Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: итоги приемной кампании в СПО

Традиционный экспресс-опрос для средних учебных заведений посвящен итогам приемной кампании 2009 года. Это сделано, как минимум, по трем причинам: ЕГЭ, неблагоприятная экономическая ситуация, выбор в пользу высшего образования.

Просмотров: 4756

Выбор профессии – один из самых важных этапов в жизни. Если работа в радость, она будет вдохновлять человека, заставляя его совершенствоваться и идти вперед. В выигрыше от этого будут все: мы сами, работодатель, государство. Но о таком результате можно только мечтать. Ведь, во-первых, совсем непросто из множества профессий выделить одну, в полной мере соответствующую способностям и возможностям молодого человека. Во-вторых, надо найти место, где можно ее получить, и иметь для этого необходимые средства. И, в-третьих, разве просто сегодня устроиться на работу по специальности?

В нашей стране выработана система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Мероприятия, которые в нее входят, организуют школы, учебные заведения высшего и среднего звена, подразделения служб занятости населения и предприятия, нуждающиеся в кадрах. Подключились к решению проблемы и психологи. Но насколько она результативна – большой вопрос, поскольку совершенно точно известно, что в нашей экономике ощущается избыток специалистов с высшим образованием и недостаток – со средним. Выпускники школ – во всяком случае имеющие соответствующие возможности для дальнейшего обучения – делают выбор в пользу белых воротничков.

Как соотнести интересы человека, работодателя и государства? Этой важной проблеме посвящен сегодня экспресс-форум нашего журнала. На обсуждение выдвинуты следующие вопросы:

  1. Как вы оцениваете результаты приемной кампании 2009 года? Насколько качественным оказался нынешний контингент абитуриентов? Удалось ли без труда осуществить набор по специальностям, востребованным региональным рынком труда?
  2. Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в сложившейся системе профессиональной ориентации, чтобы выпускники школ осознанно осуществляли выбор профессии и учитывали при этом интересы государства и возможность трудоустройства после окончания учебного заведения?
  3. Что предпринимает ваш колледж, техникум, чтобы воспитать у студентов качества, необходимые настоящему специалисту данного профиля?

ЧИЖ Александр Геннадьевич, директор Саратовского медицинского колледжа Росздрава, доктор медицинских наук, профессор

(1) В настоящее время Саратовский медицинский колледж Росздрава активно работает над стратегией проведения приемной кампании на 2010 учебный год как определяющей начало профессионального пути молодежи.

Анализ работы приемной комиссии 2009 года позволил сделать ряд выводов.

Общепризнанным фактом является социальная дифференциация выпускников, продиктованная рыночными условиями жизни нашего общества. Как следствие, наиболее обеспеченные и успешные учащиеся, имеющие возможности для более качественного обучения в престижных школах или для занятий с репетиторами, заблаговременно готовятся к ЕГЭ по предметам, которые необходимо сдавать при поступлении, и идут учиться в вузы. Для них выбор колледжа и техникума – явление редкое и случайное. Это объясняется падением престижности среднего профессионального образования и значительным количеством вузов.

К сожалению, с каждым годом все более отчетливо прослеживается такая тенденция: в средние учебные заведения приходят юноши и девушки с более низким уровнем базового образования и культуры. Возможно, в силу инертности многие из них при выборе профессии останавливаются на специальностях, для поступления на которые можно воспользоваться результатами обязательных экзаменов – по математике и русскому языку. Таким образом, в ситуации перехода к новой системе зачисления по результатам ЕГЭ наше учебное заведение столкнулось с проблемой: что делать с абитуриентами, желающими поступить в колледж, но не имеющими результатов ЕГЭ по профильным предметам, таким как биология и химия, и опоздавшими к их сдаче в июле. Определенные сложности в этом году вызвала практика проведения многоступенчатого зачисления в высшие учебные заведения. Принятые в колледж студенты уходили с «третьей» волной в вузы, переживающие недобор.

Несмотря на это, нашему учебному заведению удалось осуществить набор на все специальности. Помогла организация при колледже специализированных медико-биологических классов, в которых учащихся знакомят с основами медицины, собственно колледжем и мотивируют на профессию медика. Количество студентов в специализированных классах составляет 46-52 процента от общего числа обучающихся. Они являются основой студенческого коллектива колледжа.

