Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПОЭкпресс-форум посвящен обсуждению проекта интегрированного закона об образовании и судбе систем СПО и НПО в его контексте. Просмотров: 6658
Развитие и модернизация системы образования, разрыв между потребностями практики и ее законодательным обеспечением привели к тому, что еще в 2008 году Министерство образования и науки РФ, Комитет Госдумы по образованию и Российский союз ректоров приступили к разработке единого для всех уровней образования закона. Он призван включать нормы, вытекающие из объективных запросов общества, потребностей современного социально-экономического развития страны и интеграции в международное образовательное пространство. В конце 2010 года проект закона был готов. В числе прочих представителей педагогического сообщества в процесс обсуждения включились и сотрудники учреждений среднего профессионального образования. В прошлом номере журнала различные точки зрения по поводу предполагаемых проектом изменений были высказаны рядом специалистов. В этом номере публикация мнений продолжается.
– (1) Считаю необходимым сосредоточить внимание на вопросе о ликвидации НПО. Экономические преобразования в России изменили рынок труда. Возрос спрос на специалистов и рабочих высокой квалификации, необходимых наукоемкому и технологическому производству. Но в настоящее время традиции профессионального образования противоречат потребностям потенциальных работодателей. Состояние системы НПО оставляет желать лучшего. Бюджетный обвал и ощущение сиротства, мучительные годы выживания на голом энтузиазме, «сброс» большой части профессиональных училищ в 2005 году с федерального бюджета на региональный – все это привело к сокращению учреждений начального звена. Многие из них и сегодня не отошли от «шоковой терапии», слабо стоят на ногах и нуждаются в реанимации. Это не только наша оценка. Доклад экспертов Всемирного банка реконструкции и развития в 1998 году так и назван – «Традиции профтехобразования России и их разрушение». В новом законопроекте к уровню среднего образования отнесены два типа организаций: профессиональные лицеи и техникумы. Согласно данному документу профессиональные лицеи реализуют программы подготовки и переподготовки и повышения квалификации работающих. Квалифицированных рабочих катастрофически не хватает и, по прогнозам Минобрнауки, до 2015 года ситуация принципиально не изменится: будут нужны рабочие кадры по всем направлениям подготовки, особенно в металлургии, где отрицательный баланс между выпуском и потребностью составляет 50 тыс. человек. Подготовка высококвалифицированного рабочего требует большого количества часов производственного обучения (сегодня примерно 2000). В учреждениях среднего профессионального образования на нее отводится намного меньше времени. Смогут ли профессиональные лицеи в таких условиях осуществить производственную практику в нужном объеме? В нашем регионе переход училищ из системы НПО в СПО не принес положительных результатов. Общее количество выпускников по рабочим профессиям резко упало. Сегодня практически не выпускаются станочники, сварщики, плотники, каменщики, крановщики. По данным центра занятости, они входят в перечень наиболее востребованных в районе работников. Штат преподавателей оказался не готов к подготовке специалистовтехников в области металлургии. Вместо того чтобы готовить рабочихпрофессионалов на уже имеющейся материальной базе, бывшие профессиональнотехнические училища, а ныне техникумы, выпускают «полуфабрикат» специалиста, тогда как выпускники училищ после прохождения практики приходили на предприятия и справлялись с функциями высококвалифицированного рабочего без дополнительной профессиональной подготовки. Последствия ликвидации уровня начального профессионального образования могут быть такими: учреждения НПО, выпускающие хорошие рабочие кадры, начнут готовить не очень хороших специалистов, а работодатели попрежнему будут испытывать острый дефицит высококвалифицированных рабочих. – (4) Считаю введение единых для всех регионов критериев установления заработной платы педагогам приемлемым. Что касается стипендий студентам, предлагаю добавить к имеющимся стипендию с промежуточной аттестацией (не более двух «удовлетворительных» оценок), а также за активное участие в научной и общественной жизни образовательного учреждения.
– (1) Ликвидацию начального профессионального образования как первого уровня системы профессионального образования России считаю преждевременной. Главный аргумент «против» – формирующийся в настоящее время неуправляемый процесс подготовки рабочих кадров на базе организаций, которые не имеют для этого условий, соответствующих действующим лицензионным требованиям. В стране наметилась тенденция создавать некие образовательные корпоративные центры со сроками обучения от нескольких дней до нескольких недель, особенно заметная в сфере рынка потребительских услуг. Изза этого экономика наполняется «специалистами» рабочих профессий, о квалификации которых не приходится говорить. Считаю, что упразднение уровня начального профессионального образования приведет к дальнейшей дискредитации получения рабочей профессии там, где для этого есть условия, подготовленные кадры и гарантируется качество. Реализовывать программы НПО можно как в лицеях и техникумах, так и в колледжах и вузах. Самой важной задачей, связанной с повышением квалификации преподавательского состава, для образовательных учреждений, реализующих прикладной бакалавриат, является организация учебы определенной части педагогов в аспирантуре и докторантуре. Ее решение требует значительных финансовых затрат. В связи с этим представляется целесообразным принять специальную государственную программу: например, «Кадровое обеспечение прикладного бакалавриата». – (4) К введению единых социальных стандартов отношусь положительно. Разноведомственные подходы к набору критериев по определению размера заработной платы преподавателей, реализующих один и тот же уровень профессиональной подготовки, создают социальную несправедливость в части оплаты труда. Но при этом за образовательным учреждением нужно сохранить возможность самостоятельно разрабатывать критерии материального стимулирования педагогических работников.
