Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Этнокультурное образование учащихся: опыт и перспективы

В 2008 году гимназии исполнилось восемьдесят лет – она одна из старейших в Дагестане. С 2006 года это учебное заведение является республиканской экспериментальной площадкой для сельских школ по этнокультурному профилю.

Просмотров: 3029

Ч.М. МЕДЖИДОВА директор гимназии № 35 г. Махачкалы, заслуженный учитель РФ и Республики Дагестан, кандидат педагогических наук

В 2008 году гимназии № 35 города Махачкалы исполнилось восемьдесят лет – она одна из старейших в Дагестане. С 2006 года это учебное заведение является республиканской экспериментальной площадкой для сельских школ республики по этнокультурному профилю. Здесь разрабатывается модель национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, соответствующая современным условиям.

К настоящему времени уже выпущены и апробированы 14 экспериментальных программ. Создана творческая лаборатория для составления учебно-методических пособий по национально-региональному компоненту: родные языки, дагестанская литература, история Дагестана, краеведение, экология Дагестана. Разработано около 50 маршрутов этнографических экспедиций, в ходе которых предполагается пополнить музейный фонд. В соответствии с темой эксперимента оформлены все учебные кабинеты.

Для успешного проведения экспериментальной работы гимназия заключила договоры о сотрудничестве с социальным факультетом Дагестанского государственного университета, Российским государственным университетом туризма и сервиса, Дагестанским научно-исследовательским институтом педагогики им. Тахо-Годи, Республиканским центром детскоюношеского туризма и краеведения.

Предметом исследования является процесс организации и проведения учебных и внеурочных занятий, связанных с познанием учащимися родного края, его истории, традиций, культуры, экономики, природы и экологического состояния.

С помощью эксперимента решаются следующие задачи:

  • определяется примерное содержание знаний учащихся на уроках и во внеурочное время в рамках материалов и тем, намеченных экспериментальной программой по краеведению для учащихся 1-11 классов;
  • выявляются более эффективные пути, формы и методы познавательной краеведческой деятельности учащихся;
  • производятся разработка учебно-методического обеспечения, составление учебного плана, программ, примерное планирование занятий, подготовка учебных и методических материалов и пособий.

Изучение проблем школьного краеведения осуществляется в единстве учебной, внеклассной и внешкольной работы, в тесной взаимосвязи различных направлений: исторического, этнографического, литературного, географического, естественнонаучного.

Один из основных методов эксперимента – обобщение положительного опыта. Преподаватели гимназии выявляют то ценное, что добыто трудом многих поколений дагестанских учителей, разработано отечественной и зарубежной педагогической мыслью.

Методы и приёмы исследования можно объединить в две группы:

  • педагогические наблюдения, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, родителями, педагогами дополнительного образования;
  • изучение учебных и исследовательских краеведческих работ, докладов, сочинений, материалов походов и экспедиций учащихся, отчётных выставок, музейных экспозиций учебных заведений.

В ходе эксперимента большое внимание уделяется совершенствованию подготовки учителей начальных классов к краеведческой работе.

Учебный план включает весь перечень гуманитарных и естественных предметов и курсов федерального (инвариантного) компонента и такие дисциплины национально-регионального компонента, как «Граждановедение», «Краеведение», «Фольклор народов Дагестана», «История Дагестана», «Декоративно-прикладное искусство Дагестана», «История мировых религий».

На первом этапе эксперимента краеведческий материал изучается на уроках в начальной, основной и полной средней школе. На втором – вводятся специальные дополнительные краеведческие дисциплины: «История Дагестана», «Фольклор народов Дагестана», «География Дагестана», «Декоративно-прикладное искусство Дагестана», «Краеведение». При разработке их программ педагоги руководствовались идеей тесной связи этих дисциплин с программным содержанием базисных курсов, требованиями государственного стандарта к историческому и литературному образованию.

Третий этап – включение краеведческих материалов в педагогический процесс: факультативные и внеклассные занятия. В гимназии большое место отводится работе различных кружков, в основном краеведческого характера. Тематика их деятельности определяется с учетом программ, рекомендованных различными научными и общественными учреждениями и организациями: Союзом краеведов России, Экспериментальным центром краеведения, этнографии и экскурсий, центрами детско-юношеского туризма Министерства образования РФ и Министерства образования Республики Дагестан и т.д.

В качестве экспериментальной площадки гимназия участвует в организации и проведении районных, городских и республиканских семинаров, круглых столов, научно-практических конференций по проблемам сохранения историко-культурного наследия народов, а также в подготовке учебных материалов и пособий для педагогов-краеведов. В 2007 году изданы учебные материалы по литературе, географии и истории Дагестана под названием «Этнокультурное наследие моей малой Родины», а также сборник историко-краеведческих сочинений учащихся.