(2) С нашей точки зрения, подобная форма ранней профориентационной работы помогает не только решать проблему осознанного выбора профессии, но и осуществлять преемственность в воспитании будущих специалистов. Выпускники специализированных классов приступают к занятиям в колледже, имея сформированное представление о будущей профессии и начальный багаж знаний, благодаря чему они легче адаптируются к новым для них условиям учебного процесса и служат примером для своих однокурсников. Исследования за пять лет показали, что студенты, пришедшие из медико-биологических классов, имеют лучшую успеваемость и дисциплину.

(3) В колледже уделяется большое внимание формированию профессионально значимых качеств будущих специалистов. В плане воспитательной работы предусмотрены встречи с людьми, посвятившими себя служению благородной профессии медицинского работника. Колледж тесно сотрудничает с клиническими учреждениями Саратова.

Наши студенты являются постоянными помощниками в организации концертов, праздников, посвященных чествованию медиков-ветеранов войны и труда. В свою очередь, медицинские сестры и врачи клинических больниц – частые гости на конкурсах, классных часах, КВНах и других студенческих мероприятиях. Таким образом, информацию о будущей деятельности студенты получают не только по рассказам педагогов, но и непосредственно общаясь с профессионалами. Значимость сотрудничества заключается в том, что у молодежи развивается уважительное отношение к труду, гордость за свою профессию.

Системность, комплексность профессионально направленного воспитательного процесса обеспечиваются участием студентов в разнообразных внеаудиторных формах работы. При этом на первый план выступают социально ориентированные мероприятия, такие как участие в благотворительных акциях помощи Дому ребенка, организация новогодних праздников для детей, находящихся в условиях стационарного лечения в клиниках города. Они позволяют выработать нравственные качества и мировоззренческие убеждения, в основе которых утверждение ценности жизни и личного достоинства в таких его проявлениях, как честь, справедливость, ответственность, жизненная и профессиональная компетентность.

Студенты активно пропагандируют здоровый образ жизни, выпуская красочные санитарные бюллетени, организуя тематические классные часы, конкурсы агитбригад, посвященные профилактике различных форм девиантного поведения. Показательными являются результаты работы по профилактике асоциальных явлений – наркомании и алкоголизма. По инициативе студентов тематические классные часы «В XXI век без наркотиков» проводятся не только в колледже, но и в медико-биологических классах саратовских школ. Так возникла идея волонтерской работы в школах и средних учебных заведениях Саратова. Теперь студенческие бригады выступают перед учащимися с беседами о здоровом образе жизни, сопровождающимися мультимедийными презентациями.

Формированию профессионально значимых качеств способствуют и традиционные конкурсы профмастерства. Думается, что необходима общегосударственная идея повышения значимости профессий, определенных средним профессиональным образованием, в том числе медицинских. Несомненно, требует доработки порядок приема в учебные заведения, который для учреждений среднего звена должен быть особым. Актуальна и профориентационная работа в общеобразовательных школах.

Таким образом, воспитание профессионально значимых для среднего медицинского персонала качеств представляет собой непрерывный процесс целенаправленного формирования личности путем использования разнообразных форм внеаудиторной работы, которые дополняют учебно-воспитательный процесс и, в конечном итоге, определяют компетентность среднего медицинского работника.


МОРОЗОВА Любовь Александровна, заместитель директора по учебной работе Муромского техникума радиоэлектронного приборостроения

(1) Наш техникум – одно из старейших учебных заведений Владимирской области. В настоящее время он имеет лицензии, дающие право на осуществление образовательной деятельности по 11 программам. Контрольные цифры приема учебное заведение ежегодно выполняет успешно. Каким образом этого удается добиться?

Во-первых, в Муроме и районе функционирует около 20 предприятий, большую часть которых составляет машиностроительное производство и заводы радиоэлектронной промышленности. Наши выпускники востребованы на этих предприятиях. У техникума хорошие партнерские отношения практически со всеми заводами города. Именно от них поступают заявки об увеличении или уменьшении количества поступающих на ту или иную специальность, в соответствии с которыми утверждаются контрольные цифры приема.

Во-вторых, техникум ведет большую профориентационную работу среди школьников. Прежде всего, это олимпиады для учащихся 9-11 классов по информатике и программированию, физике, математике, экономике и выставки технического творчества, которые организуются преподавателями и студентами. Ежегодно в марте на базе нашего учебного заведения проводится городская научная конференция, куда студенты средних учебных заведений, профессиональных училищ и учащиеся школ представляют свои исследовательские работы по разным направлениям. Победители всегда награждаются дипломами, грамотами, ценными подарками. Местное телевидение, газеты информируют жителей города об этом.

В рамках профориентационной работы техникум два раза в год организует дни открытых дверей, участвует в мероприятиях по выбору профессии, проводимых городской службой занятости и комитетом по делам молодежи при администрации города Мурома.

Мы регулярно информируем горожан об успехах студентов на региональных олимпиадах по специальностям, конкурсах международного, всероссийского и регионального масштабов: таких, например, как «Будущие асы компьютерного 3D-моделирования», «Меня оценят в XXI веке», а также в спортивных мероприятиях. Называем имена тех, кто получает стипендию Правительства России. Это способствует привлечению хорошо подготовленных абитуриентов.

Анализируя качество знаний нового набора, считаем, что, в целом, к нам пришли способные к учебе молодые люди. Проходной балл на вступительных экзаменах составил 8, средний балл аттестатов – 3,9. Первые месяцы учебы уже показали, что ребята социально активны, хотят многого добиться в жизни. Начало обнадеживает.

(2) Безусловно, сложившаяся в стране система профессиональной ориентации не решает задачи регионов, то есть не отвечает интересам государства. Считаю, сегодня слишком много внимания уделяется высшему образованию, в то время как экономический рост зависит и от наличия квалифицированных рабочих кадров, а также специалистов среднего звена.

Что нужно изменить?

На данный момент необходима серьезная государственная поддержка учебных заведений начального и среднего звена. Гранты национального проекта получают единицы, а большинство федеральных учебных заведений лишено такой возможности. Серьезные проблемы складываются с оплатой труда преподавателей. Абсурд, но учителя школ нашей области, работающие на полную ставку, имеют оплату в 1,5-2 раза выше, чем преподаватели техникума.

Средние учебные заведения и профессиональные училища должны занять особое место в системе регионального образования. Ведь именно от обеспеченности городских и сельских хозяйств квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена будет зависеть успех решения экономических задач, благополучия населения.

Оценивать работу школ, прежде всего, надо по количеству выпускников, поступивших в профучилища и ссузы, а не в вузы.

У молодых специалистов с дипломами техникумов и колледжей должна быть достойная зарплата.

(3) В Муромском техникуме радиоэлектронного приборостроения проводится большая работа по воспитанию у студентов личностных и профессиональных качеств, необходимых специалисту того или иного профиля. Так, стать настоящими мастерами своего дела помогают выпускникам производственная практика по получению первичных навыков и квалификационная стажировка. Ежегодные декады специальностей дают возможность встретиться с руководителями предприятий, лучшими мастерами, рабочими, которые с гордостью рассказывают о своих профессиях. В рамках специализированных декад обязательно проводятся конкурсы профессионального мастерства, безусловно, помогающие формированию определенных личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Традиционные для студентов всех курсов экскурсии на предприятия Мурома и Владимирской области, выставки технического творчества способствуют развитию интереса, любви к избранной профессии.


ШАТОХИН Георгий Григорьевич, директор Западно-Сибирского государственного колледжа

(1) В 2009 году ставилась задача – набрать в колледж 376 человек, которые будут обучаться по программам среднего и начального профессионального образования. Контрольные цифры приема абитуриентов выполнены в полном объеме. Дополнительно и с полным возмещением стоимости затрат на обучение принято 142 человека, причем часть из них – на обучение по таким остро необходимым на рынке труда специальностям, как «Экспертиза качества потребительских товаров», «Технология продукции общественного питания», «Товароведение». Не востребованной у абитуриентов, но нужной региону оказалась специальность «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».

