Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Совет директоров ссузов Республики Мордовия

Организации СПО Республики Мордовия – победители конкурсного отбора программ субъектов РФ по направлению «Модернизация систем профессионального образования». На вопросы корреспондента «АО» ответил председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия, директор Торбеевского техникума мясной и молочной промышленности Юрий ТУТУКОВ.

Просмотров: 196

Материал опубликован в журнале №87 от 29.04.2016.

Юрий Тутуков Организации СПО Республики Мордовия – победители конкурсного отбора программ субъектов РФ по направлению «Модернизация систем профессионального образования».

На вопросы корреспондента «АО» ответил председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия, директор Торбеевского техникума мясной и молочной промышленности Юрий ТУТУКОВ.

– Какие направления деятельности Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия являются приоритетными на сегодняшний день? Какие первоочередные задачи стоят перед вашей организацией? Какие проблемы еще требуют решения?

– И российское образование в целом, и система СПО республики переживают сегодня период поиска перспективных и результативных моделей взаимодействия с социумом.

Общественная организация – в частности, Совет директоров ссузов Республики Мордовия – это форма взаи­модействия, согласования деятельности, оценки и самооценки 31 учреждения СПО. Создана для содействия деятельности средних специальных учебных заведений и объединения усилий по их совершенствованию, а также формированию государственно-общественной системы управления профессиональным образованием. Совет директоров последовательно отстаивает интересы СПО. Одним из значимых достижений считаю сохранение и развитие потенциала большинства учреждений СПО.

Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности, являющийся базовым в республике с 2006 года, – единственное периферийное учебное заведение в Приволжском федеральном округе, директор которого возглавляет региональный совет директоров ссузов. В то же время мордовский совет признан одним из лидеров СПО России в развитии региональной системы образования.

Наиболее важными задачами, которые актуальны для организации и сегодня, являются:

  • повышение качества образования, конкурентоспособности выпускников;
  • обеспечение соответствия компетенций выпускников требованиям экономики;
  • привлечение ресурсов бизнеса, государства для развития учебных заведений;
  • создание условий для обучения на протяжении всей трудовой деятельности;
  • успешная социализация и эффективная самореализация обучающихся.

Моему миропониманию созвучен лозунг: «Кадры решают все!». Очевидно, что в постиндустриальном обществе развитие потенциала страны напрямую связано с формированием и развитием человеческого капитала. Инновационная, ориентированная на модернизацию экономика требует значительных инвестиций, в том числе и на развитие образовательной среды. Сегодня много говорится о необходимости взаимодействия с работодателями. И положительные примеры такого сотрудничества, безусловно, присутствуют в деятельности системы СПО республики.

Например, Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности при участи компании «Данон» реализует проект «Поколение МИЛК». Студенты участвуют в открытой конкурсной защите своих опытно-экспериментальных, научно-исследовательских проектов по перспективным темам, предложенным специалистами производст­ва. По итогам авторы проектов, ставших победителями, получают от компании именные гранты в размере от 6 до 28 тыс. рублей. Совместно с мясной отраслью республики и агрохолдингом «Талина» колледжем реализуется еще один перспективный проект – «Молодой специалист». Подобные примеры есть и в деятельности других ссузов региона.

В республике получил развитие опыт организации дуального обучения – в Саранском электромеханическом, Торбеевском, Кемлянском колледжах и ряде других. Однако, к сожалению, это пока не стало системной практикой. Вынужден признать: бизнес России не осмыслил важность задачи.

В выстраивании отношений с бизнес-сообществом требуют решения некоторые вопросы, и отнюдь не только материального плана. Студенты и педагоги колледжей хотели бы более активно и результативно взаимодействовать с работодателями, принимая участие в семинарах, производственных совещаниях, стажировках на базовых предприятиях. Все это пошло бы на пользу делу, позволяя формировать механизмы эффективного взаимодействия с будущими работодателями, повышая конкурентоспособность образовательных учреждений.

– В 2013 году Республика Мордовия вступила в международное движение рабочих профессий, а в апреле этого года Саранск принял полуфинал IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) в ПФО.

– Для Республики Мордовия участие в международном движении рабочих профессий – приоритетное направление. Большое внимание этому уделяют не только все директора ссузов, министр образования Е.Е. Маркачев, но и правительство, и глава республики В.Д. Волков. В апреле 2016 года 204 человека стали участниками полуфинала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в ПФО по стандартам World Skills, проходившего в Саранске. Студенты колледжей и техникумов, начинающие рабочие показали свое профессиональное мастерство в состязаниях по 25 компетенциям (профессиям). Соревнования проводились на трех площадках: в спортивном комплексе «Мордовия», на базе промышленных предприятий – Саранского телевизионного завода и завода «Станкостроитель». На мероприятиях чемпионата побывали более 17 тыс. зрителей – школьников и студентов.

Чтобы полуфинал IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» прошел на высоком уровне, была проведена большая организационная работа, ни одно образовательное учреждение не осталось в стороне. Мордовия была представлена во всех 25 компетенциях и в итоге вошла в тройку лидеров. Медали получили 10 молодых рабочих, а 3 студента заняли первые места в своих компетенциях.

Совету директоров близка стратегическая задача этого движения, в котором мы видим эффективный механизм повышения качества образования. Однако не все компетенции, имеющие значение для экономики республики, представлены в международном чемпионате: требуется, например, разработка по профессиям, актуальным для мясомолочной промышленности.

– Как вы оцениваете эффективность работы совета директоров?

– Сегодняшние векторы развития системы СПО заданы законом «Об образовании в РФ» и государственной программой «Развитие образования на 2013-2020 годы». Одним из важных условий этого процесса является высокое кадровое обеспечение профессионального образования. Ныне остро стоит проблема старения педагогических кадров. Приток молодых преподавателей, в том числе из производственной сферы, существенно сдерживается из-за отставания заработной платы работников профессионального образования от средних показателей по заработной плате субъектов РФ.

В течение десяти лет мы разрабатываем эффективную систему мотивирования и контроля деятельности образовательных учреждений. Систему оценивания инновационной деятельности ссузов в нашем совете начали создавать задолго до разработки аналогичной в РФ. В этой работе приняли самое активное участие педагоги и члены администрации колледжей Саранска: промышленно-экономического, электромеханического, медицинского, энергетики и электронной техники, пищевого, а также Торбеевского, Темниковского, Краснослободского, Ковылкинского, Кемлянского, Ичалковского и других ссузов республики.

Если проанализировать деятельность совета директоров, можно выделить оригинальную инициативу – создание сетевой экспериментальной площадки. Она была создана для поддержки инновационной деятельности в сфере профессионального образования, стимулирования образовательных учреждений, активно развивающих экспериментальную работу по направлениям, которые соответст­вуют современным тенденциям развития образования. Минобразования Республики Мордовия в 2014 году присвоило статус республиканской сетевой экспериментальной площадки Торбеевскому колледжу мясной и молочной промышленности по теме «Разработка и внедрение механизмов формирования положительной мотивации деятельности преподавателей и студентов как условие их успешности». В работе участвуют 10 учебных заведений СПО республики. Таким образом, второй год площадка объединяет для экспериментальной научно-исследовательской работы коллектив численностью около 90 педагогов.

Совет директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия – живая, активно работающая общественная организация, которая ежедневно ищет ответы на вопросы: как формировать и реализовывать в республике концепцию образования граждан в течение всей жизни, как повысить востребованность учебных заведений СПО, сделать их инвестиционно-привлекательными для личности, государства и бизнеса. Мы будем и в дальнейшем держать курс на создание эффективной системы управления учебными заведениями, которые должны быть ориентированы на реальные потребности регионального рынка труда, социальные и карьерные ожидания молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Кого, чему и зачем учить?
Региональный аспект профессионального образования
Высокий потенциал негосударственного сектора
Формирование единого образовательного пространства региона
Региональный инновационный интегратор
Система СПО Удмуртской Республики
Совет директоров как инструмент развития системы СПО
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Паспорт региона: Республика Мордовия
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