Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки

КГМУ - один из крупнейших и авторитетных медицинских вузов России. Обучение в нем базируется на исторических традициях, научном поиске, педагогическом новаторстве, творческой инициативе.

Просмотров: 2167

Стремиться к новым достижениям

ЛАЗАРЕНКО Виктор Анатольевич – ректор Курского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

Курский государственный медицинский университет является образовательным и научным центром Центрально-Чернозёмного региона, базой разработки и внедрения инновационных медицинских технологий.

Вуз представляет стройную систему непрерывной многопрофильной и многоуровневой подготовки специалистов с высшим медицинским, фармацевтическим, гуманитарным, социально-экономическим и инженерным образованием, обеспечивающую качественную подготовку кадров, востребованных не только в России, но и за рубежом.

В преддверии серьезного юбилея вуза на вопросы нашего корреспондента ответил его ректор Виктор ЛАЗАРЕНКО.

– Виктор Анатольевич, в будущем году Курскому государственному медицинскому университету исполняется 75 лет. Если подвести итоги, что являлось доминантой в его деятельности на протяжении этих лет?

– За 75 лет своего развития вуз прошел новаторский путь от института до университета и стал одним из крупнейших, авторитетных медицинских вузов России.

Университет имеет высокое общественное и государственное признание. В 2004 году по решению независимого общественного совета «Европейское качество» он вошел в число ста лучших вузов России.

Приоритетом в деятельности вуза является качественная подготовка специалистов, формирование и развитие у них профессионального и творческого мышления, стремления к постоянному самосовершенствованию.

Теоретической основой качественного профессионального образования является компетентностный подход, в рамках которого особое значение приобретает активная познавательная деятельность, высокая степень самостоятельности в применении и пополнении знаний.

– «Наш юбилей, – сказали вы, – повод серьезно и основательно взглянуть на стоящие перед университетом сложные задачи». Каким образом выстраиваются приоритеты в решении этих задач?

– Сегодня вуз – настоящий университетский комплекс, где обучение базируется на исторических традициях, научном поиске, педагогическом новаторстве, творческой инициативе.

Реализуемые вузом планы многогранны и направлены на обеспечение устойчивого положения университета на рынке образовательных услуг.

Достигнуть этого можно, осуществляя подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных, разностороннеразвитых специалистов. Решение видится в реализации нескольких направлений. Во-первых, внедрение инновационных технологий, расширение информационно-методического обеспечения учебного процесса, индивидуализация обучения. Во-вторых, вовлечение студентов, преподавателей и вуза в целом в систему качества образования. В-третьих, формирование системы мотивационной стимуляции профессорско-преподавательского состава и студентов к активной творческой работе, постоянному и систематическому совершенствованию своего профессионального уровня.

Краеугольным камнем системы призван стать объективный критический анализ результатов индивидуальной деятельности преподавателей и студентов, а также комплексной деятельности вуза по группам показателей рейтингового контроля.

Параллельно разрабатываются мероприятия, позволяющие осуществлять подготовку специалистов с учетом перехода на уровневую систему образования, включающую средне-профессиональное образование, бакалавриат и магистратуру. В комплексе мероприятий предусматривается развитие более тесных связей с работодателями, подготовка учебно-методического обеспечения, а также привлечение к образовательному процессу наиболее авторитетных отечественных и зарубежных ученых.

– Формирование действительно конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям современного работодателя, требует повышения качества образовательного процесса с широким применением инновационных методов профессионального образования. Каковы механизмы решения этой проблемы в КГМУ?

– В университете проводится большая работа, направленная на совершенствование содержания и форм образовательного процесса. Постоянно внедряются, используются и оцениваются новые методы обучения и контроля знаний, расширяется принципиально новая информационная обучающая среда. Созданы банки компьютерных тестов (обучающих, контролирующих, тематических, рубежных, дисциплинарных), подготовлены и используются обучающие мультимедийные программы, формируются кафедральные видеотеки учебных фильмов, в том числе на английском языке.