(2) Чтобы создать систему профориентационной работы в образовательных учреждениях и повысить ее эффективность необходимо осуществить ряд мер.

  • Разработать механизм для выбора профессии, позволяющий производить индивидуальный дифференцированный подход к учащимся школ, основанный на их интересах и склонностях.
  • Обеспечить подготовку квалифицированных специалистов-профориентаторов в рамках дополнительного образования и переподготовки педагогов, что позволит улучшить качество профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ и их родителями.
  • По специальностям и профессиям, востребованным на региональном рынке труда, практиковать проведение профориентационных мероприятий с учащимися непосредственно на рабочих местах, а также в образовательных учреждениях начального и среднего звена.
  • Усилить воздействие всех заинтересованных структур общества на профессиональное самоопределение учащихся и выпускников общеобразовательных школ. Теснее объединить усилия этих структур и лучше координировать деятельность.
  • Обеспечить популяризацию рабочих профессий через средства массовой информации, может быть, разработать специальный проект на телевидении.

(3) Чтобы воспитать качества, необходимые хорошему специалисту, в колледже разработана модель выпускника. В нее входят:

  • комплекс компетенций и компетентностей, которыми должен обладать выпускник;
  • обобщённый образ выпускника;
  • свод требований, определяющих отношение общества к выпускнику колледжа;
  • эталон, стандарт знаний, умений и навыков, отражённых в учебных планах, программах, в самом воспитательно-образовательном процессе.

Образовательный процесс ориентирован на последующую практическую деятельность выпускников. В него активно внедряются личностно-ориентированные технологии обучения (информационные, блочно-модульные, концентрированного обучения, компьютерные и т.п.) и приобретаются необходимые для этого электронные лицензионные программы и учебные материалы. Используются также электронные учебники и пособия, разработанные преподавателями колледжа. Студентам предоставлен свободный доступ к электронным средствам обучения и Интернет-ресурсам. Работает информационнобиблиотечный центр. Реализуется практико-ориентированный проект «Мониторинг качества конечных результатов обучения».

В колледже созданы условия для научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов и студентов. Ежегодно проводится межрегиональная студенческая конференция «Я – специалист». Студенты участвуют в областных, зональных, всероссийских конкурсах профессионального мастерства и являются их дипломантами и призерами.

Все это тоже способствует воспитанию будущего специалиста, повышению его информированности, расширению профессионального кругозора, зарождению любви к избранной профессии.

У нас хорошая база для качественной подготовки специалистов. Учебно-производственный комплекс колледжа, осуществляющий выпуск сертифицированной мебели и металлоизделий по заказам предприятий, учебных заведений Тюмени, Ишима, Тобольска, Сургута, Нижневартовска и других городов, а также населения хорошо известен на рынке производства столярных изделий. Мебель, произведенная здесь, отмечена дипломом выставки «Тюменская международная ярмарка». Студенты выполняют весь перечень учебных и производственных операций.

В рамках областной целевой программы губернаторов Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов «Сотрудничество» функционирует центр питания на 90 учебных мест, площадью 2 тыс. кв. метров. Он оснащен современным торгово-технологическим оборудованием. Помимо основной профессиональной подготовки обучающихся, в центре совместно с управлением по потребительскому рынку администрации г. Тюмени организуются курсы повышения квалификации для специалистов предприятий общественного питания и торговли города и области, преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения.

В колледже развивается система социального партнёрства. Взаимодействие осуществляется в различных формах и предполагает участие работодателей в разработке учебно-программной документации, методик организации учебного процесса, анализ и оценку качества подготовки кадров, оценку рынка труда с целью прогнозирования подготовки специалистов. В результате сотрудничества повышается уровень профессиональной подготовки выпускников, легче решаются вопросы их социальной и профессиональной адаптации к условиям будущей профессиональной деятельности. Например, в ОАО «Тюменский хлебокомбинат» закрепилось довольно много выпускников нашего учебного заведения. В настоящее время они составляют более 30 процентов коллектива.

