принятой в 1977 году Международной организацией труда, и сопровождавшей ее рекомендации указывалось на необходимость открытия в странах обучения по программам высшего (университетского) сестринского образования, ориентированным преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров.

В странах, где имеются бакалавры сестринского дела, этот уровень рассматривается как базовая подготовка, открывающая введение в специальность. Переход на университетский уровень, как правило, происходит эволюционно, путем освоения параллельно существующих образовательных программ разного уровня. Важно отметить, что при этом наличие степени бакалавра не дает преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Все медицинские сестры получают одинаковые лицензии и могут претендовать на одни и те же должности. Степень бакалавра рассматривается только как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее при прочих равных условиях занять более престижные и высокооплачиваемые рабочие места.

Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем их коллеги с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают равную зарплату.

Сегодня в основе новой модели российского высшего сестринского образования лежит предусмотренная законодательством двухуровневая система ВПО: бакалавриат – 4 года и магистратура – 2 года. При этом имеется возможность обучения по сокращенной программе бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля.

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Сестринское дело» значительно отличается по направленности и содержанию от предшествующего, в основном ориентированного на подготовку управленческих и педагогических кадров. Он нацелен на практическую деятельность и, как все новые ФГОС, базируется на компетентностном подходе. Практическая деятельность заключается в оказании квалифицированной помощи, проведении профилактической работы с населением, обеспечении организации работы сестринского персонала, а основная часть профессиональных компетенций направлена на формирование грамотного специалиста, который может работать в учреждении здравоохранения страны на любой сестринской должности. Это в точности соответствует концепции подготовки сестринского персонала в странах Западной Европы2. Профессиональные компетенции, относящиеся к организационно-управленческой и исследовательской деятельности, нужны в большей степени руководителям сестринских служб и подразделений (старшим и главным медицинским сестрам).

На сегодняшний день в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социальной работы РФ от 7 июля 2009 года, № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» выпускники факультетов высшего сестринского образования после прохождения интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью» могут занимать следующие должности: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического); врач-статистик; врач-методист.

В настоящее время в развитии отечественного сестринского образования идет новый этап, когда, наряду с традиционной моделью подготовки медицинских сестер в системе среднего профессионального образования, создается другая – университетского сестринского образования, направленная на подготовку медицинских сестер, обладающих не только базовыми профессиональными компетенциями, но также достаточными фундаментальными знаниями, создающими основу для дальнейшей самореализации.

  1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист».
  2. Zabalegui A et al (2006). Changes in nursing education in the European Union. - Journal of Nursing Scholarship 38 (2): р. 114-118.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: болонский процесс, ВПО, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, медицинское образование, по сути, ао-60

Похожие материалы:
Владимир Рудашевский: «Проблема взаимоотношений работодателей с вузами не имеет простого решения»
Уральская государственная медицинская академия: мы нашли своих абитуриентов
Роль традиций в становлении вуза
Инновации – путь к качеству знаний
Кредитная система и академическая мобильность
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Построение информационной системы медицинского вуза
Опыт реализации положений Болонского процесса
КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Рина Незарегистрированный пользователь
Во многих странах не только есть степень бакалавра, но и магистра и доктора философии сестринского дела. Так что учтите, и дальше совершенствуйте систему. И да, зарплаты в большинстве стран на порядок выше российских

2014-06-24 06:22:36 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
#98Студенческая оценка качества образования
#101Гидрометеорологический техникум активно сотрудничает с социальными партнерами
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний