Этнокультурное образование учащихся: опыт и перспективыВ 2008 году гимназии исполнилось восемьдесят лет – она одна из старейших в Дагестане. С 2006 года это учебное заведение является республиканской экспериментальной площадкой для сельских школ по этнокультурному профилю. Просмотров: 3079
В 2008 году гимназии № 35 города Махачкалы исполнилось восемьдесят лет – она одна из старейших в Дагестане. С 2006 года это учебное заведение является республиканской экспериментальной площадкой для сельских школ республики по этнокультурному профилю. Здесь разрабатывается модель национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, соответствующая современным условиям. К настоящему времени уже выпущены и апробированы 14 экспериментальных программ. Создана творческая лаборатория для составления учебно-методических пособий по национально-региональному компоненту: родные языки, дагестанская литература, история Дагестана, краеведение, экология Дагестана. Разработано около 50 маршрутов этнографических экспедиций, в ходе которых предполагается пополнить музейный фонд. В соответствии с темой эксперимента оформлены все учебные кабинеты. Для успешного проведения экспериментальной работы гимназия заключила договоры о сотрудничестве с социальным факультетом Дагестанского государственного университета, Российским государственным университетом туризма и сервиса, Дагестанским научно-исследовательским институтом педагогики им. Тахо-Годи, Республиканским центром детскоюношеского туризма и краеведения. Предметом исследования является процесс организации и проведения учебных и внеурочных занятий, связанных с познанием учащимися родного края, его истории, традиций, культуры, экономики, природы и экологического состояния. С помощью эксперимента решаются следующие задачи:
Изучение проблем школьного краеведения осуществляется в единстве учебной, внеклассной и внешкольной работы, в тесной взаимосвязи различных направлений: исторического, этнографического, литературного, географического, естественнонаучного. Один из основных методов эксперимента – обобщение положительного опыта. Преподаватели гимназии выявляют то ценное, что добыто трудом многих поколений дагестанских учителей, разработано отечественной и зарубежной педагогической мыслью. Методы и приёмы исследования можно объединить в две группы:
В ходе эксперимента большое внимание уделяется совершенствованию подготовки учителей начальных классов к краеведческой работе. Учебный план включает весь перечень гуманитарных и естественных предметов и курсов федерального (инвариантного) компонента и такие дисциплины национально-регионального компонента, как «Граждановедение», «Краеведение», «Фольклор народов Дагестана», «История Дагестана», «Декоративно-прикладное искусство Дагестана», «История мировых религий». На первом этапе эксперимента краеведческий материал изучается на уроках в начальной, основной и полной средней школе. На втором – вводятся специальные дополнительные краеведческие дисциплины: «История Дагестана», «Фольклор народов Дагестана», «География Дагестана», «Декоративно-прикладное искусство Дагестана», «Краеведение». При разработке их программ педагоги руководствовались идеей тесной связи этих дисциплин с программным содержанием базисных курсов, требованиями государственного стандарта к историческому и литературному образованию. Третий этап – включение краеведческих материалов в педагогический процесс: факультативные и внеклассные занятия. В гимназии большое место отводится работе различных кружков, в основном краеведческого характера. Тематика их деятельности определяется с учетом программ, рекомендованных различными научными и общественными учреждениями и организациями: Союзом краеведов России, Экспериментальным центром краеведения, этнографии и экскурсий, центрами детско-юношеского туризма Министерства образования РФ и Министерства образования Республики Дагестан и т.д. В качестве экспериментальной площадки гимназия участвует в организации и проведении районных, городских и республиканских семинаров, круглых столов, научно-практических конференций по проблемам сохранения историко-культурного наследия народов, а также в подготовке учебных материалов и пособий для педагогов-краеведов. В 2007 году изданы учебные материалы по литературе, географии и истории Дагестана под названием «Этнокультурное наследие моей малой Родины», а также сборник историко-краеведческих сочинений учащихся. Дагестан – единственная республика в Российской Федерации, где действуют телевизионные отряды краеведов-следопытов (ТОКС). Сегодня они как никогда сильны. ТОКС – один лучших проектов, осуществляемых в рамках правительственной программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. Гимназия № 35 является базовым учреждением республиканского штаба ТОКС, возглавляемого генерал-майором О.М. Муртазалиевым. Деятельность телевизионных отрядов гимназии посвящается:
Телевизионные отряды работают по такой тематике образовательной программы «Великая Отечественная война» Российского центра детско-юношеского туризма и краеведения, как «Трудовой подвиг народа», «Школа в годы войны», «Воинские формирования», «Вести с фронта», «Боевой путь земляков», «Участие дагестанцев в военных конфликтах периода «холодной войны», «Война в Чечне», «Вторжение международных бандформирований из Чечни в Дагестан», «Деятельность музея боевой славы». За тридцать лет этим темам были посвящены более 50 телевизионных передач под рубрикой «ТОКСовцы Ленинкента рассказывают». Благодаря деятельности телевизионных отрядов, было установлено сотрудничество гимназии с ветеранскими организациями, которое помогло педагогическому коллективу усилить работу по гражданскому становлению и духовно-нравственному воспитанию детей. На базе учебного заведения были проведены 4 слёта ветеранов Великой Отечественной войны, посвященных памятным датам. Ребята получили информацию о тяжелом времени в истории нашей страны из первых уст. Это способствовало развитию гуманных чувств милосердия и отзывчивости. Кроме того, результатами сотрудничества стали сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны и участие учебного заведения в ежегодных конкурсах «Как живёшь, ветеран?» В 2007 году гимназия № 35 занесена на республиканскую Доску почёта Совета ветеранов Дагестана. Председатель этой общественной организации Абдулбасир Магомедович Алиев два раза выступал с предложением включить учебное заведение в число участников конкурса учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Благодаря победе в этом конкурсе, усилена материально-техническая база гимназии. Проведению эксперимента способствует деятельность музейного комплекса, созданного в 1975 году. В трех его залах – этнографическом, боевой славы и художественно-географическом – собрано около 15 тысяч экспонатов о Дагестане и замечательных людях республики. Комплекс является лауреатом Всероссийского смотра-конкурса военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвящённого 60-летию победы в Великой Отечественной войне. В его фондах содержатся:
В 2004 году Союз краеведов России наградил гимназию как школу-музей дипломом I степени. А в 2007 году по решению коллегии Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации заслуги гимназии отмечены почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|