Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Здоровьесбережение в контексте законопроекта об образовании

Главная задача КГМУ – качественная подготовка инновационно ориентированных специалистов в приоритетных областях медицины и медицинских технологий. Ее решение требует формирования инновационной среды вуза, а также соответствующей квалификации и культуры преподавателей.

Просмотров: 2709

Убедись, что ты здоров!

В новом базовом законопроекте необходимо подчеркнуть важность здоровьесберегающих программ для современного образования

Виктор ЛАЗАРЕНКО, ректор Курского государственного медицинского университета

В 2010 году Курский государственный медицинский университет отметил 75-летие со дня основания. В преддверии юбилейной даты своим видением дальнейшего развития вуза, являющегося медицинским, образовательным и культурным центром в Центрально-Чернозёмном регионе, ректор вуза поделился с читателями журнала.

Что из запланированного уже удалось реализовать, что требует внесения корректив в связи с новыми требованиями жизни – об этом сегодня наш разговор с ректором КГМУ Виктором ЛАЗАРЕНКО.

– Виктор Анатольевич, какова инновационная составляющая деятельности КГМУ сегодня, ведь известно, что медицина – одна из тех отраслей, которые постоянно требуют высокотехнологичных инноваций?

– Главная задача университета – качественная подготовка инновационно ориентированных специалистов в приоритетных областях медицины и медицинских технологий. Ее решение требует формирования инновационной среды вуза, а также соответствующей квалификации и культуры преподавателей.

Инновационная модель развития университета предполагает глубокую интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза.

Поэтому важной составляющей деятельности КГМУ является создание инфраструктуры, оказывающей содействие как сотрудникам и студентам, так и сторонним держателям интеллектуальной собственности в организации мероприятий для финансирования научных исследований, оформлении документов на право интеллектуальной собственности, публикации научных результатов исследований в ведущих отечественных и зарубежных изданиях, а также трансфере технологий в реальный сектор экономики.

Однако необходимо честно признать, что в настоящее время медицинская наука России столкнулась с подлинным инновационным кризисом. Научная деятельность утрачивает полноту арсенала своих задач – помощь пациенту, врачу, преподавателю-медику, суживаясь до одной «всепоглощающей» цели – поиска не описанного ранее или видоизменения давно известного. Такой «научный подход» зачастую далек от учета целесообразности применения разработки и принципиальной возможности ее внедрения в практику.

Опыт КГМУ в продвижении идей и технологий показывает, что вузы России, относящие себя к числу инновационных, должны обеспечивать постоянный поток эффективных технологических профилей, участвовать в разработке эффективных проектов коммерциализации технологий и их продвижении на рынок, осуществлять мониторинг процесса реализации инноваций и др.

Инновационные процессы в КГМУ охватывают цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Эти процессы в большей степени, чем другие элементы научно-технического прогресса, связаны с рыночными отношениями, поэтому необходимо формирование отношения к инновациям как институту менеджмента по реализации уже существующих на базе КГМУ проектов и активному поиску новых предложений по выполнению задач потенциальных заказчиков.

Университет активно поддерживает изобретательскую деятельность ученых, что создает благоприятную среду для инноваций. Юбилейный для университета 2010 год был ознаменован получением диплома на открытие, шестого за историю вуза. Резко возросла активность профессорскопреподавательского состава по участию в конкурсах на соискание грантов отечественных и зарубежных фондов. Ученые университета в прошедшем году участвовали в реализации 3 работ в рамках федеральных целевых программ, 15 грантов, в том числе гранта Президента РФ, 10 научно-исследовательских проектов, 25 многоцентровых исследований. В ушедшем году впервые был проведен внутривузовский конкурс грантов, по итогам которого 9 заявок ученых, аспирантов и докторантов КГМУ в 2011 году получают финансирование за счёт средств вуза. Разработки ученых КГМУ по различным разделам хирургии, терапии, фармации, психологии получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом, что, безусловно, подтверждает высокий уровень проводимых исследований.

С целью эффективного использования интеллектуальной продукции студентов, молодых ученых и сотрудников университета создан и успешно действует научно-инновационный центр. Значительно увеличилась активность студентов в разработке инновационных проектов. Создана студенческая научная лаборатория. В течение последних трех лет инновационные работы студентов и молодых учёных КГМУ получают награды и поддержку инвесторов в рамках проводимых областных инновационных конвентов, международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество», Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер», конкурса «У.М.Н.И.К.». По итогам прошедшей в феврале 2011 года зимней школы стипендиатов фонда В. Потанина инновационный проект студентов КГМУ стал единственным из всех проектов, представленных медицинскими вузами – участниками школы, который получил поддержку этого фонда.

