Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времениКонкурентоспособность российской высшей школы растет во многом благодаря активизации работы университетских научных коллективов, модернизации технологической базы, увеличению размеров государственной поддержки. Так, например, в Курском государственном медицинском университете осуществляют современные подходы к планированию и организации научно-исследовательских работ на уровне отдельных структурных единиц научных подразделений – лабораторий. Просмотров: 451
Материал опубликован в журнале №112 от 24.06.2019. 85-летию Курского государственного медицинского университета посвящается
Целесообразное развитие научной платформы За последние десятилетия проведение научных исследований стало одной из важнейших сфер деятельности вузов. Большинство международных и отечественных рейтингов учитывают количество и качество аффилированных с образовательной организацией публикаций и отчетов. Высокое качество научных, в том числе фундаментальных исследований считается одним из ключевых драйверов экономического развития, привлекающих в университеты, как государственное, так и частное финансирование.
Помимо прямой выгоды от получения внешнего финансирования, наличие новостных поводов, связанных с научной деятельностью (проведение конференций, демонстрация новых опытных образцов на выставках и в СМИ), приводит к увеличению интереса со стороны будущих абитуриентов и их родителей. Это также положительно отражается на имидже вуза. Одним из важнейших шагов для развития научной платформы Курского государственного медицинского университета стало присоединение к научно-образовательным биомедицинским кластерам: западно-европейскому, стоматологическому и химико-фармацевтическому. Предиктором успешной работы научных коллективов явилось надлежащее структурное и административное проектирование институтов и лабораторий. Комплексирование собственных аппаратных и кадровых ресурсов, их реновация, закончившаяся в 2017 году открытием ряда научно-исследовательских лабораторий, позволили наладить более тесное и эффективное сотрудничество между сотрудниками институтов. Следует признать, подобный подход является вполне традиционным: эффективность проектных решений, объединяющих исследователей разных профилей «под одной крышей» подтверждается успехом большинства ведущих научных школ. Использование одного реконструированного здания для организации научно-исследовательского центра с экспериментально-биологической клиникой университета также позволило значительно ускорить, упростить и удешевить оснащение современными инфраструктурными техническими системами. Административно научные подразделения университета устроены традиционно: несколько лабораторий объединяются в НИИ адекватно тематике проводимых научно-исследовательских работ и используемым аппаратным средствам. Есть и новшества: студенческая научно-исследовательская лаборатория является полноправным участником административных и управленческих процессов, задавая высокие стандарты для студенческой науки. Вне здания научно-исследовательского центра с экспериментально-биологической клиникой располагается научно-исследовательский институт генетической и молекулярной эпидемиологии. Основной стратегической задачей его является выполнение, совместно с другими подразделениями Курского ГМУ, научных исследований мирового уровня в области генетической и молекулярной эпидемиологии социально значимых заболеваний. Расположение в отдельном здании позволило обеспечить высочайший уровень чистоты и минимальный риск генетической контаминации. Активное и эффективное управление талантами Важная роль научных подразделений в образовательном процессе, возможность обучающихся проводить больше времени в научных подразделениях, образовательная и академическая мобильность подразумеваются в рамках фреймворка Болонской системы, но не обозначены явно в программах специалитета, все еще встречающихся на постсоветском пространстве. Другой стороной проблемы является распространенная политика «закрытых дверей» институтов, оправдываемая сложностью, хрупкостью оборудования, высокой стоимостью расходных материалов, риском контаминации. Однако подобная политика делает невозможным внутренний рекрутинг будущих исследователей, негативно влияя на имидж университета. Привлечение обучающихся медицинских вузов к научной работе невозможно только в рамках учебной программы. Выбор собственной траектории развития исключительно важен для молодых исследователей. Осуществляемый ранее в формате неформальных встреч «рекрутинг» в активные научные направления с 2016 года проводится во время ежегодной конференции «Студенческая научно-исследовательская лаборатория: итоги и перспективы», где студенты представляют свои работы сокурсникам. Подобные мероприятия однозначно позиционируют научные базы вуза как открытые и доступные платформы для реализации новых идей, в том числе с участием студентов. Важность привлечения новых кадров подтверждается и практикой ведущих научных школ. В определенном смысле ключевым для отрасли управления наукой стало представленное в 2011 году исследование [1] опыта управления лабораториями, в котором предлагаются пять коррелирующих с успехом лаборатории практик. К категории успешных лабораторий исследователи отнесли те, которые на протяжении последних десяти лет представляли наибольшее количество публикаций в ведущих научных журналах мира. Наибольшей степенью корреляции с общим успехом лаборатории считается политика активного и эффективного управления талантами (talentmanagement). Управление талантами – введенный в 1998 году [2] термин, означающий совокупность инструментов управления персоналом, которые дают возможность привлекать, эффективно использовать и удерживать сотрудников, вносящих существенный вклад в развитие организации. Также развитие и привлечение человеческого капитала, согласно опросу, представленному в исследовании, является параметром с наиболее возможным потенциалом к улучшению, что делает управление талантами мощнейшим рычагом для повышения продуктивности работы исследовательских организаций. Любопытно, что понятная и прозрачная стратегия хоть и является вторым по значимости аспектом в управлении лабораторией, предлагает наименьшие возможности для дальнейшего роста. Другими важными для успеха направлениями работы являются способствование внутренней коллаборации, эффективное управление проектами, конструктивный подход в решении проблем. Говоря о привлечении талантов и новых членов лаборатории университета, в исследовании предлагаются следующие требования к кандидатам: адекватность, ответственность, внутренняя мотивация, интерес к сотрудничеству, критическое мышление, осмотрительность, лидерские компетенции. Интересно, что согласно опросуMcKinsey первый квартиль наиболее продуктивных и успешных лабораторий при рассмотрении кандидатуры обращает внимание, прежде всего, на личностные качества и возможность сосуществовать и сотрудничать с уже действующей командой, в то время как менее успешные лаборатории ориентируются на навыки и умения претендентов.
Руководители научных подразделений Курского государственного медицинского университета не только знакомы с подобными практиками, но и активно используют их в ежедневной работе. Так, для каждой структурной единицы научно-исследовательских институтов предполагается разработка по меньшей мере трехлетнего плана предстоящих научно-исследовательских работ и, что важно, закупок дорогостоящего оборудования, а отчетность включает отдельные графы, касающиеся количества студентов-соучастников исследований. Кстати, большая часть аспирантов и соискателей, работающих в лабораториях университета, вовлечена в НИР со студенческих лет и даже накопила уже некоторый объем научных результатов. Другой особенностью является непонимание руководством необходимости институциональных инвестиций, финансовых и организационных, в научную часть организации, будь то образовательное или научное учреждение. Относительно новая для российских ученых система грантового финансирования исследований помогает ведущим научным коллективам выйти на почти полное самообеспечение и даже получить некоторую независимость от руководства научной базой. Однако для формирования такого коллектива требуется наличие доступных ресурсов и эффективное управление ими на протяжении достаточно длительного времени, которое может исчисляться месяцами и даже годами. Многолетняя внутренняя организационная и финансовая поддержка собственных научных подразделений Курского государственного медицинского университета позволила создать платформу для устойчивого функционирования исследовательских проектов. Рост публикационной активности способствовал улучшению позиции университета в отечественных («Эксперт РА» [3], Forbes [4], Интерфакс [5], LiftUp [6], WSJ [7]) и международных рейтингах (ARES [8], RoundUniversityRanking [9]). ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|