Назрела настоятельная необходимость реформирования хозяйственно-правовых взаимоотношений медицинских вузов и ЛПУ, являющихся клиническими базами, с целью наиболее полного вовлечения в лечебнодиагностический процесс сотрудников вуза, а также совершенствования клинической подготовки студентов, врачей-интернов, клинических ординаторов.

В учебном процессе преобладают интерактивные формы и методы обучения: проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции-диалоги, лекции с применением «мозговой атаки», с разбором микроситуаций, лекции-консультации; учебные тематические конференции; творческие задания (подготовка видеофильмов, кроссвордов, дайджестов, создание электрифицированных учебных стендов); олимпиады и др. На практических занятиях и семинарах широко применяются методы проблемного обучения в виде деловых, имитационных, бизнесигр, ролевого тренинга, игрового проектирования.

Использование этих подходов позволило качественно изменить содержание обучения, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов. В то же время традиционные для медицинского вуза методы (клинический разбор, курация больных, ночные дежурства и т.д.) по-прежнему являются важными и актуальными.

– Кадровая ситуация в современном отечественном здравоохранении, к сожалению, остается достаточно напряженной. Какие системные меры, на ваш взгляд, способны в корне изменить ситуацию с медицинским образованием и обеспеченностью кадрами учреждений отрасли?

– В свете реализации задач национального проекта «Здоровье» медицинский вуз является важным звеном, определяющим подготовку компетентных востребованных кадров для медицинских и фармацевтических учреждений. Клиническая подготовка специалиста-медика является одной из главных составляющих образовательного процесса. Однако, с одной стороны, практическая подготовка ограниченно востребована в процессе обучения и не создает у студентов достаточной мотивации в приобретении практических компетенций. С другой стороны, студенты не имеют возможности почувствовать ответственность за пациентов, с которыми они общаются в процессе обучения. На этом фоне возможна взаимная неудовлетворенность молодых специалистов и работодателей, определяющая некоторую напряженность кадровой ситуации.

Назрела настоятельная необходимость реформирования хозяйственно-правовых взаимоотношений медицинских вузов и ЛПУ, являющихся клиническими базами, с целью наиболее полного вовлечения в лечебно-диагностический процесс сотрудников вуза, а также совершенствования клинической подготовки студентов, врачей-интернов, клинических ординаторов.

– Одно из центральных направлений работы КГМУ – сотрудничество с реальными и потенциальными работодателями. Расскажите, пожалуйста, подробнее о реальном контенте этого направления.

– Взаимодействие медицинской науки с практическим здравоохранением образуют взаимообогащающий творческий тандем, основанный на принципах социального партнерства.

Аналитические отделы вуза осуществляют постоянный мониторинг рынка труда и составляют каталог потенциальных партнеров. К ним относятся работодатели, желающие видеть выпускников, владеющих не только профессиональными компетенциями, но и способных к творческому самосовершенствованию. С такими партнерами университет осуществляет подготовку специалистов на договорной основе.

Уже несколько лет работает Центр трудоустройства выпускников, который проводит двусторонние рекламные акции, организует ярмарки вакансий, осуществляет карьерное сопровождение молодых специалистов.

Функционирует механизм обратной связи. Постоянно в адрес университета от руководителей органов здравоохранения, главных врачей ЛПУ, директоров фармацевтических учреждений поступают положительные отзывы на наших выпускников. Согласно им, молодые специалисты нашего вуза, помимо хорошей теоретической и практической подготовки, обладают высоким научным и социально-духовным потенциалом, позволяющим оказывать им предпочтение.

– Известно, что исследовательская деятельность курских ученых-медиков не исчерпывается работой именитых профессоров – традиционно участие в научной деятельности принимают студенты. Каковы главные достижения в этом направлении?

– В вузе осуществляется проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по ведущим теоретическим и клиническим медико-биологическим проблемам.

Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью учебно-педагогической деятельности и нацелена на подготовку медицинских, научных, педагогических кадров в соответствии с концепцией непрерывного медицинского образования. Научные исследования проводятся в рамках 15 научных школ. Нашими учеными зарегистрировано три научных открытия, внедрены в практическую деятельность рационализаторские предложения.