– Сегодня медицинская отрасль испытывает дефицит в специалистах среднего звена. В чем вы видите главную причину такого положения? Какова здесь доля «вины» самой системы профессионального образования? Какие меры способны изменить ситуацию к лучшему? Какой вклад в решение названной проблемы вносит КГМУ?

– Медицина остро нуждается в профессиональных кадрах среднего звена. Лежащий на поверхности способ решения этого вопроса – повышение зарплаты – на самом деле не является однозначно действенным. Увеличение денежного вознаграждения медсестрам и фельдшерам приведет к дисбалансу заработной платы среднего медицинского персонала и врачей. Выход необходимо искать в другом. В активном привлечении абитуриентов к обучению по программам среднего профессионального образования – при условии сокращения количества вузов, осуществляющих набор на внебюджетные формы обучения, в особенности заочные. Выгодные, с точки зрения выпускника 11 класса, цены на обучение сегодня приводят его не в ссуз, а в коммерческий институт, где, зачастую потратив существенно меньше сил, а часто и финансовых средств, он получит диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Курский медуниверситет с 2010 года начал набор студентов на новый факультет среднего профессионального образования по четырем направлениям подготовки: ортопедическая стоматология, фармация, лечебное дело и лабораторная диагностика. Наличие этого факультета позволило привлечь выпускников, не прошедших по конкурсу на другие факультеты вуза, к учебе по специальностям среднего образования. Многим из тех, кто хотел связать свою жизнь именно с медициной, факультет среднего профессионального образования дал реальную возможность осуществить мечту, а не пополнить бесконечные ряды юристов и экономистов.

Дефицит специалистов среднего звена в медицинской отрасли является отражением тех кризисных явлений, которые характеризуют современное состояние российской системы здравоохранения в целом. Основные причины – низкий престиж медицинских специальностей в обществе, социальная неустроенность и крайне низкая заработная плата представителей сферы здравоохранения. Немаловажным обстоятельством является непродуманная политика управления средним медицинским персоналом, которая ведет к выполнению не свойственных ему функций, отсутствие четких критериев оценки эффективности труда, неоптимальное соотношение врачей и средних медицинских работников. «Почувствуйте разницу»: в развитых странах это соотношение составляет 1/7 к 8, а в России – 1 к 2-3. В качестве паллиативной меры для устранения острого дефицита медицинских кадров среднего звена, по-видимому, следует вернуться к практике использования на этих должностях студентов старших курсов медицинских вузов. Кроме уменьшения кадрового голода, эта мера «попутно» решит еще одну задачу – позволит будущим врачам расширить сферу своих практических компетенций. Большинству из них – в соответствии с программой модернизации здравоохранения и медицинского образования – предстоит работать в первичном звене оказания медико-санитарной помощи.

– Подготовка базового законопроекта «Об образовании в РФ» выходит на финишную прямую. Какова ваша оценка этого документа? Насколько полно он учитывает интересы развития медицинской отрасли?

– Необходимо отметить, что в проекте федерального закона «Об образовании» сделана серьезная попытка решить давно назревшие проблемы в системе общего и профессионального образования. Однако представителям медицинской отрасли хотелось бы видеть в будущем законе более полные и конкретные ответы на вопросы, касающиеся решения насущных проблем медицинского образования, вытекающих из его специфики. Представляется, что в законопроекте могут быть выделены основные виды педагогической деятельности – с отражением особенностей деятельности медико-педагогической. Несомненно, в рамках одного документа, даже основополагающего, трудно отразить специфику образовательных направлений, но медицинское – это особое направление, отличающееся от других и по срокам, и по формам обучения, и по категориям обучающихся. В медицинском образовании к ним относятся не только студенты, но и интерны, ординаторы, аспиранты, докторанты. В связи с такой специфичностью медицинского направления закономерно возникает множество практических и методических проблем.

На наш взгляд, в базовом законопроекте необходимо подчеркнуть важность для современного образования не только дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих, но и здоровьесберегающих программ, которые должны реализовываться как для детей, так и для взрослых, поэтому п. 1 ст. 121 нуждается в дополнении.

