Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Система СПО Удмуртской Республики

СПО Удмуртской Республики состоит из 30 образовательных учреждений, 11 из которых федерального подчинения, а 19 – республиканского. В них ведется подготовка специалистов по 90 направлениям гуманитарного и технического профиля, обучается более 25 студентов. Среди обучающихся – граждане Италии и Венесуэлы, что свидетельствует о высоком уровне образования.

Просмотров: 2951

Развивающемуся обществу нужны компетентные люди

Исаева Галина Арсентьевна, председатель Совета директоров ссузов Удмуртской Республики, директор Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа

Жизнь в новых социально-экономических условиях требует, чтобы на производство пришел думающий, духовно-богатый, профессионально подготовленный специалист.

Среднее профессиональное образование Удмуртской Республики состоит из 30 образовательных учреждений, 11 из которых федерального подчинения, а 19 – республиканского. В них ведется подготовка специалистов по 90 направлениям гуманитарного и технического профиля, обучается более 25 тысяч юношей и девушек. Среди студентов – граждане Италии и Венесуэлы, что говорит как о высоком статусе учреждений среднего звена Удмуртии, так и о качестве подготовки специалистов, которую они осуществляют.

В 2008-2009 годах восемь образовательных учреждений республики признаны победителями конкурса «100 лучших ссузов России».

Колледжи и техникумы активно участвуют в реализации приоритетного национального проекта «Образование», в республиканском и российском этапах выставки «Образование в XXI веке», различных смотрах и конкурсах.

Совет директоров: полномочия и задачи

Совет директоров образовательных учреждений СПО ведет свою историю с 1967 года. Это общественная организация, которая действует в качестве регионального отделения Союза директоров ссузов России и входит в состав Совета директоров Приволжского федерального округа.

Работа Совета строится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и способствует совершенствованию деятельности образовательных учреждений среднего звена, модернизации образования в Удмуртской Республике, развитию научной и творческой деятельности преподавателей и студентов.

Совет директоров активно представляет интересы учебных заведений в федеральных, республиканских, государственных, законодательных и исполнительных органах власти, взаимодействует с Министерством образования и науки Удмуртской Республики, Республиканским информационнометодическим центром, различными министерствами и ведомствами, общественными организациями, социальными партнерами и другими заинтересованными организациями. За время его существования сложилась определенная система работы, появилось немало хороших традиций.

Главными мы считаем такие задачи:

  • развитие системы непрерывного образования;
  • улучшение программного и методического обеспечения образовательных учреждений;
  • развитие научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов;
  • совершенствование воспитательного процесса;
  • организация модульно-компетентностного подхода к подготовке специалистов.

Важные направления

На заседаниях совета рассматриваются актуальные вопросы деятельности образовательных учреждений. К этому разряду отнесены:

  • концепция развития учреждений СПО в республике;
  • перспективы подготовки специалистов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
  • роль гуманистически ориентированной среды в формировании культурной компетентности студента;
  • особенности образовательного стандарта учреждений культуры;
  • опыт работы психологической службы образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
  • рейтинговая оценка деятельности образовательных учреждений; – социальное партнерство;
  • концепция республиканской целевой программы «Развитие начального и среднего профессионального образования на 2010-2014 годы»;
  • проведение олимпиад и т.д.

Вот он, опыт!

Как правило, заседания совета проводятся на базе образовательных учреждений республики и посвящаются опыту работы в различных областях деятельности: внедрение передовых технологий, организация совместной деятельности студентов и преподавателей в исследовательской и экспериментальной работе, сотрудничество с социальными партнерами и другие. Например, на заседании, прошедшем в Асановском аграрно-техническом техникуме, были представлены исследовательские работы студентов и преподавателей по проблемам, связанным с выращиванием поросят, ролью водоемов в агроэкосистеме этого учебного заведения, влиянием регуляторов роста на приживаемость черенков роз и другие. Они явились убедительным свидетельством высокой практической значимости и экономической эффективности опытно-экспериментальной работы студентов.

В современном обществе успешность будущего специалиста зависит не только от профессиональных качеств, но и от его творческого потенциала, способности адекватно оценивать ситуацию и принимать нестандартные решения. Вот почему на одном из заседаний на обсуждение был вынесен вопрос, посвященный управленческой компетентности при предоставлении дополнительных услуг. Опытом работы в этом направлении поделился Ю.Л. Петров, директор Ижевского медицинского колледжа им. Ф. Пушина. Его выступление вызвало большой интерес у руководителей учебных заведений. Участники заседания присутствовали на конкурсе профессионального мастерства, где были продемонстрированы практические работы студентов колледжа по фантазийному макияжу, которые показали, что образовательное учреждение может оказывать услуги населению и делать это квалифицированно.

Многое в результатах образования зависит от состояния здоровья студентов, их готовности к профессиональной деятельности. Заседание совета на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве» проходило на базе Можгинского медицинского училища, в котором с первого дня обучения установлен систематический контроль за здоровьем студентов, а также применяются эффективные формы внеурочной деятельности, позволяющие сохранить и улучшить здоровье, что наилучшим образом отражается на качестве подготовки и профессионализме выпускников.

Проблемы интеграции образовательных учреждений обсуждались на примере Увинского профессионального колледжа. Участники заседания пришли к выводу, что укрупнение и введение многопрофильной подготовки специалистов НПО и СПО оказывает положительное воздействие на развитие учебных заведений. Подтверждением тому служат хорошие результаты в областных и всероссийских смотрах, конкурсах и соревнованиях.

А интегрирование различных уровней образования в единую систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях одного учреждения позволяет сократить бюджетные расходы и корректировать в нужном направлении содержание обучения и качество подготовки.

Сегодняшняя социально-экономическая ситуация в России требует переосмысления теоретических подходов и практических решений в подготовке специалистов среднего звена, обеспечении качества образования. Это требование воплощает в жизнь педагогический коллектив Глазовского политехнического колледжа, в котором разработана своя структура процесса обучения, во многом определяющая успешность профессиональной подготовки. И главное место в этой структуре занимает Его Величество Урок.

Заседания Совета директоров показывают, что в учреждениях среднего профессионального образования Удмуртской республики стремятся успешно решить задачу, выдвинутую Концепцией модернизации российского образования: готовят нужных развивающемуся обществу современных предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются конструктивным мышлением, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за собственную судьбу и судьбу страны.

Президиум: поле деятельности

В период между заседаниями совета директоров работу осуществляет Президиум, избранный в декабре 2005 года, в состав которого входит председатель, заместитель председателя и члены комиссии по основным направлениям деятельности.

У президиума обширное поле деятельности. На заседаниях обсуждаются нормативные документы СПО, практика и перспективы деятельности образовательных учреждений. На первом плане находятся вопросы, связанные с реализацией Концепции развития начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике (организация социального партнерства, непрерывного образования и предпрофильной подготовки, введение ЕГЭ, НСОТ и многие другие). Уделяется внимание развитию студенческого соуправления, социальной защите студентов, участию образовательных учреждений в различных мероприятиях российского и республиканского уровней, таких как олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, выставка «Образование без границ», форум «Российским инновациям – российский капитал» и т. д.

По итогам заседаний президиума и совета директоров принимаются конкретные решения либо обращения в адрес руководящих органов. Ответы на обращения есть. Так, по решению правительства Удмуртской Республики студентам-победителям республиканских олимпиад предоставляются льготы при поступлении в вуз. Это результат письма в региональное Министерство образования и науки и совет ректоров. Положительное решение принято и по поводу просьбы о предоставлении льгот государственным образовательным учреждениям по ряду статей налогообложения, направленной в Госсовет Удмуртской Республики.

Члены президиума принимали участие в работе республиканских комиссий по комплексной оценке деятельности, лицензированию и аккредитации образовательных учреждений, представляли интересы ссузов на парламентских слушаниях.

За минувшее время сделан большой шаг в совершенствовании методической работы и совместной деятельности с образовательными учреждениями начального звена. В системе СПО работают более 20 республиканских методических объединений, в состав которых входят преподаватели различных дисциплин и специальностей. В планах методических объединений различные тематические семинары и совещания для работников, участие в смотрах, конкурсах профессионального мастерства преподавателей и студентов, выставках технического творчества и творчества молодых исполнителей, олимпиады более чем по 20 дисциплинам и специальностям.

С 2007 года благодаря активности членов президиума и содействию Министерства образования и науки Удмуртской Республики успешно работает республиканский информационно-методический центр, деятельность которого посвящается повышению квалификации работников образования, знакомству с новыми педагогическими технологиями, учебными программами и образовательными стандартами нового поколения. В центре проведены содержательные и эффективные семинары с участием ученых ФИРО и его Приволжского (Самарского) филиала. С 2009 года регулярно выходит методический журнал «Профессиональное образование в Удмуртской Республике», который служит трибуной общения преподавателей, центром обмена опытом работы по использованию новых технологий в учреждениях НПО и СПО.

Много традиций, хороших и разных

В системе СПО реализуется много традиционных мероприятий, которые помогают преподавателям добиваться более высоких показателей в работе. К ним относятся республиканские научно-практические конференции (например, «Информационные технологии в образовании», «Актуальность наследия В.А. Сухомлинского в современном образовательном пространстве», «Традиции и инновации в образовании»), конференции по проблемам экологии и охраны окружающей среды, охране труда и безопасности жизнедеятельности, педагогические чтения «Региону – профессиональные кадры».

Не обойдены вниманием и студенты. Только за последние годы в Удмуртии состоялись три всероссийские олимпиады по математике. Успешно проходят конкурсы профессионального мастерства студентов по парикмахерскому искусству, специальностям медицинского, сельскохозяйственного профиля, пищевой промышленности. Несколько учебных заведений стали победителями на уровне федерального округа и страны. Это Ижевский медицинский колледж, Воткинский педагогический колледж, Ижевский промышленно-экономический колледж, Колледж культуры и Ижевский монтажный техникум. Студенты Республиканского музыкального колледжа ежегодно принимают участие более чем в 10 конкурсах международного и российского уровней. Сейчас в данном учебном заведении готовятся к международному фестивалю духовой музыки.

Среди других мероприятий нужно отметить декады студенческого творчества и науки, чтения «От творческого поиска – к профессиональному решению», конференцию «Иностранный язык-Рlus», фестивали английской песни, выставки технического творчества, форум «Я – конкурентоспособный выпускник», различные слеты и конкурсы исполнительского мастерства. Кроме того, опыт, достойный внимания, имеется в Ижевском государственном политехническом колледже, где прошли семинары-КВН на темы «Возрождение российского автомобиля» и «Как заработать на кризисе».

В настоящее время и в ближайшем будущем нам предстоит напряженная работа по реализации республиканских целевых программ «Развитие начального и среднего профессионального образования на 2010-2014 годы и «Рабочая смена-2», что предполагает оптимизацию сети учебных заведений и обеспечение высокого качества подготовки специалистов. А это потребует профессионализма и большого труда. Считаем, что у нас есть огромный потенциал для дальнейшего развития, и мы справимся с решением задач по повышению эффективности системы СПО, подготовке компетентных специалистов и наиболее полному использованию их возможностей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
Отличное образование – для отличной жизни!
Удмуртская республика - региональный обзор
Воспитательная работа в Асановском аграрно-техническом техникуме
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Региональный обзор Чувашской республики
Чёткие ориентиры развития
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Программа развития Сарапульского техникума машиностроения и информационных технологий

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