Для повышения уровня личной, деловой активности студентов и выпускников в колледже проводятся курсы лекций и практические занятия по таким темам, как «Основы предпринимательской деятельности», «Стратегия построения профессиональной карьеры», «Способы поведения на современном рынке труда», «Технология поиска работы».


ПИКИН Сергей Михайлович, директор Дальневосточного государственного гуманитарно-технического колледжа, кандидат экономических наук, заслуженный учитель РФ

(1) Результаты приемной компании 2008 года мы вполне можем оценивать положительно. Главным критерием здесь выступают контрольные цифры приема, которые, несмотря на большую конкуренцию среди средних учебных заведений Приморского края и неблагополучную демографическую ситуацию, были выполнены. Такому итогу способствовал ряд мероприятий:

  • разработка рекламных материалов;
  • информация о наборе и об учебном заведении в краевых СМИ;
  • участие в ярмарке вакансий;
  • организация выступления педагогов в школах и других образовательных учреждениях;
  • дни открытых дверей;
  • обновление информации для абитуриентов на сайте колледжа;
  • разработка и утверждение Программы вступительных испытаний, экзаменационных тестов по дисциплинам «Русский язык» и «Математика» для абитуриентов, поступающих на базе 9 классов, методики их проведения (посредством компьютера) и системы оценки результатов;
  • оформление стенда «Абитуриент-2009» о правилах приема.

Сыграло положительную роль и участие наших представителей в мероприятиях краевого масштаба, посвященных организации приема и зачисления в вузы и ссузы по результатам ЕГЭ.

Набор мы сделали, контрольные цифры выполнили, но качество подготовки поступивших оказалось ниже, чем в предшествующие годы. Конечно, не ЕГЭ в этом «виноват». Ответ следует искать не только в методике преподавания школьных предметов, но и в системе подготовки школьных учителей и директоров, а также в образовательной политике, формирующей государственное мышление и общий кругозор всех, кто причастен к сфере образования.

(2) Чтобы выпускники школ более осознанно осуществляли выбор профессии и учитывали при этом интересы государства и возможность дальнейшего трудоустройства, в сложившейся системе профессиональной ориентации действительно необходимо изменить многое. На наш взгляд, не школьники должны учитывать интересы государства, а интересы государства должны быть такими, чтобы школьники могли, принимая их во внимание, при помощи хорошо продуманной системы мер выбирать необходимые для гармоничного экономического развития регионов, востребованные на рынке труда профессии.

Что должно делать государство для изменения отношения выпускников к выбору профессий и ситуации, когда в экономике страны ощущается избыток специалистов с высшим образованием и явный недостаток рабочих специалистов среднего звена?

В первую очередь, на наш взгляд, необходимо изменить отношение к человеку труда, при помощи грамотной политики, поддержанной средствами массовой информации. Надо поставить трудящегося человека на заслуженный им пьедестал. Инженеры, техники, механики, шахтеры, высококвалифицированные рабочие… Кто сегодня много и интересно говорит о них, делает их героями романов, фильмов, телепередач?! Произвести необходимые изменения способны государственные структуры, представители реального экономического сектора. Кстати, к последним немало вопросов. Главные таковы: почему не установлены повышенные стипендии для студентов технических специальностей? Почему студентов не берут или неохотно берут на практику и не оплачивают ее? И так далее. Ведь все это было прежде. Почему нет отсрочки от призыва в Вооруженные Силы у учащихся учреждений НПО и СПО?

Необходимо по-новому готовить к профессиональной деятельности не только педагогов (это тема для отдельного разговора), но и директоров школ. Они должны иметь государственное мышление, а не руководствоваться только непонятно кем установленными знаками престижности школы, определяемыми количеством учащихся, поступивших в вузы.

Хочется отметить в заключение: отдельное учебное заведение делает для профессиональной ориентации все, что может, но этого явно недостаточно. Главную работу должно выполнить государство, тогда выпускники школ будут более осознанно выбирать профессию и учитывать, наряду с личными, интересы государства.

(3) Колледж для воспитания качеств, необходимых настоящему специалисту, делает, на наш вгляд, достаточно много. Вот некоторые примеры.

