Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Республика Дагестан - реиональный обзор

Обзорная статья, посвященная истории, местоположению, численности населения. По данным министерства образования и науки Дагестана на сегодняшний день в республике обучаются более 400 тысяч человек. В состав высшей школы входит 72 вуза и филиала вузов других регионов.

Просмотров: 2764

Дагестан – страна гор и языков

Республика Дагестан является самым южным регионом России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами – Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, а внутри Российской Федерации соседствует с Калмыкией, Ставропольским краем и Чеченской Республикой.

Название Дагестан означает «горная страна» (тюркское даг – «гора», стан – «страна, земля»). На горные территории приходится 56 процентов площади.

Второе название – «гора языков». Дагестан является самым многонациональным административно-территориальным образованием Российской Федерации, в котором насчитывается более 100 народностей, из них 30 – коренные.

По данным 2008 года, в республике проживает 2687,8 тыс. человек. Преобладает сельское население, на долю которого приходится 57,5 процента. В регионе благоприятная демографическая ситуация. По рождаемости Дагестан на третьем месте в Российской Федерации после Ингушетии и Чечни.

В составе республики 42 района. Главными промышленными центрами являются города Махачкала, Дербент, Каспийск, Избербаш, Хасавюрт, Кизляр, Кизилюрт, Буйнакск.

Основные отрасли производства – добыча нефти, легкая и химическая промышленность, производство электроэнергии, сельское хозяйство, виноделие, рыболовство. Развиты народные промыслы, самые известные из них – чеканка и ковроткачество. Визитной карточкой Дагестана стала знаменитая «лезгинка».

Экономически активное население трудоизбыточно, проблема занятости очень остра.

По данным Министерства образования и науки Дагестана, на сегодняшний день в республике работают 1655 дневных, 46 вечерних (сменных) и 12 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. В них обучается более 400 тысяч человек. Характерной особенностью системы общего образования является преобладание сельских школ: 1433, или 87,2 процента. Развито дополнительное образование: спортивное, художественное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, научно-техническое и культурологическое.

В последние годы руководство республики уделяет много внимания строительству общеобразовательных учреждений. Так, в 2006 году в эксплуатацию было введено 6 школ, в 2007 году – 22, в 2008 году – 16. В общей сложности они рассчитаны на 14 тыс. 207 ученических мест.

Сеть учреждений начального профессионального образования состоит из 18 учебных заведений, из них 2 – строительного, 10 – сельскохозяйственного, 6 – технического профилей. Общая численность учащихся 9 тыс. 148 человек. Подготовка ведётся по 36 профессиям.

Сеть учреждений среднего профессионального образования включает 47 учебных заведений, в том числе 42 – республиканского и федерального подчинения. В них обучается свыше 21 тыс. студентов более чем по 70 специальностям технического, педагогического, медицинского, сельскохозяйственного направлений, искусства и культуры.

В состав высшей школы входит 72 вуза и филиала вузов других регионов. В учебных заведениях высшего звена обучается более 120 тысяч студентов. 52 процента обучающихся получают высшее образование в государственных вузах, 9 – в негосударственных и 39 процентов – в филиалах государственных и негосударственных вузов. Последняя цифра говорит об отличительной особенности системы образования республики – развитой филиальной сети (рис. 1).

Статус института имеют 20 вузов республики (из них 18 – негосударственные), академии – 2 и университета – 3.

Самыми крупными образовательными учреждениями являются Дагестанский государственный педагогический университет, Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный институт народного хозяйства Правительства Республики Дагестан и Дагестанский государственный технический университет.

Как и в России в целом, наибольшее число студентов обучается по таким укрупненным группам специальностей, как «Экономика и управление» – 25,74 процента от общего числа, «Образование и педагогика» – 24,93 процента (рис. 2).

По информации Федерального банка данных государственной аккредитации, в Республике Дагестан 32 средних специальных учебных заведения (из них 6 негосударственные) и 11 филиалов. Большинство студентов, 93 процента, обучаются на бюджетной основе, значительная часть – в учреждениях субъекта федерации и государственных учебных заведениях.

Обзор подготовлен по данным Министерства образования и науки Республики Дагестан, Центрального банка данных государственной аккредитации, официального сайта Республики Дагестан.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, ВПО, региональный обзор, республика дагестан, регион, ао-30

Похожие материалы:
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Научный потенциал Челябинской области
Институт ЮЖДАГ: учиться на родине
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Ростовская область: итоги совместного труда
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Синтез светского и религиозного – образования
От инвестиций в экономику – к развитию образования
ПНП «Образование»: дагестанский вариант

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#106Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#97О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
#110Мегионский политехнический колледж участвует в экономическом развитии региона и страны
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний