Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Республика Дагестан - реиональный обзор

Обзорная статья, посвященная истории, местоположению, численности населения. По данным министерства образования и науки Дагестана на сегодняшний день в республике обучаются более 400 тысяч человек. В состав высшей школы входит 72 вуза и филиала вузов других регионов.

Просмотров: 2773

Дагестан – страна гор и языков

Республика Дагестан является самым южным регионом России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами – Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, а внутри Российской Федерации соседствует с Калмыкией, Ставропольским краем и Чеченской Республикой.

Название Дагестан означает «горная страна» (тюркское даг – «гора», стан – «страна, земля»). На горные территории приходится 56 процентов площади.

Второе название – «гора языков». Дагестан является самым многонациональным административно-территориальным образованием Российской Федерации, в котором насчитывается более 100 народностей, из них 30 – коренные.

По данным 2008 года, в республике проживает 2687,8 тыс. человек. Преобладает сельское население, на долю которого приходится 57,5 процента. В регионе благоприятная демографическая ситуация. По рождаемости Дагестан на третьем месте в Российской Федерации после Ингушетии и Чечни.

В составе республики 42 района. Главными промышленными центрами являются города Махачкала, Дербент, Каспийск, Избербаш, Хасавюрт, Кизляр, Кизилюрт, Буйнакск.

Основные отрасли производства – добыча нефти, легкая и химическая промышленность, производство электроэнергии, сельское хозяйство, виноделие, рыболовство. Развиты народные промыслы, самые известные из них – чеканка и ковроткачество. Визитной карточкой Дагестана стала знаменитая «лезгинка».

Экономически активное население трудоизбыточно, проблема занятости очень остра.

По данным Министерства образования и науки Дагестана, на сегодняшний день в республике работают 1655 дневных, 46 вечерних (сменных) и 12 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. В них обучается более 400 тысяч человек. Характерной особенностью системы общего образования является преобладание сельских школ: 1433, или 87,2 процента. Развито дополнительное образование: спортивное, художественное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, научно-техническое и культурологическое.

В последние годы руководство республики уделяет много внимания строительству общеобразовательных учреждений. Так, в 2006 году в эксплуатацию было введено 6 школ, в 2007 году – 22, в 2008 году – 16. В общей сложности они рассчитаны на 14 тыс. 207 ученических мест.

Сеть учреждений начального профессионального образования состоит из 18 учебных заведений, из них 2 – строительного, 10 – сельскохозяйственного, 6 – технического профилей. Общая численность учащихся 9 тыс. 148 человек. Подготовка ведётся по 36 профессиям.

Сеть учреждений среднего профессионального образования включает 47 учебных заведений, в том числе 42 – республиканского и федерального подчинения. В них обучается свыше 21 тыс. студентов более чем по 70 специальностям технического, педагогического, медицинского, сельскохозяйственного направлений, искусства и культуры.

В состав высшей школы входит 72 вуза и филиала вузов других регионов. В учебных заведениях высшего звена обучается более 120 тысяч студентов. 52 процента обучающихся получают высшее образование в государственных вузах, 9 – в негосударственных и 39 процентов – в филиалах государственных и негосударственных вузов. Последняя цифра говорит об отличительной особенности системы образования республики – развитой филиальной сети (рис. 1).

Статус института имеют 20 вузов республики (из них 18 – негосударственные), академии – 2 и университета – 3.

Самыми крупными образовательными учреждениями являются Дагестанский государственный педагогический университет, Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный институт народного хозяйства Правительства Республики Дагестан и Дагестанский государственный технический университет.

Как и в России в целом, наибольшее число студентов обучается по таким укрупненным группам специальностей, как «Экономика и управление» – 25,74 процента от общего числа, «Образование и педагогика» – 24,93 процента (рис. 2).

По информации Федерального банка данных государственной аккредитации, в Республике Дагестан 32 средних специальных учебных заведения (из них 6 негосударственные) и 11 филиалов. Большинство студентов, 93 процента, обучаются на бюджетной основе, значительная часть – в учреждениях субъекта федерации и государственных учебных заведениях.

Обзор подготовлен по данным Министерства образования и науки Республики Дагестан, Центрального банка данных государственной аккредитации, официального сайта Республики Дагестан.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, ВПО, региональный обзор, республика дагестан, регион, ао-30

Похожие материалы:
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Ростовская область: итоги совместного труда
От инвестиций в экономику – к развитию образования
ПНП «Образование»: дагестанский вариант
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Научный потенциал Челябинской области
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Из журнала
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#106Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