Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационная экономика начинается с образования

Инновационная экономика предполагает высокий уровень профессионализма специалистов, их способности переучиваться, настойчиво пополнять и совершенствовать знания и умения. Система профессионального образования Удмуртской республики обеспечивает подготовку и переподготовку кадров, создает культурную среду.

Просмотров: 2653
КУЗНЕЦОВ Андрей Леонидович – министр образования и науки Удмуртской Республики, доктор экономических наук, профессор

Инновационная экономика предполагает высокий уровень профессионализма специалистов, их способности переучиваться, настойчиво пополнять и совершенствовать знания и умения. Система профессионального образования Удмуртской Республики обеспечивает подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров, а также выполняет важную социальную функцию по созданию культурной среды, соответствующей гуманистическим идеалам человечества, демократическим ценностям, приоритетам социального государства.

Современные тенденции развития российского образования предполагают серьезную трансформацию сети учреждений профессионального образования. В настоящее время система профобразования недостаточно соответствует требованиям экономики, имеется дисбаланс между рынком образования и рынком труда. Кроме того, наблюдается значительный дисбаланс между количеством обучающихся по профессиям и специальностям, реализуемым в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, и запросами речального и среднего профессионального образования и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года разработана и утверждена республиканская целевая программа «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы «Рабочая смена», где определены ключевые направления модернизации системы профессионального образования и создания системы управления образованием, соответствующей новым социально-экономическим условиям.

Реалии современной жизни настоятельно диктуют переход к новому типу профессионального образования, представляющего собой интеграцию начального и среднего профессионального образования. Образовательные учреждения должны становиться многоуровневыми, многопрофильными – с возможностью объединения с производством, с общеобразовательной и высшей школой. Планируется, что к 2015 году численность контингента каждого второго учреждения НПО и СПО составит более 800 обучающихся, 50% учреждений будут многоуровневыми и 60% многопрофильными.

Современные условия для обучения высококвалифицированных рабочих кадров обеспечены на базе созданных в 2007-2008 годах восьми ресурсных центров:

  • по строительным профессиям на базе Строительного лицея №4 (г. Ижевск);
  • по профессиям металлообработки на базе Политехнического лицея №17 (г. Ижевск);
  • по профессиям швейного профиля на базе профессионального училища №12 (г. Можга), профессионального лицея «Мода» №28» (г. Ижевск), профессионального училища №16 (г. Глазов);
  • сельскохозяйственного профиля на базе профессионального училища №36 (п. Игра) и Увинского профессионального колледжа;
  • многопрофильный ресурсный центр на базе профессионального лицея №26 (г. Сарапул).

Переход системы НПО и СПО на современные экономические отношения связан с обеспечением финансовой самостоятельности учебных заведений. Поэтому активно осуществляется внедрение в систему НПО и СПО нормативного финансирования, перевод части учреждений в статус автономных. Опыт показывает, что в вопросах оперативного управления и стратегического планирования у автономных учреждений перед бюджетными есть ряд существенных преимуществ. В 2009 году 7 государственных образовательных учреждений НПО и СПО переведено в статус автономных. В результате Удмуртия занимает одно из первых мест среди регионов Приволжского федерального округа по доле автономных образовательных учреждений. Планируется, что к 2015 году их доля возрастет до 50%.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года заявлено о создании на базе учреждений НПО и СПО комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, осуществляющих реализацию программ профессиональной подготовки для лиц с любым уровнем базового образования – от начального общего до высшего профессионального. Такой центр работает в Ижевске на базе Радиотехнического лицея №19. Аноличные центры мы планируем создать в Глазове и Можге.

В целом модернизация профессионального образования в республике направлена на преодоление структурного дисбаланса между системой профессионального образования и потребностями рынка труда, организацию непрерывного образования с учетом реализации принципа преемственности, внедрение новых информационных технологий, создание инновационных центров и научно-учебных комплексов, развитие дополнительного и дистанционного образования.