– (3) Хотела бы обратить внимание на новые задачи, имеющие отношение к профессиональному мастерству преподавательского состава. В условиях перехода на государственные образовательные стандарты третьего поколения возникает объективная потребность в такой системе повышения квалификации преподавателей, которая могла бы адекватно изменять и развивать образовательную среду самого учебного заведения. Существующая система данную задачу не решает. Она характеризуется противоречием между острой потребностью педагогов в повышении квалификации и недостаточным эффектом, который дают традиционно существующие для этого формы. Наше учреждение, как и другие, имеет возможность ежегодно обучить на курсах повышения квалификации четырех человек за счет средств федерального бюджета и столько же – за счет внебюджетных доходов. Большая часть преподавателей имеет профессионально-техническое образование, и поэтому нуждается в психолого-педагогической и методической подготовке. А программы предлагаемых курсов содержат в основном общие вопросы и реже – методику преподавания конкретной дисциплины. Наибольший эффект в плане повышения профессионального мастерства дала курсовая подготовка, организованная на базе нашего техникума в 2007 году. Она включала лекции, семинары, практикумы, мастеркласс, ролевые игры и, что очень важно, индивидуальную консультацию преподавателей с учетом специфики тех дисциплин, которые они преподают. В течение двух недель специалисты Нижегородского института развития образования обучили 30 преподавателей. Материальные затраты для техникума оказались минимальными, а эффект большой. Думаю, что курсовая форма будет эффективна и в случае изменения типов образовательных учреждений. Финансирование курсов может осуществляться за счет средств федерального бюджета и, конечно, с помощью социальных партнеров, представителей работодателя градообразующего предприятия. Большое значение имеет и система повышения квалификации самого учреждения. При грамотной организации деятельности методической службы она позволяет снять отчуждение обучения преподавателей от специфических потребностей техникума, то есть осуществлять повышение профессионального мастерства целенаправленно, предметно и содержательно, превращает методическую работу в целостную систему непрерывного профессионального роста педагогических кадров. И наконец, один из самых бесспорных и значимых аргументов такой системы: она дает возможность видеть конкретный результат обучения, меняющийся уровень профессиональной компетентности педагогов и способствует социально-экономическому развитию региона.
– (1) Создается впечатление, что государство не нуждается в системах начального и среднего образования, а на существование имеет право только высшее профессиональное образование. Огромнейшее количество учебных заведений высшего звена и предоставляемая молодым людям, которые в них учатся, отсрочка от службы в Вооруженных Силах РФ привели к тому, что в вузы не поступает только ленивый. Статус студента вуза обесценился. Начальное профессиональное образование – определенная ниша, которая во все времена будет иметь право на жизнь, поскольку дефицит кадров, владеющих рабочими профессиями, не покроет ни одно высшее учебное заведение. Тем более, что в старших классах средней школы уроков технологии нет. Предполагаемая ликвидация начального профессионального образования как уровня и перевод учебных заведений НПО в систему СПО в настоящий момент бессмысленны, поскольку предприятия остро нуждаются в квалифицированных рабочих, а обучающиеся уже сейчас не особенно предпочитают рабочие профессии (отчасти в связи с их непрестижностью). Проблема набора в учреждения среднего звена тоже усугубляется с каждым годом. Как можно дойти до такого состояния, что количество бюджетных мест в вузах превосходит количество выпускников одиннадцатых классов?! По моему мнению, отказ от системы НПО – непродуманная, ошибочная политика. Более того, это вопрос национальной безопасности. – (2) Опять носимся с учреждениями высшего профессионального образования, как курица с яйцом. Все для них. На мой взгляд, чтобы ссузы могли конкурировать с вузами, надо предпринять следующее:
В Калужской области около 40 учреждений начального и среднего профессионального образования. Лишь десятая часть их имеет болееменее современную материально-техническую базу и в некоторой степени готова конкурировать с вузами в рамках подготовки бакалавров. Но как набрать нужное количество студентов? Ведь вузов в области тоже около 40! Кроме того, для здоровой конкуренции необходима популяризация специальностей среднего профобразования на государственном уровне. – (3) Наше учебное заведение переходит в статус автономного государственного образовательного учреждения. Как известно, в этом есть плюсы и минусы. И все же, я считаю изменение статуса правильным решением. Правительство Калужской области вложило огромные средства в развитие материальнотехнической базы нашего колледжа – более 200 млн. рублей. Пора активизировать собственную деятельность, а сделать это можно, только несколько дистанцировавшись от государства. В результате перехода на автономную форму перед коллективом встают новые задачи: нужно освоить новые учебные планы и программы в области автомобилестроения, а также адаптировать дуальные системы образования некоторых европейских стран к нашим условиям. Применительно к нашему учебному заведению считаю, что средства на повышение квалификации преподавателей и мастеров должно предусматривать и выделять учреждение. – (4) По предложению В.М. Демина: если будет конкретный проект для расчета, готов его изучить. Но вопрос сложный. Кроме того, при установлении заработной платы вряд ли удастся учесть все нюансы. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|