Высокий профессионализм базируется не только на крепких знаниях, умениях и навыках. Профессия врача всегда требует компетентности, нравственности, высокой общей и личностной культуры и внутренней дисциплины.

Научно-инновационный центр обеспечивает функционирование и совершенствование системы эффективного использования интеллектуальной продукции студентов, молодых ученых и сотрудников университета. Совет молодых ученых, используя потенциал интеграции с научными обществами России и мира, способствует профессиональному росту студентов и повышению их интереса к научной деятельности. Более 1500 студентов занимаются научной деятельностью, свыше 500 ведут многолетние исследования, соответствующие профилям подготовки специалистов, федеральным, отраслевым, региональным программам, программам Центрально-Черноземного научного центра РАМН, отделения РАЕН. Результаты работ докладываются на многочисленных научно-практических конференциях, оформляются в виде курсовых, дипломных, диссертационных исследований, что стимулирует интерес студентов к научноисследовательской деятельности и положительно сказывается на качестве подготовки специалистов здравоохранения.

– Реалии сегодняшнего дня: практическое здравоохранение с точки зрения материально-технической оснащенности и использования новейших технологий зачастую обгоняет клиники медицинских университетов и академий. Как обстоят дела у вас?

– В свете реализации программ ПНП «Здоровье» значительно укрепилась материально-техническая база вуза. Из последних приобретений хотелось бы выделить два маммографа, два аппарата для ультразвуковой диагностики, эндоскопическую стойку и набор для артроскопии. Университет, кафедры, учебные и научные лаборатории оснащены современным оборудованием, приборами и вычислительной техникой. Благодаря хорошему оснащению успешно работают лаборатории кафедр и НИИ экологической медицины, консультативно-диагностическая поликлиника, лечебно-диагностические отделения и подразделения клинических баз университета.

Расширению применения в учебном процессе кино- и телевидения, видеотехники способствует планирование этой работы на основе концепции информатизации вуза. Для практической реализации положений концепции открыт и успешно развивается Центр информационных технологий обучения.

– В Кодексе чести студента КГМУ говорится: «Медицинские профессии – это подвиг, они требуют самоотверженности, величия души и чистоты помыслов». Вы, выпускник той alma mater, ректором которой являетесь ныне. Как вы считаете, какие традиции университета, прежде всего, позволяют обеспечивать преемственность поколений? Что общего (и в чем различия) между представителями поколения ваших учителей и сегодняшними студентами-медиками?

– Нынешнее поколение наших молодых коллег обладает новыми современными технологиями оказания медицинской помощи, обусловленными высокой степенью технологизации общества. Но высокий профессионализм базируется не только на крепких знаниях, умениях и навыках. Профессия врача всегда требует компетентности, нравственности, высокой общей и личностной культуры и внутренней дисциплины. Сегодняшние студенты и студенты прошлых лет бережно хранят и следуют в своей работе этико-деонтологическим догматам. К основному принципу медицины «не навреди» добавляются «будь внимательным и чутким», «не считай невозможным обратиться за помощью», «работа – это не обязанность, а призвание».

Незыблемыми традициями можно считать ориентацию студентов не только на получение теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, воспитание чувства ответственности и сопереживания, но и формирование потребности в дальнейшей постоянной самореализации.

Прошлое сохраняется для осмысления настоящего и оптимизации будущего. Мы сохраняем и развиваем все лучшее, стремимся к новым достижениям.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: медицинское образование, ВПО, курская область, курский государственный медицинский университет, по сути, ао-35

Похожие материалы:
Роль традиций в становлении вуза
Малые предприятия при медицинских вузах
Развитие высшего сестринского образования в России
Интервью с Ириной Корюкиной о подготовке врачей
Перспективы развития северной медицинской школы
Технология измерения образовательной активности
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия: испытание кризисом
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
Построение информационной системы медицинского вуза
Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Из журнала
#104Ученые ВСИЭМ работают над улучшением качества жизни населения Якутии
#106Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
#112Калининградскому филиалу СПбГАУ исполняется 60 лет
#111Задачи «на вырост»
#105КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