Экономический и социальный эффект от реализации программы модернизации ожидается, в первую очередь, в связи с возросшей ориентацией образовательных учреждений на соответствие ужесточившимся требованиям работодателей к профессиональной, социальной и личностной подготовке выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Этот фактор позволит сократить риск невостребованности выпускников и уровень безработицы в республике в целом.

Социальное партнерство учреждений профессионального образования с ведущими предприятиями и организациями позволяет привлекать их к таким формам участия в подготовке специалистов как формирование образовательного заказа, разработка учебных программ, проведение практик и стажировок, преподавание, разработка и реализация учебно-исследовательских проектов, аттестация учреждений и выпускников. Это обеспечивает студентам доступ к современному высокотехнологичному оборудованию, облегчает выпускникам переход от обучения к самостоятельной профессиональной деятельности, укрепляет взаимосвязь учебного и производственного процессов.

Ярким примером взаимовыгодного сотрудничества в подготовке кадров служит опыт социального партнерства ООО «Фасон», оказавшего финансовую помощь в оснащении современным оборудованием ресурсного центра швейного профиля – профессионального училища №12. Партнерские отношения Политехнического лицея №17 Ижевска и ОАО «Буммаш» позволили в период прохождения производственной практики на предприятии, кроме заработной платы, выплачивать учащимся дополнительную стипендию в размере 1000 рублей.

Социальные партнеры активно участвуют в учебно-методической и практической деятельности учреждений профессионального образования. Маркетинговые исследования студентов Сарапульского техникума пищевой промышленности и Ижевского торгово-экономического техникума проводятся под руководством ведущих специалистов непосредственно на предприятиях местной промышленности. Студенты и преподаватели осуществляют исследования рынка труда, потребительских товаров, оценку конкурентоспособности предприятий. За последние пять лет по заказу министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики выполнено 17 работ, а по заказу социальных партнеров, предприятий отрасли – 267. С каждым годом перечень заказчиков расширяется. Увеличивается количество работодателей, готовых принять на работу выпускников с таким высоким уровнем подготовки. По результатам мониторинга, 98% выпускников 2009 года из указанных выше учреждений трудоустроены.

Многие выпускники Ижевского монтажного техникума, став руководителями крупных строительно-производственных организаций, продолжают сотрудничество с образовательным учреждением. Разработана программа социального партнерства с ФГУП УССТ-8 при Спецстрое России. В ее рамках организована Школа мастеров, в которой занимаются выпускники техникума с целью лучшей их адаптации на производстве. Взаимовыгодное сотрудничество техникума со своими партнерами продолжается семьдесят лет.

Напряженность на рынке труда, вызванная финансовым кризисом, обострила проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, но и в условиях кризиса образовательные учреждения активно работали со своими социальными партнерами – ОАО «Ижевский машзавод», ДОАО «Ижевский оружейный завод», ФГУП «Ижевский механический завод», ОАО «ИМЗ Купол», ОАО «Ижнефтемаш» и другими. Результат – значительное снижение числа выпускников, не нашедших работу.

Социальными партнерами учреждений начального и среднего профессионального образования являются также высшие учебные заведения. Имеется опыт совместной разработки сопряженных учебных планов, определения единых методологических подходов к организации образовательного процесса, проведения совместных исследований, организации стажировок и повышения квалификации педагогических кадров. Для преподавательских коллективов учреждений НПО и СПО создаются реальные условия для постоянного творческого контакта с научно-педагогическими коллективами высшей школы, а у студентов появляется возможность получения высшего образования в сокращенные сроки.

Большая работа по трудоустройству выпускников ведется в самих вузах. Эту задачу выполняют управления по внеучебной и воспитательной (социальной) работе, службы психологической поддержки (социально-психологические центры), студенческие профсоюзы. В вузах организованы студенческие центры по содействию в трудоустройстве выпускников (в УдГУ – центр «Карьера», в ИжГТУ – отдел трудоустройства и занятости студентов и т.д.). С целью взаимодействия рынка труда и образовательных учреждений, оказания помощи в трудоустройстве выпускников высшего, среднего и начального профессионального образования создан Координационный совет работодателей при Удмуртском республиканском центре содействия занятости студентов.