Одна из самых престижных в крае специальностей среднего звена «Пожарная безопасность». Мы уже осуществили пять выпусков техников-пожарных. В колледже действует пожарная дружина, традиционно два раза в год проводятся показательные учения по пожарной безопасности, ход которых освещают телевидение и другие средства массовой информации. Студенты занимаются по специальной программе физобучения. Для них утверждена особая форма одежды. Благодаря всему этому, конкурс на специальность «Пожарная безопасность» не снижается, а в 2008-2009 учебном году количество поданных заявлений даже возросло. В течение всего года двери колледжа были открыты для учащихся школ города и края. Всего проведено 12 различных мероприятий: совместных олимпиад, спортивных, туристических соревнований. Второй год на базе колледжа в марте проводится городское совещание директоров города, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.


ЯКУШИНА Наталья Александровна, директор Чернушинского государственного политехнического колледжа

(1) В этом году, в силу ряда объективных причин, были определенные опасения относительно успешности приемной кампании. Однако предварительно спланированные и вовремя проведенные мероприятия позволили нам не только выполнить контрольные цифры приема, но и выйти на уровень предыдущих лет и обеспечить конкурс (3 человека на место). Кроме того, мы осуществили прием сверх контрольных цифр с полным возмещением затрат на обучение.

Факторами, которые позволили минимизировать возможные проблемы, являются активная работа по профессиональной ориентации учащихся школ, формирование заявок от предприятий на подготовку специалистов в рамках системы обращения регионального сертификата профессионального образования, широкое освещение деятельности колледжа в средствах массовой информации и увеличение доли поступающих на базе основного общего образования.

В наше время учащимся школ очень трудно сделать осознанный выбор учебного заведения и будущей профессии, так как поток информации, которую надо осмыслить, огромен. А сложившаяся практика профессиональной ориентации помогает не всегда и не всем. На наш взгляд, особенно ярко эта проблема проявляется в малых городах, где желающие продолжить образование зачастую отдают предпочтение не специальностям, которые наиболее подходят, а учебному заведению в родном городе, потому что его рекомендуют родители и там учатся друзья. Такой подход может негативно отразиться на процессе подготовки специалиста.

(2) Чтобы выпускники школ осознанно осуществляли выбор профессии, учитывали интересы государства и возможности трудоустройства, меры по профессиональной ориентации должны проводиться в комплексе, с участием школ, колледжа, службы занятости и работодателя. Школам необходимо активнее проводить работу по выявлению склонностей, задатков и личностных качеств учащихся. От самих учащихся это потребует детального изучения и осознания самого себя, а также выработки плана овладения необходимыми знаниями и навыками. Службы занятости пока не в состоянии эффективно управлять профессиональной ориентацией. Для успешного профессионального самоопределения молодежи колледжу необходимо расширить участие в системе непрерывного образования, развивая сотрудничество со школами, вузами и предприятиями. Работодатели должны стремиться привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи. К сожалению, в настоящее время руководители предприятий и организаций не всегда могут обозначить потребности в кадрах даже на ближайшие два-три года.

(3) Педагогический коллектив колледжа прикладывает значительные усилия по поиску оптимальных путей воспитания у студентов качеств, необходимых квалифицированному и грамотному специалисту. Одним из условий профессионального становления является развитие творческого потенциала. В колледже используются современные педагогические технологии и различные формы работы по формированию интереса к будущей профессии. Большое внимание уделяется мероприятиям по адаптации студентов, способствующим созданию атмосферы, в которой максимально раскрываются способности личности. Традиционно проводятся предметные недели, «круглые столы» с руководителями предприятий, конкурсы профессионального мастерства, отчеты по практикам, сопровождающиеся видеороликами и презентациями.

Функционирует служба содействия трудоустройству, которая поддерживает постоянную связь с работодателями и службой занятости населения. Студентам, заинтересованным в расширении профессиональных компетенций, предоставляется возможность учиться на курсах дополнительного профессионального образования, организованных в колледже.

Руководители и ведущие специалисты предприятий активно участвуют в образовательном процессе и формировании системы оценки качества подготовки кадров. Студенты старших курсов, в соответствии с заявками от предприятий, совмещают учебу с работой.

