Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы

Павлов А.В., ректор Ярославской государственной медицинской академии рассуждает об актуальных проблемах социальной поддержки студентов и сотрудников в медицинском вузе и говорит об ориентированности академии на выполнение государственного заказа на подготовку специалистов.

Просмотров: 2333

Актуальные проблемы социальной поддержки студентов и сотрудников в медицинском вузе


А.В.ПАВЛОВ, ректор Ярославской государственной медицинской академии, профессор

Ярославская государственная медицинская академия является авторитетным региональным профильным вузом, обеспечивающим на протяжении последних шести десятилетий подготовку и профессиональную переподготовку врачей и провизоров для Центрального и Северо-Западного регионов России: Ярославской, Вологодской, Костромской областей, Республики Коми и др.

Развитие кризисных явлений в экономике ставит перед руководством академии необходимость отработки эффективной стратегии ответных действий по предотвращению развития социальной напряженности в коллективе, сохранению существующего делового настроя на реализацию поставленных государством задач и выполнению лицензионных и аккредитационных нормативов работы вуза. Это сложный и сбалансированный процесс, касающийся и тех, кто учится, и тех, кто учит, и тех, кто обеспечивает жизнедеятельность учебного заведения.

Ярославская государственная медицинская академия строго ориентирована на выполнение государственного заказа на подготовку специалистов – 82 процента от общего числа обучающихся. Доля очных «платных студентов» относительно невелика – 18 процентов. При этом около 37 процентов от мест с бюджетным финансированием занято студентами целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и администрацией субъекта Российской Федерации.

Стоимость внебюджетного обучения в последние годы строго соответствовала средней стоимости затрат государства на обучение студента на бюджетной основе, индексация проводилась только на официальный уровень инфляции и не была привязана к валютному курсу. С 2007 года в вузе успешно работает Положение об организации обучения студентов на внебюджетной основе, в котором четко прописаны условия и основания перевода на бюджетные места. Наряду с социальными показаниями – возникновение в текущем учебном году обстоятельств непреодолимой силы: смерть или получение инвалидности 1 или 2 группы одного из родителей, иные случаи с учетом конкретных обстоятельств, – учитывается хорошая и отличная успеваемость, позволяющая осуществить такой перевод или получить 25-процентную скидку на новый учебный год. При этом одним из условий получения данных преференций по успеваемости является заключение студентом договора о целевой контрактной подготовке с органом управления здравоохранением региона.

Принимая подобное решение, ученый совет академии исходил из предпосылки, что применительно к системе высшего медицинского образования государство, переводя студентов с внебюджетного на бюджетное финансирование, вправе ожидать от них, во-первых, достаточно высокого уровня успеваемости, во-вторых, готовности после окончания вуза работать в государственных лечебных учреждениях в рамках существующего социального заказа на специалистов определенного профиля. Этот подход полностью соответствует задачам по повышению качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, сформулированным в разрабатываемой в настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития РФ Концепции здравоохранения до 2020 года.

Активно обсуждаемая в прессе и вузовском сообществе инициатива Президента России Д.А. Медведева о фиксации платы в рублях на весь период обучения, несомненно, может явиться важной мерой социальной защиты этой категории студентов. Однако ее реализация потребует со стороны государства необходимой юридической проработки соответствующей нормативно-правовой базы и, что крайне желательно, разработки мер дополнительной целевой поддержки вузов: по крайней мере, тех, чья деятельность отчетливо ориентирована на госбюджетную подготовку специалистов по социально значимым направлениям.

Не менее актуальным остается вопрос о социальной поддержке студентов, интернов, ординаторов и аспирантов, обучающихся на госбюджетной основе. Стипендиальный фонд 2008 года позволил произвести достаточно ощутимые для бюджета обучающегося дополнительные выплаты по итогам года. Академия благодарна губернатору Ярославской области С.А. Вахрукову за активную поддержку высшей школы путем назначения дополнительных областных стипендий наиболее отличившимся в учебе студентам и аспирантам. Надеюсь, эти прекрасные начинания смогут в полной мере сохраниться и в 2009 году.

Реальным шагом по социальной защите сотрудников академии, в существенной степени облегчившим вхождение в непростые социально-экономические условия 2009 года, явился проведенный Минздравсоцразвития России в 2008 году переход на новую систему оплаты труда. В результате этого процесса, потребовавшего больших усилий от всего коллектива академии, средний уровень заработной платы увеличился по всем категориям в среднем на 35,7 процента, в том числе профессорско-преподавательского состава – на 31 процент, учебно-вспомогательного персонала – на 66 процентов, административно-управленческого и хозяйственного персонала – на 11 процентов. Вне всяких сомнений, сохранение запланированного уровня финансирования заработной платы в 2009 году, заявленное руководством страны в качестве приоритетной социальной задачи, должно явиться важной и эффективной антикризисной мерой поддержки кадрового потенциала высшей школы.

Серьезные надежды в разработке и реализации системы антикризисной стратегии коллектив академии возлагает на созданный в мае 2008 года Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, учитывая накопленный опыт эффективного и конструктивного взаимодействия с руководством Минздравсоцразвития РФ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Построение информационной системы медицинского вуза
Смоленская государственная медицинская академия: достижения, проблемы, перспективы
Байконурское медицинское училище. Курс – на повышение качества
Волгоградский медико-экологический техникум достойно встречает юбилей
Развитие медицинского образования на современном этапе
СибГМУ: подготовка специалистов для здравоохранения
Медицинское образование: коррекция учебных программ
Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
Последипломное медицинское образование
Инновации и консерватизм в отечественном медицинском образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