В последнее время активнее проводится информационная работа со студентами и выпускниками: регулярно обновляются разделы сайтов вузов с анонсами предстоящих и отчетами о проведенных мероприятиях, актуальные сведения размещены на собственном сайте Государственной службы занятости населения Удмуртской Республики. Использование новейших технологий способствует привлечению молодежи к поиску работы, раннему началу трудовой деятельности.

В вузах проводятся ярмарки или вернисажи вакансий, формируются банки данных, осуществляется деятельность по временному трудоустройству студенческой молодежи. В ярмарках вакансий участвуют представители учебных заведений, работники служб занятости и сотрудники отделов кадров предприятий и организаций республики, что дает возможность молодым специалистам получить информацию о ситуации на рынке труда республики, научиться грамотно составлять резюме, договориться с работодателем о будущем трудоустройстве.

Одной из форм решения проблемы занятости выпускников вузов, и в то же время возможностью для укрепления связи науки, высшей школы и производства является создание малых предприятий при вузах. Вузы, расположенные на территории Удмуртской Республики, вносят большой вклад в создание уникальных технологий, находящих применение в Удмуртии, России и за рубежом. Для этого в вузах функционируют специальные структуры, которые тесно взаимодействуют с производством. Наибольшее распространение получили научно-образовательные центры (НОЦ) и научно-образовательные комплексы (НОК).

Например, в Ижевском государственном техническом университете успешно функционируют научно-инновационные центры, имеющие базовый завод или заводы:

  • Институт стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова совместно с ОАО «Ижмаш» и ФГУП «Ижевский механический завод»;
  • научный центр «Прогрессивные лазерные технологии» на базе кафедры «Лазерные системы» и ОАО «Лазерный Центр», г. Санкт-Петербург;
  • «Институт радиоэлектроники» на базе КБ «Радиотехника» и предприятий ОАО «Сарапульский радиозавод», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Аксион-холдинг»;
  • научный центр «Станки и механообработка» с дилерским центром ООО «ИТС» по разработке технологических процессов механообработки с использованием прогрессивного режущего инструмента и оборудования фирмы SECO;
  • научно-образовательные комплексы «Радиоэлектроника», «Механик».

В 2009 году Научный центр металлургических технологий, сварки и наноматериалов совместно с Ижевским механическим заводом разработал и освоил уникальную технологию штамповки корпусных деталей ракетной техники специального назначения.

Удмуртский государственный университет активно внедряет новые направления научной и инновационной деятельности. Среди них – разработка и внедрение нанотехнологий в производство. В университете реализуются следующие проекты: создание наноконструкций на основе физиологически активных белков, производство наноструктурных материалов методом лазерного спекания ультрадисперсных порошков в неравновесных условиях и др., подготовка кадров по направлению «Нанотехнология».

При университете функционируют и малые инновационные структуры. Так, фирма ЗАО НПО «МКМ» возникла в результате объединения специалистов в области металлургии, физики, математики и компьютерных технологий. Совместная работа фирмы с предприятиями ряда городов России позволила создать систему LVMFlow, применимую к большому спектру литейных технологий. В результате сотрудничества со шведской фирмой NOVACAST система нашла свое применение во многих компаниях США, Канады, Бразилии, Швеции, Норвегии, Австралии, Турции, а также на отечественных предприятиях: ОЗММ (г. Старый Оскол), КМАРудоремонт (г. Губкин), завод по ремонту горного оборудования (г. Железногорск), ЭЗТМ (г. Электросталь), Волгоцеммаш (г. Тольятти), Нижнетагильский металлургический комбинат и др.

Фирма НПО «Акустмаш» занимается разработкой и реализацией не имеющего аналогов медицинского оборудования – систем и комплексов для массажа (физиотерапия) эластичным псевдокипящим слоем (ЭПС). Свыше 5000 изделий, выпущенных фирмой, используются во всех регионах России. Минздравсоцразвития России изделия с ЭПС признаны лучшими среди аппаратов и приборов для физиотерапии. Оборудование входит в перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС.

