Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Бизнес и образование – вместе к общей цели

Система профессионального образования, существующая сегодня в регионе, в некоторой степени смогла адаптироваться к изменениям на производстве. Этому способствовали региональные ресурсные центры, на базе которых ведется профессиональная подготовка и переподготовка людей.

Просмотров: 1942

Модернизация профессионального образования – процесс всеобщий. Однако в каждом регионе России он проходит по своему. Так, проблема кадрового голода, связанная с нехваткой рабочих и специалистов среднего звена, существует почти во всех субъектах федерации нашей страны. Что предпринимается в Ульяновской области, чтобы снять её остроту, какова в этом роль приоритетного национального проекта «Образование», что нужно сделать, чтобы поднять престиж среднего профессионального образования? Об этом и некоторых других проблемах рассуждает в своем интервью Рустям ЯМБАЕВ, сопредседатель совета директоров учреждений НПО и СПО, председатель общественного совета по образованию Ульяновской области, директор Ульяновского строительного колледжа.

– Проблема «кадрового голода», связанная с нехваткой рабочих и специалистов среднего звена, существует почти во всех регионах России. Что, предпринимается в Ульяновской области, чтобы снять её остроту?

– В течение последнего десятилетия демографическая ситуация в максимальной степени затронула именно общеобразовательную школу, сейчас переходит в сферу профессионального образования, а вслед за этим станет ощутимой в реальной экономике, в результате чего кадровое обеспечение данной сферы становится вопросом очень актуальным.

«Создание ядерно-инновационного кластера в Ульяновской области потребует подготовки профильных специалистов. Прежде всего, необходимо в полном объёме обеспечить кластер профессиональными кадрами, причём их подготовка должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий. Решить эту проблему позволит создание в Димитровграде филиала Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт». В перспективе здесь планируется создать образовательную систему, которая должна объединить три ступени: школа – техникум – вуз».

С. Морозов, губернатор Ульяновской области

Система профессионального образования, существующая сегодня в регионе, в некоторой степени смогла адаптироваться к изменениям на производстве. Этому способствовали региональные ресурсные центры, на базе которых ведется профессиональная подготовка и переподготовка (опережающее обучение) людей, высвобождающихся или находящихся под риском увольнения в организациях и на предприятиях. За последние три года в области создано 5 таких центров. Они позволили начать модернизацию системы профессионального образования при непосредственном участии работодателей и служат примерами успешного взаимодействия бизнеса и образования. Если заинтересованность бизнес-структур в обеспечении квалифицированными кадрами будет возрастать, то можно решить многие сегодняшние проблемы.

Очень интересна идея нашего губернатора Сергея Морозова – создать образовательные кластеры в наукоемких отраслях экономики. Она предполагает интеграцию всех образовательных ресурсов в прорывных отраслях региона: самолетостроении и атомной промышленности. К реализации этой идеи в области уже приступили.

В регионе разрабатывается межведомственная целевая программа комплексного развития образования до 2015 года, составной частью которой является профессиональное образование. Основные мероприятия программы направлены на совершенствование и развитие партнерских отношений учебных заведений с предприятиями, организациями-работодателями и другими структурами, чьи результаты деятельности зависят от степени развития системы профессионального образования области. На реализацию программы предполагается выделить примерно 2 млрд. рублей.

– Многие участники приоритетного национального проекта «Образование» утверждают, что он является катализатором преобразований в системе СПО и НПО. А каковы наиболее ощутимые результаты этих преобразований в вашей области?

– Прежде всего, создание ресурсных центров. Интересен опыт работы профессионального училища №2 г. Ульяновска (победитель национального проекта «Образование – 2008», на базе которого, совместно с представителем известной немецкой фирмы ООО «Роберт Бош», создан Региональный учебный технический центр, являющийся первым в Российской Федерации пилотным проектом подобного рода. Месяц назад центр посетили президент ФРГ Кристиан Вульф, посол ФРГ в России Ульрих Бранденбург и губернатор области Сергей Морозов. В результате этого визита был подписан совместный договор подготовки кадров на базе самых современных технологий.

Практика реализации национального проекта свидетельствует о том, что в определенных случаях производственники готовы финансировать образование.

В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАСЧИТЫВАЕТСЯ:

45 образовательных учреждений среднего звена: 9 – федерального подчинения, 2 – ведомственных, 3 – негосударственных. В ведении регионального министерства образования находятся 22 учреждения, из них в 13, наряду с программами СПО, реализуются программы НПО, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям. Филиалов государственных образовательных учреждений СПО – 4, в структуре учреждений ВПО – 5. 16 образовательных учреждений начального звена. Из них 15 (14 профессиональных училищ и лицей) находятся в ведении Министерства образования и одно, коррекционное, – в ведении Министерства труда и социального развития Ульяновской области.

– В наши дни чрезвычайно актуальна проблема материального обеспечения работников образования среднего звена. Как вы относитесь к предложению председателя Союза директоров ссузов Виктора Демина ввести на территории России социальные стандарты, то есть единые для всех регионов критерии установления заработной платы педагогом, стипендий – студентам?

– Все мы перешли 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда. Единую тарифную сетку отменили, хотя, на мой взгляд, в сложные 90-е годы она сыграла свою роль в поддержании стабильных отношений во всей бюджетной сфере.

Сейчас у регионов, да и самих учебных заведений, разные возможности. Вряд ли будет польза, если всех стричь под одну гребенку.

– Сейчас в педагогическом сообществе активно обсуждается проект нового закона «Об образовании». А ваш совет директоров уже подготовил какие-либо предложения по его совершенствованию?

– В актовом зале Ульяновского строительного колледжа 2 декабря 2010 года состоялась встреча депутатов Государственной Думы – председателя комитета по образованию Г.А. Балыхина и председателя комитета по аграрным вопросам Валентина Денисова – с ректорами и директорами профессиональных учебных заведений области, в ходе которой состоялся заинтересованный разговор о нововведениях в системе образования. Коснулся он и нового закона. Хорошо, что проект вынесли на всенародное обсуждение. Давайте вспомним закон №1 «Об образовании», принятый в 1992 году. Раз за разом, в связи с изменениями то в Налоговом кодексе, то в других законах и даже в отраслевых положениях, оттуда вычеркивали льготы, которые были даны образовательным системам. Да и в целом он не подходит для решения современных задач.

Наверное, выражу общее мнение, если скажу, что в проекте есть и смелые подходы, и шокирующие профессионалов положения. На мой взгляд, в нем очень много декларативных норм.

Сейчас совет директоров формирует пакет предложений от нашего региона по изменению и дополнению положений закона.

– А что еще, кроме продуманного и всеобъемлющего закона «Об образовании», по вашему мнению, следует предпринять, чтобы поднять престиж среднего профессионального образования и содействовать его развитию?

– Четко исполнять на всех уровнях и всеми ветвями власти поручения Президента РФ Д.А. Медведева, данные на заседании Государственного совета 31 августа 2010 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социальное партнерство – залог подготовки профессионала
Реструктуризация образовательной системы Татарстана
Новый виток развития регионального образования
Эволюционный характер обучения
Современные тенденции развития профессионального образования России
Ульяновская область. Региональный обзор
Зеленый свет кластерной политике
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Экспресс-форум: перспективы НПО и СПО в свете нового закона

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