Полагаем, что положительная динамика снижения отсева студентов, увеличение доли заявок от предприятий, трудоустройство большей части выпускников по специальности являются показателями того, что системная реализация, пусть даже традиционных направлений, позволяет в условиях колледжа малого города подготовить специалистов с качествами, необходимыми инновационной экономике.


МАНАННИКОВА Марина Николаевна, руководитель отдела маркетинга Оренбургского государственного колледжа

ГОРШЕНИНА Наталья Владимировна, ответственный секретарь приемной комиссии

(2) Повышение престижа профессионального образования в сознании учащихся и родителей – одна из актуальных задач, решение которой поможет сохранить приток поступающих в образовательные учреждения среднего звена.

Реализуемые на современном этапе централизованные мероприятия по профессиональной ориентации школьников, в силу избыточности предоставляемой информации, оказываются недостаточно эффективными и не позволяют большинству абитуриентов объективно оценить преимущества того или иного учебного заведения. Требует совершенствования система предпрофильной подготовки школьников в плане взаимодействия общеобразовательных школ с учреждениями профессионального образования.

Нужна единая информационная образовательная среда, обеспечивающая свободный доступ школьников к профессиографической информации.

Большинство абитуриентов Оренбургского государственного колледжа (70 процентов) представлено жителями отдаленных сельских районов. Опыт работы приемной комиссии показывает, что зачастую они не имеют информации о направлениях профессиональной подготовки в учреждениях высшего и среднего звена, расположенных в области. Следовательно, не созданы объективные условия для формирования у выпускников школ обоснованных профессионально-образовательных планов. Кроме этого, большинство современных школьников отличается слабой готовностью к принятию решений: при выборе профессии они опираются на мнение родителей или сверстников.

(3) Деятельность нашего колледжа нацелена на создание благоприятных условий для свободного и осознанного выбора школьниками будущей профессиональной деятельности. Разработана и реализуется программа профориентационной работы с применением элементов маркетинговой деятельности. Выделены наиболее эффективные направления профессионального ориентирования: информирование и предпрофильная подготовка.

Из мероприятий, которые проводятся по этим направлениям, особое значение имеет участие в работе ярмарки вакансий учебных и рабочих мест для молодежи «Выбор», которую проводят центр молодежных инициатив, управление молодежной политики и центр занятости населения г. Оренбурга. Здесь осуществляется консультирование, позволяющее оценить, сможет ли человек овладеть специальностью, и определить, что соответствует его индивидуальным особенностям, разъясняется возможность трудоустройства и обучения по выбираемой специальности, зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей.

Повышают престиж учебного заведения ежегодное участие коллектива колледжа в областной выставке научно-технического творчества молодежи «НТТМ», межрегиональной специализированной выставке «Образование и карьера».

Положительно влияет на эффективность профориентационной работы использование, наряду с традиционными (например, встречи с родителями), интерактивных методик. На образовательном портале колледжа школьники могут найти всю интересующую их информацию. В режиме on-line проводятся конференции для учащихся, их родителей, учителей школ из отдаленных районов области. Презентация колледжа и ознакомление с основными профессиями и специальностями осуществляются при помощи мультимедийной установки.

Эффективным средством информирования можно считать выезд студенческих агитбригад. Как правило, программа этих мероприятий включает не только информацию о колледже, но и сопровождается выставкой профессионального мастерства и выступлениями творческих коллективов колледжа. Это показывает, что учеба не ограничивается непосредственно профессиональной сферой.

Огромное значение для профессиональной ориентации имеет предпрофильная подготовка. В этом плане колледж сотрудничает с лицеем № 6 г. Оренбурга, где учащиеся имеют возможность освоить один из предоставляемых профилей: пищевых производств, дизайна, информационных технологий.

Реализуемая система профессиональной ориентации является необходимым условием формирования гибкого профессионала, востребованного современной экономикой знаний.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Экспресс-форум: децентрализация СПО
Колледж креативных идей
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Ставропольский строительный техникум - образовательные орентиры
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Экспресс-форум: перспективы НПО и СПО в свете нового закона
Музыкальное образование в Ставрополье
Калужская область - эффективная система СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