Инновационная деятельность вузов находит выражение и в сельскохозяйственной отрасли. Здесь особо заметная работа Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Результаты инновационных проектов в учебно-опытном хозяйстве «Июльское» касаются животноводства (племенной скот), растениеводства (семена полевых культур репродукции элита), повышение плодородия почвы и другие.

Результат реализации инновационного проекта «Адаптивно-ландшафтная система земледелия» – увеличение за последние 10 лет производства сельскохозяйственной продукции в два раза, повышение плодородия почвы в два раза. Снижение на 25% энергозатрат на один эталонный гектар. Реальный экономический эффект от инновационной деятельности составил 250 миллионов рублей.

Ижевская медицинская академия ведет разнообразные исследования в области медицинских технологий. Перспективные исследования касаются вопросов разработки методов получения новых форм лекарственных препаратов, создания и внедрения новых лекарственных веществ на основе нанотехнологий (механоактивация лекарственных средств), создания новых биомеханических устройств и биотехнологических процессов для новых сфер биологического и медицинского применения, использования иммуномодуляторов различного механизма действия при атеросклерозе, разработки клеточных технологий, получения и адаптации культуры мезенхимальных стволовых клеток и создания клеточных вакцин в целях коррекции травматических поражений ЦНС (совместно с Российским государственным медицинским университетом, Институтом молекулярной биологии РАН и др.).

Для продвижения своих научных разработок в Ижевской медицинской академии существует Центр трансфера технологий, целью которого является развитие инновационной системы создания конкурентоспособной, принципиально новой продукции, модернизация существующих технологий и методов, развитие фундаментальной науки, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности путём объединения усилий с предпринимательским сектором реальной экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Результаты практически всех бюджетных и хоздоговорных НИР непосредственно используются в учебном процессе. На их основе издаются учебники и учебные пособия, разрабатываются новые курсы лекций и спецкурсы, комплексы лабораторных заданий, информационно-диагностические пакеты.

Подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда и соответствующих потребностям экономического и социального развития региона, требует новых стандартов и программ, форм и методов подготовки специалистов. В настоящий момент в Удмуртии начата работа по поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в государственных бюджетных и автономных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении министерства образования и науки Удмуртской Республики. Разработан план мероприятий по организационно-методическому сопровождению введения нового поколения ФГОС начального и среднего профессионального образования, готовится проект Концепции вариативной составляющей основной профессиональной образовательной программы на территории Удмуртской Республики, организовано повышение квалификации руководителей и педагогических работников учреждений НПО и СПО по вопросам введения новых стандартов.

Успешная модернизация профессионального образования имеет реальные перспективы, и опыт Удмуртской Республики по формированию современной, эффективной и открытой к социальному партнерству системы профессионального образования подтверждает это. Инновационные преобразования в экономике ставят перед системой образования новые задачи. Впереди большая и интересная работа – мы к ней готовы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, андрей кузнецов, удмуртская республика, реформы образования, ВПО, точка зрения, ао-39

Похожие материалы:
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия - исследовать, изобретать, советовать
Негосударственный сектор образования
Социально-профессиональный портрет педагога
Ижевский монтажный техникум - взаимодействие с работодателем
О проблемах подготовки педагогических кадров
Информационные технологии в образовательном процессе
КИГИТ – вуз для творческих людей
Обзор рынка труда Чувашской республики
Особенности нижегородского профессионального образования
Нужно ли государству негосударственное образование?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (115) 2019

Так случилось (и мы над этим упорно работали), что в новом году у «АО» - и дизайн новый. Отныне у журнала приятно-округлые логотип и шрифт, по иному представлены разделы, другой подход к визуализации контента. Стиль подачи материалов поменялся, но их качество осталось прежним. В своей работе мы стараемся следовать кредо «Любая деталь достойна внимания», а вот насколько нам это удаётся - судить, как всегда, вам, дорогие читатели!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#105Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
#104БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