Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов РоссииЭкспресс-форум посвящен обсуждению инициатив, предложенных на съезде Союза директоров ссузов России, в частности, возможность проведения НИОКР, систему квалификаций выпускников, создание федеральных колледжей. Просмотров: 3103
В прошлом номере журнала (№31, «АО») был опубликован обстоятельный репортаж с V Съезда Союза директоров ссузов РФ, прошедшего 5 мая 2009 года. Учитывая актуальность обсуждаемых вопросов, интерес со стороны делегатов, гостей и средств массовой информации, событие это можно по праву назвать историческим. Сегодня под рубрикой «Экспресс-форум» представлено обсуждение выдвинутых на съезде инициатив в соответствии со следующим вопросами:
– (1) Съезд сформулировал предложения по дальнейшему повышению роли учреждений НПО и СПО как фактора долгосрочного и стратегического развития современного кадрового потенциала страны. Ранее на различных всероссийских форумах работников образования место системы среднего профессионального образования четко не определялось, иногда этот уровень характеризовался как тупиковый. Сегодняшнее состояние экономики страны и острая потребность в кадрах среднего звена, которая в различных регионах составляет от 70 до 90 процентов, настоятельно требуют приоритетного развития НПО и СПО. Следует отметить, что практически все выступившие на съезде, включая министра образования А.А. Фурсенко, руководителя Федерального агентства по образованию Н.И. Булаева, председателя комитета Госдумы по образовательной политике Г.А. Балыхина, председателя совета ректоров России В.А Садовничего, подчеркивали мысль о необходимости существования и развития системы СПО. – (2) В условиях рынка труда, требующего специалиста новой формации, необходимого социальным партнерам, следовало бы узаконить единый квалификационный уровень для СПО – «специалист». В Государственных образовательных стандартах специальностей «Банковское дело» и «Страховое дело» данная квалификация уже предусмотрена. – (3) О необходимости включения в сметы колледжей и техникумов статьи расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы говорилось на всех предшествующих съездах союза директоров СПО. Однако мнение, что наука является прерогативой только высшей школы, существующее в органах управления образованием, не позволяло решить этот вопрос. В настоящее время научный потенциал многих колледжей, наличие преподавателей, имеющих ученую степень, меняют ситуацию. Наш колледж, по результатам открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках Федеральной программы развития образования на 2004 год, проведенного Министерством образования РФ, был признан победителем по проекту «Разработка организационноэкономического механизма управления образовательными комплексами системы СПО в условиях модернизации образования». Работу мы выполнили в соответствии с государственным контрактом. Комиссия Федерального агентства по образованию ее приняла. – (4) Считаю, что данный вопрос требует дополнительной проработки. Механическое объединение учреждений СПО не гарантирует повышения качества подготовки выпускаемых специалистов и может привести к ухудшению управления разнородными структурами среднего профессионального образования.
– (1) V съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России показал приоритеты СПО и НПО, наметил меры по урегулированию ситуации на рынке труда, повышению качества кадрового потенциала, увеличению вклада системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в скорейший выход экономики из кризиса и ее дальнейшее развитие по инновационному пути. Это имеет большое значение для работников профессионального образования. Важная мысль прозвучала в выступлении президента Союза директоров В.М. Демина, который сказал, что именно директорский корпус сыграл и должен играть важнейшую роль и нести ответственность за развитие среднего и начального профессионального образования перед страной, работодателями, студентами и их родителями. Разделяю его мнение, так как проблемы колледжей и техникумов знаю изнутри. – (2) Поддерживаю предложение о пересмотре сложившейся системы уровней подготовки кадров в начальных и средних профессиональных учебных заведениях. Сейчас активно обсуждается вопрос о целесообразности существования систем СПО и НПО. На мой взгляд, эти разговоры бессмысленны, ведь Россия нуждается в восполнении естественной убыли рабочих и специалистов – людей, которые непосредственно производят товары и услуги... Но чтобы готовить качественные кадры, надо переосмыслить и уточнить размытые сегодня понятия «рабочий» и «техник». Если раньше разделение на рабочих и служащих было четким, то теперь во многих отраслях эти категории слились. Наш колледж как многоуровневое, многофункциональное учебное заведение, реализующее разнообразные профессиональные программы и работающее под девизом «Образование через всю жизнь», готов осуществлять подготовку специалистов со степенью бакалавра по техническим специальностям с дипломами высшего образования первой ступени. Эту идею поддерживают работодатели. Они уверены, что уникальный опыт нашего учебного заведения может составить достойную конкуренцию вузам и позволит обеспечить потребности производства в квалифицированных ресурсах, а также поднимет престиж учебных заведений СПО. – (3) Отношение к такому предложению более чем положительное. На повестке дня стоит вопрос об инновационном развитии учебных заведений СПО. Без осуществления научно-исследовательской деятельности это невозможно. Современная экономика, в том числе и перерабатывающая промышленность, устанавливает высокие требования к уровню подготовки кадров. Научно-исследовательская работа студентов – форма образовательной деятельности, способствующая обеспечению требуемого качества подготовки молодежи. В нашем колледже она проводится в творческом содружестве с учеными Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Московского университета прикладной биотехнологии, ведущими специалистами перерабатывающих предприятий и оценивается довольно высоко во время проведения научно-практических конференций и конкурсов. Систематический труд педагогов и студентов в этом направлении содействует развитию их творческой активности, служит совершенствованию механизма социального партнерства, формированию банка инновационных технологий. – (4) Конечно разделяю! Нашему колледжу хотелось бы получить такой статус. В сложный период начала XXI века мы завершили строительство нового учебно-лабораторного корпуса и спортивно-оздоровительного комплекса. За последние пять лет израсходовали более 100 млн. рублей на модернизацию учебно-материальной базы, оснащение лабораторий, спортивно-оздоровительного комплекса, приобретение интерактивных средств обучения. Наше учебное заведение расположено в небольшом поселке Торбеево и является его гордостью, украшением, молодостью и будущим. Мы чувствуем ответственность перед земляками. Однако понятно, что государство в период экономического кризиса поддержит самые передовые, лучшие, инновационные, динамично развивающиеся учебные заведения. Конечно, это приведет к усилению конкуренции. Но дорога открыта для всех: надо только искать, работать, думать, творить.
– (1) На мой взгляд, все вопросы, рассмотренные на V Съезде директоров ссузов РФ, значимые и волнуют ту часть педагогического сообщества, которая причастна к реализации программ среднего профессионального образования. – (2) Нет термина «рабочий». Есть «техник» и «старший техник». Но, думается, учебным заведениям системы СПО, реализующим повышенный уровень подготовки специалистов, можно присваивать и степень бакалавра. – (3) Выступая на съезде, министр образования и науки А.А. Фурсенко особо подчеркнул, что наша важнейшая задача состоит в подготовке студентов учреждений начального и среднего профобразования на высоком уровне. А для этого колледжам и техникумам необходимо максимально развивать учебно-производственную базу, создавать новые программы обучения, активно сотрудничать с предприятиями. Считаю, мы не совершим ошибки, если, развивая обозначенное министром, придем к выводу, что качеству образования в учебном заведении среднего звена, его высокому уровню будет способствовать и наличие в определенном объеме научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, и активное участие студентов в их выполнении. Да и объективно само совершенствование учебного процесса, привлечение к нему бизнес-сообщества, повышение роли ссузов, которым предстоит стать одним из решающих факторов долгосрочного стратегического развития современного кадрового потенциала страны, требуют восстановления в типовом положении об учебном заведении СПО пункта о возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако, чтобы колледж или техникум могли на деле осуществить это требование, прежде всего, нужно вовлечь в коллектив педагогов и сотрудников очень высокой квалификации. Значительная часть преподавателей должна иметь степени кандидата или доктора наук и высшую квалификационную категорию. Но самое главное, необходимо, чтобы они активно участвовали в проведении научных исследований и выполнении опытно-конструкторских работ, подготовке учебников и учебно-методических пособий, использовали новейшие образовательные и информационные технологии. В отдельных, успешно работающих средних учебных заведениях, особенно входящих в структуру вузов, можно создать кафедры, которые будут выполнять необходимый объем учебной, учебно-методической и воспитательной работы, обеспечивающий проведение учебного процесса на высоком уровне и, наряду с этим, проводить научно-исследовательскую работу по профилю кафедры, организовывать исследовательскую деятельность студентов. Нельзя не сказать и о том, что для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, помимо квалифицированного состава преподавателей, необходимо иметь развитую, современную материальнотехническую и лабораторную базу, а также соответствующее финансирование. Таким образом, восстановление в типовом положении об учебном заведении СПО пункта о возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будет иметь положительное значение. Однако распространять действие данного пункта на все колледжи и техникумы не следует. Этим пунктом (правом) могут воспользоваться только те из них, которые имеют для этого необходимые условия. – (4) Да, разделяю. Эта мера (реформа) направлена на повышение эффективности работы средних профессиональных учебных заведений, повышение качества подготовки специалистов и спроса на них на рынке труда. Создание федеральных колледжей будет способствовать росту авторитета учебных заведений СПО, их укрупнению и укреплению, созданию современной материально-технической базы, расширению связей с бизнесом, профильными предприятиями и научными учреждениями. Кто же будет против сотрудничества с крупным и авторитетным учебным заведением? Возрастет и число желающих получить качественное образование и востребованную профессию в учебном заведении. Исходя из опыта создания федеральных университетов, можно говорить и о том, что федеральные колледжи будут иметь неплохое финансирование. А это один из ключевых факторов успешной работы образовательных учреждений, позволяющий легче и лучше решать учебные, воспитательные, научные, кадровые, социальные и другие вопросы. Идею создания федеральных колледжей следует поддержать как положительную. Хотя, возможно, будут и иные мнения. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|