Дагестан – единственная республика в Российской Федерации, где действуют телевизионные отряды краеведов-следопытов (ТОКС). Сегодня они как никогда сильны.

ТОКС – один лучших проектов, осуществляемых в рамках правительственной программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. Гимназия № 35 является базовым учреждением республиканского штаба ТОКС, возглавляемого генерал-майором О.М. Муртазалиевым. Деятельность телевизионных отрядов гимназии посвящается:

  • возрождению, развитию и сохранению патриотических традиций народа, упрочению единства и дружбы народов Дагестана и России;
  • удовлетворению образовательных потребностей подростков, приобщению их к поисковой и научно-исследовательской деятельности;
  • воспитанию подрастающего поколения на традициях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, терпимости и миролюбия по отношению к другим народам.

Телевизионные отряды работают по такой тематике образовательной программы «Великая Отечественная война» Российского центра детско-юношеского туризма и краеведения, как «Трудовой подвиг народа», «Школа в годы войны», «Воинские формирования», «Вести с фронта», «Боевой путь земляков», «Участие дагестанцев в военных конфликтах периода «холодной войны», «Война в Чечне», «Вторжение международных бандформирований из Чечни в Дагестан», «Деятельность музея боевой славы». За тридцать лет этим темам были посвящены более 50 телевизионных передач под рубрикой «ТОКСовцы Ленинкента рассказывают».

Благодаря деятельности телевизионных отрядов, было установлено сотрудничество гимназии с ветеранскими организациями, которое помогло педагогическому коллективу усилить работу по гражданскому становлению и духовно-нравственному воспитанию детей. На базе учебного заведения были проведены 4 слёта ветеранов Великой Отечественной войны, посвященных памятным датам. Ребята получили информацию о тяжелом времени в истории нашей страны из первых уст. Это способствовало развитию гуманных чувств милосердия и отзывчивости. Кроме того, результатами сотрудничества стали сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны и участие учебного заведения в ежегодных конкурсах «Как живёшь, ветеран?»

В 2007 году гимназия № 35 занесена на республиканскую Доску почёта Совета ветеранов Дагестана. Председатель этой общественной организации Абдулбасир Магомедович Алиев два раза выступал с предложением включить учебное заведение в число участников конкурса учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Благодаря победе в этом конкурсе, усилена материально-техническая база гимназии.

Проведению эксперимента способствует деятельность музейного комплекса, созданного в 1975 году. В трех его залах – этнографическом, боевой славы и художественно-географическом – собрано около 15 тысяч экспонатов о Дагестане и замечательных людях республики.

Комплекс является лауреатом Всероссийского смотра-конкурса военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвящённого 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

В его фондах содержатся:

  • рукописные журналы «Ленинкент», «Очаг», «Истоки», «Отечество», «Наследники», газеты «Школьная правда», «Намус», «Аулы Дагестана», «Районы Дагестана», «Достопримечательности Ленинкента», рассказывающие об учащихся и учителях, об интересных людях, с которыми встречались отряды «Наследники»;
  • энциклопедии аулов, в которых представлена прошлая и настоящая жизнь разных народов Дагестана;
  • около 300 альбомов и журналов, более 1500 книг о краеведении, которые используются на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях, а также множество стендов и буклетов о краеведческих тропах;
  • «малая школьная Третьяковка» – материал, собранный в ходе выполнения акции «Культурное наследие Ленинкента, Дагестана и России»;
  • информация об участии школы в республиканских и всероссийских конкурсах, акции «Судьба Дагестана», проводимой в рамках движения «Отечество»;
  • ценный материал по теме «Растительный мир окрестностей Ленинкента и Махачкалы», включающий фотовыставку и описание растений, используемых ранее и в наше время местными жителями в народной медицине, произведения устного народного творчества, книги, альбомы о растительном мире и гербарии;
  • большую картинную галерею по теме «Дагестан – музей под открытым небом», состоящую из 160 произведений искусства, этнографического материала, дополняющего их сюжеты, и научно-исследовательского материала, раскрывающего содержание целевой программы.

В 2004 году Союз краеведов России наградил гимназию как школу-музей дипломом I степени. А в 2007 году по решению коллегии Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации заслуги гимназии отмечены почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: , республика дагестан, общеобразовательная школа, личный опыт, ао-30

Похожие материалы:
«Наша новая школа»: от теории к практике
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Последипломное медицинское образование
Институт ЮЖДАГ: учиться на родине
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
Концепция управления качеством – в действии
ПНП «Образование»: дагестанский вариант
Республика Дагестан - реиональный обзор
Модульно-рейтинговая технология обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Из журнала
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
#101Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
#103В Институте водного транспорта им. Г.Я.Седова реализуется концепция непрерывного флотского образования
#98Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний