Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Республика Дагестан - реиональный обзор

Обзорная статья, посвященная истории, местоположению, численности населения. По данным министерства образования и науки Дагестана на сегодняшний день в республике обучаются более 400 тысяч человек. В состав высшей школы входит 72 вуза и филиала вузов других регионов.

Просмотров: 3158

Дагестан – страна гор и языков

Республика Дагестан является самым южным регионом России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами – Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, а внутри Российской Федерации соседствует с Калмыкией, Ставропольским краем и Чеченской Республикой.

Название Дагестан означает «горная страна» (тюркское даг – «гора», стан – «страна, земля»). На горные территории приходится 56 процентов площади.

Второе название – «гора языков». Дагестан является самым многонациональным административно-территориальным образованием Российской Федерации, в котором насчитывается более 100 народностей, из них 30 – коренные.

По данным 2008 года, в республике проживает 2687,8 тыс. человек. Преобладает сельское население, на долю которого приходится 57,5 процента. В регионе благоприятная демографическая ситуация. По рождаемости Дагестан на третьем месте в Российской Федерации после Ингушетии и Чечни.

В составе республики 42 района. Главными промышленными центрами являются города Махачкала, Дербент, Каспийск, Избербаш, Хасавюрт, Кизляр, Кизилюрт, Буйнакск.

Основные отрасли производства – добыча нефти, легкая и химическая промышленность, производство электроэнергии, сельское хозяйство, виноделие, рыболовство. Развиты народные промыслы, самые известные из них – чеканка и ковроткачество. Визитной карточкой Дагестана стала знаменитая «лезгинка».

Экономически активное население трудоизбыточно, проблема занятости очень остра.

По данным Министерства образования и науки Дагестана, на сегодняшний день в республике работают 1655 дневных, 46 вечерних (сменных) и 12 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. В них обучается более 400 тысяч человек. Характерной особенностью системы общего образования является преобладание сельских школ: 1433, или 87,2 процента. Развито дополнительное образование: спортивное, художественное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, научно-техническое и культурологическое.

В последние годы руководство республики уделяет много внимания строительству общеобразовательных учреждений. Так, в 2006 году в эксплуатацию было введено 6 школ, в 2007 году – 22, в 2008 году – 16. В общей сложности они рассчитаны на 14 тыс. 207 ученических мест.

Сеть учреждений начального профессионального образования состоит из 18 учебных заведений, из них 2 – строительного, 10 – сельскохозяйственного, 6 – технического профилей. Общая численность учащихся 9 тыс. 148 человек. Подготовка ведётся по 36 профессиям.

Сеть учреждений среднего профессионального образования включает 47 учебных заведений, в том числе 42 – республиканского и федерального подчинения. В них обучается свыше 21 тыс. студентов более чем по 70 специальностям технического, педагогического, медицинского, сельскохозяйственного направлений, искусства и культуры.

В состав высшей школы входит 72 вуза и филиала вузов других регионов. В учебных заведениях высшего звена обучается более 120 тысяч студентов. 52 процента обучающихся получают высшее образование в государственных вузах, 9 – в негосударственных и 39 процентов – в филиалах государственных и негосударственных вузов. Последняя цифра говорит об отличительной особенности системы образования республики – развитой филиальной сети (рис. 1).

Статус института имеют 20 вузов республики (из них 18 – негосударственные), академии – 2 и университета – 3.

Самыми крупными образовательными учреждениями являются Дагестанский государственный педагогический университет, Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный институт народного хозяйства Правительства Республики Дагестан и Дагестанский государственный технический университет.

Как и в России в целом, наибольшее число студентов обучается по таким укрупненным группам специальностей, как «Экономика и управление» – 25,74 процента от общего числа, «Образование и педагогика» – 24,93 процента (рис. 2).

По информации Федерального банка данных государственной аккредитации, в Республике Дагестан 32 средних специальных учебных заведения (из них 6 негосударственные) и 11 филиалов. Большинство студентов, 93 процента, обучаются на бюджетной основе, значительная часть – в учреждениях субъекта федерации и государственных учебных заведениях.

Обзор подготовлен по данным Министерства образования и науки Республики Дагестан, Центрального банка данных государственной аккредитации, официального сайта Республики Дагестан.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ПНП «Образование»: дагестанский вариант
Система СПО Удмуртской Республики
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Ростовская область: итоги совместного труда
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Научный потенциал Челябинской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