– Известно, что здоровье и безопасность обучающихся и персонала, формирование здорового образа жизни являются составной частью политики вашего вуза в области качества. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Сегодня абсолютно ясно, что развитие благополучного общества практически невозможно без осознанного следования его членов здоровому образу жизни. Мудрую мысль древнегреческого философа Сократа – «здоровье еще не все, но все ничто без здоровья», – необходимо «внедрить» в основу жизненных приоритетов всех поколений нашей страны и особенно – молодого.

В Курском государственном медицинском университете спортивно-массовая и оздоровительная работа традиционно является приоритетной. В вузе создан мощный спортивно-оздоровительный комплекс, включающий три спортивных зала, борцовский ковер, футбольное поле. Введены в строй волейбольная и баскетбольная площадки.

Важной составной частью развития физической культуры в вузе является внеучебная секционная работа в рамках спортивного клуба «Медик», успешно действуют спортивные секции по 30 видам спорта.

На формирование престижа спортивного стиля жизни студентов и сотрудников направлены спортивно-массовые мероприятия. Участие в международных, федеральных, региональных и городских соревнованиях для студентов Курского медицинского – привычное дело. У вуза хорошие показатели в развитии различных массовых видов спорта: волейбола, мини-футбола, бадминтона, настольного тенниса, учебного многоборья, лыжного спорта, большой популярностью у студентов пользуются различные виды единоборств. Спортивные разряды имеют 47 студентов, 30 – выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта, 2 – мастера спорта. В 2010 году университет занял четвертое место по физкультурно-оздоровительной работе среди медицинских вузов РФ.

Пример здорового образа жизни подают руководители вуза. В университете практикуется проведение Дней здоровья. Ежегодно, и это давняя добрая традиция, в вузе проводится спартакиада среди сотрудников по 7 видам спорта.

Традиционно физическим развитием студентов и сотрудников в вузах занимается кафедра физической культуры. КГМУ осознанно открыл в 1995 году новую кафедру – спортивной медицины и лечебной физкультуры. Сегодня ее совместная с кафедрой общественного здоровья и здравоохранения деятельность положительно влияет на результаты оздоровления и реабилитации студентов и сотрудников.

В пропаганде здорового образа жизни используются и традиционные методы – организация лекций, бесед, круглых столов, дискуссий, тематических вечеров и др. На территории университета и лечебных базах категорически не приветствуется табакокурение. Ежегодные социологические опросы показывают снижение количества курящих студентов и сотрудников.

Оздоровление и физическое развитие студентов и сотрудников осуществляется на основе серьезной разработанной в университете нормативной базы – концепции, программы по развитию здорового образа жизни до 2014 года, положений по профилактике различных форм аддиктивного поведения.

В соответствии с договором о взаимном сотрудничестве между комитетом по делам молодежи и туризму Курской области и КГМУ разработана и внедрена система мониторинга факторов риска наркотизации молодежи, реализована программа междисциплинарного лекционного курса «Научно обоснованный подход к профилактике наркопредрасположенности у молодежи».

По программе здоровьесберегающей направленности в 2009-2010 годах на базе факультета повышения квалификации КГМУ прошли обучение около 30 процентов преподавателей. Ординаторы проходят дополнительное обучение на кафедре спортивной медицины и лечебной физкультуры с получением соответствующих сертификатов.

Традиционными в вузе являются научно-практические и методические конференции по спортивной и здоровьесберегающей проблематике, инновационным технологиям учебно-тренировочного процесса. В работе конференции «Исторические и современные инновационные процессы в физической культуре и спорте», проведенной в 2010 году, приняли участие ведущие спортсмены Курской области и России, в том числе олимпийские чемпионы В. Чаплыгин и А. Поветкин.

Все сказанное, несомненно, дает право называть Курский государственный медицинский университет вузом здорового образа жизни.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: виктор лазаренко, курский государственный медицинский университет, медицинское образование, личный опыт, ао-47

Похожие материалы:
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
Последипломное медицинское образование
КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки
Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
КГМУ: итоги года и планы развития
Курский государственный медицинский университет развивает экспорт образования
Ключевой фактор – доработка организационного механизма
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
Построение информационной системы медицинского вуза
Меры оптимизации системы СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#99Свердловскому художественному училищу им. И.Д. Шадра исполнилось 115 лет
#106Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
#104Дайджест № 104 «Аккредитация в образовании»
#99ТИСБИ – предпринимательский университет на основе социальной ответственности
#99В Нюрнберге прошла I Баварско-Российская конференция по экономическим наукам
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний