Совет директоров ссузов Республики МордовияОрганизации СПО Республики Мордовия – победители конкурсного отбора программ субъектов РФ по направлению «Модернизация систем профессионального образования». На вопросы корреспондента «АО» ответил председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия, директор Торбеевского техникума мясной и молочной промышленности Юрий ТУТУКОВ. Просмотров: 215
Материал опубликован в журнале №87 от 29.04.2016. Организации СПО Республики Мордовия – победители конкурсного отбора программ субъектов РФ по направлению «Модернизация систем профессионального образования».
На вопросы корреспондента «АО» ответил председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия, директор Торбеевского техникума мясной и молочной промышленности Юрий ТУТУКОВ. – Какие направления деятельности Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия являются приоритетными на сегодняшний день? Какие первоочередные задачи стоят перед вашей организацией? Какие проблемы еще требуют решения? – И российское образование в целом, и система СПО республики переживают сегодня период поиска перспективных и результативных моделей взаимодействия с социумом. Общественная организация – в частности, Совет директоров ссузов Республики Мордовия – это форма взаимодействия, согласования деятельности, оценки и самооценки 31 учреждения СПО. Создана для содействия деятельности средних специальных учебных заведений и объединения усилий по их совершенствованию, а также формированию государственно-общественной системы управления профессиональным образованием. Совет директоров последовательно отстаивает интересы СПО. Одним из значимых достижений считаю сохранение и развитие потенциала большинства учреждений СПО. Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности, являющийся базовым в республике с 2006 года, – единственное периферийное учебное заведение в Приволжском федеральном округе, директор которого возглавляет региональный совет директоров ссузов. В то же время мордовский совет признан одним из лидеров СПО России в развитии региональной системы образования. Наиболее важными задачами, которые актуальны для организации и сегодня, являются:
Моему миропониманию созвучен лозунг: «Кадры решают все!». Очевидно, что в постиндустриальном обществе развитие потенциала страны напрямую связано с формированием и развитием человеческого капитала. Инновационная, ориентированная на модернизацию экономика требует значительных инвестиций, в том числе и на развитие образовательной среды. Сегодня много говорится о необходимости взаимодействия с работодателями. И положительные примеры такого сотрудничества, безусловно, присутствуют в деятельности системы СПО республики. Например, Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности при участи компании «Данон» реализует проект «Поколение МИЛК». Студенты участвуют в открытой конкурсной защите своих опытно-экспериментальных, научно-исследовательских проектов по перспективным темам, предложенным специалистами производства. По итогам авторы проектов, ставших победителями, получают от компании именные гранты в размере от 6 до 28 тыс. рублей. Совместно с мясной отраслью республики и агрохолдингом «Талина» колледжем реализуется еще один перспективный проект – «Молодой специалист». Подобные примеры есть и в деятельности других ссузов региона. В республике получил развитие опыт организации дуального обучения – в Саранском электромеханическом, Торбеевском, Кемлянском колледжах и ряде других. Однако, к сожалению, это пока не стало системной практикой. Вынужден признать: бизнес России не осмыслил важность задачи. В выстраивании отношений с бизнес-сообществом требуют решения некоторые вопросы, и отнюдь не только материального плана. Студенты и педагоги колледжей хотели бы более активно и результативно взаимодействовать с работодателями, принимая участие в семинарах, производственных совещаниях, стажировках на базовых предприятиях. Все это пошло бы на пользу делу, позволяя формировать механизмы эффективного взаимодействия с будущими работодателями, повышая конкурентоспособность образовательных учреждений. – В 2013 году Республика Мордовия вступила в международное движение рабочих профессий, а в апреле этого года Саранск принял полуфинал IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) в ПФО. – Для Республики Мордовия участие в международном движении рабочих профессий – приоритетное направление. Большое внимание этому уделяют не только все директора ссузов, министр образования Е.Е. Маркачев, но и правительство, и глава республики В.Д. Волков. В апреле 2016 года 204 человека стали участниками полуфинала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в ПФО по стандартам World Skills, проходившего в Саранске. Студенты колледжей и техникумов, начинающие рабочие показали свое профессиональное мастерство в состязаниях по 25 компетенциям (профессиям). Соревнования проводились на трех площадках: в спортивном комплексе «Мордовия», на базе промышленных предприятий – Саранского телевизионного завода и завода «Станкостроитель». На мероприятиях чемпионата побывали более 17 тыс. зрителей – школьников и студентов. Чтобы полуфинал IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» прошел на высоком уровне, была проведена большая организационная работа, ни одно образовательное учреждение не осталось в стороне. Мордовия была представлена во всех 25 компетенциях и в итоге вошла в тройку лидеров. Медали получили 10 молодых рабочих, а 3 студента заняли первые места в своих компетенциях. Совету директоров близка стратегическая задача этого движения, в котором мы видим эффективный механизм повышения качества образования. Однако не все компетенции, имеющие значение для экономики республики, представлены в международном чемпионате: требуется, например, разработка по профессиям, актуальным для мясомолочной промышленности. – Как вы оцениваете эффективность работы совета директоров? – Сегодняшние векторы развития системы СПО заданы законом «Об образовании в РФ» и государственной программой «Развитие образования на 2013-2020 годы». Одним из важных условий этого процесса является высокое кадровое обеспечение профессионального образования. Ныне остро стоит проблема старения педагогических кадров. Приток молодых преподавателей, в том числе из производственной сферы, существенно сдерживается из-за отставания заработной платы работников профессионального образования от средних показателей по заработной плате субъектов РФ. В течение десяти лет мы разрабатываем эффективную систему мотивирования и контроля деятельности образовательных учреждений. Систему оценивания инновационной деятельности ссузов в нашем совете начали создавать задолго до разработки аналогичной в РФ. В этой работе приняли самое активное участие педагоги и члены администрации колледжей Саранска: промышленно-экономического, электромеханического, медицинского, энергетики и электронной техники, пищевого, а также Торбеевского, Темниковского, Краснослободского, Ковылкинского, Кемлянского, Ичалковского и других ссузов республики. Если проанализировать деятельность совета директоров, можно выделить оригинальную инициативу – создание сетевой экспериментальной площадки. Она была создана для поддержки инновационной деятельности в сфере профессионального образования, стимулирования образовательных учреждений, активно развивающих экспериментальную работу по направлениям, которые соответствуют современным тенденциям развития образования. Минобразования Республики Мордовия в 2014 году присвоило статус республиканской сетевой экспериментальной площадки Торбеевскому колледжу мясной и молочной промышленности по теме «Разработка и внедрение механизмов формирования положительной мотивации деятельности преподавателей и студентов как условие их успешности». В работе участвуют 10 учебных заведений СПО республики. Таким образом, второй год площадка объединяет для экспериментальной научно-исследовательской работы коллектив численностью около 90 педагогов. Совет директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия – живая, активно работающая общественная организация, которая ежедневно ищет ответы на вопросы: как формировать и реализовывать в республике концепцию образования граждан в течение всей жизни, как повысить востребованность учебных заведений СПО, сделать их инвестиционно-привлекательными для личности, государства и бизнеса. Мы будем и в дальнейшем держать курс на создание эффективной системы управления учебными заведениями, которые должны быть ориентированы на реальные потребности регионального рынка труда, социальные и карьерные ожидания молодежи. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|