Бизнес и образование – вместе к общей целиСистема профессионального образования, существующая сегодня в регионе, в некоторой степени смогла адаптироваться к изменениям на производстве. Этому способствовали региональные ресурсные центры, на базе которых ведется профессиональная подготовка и переподготовка людей. Просмотров: 1953
Модернизация профессионального образования – процесс всеобщий. Однако в каждом регионе России он проходит по своему. Так, проблема кадрового голода, связанная с нехваткой рабочих и специалистов среднего звена, существует почти во всех субъектах федерации нашей страны. Что предпринимается в Ульяновской области, чтобы снять её остроту, какова в этом роль приоритетного национального проекта «Образование», что нужно сделать, чтобы поднять престиж среднего профессионального образования? Об этом и некоторых других проблемах рассуждает в своем интервью Рустям ЯМБАЕВ, сопредседатель совета директоров учреждений НПО и СПО, председатель общественного совета по образованию Ульяновской области, директор Ульяновского строительного колледжа. – Проблема «кадрового голода», связанная с нехваткой рабочих и специалистов среднего звена, существует почти во всех регионах России. Что, предпринимается в Ульяновской области, чтобы снять её остроту? – В течение последнего десятилетия демографическая ситуация в максимальной степени затронула именно общеобразовательную школу, сейчас переходит в сферу профессионального образования, а вслед за этим станет ощутимой в реальной экономике, в результате чего кадровое обеспечение данной сферы становится вопросом очень актуальным.
Система профессионального образования, существующая сегодня в регионе, в некоторой степени смогла адаптироваться к изменениям на производстве. Этому способствовали региональные ресурсные центры, на базе которых ведется профессиональная подготовка и переподготовка (опережающее обучение) людей, высвобождающихся или находящихся под риском увольнения в организациях и на предприятиях. За последние три года в области создано 5 таких центров. Они позволили начать модернизацию системы профессионального образования при непосредственном участии работодателей и служат примерами успешного взаимодействия бизнеса и образования. Если заинтересованность бизнес-структур в обеспечении квалифицированными кадрами будет возрастать, то можно решить многие сегодняшние проблемы. Очень интересна идея нашего губернатора Сергея Морозова – создать образовательные кластеры в наукоемких отраслях экономики. Она предполагает интеграцию всех образовательных ресурсов в прорывных отраслях региона: самолетостроении и атомной промышленности. К реализации этой идеи в области уже приступили. В регионе разрабатывается межведомственная целевая программа комплексного развития образования до 2015 года, составной частью которой является профессиональное образование. Основные мероприятия программы направлены на совершенствование и развитие партнерских отношений учебных заведений с предприятиями, организациями-работодателями и другими структурами, чьи результаты деятельности зависят от степени развития системы профессионального образования области. На реализацию программы предполагается выделить примерно 2 млрд. рублей. – Многие участники приоритетного национального проекта «Образование» утверждают, что он является катализатором преобразований в системе СПО и НПО. А каковы наиболее ощутимые результаты этих преобразований в вашей области? – Прежде всего, создание ресурсных центров. Интересен опыт работы профессионального училища №2 г. Ульяновска (победитель национального проекта «Образование – 2008», на базе которого, совместно с представителем известной немецкой фирмы ООО «Роберт Бош», создан Региональный учебный технический центр, являющийся первым в Российской Федерации пилотным проектом подобного рода. Месяц назад центр посетили президент ФРГ Кристиан Вульф, посол ФРГ в России Ульрих Бранденбург и губернатор области Сергей Морозов. В результате этого визита был подписан совместный договор подготовки кадров на базе самых современных технологий. Практика реализации национального проекта свидетельствует о том, что в определенных случаях производственники готовы финансировать образование.
– В наши дни чрезвычайно актуальна проблема материального обеспечения работников образования среднего звена. Как вы относитесь к предложению председателя Союза директоров ссузов Виктора Демина ввести на территории России социальные стандарты, то есть единые для всех регионов критерии установления заработной платы педагогом, стипендий – студентам? – Все мы перешли 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда. Единую тарифную сетку отменили, хотя, на мой взгляд, в сложные 90-е годы она сыграла свою роль в поддержании стабильных отношений во всей бюджетной сфере. Сейчас у регионов, да и самих учебных заведений, разные возможности. Вряд ли будет польза, если всех стричь под одну гребенку. – Сейчас в педагогическом сообществе активно обсуждается проект нового закона «Об образовании». А ваш совет директоров уже подготовил какие-либо предложения по его совершенствованию? – В актовом зале Ульяновского строительного колледжа 2 декабря 2010 года состоялась встреча депутатов Государственной Думы – председателя комитета по образованию Г.А. Балыхина и председателя комитета по аграрным вопросам Валентина Денисова – с ректорами и директорами профессиональных учебных заведений области, в ходе которой состоялся заинтересованный разговор о нововведениях в системе образования. Коснулся он и нового закона. Хорошо, что проект вынесли на всенародное обсуждение. Давайте вспомним закон №1 «Об образовании», принятый в 1992 году. Раз за разом, в связи с изменениями то в Налоговом кодексе, то в других законах и даже в отраслевых положениях, оттуда вычеркивали льготы, которые были даны образовательным системам. Да и в целом он не подходит для решения современных задач. Наверное, выражу общее мнение, если скажу, что в проекте есть и смелые подходы, и шокирующие профессионалов положения. На мой взгляд, в нем очень много декларативных норм. Сейчас совет директоров формирует пакет предложений от нашего региона по изменению и дополнению положений закона. – А что еще, кроме продуманного и всеобъемлющего закона «Об образовании», по вашему мнению, следует предпринять, чтобы поднять престиж среднего профессионального образования и содействовать его развитию? – Четко исполнять на всех уровнях и всеми ветвями власти поручения Президента РФ Д.А. Медведева, данные на заседании Государственного совета 31 августа 2010 года. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|