Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Александр Корзин: вклад в модернизацию

В Тверской области сложилась эффективная система государственно-общественного управления средним профессиональным образованием. Активную роль в ее функционировании играет Совет директоров ссузов региона.

Просмотров: 2615
А.Б. КОРЗИН, председатель Совета директоров ссузов Тверской области, директор Тверского колледжа им. А.Н. Коняева, доктор психологических наук

В Тверской области сложилась эффективная система государственно-общественного управления средним профессиональным образованием. Активную роль в ее функционировании играет Совет директоров ссузов региона (далее – совет). Он является общественной организацией, координирующей деятельность образовательных учреждений СПО независимо от их ведомственного подчинения, и действует на основании Устава. В 2009 году в состав совета вошли представители четырех ведущих учебных заведений начального профессионального образования: профессиональные лицеи №10 и №48 г. Твери; агротехнический лицей №46 г. Западная Двина и профессиональное училище №6 г. Твери.

Совет работает в тесном сотрудничестве с региональными органами исполнительной власти.

В Тверской области – 40 учреждений среднего звена. Они достаточно равномерно распределены по ее территории и находятся в 18-ти из 36-ти муниципальных округов. Это имеет большое значение как для обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами, так и для удовлетворения образовательных потребностей населения. В ведении Федерального агентства по образованию (в настоящее время оно реорганизуется) находится 20 ссузов, в ведении Тверской области – 18, два – негосударственные.

Колледжи, а их 18, составляют 44% от общего количества учебных заведений СПО. Все они являются многофункциональными, многопрофильными учебными заведениями и играют значительную роль в подготовке кадров.

Образовательный процесс осуществляют 356 руководящих работников и 1586 преподавателей. Из них ученую степень доктора наук имеют 6 человек, кандидата наук – 55.

В 2009 году колледжи и техникумы Тверской области выпустили 7267 специалистов. По очной форме обучались 5389 человек.

В настоящее время подготовка специалистов среднего звена ведется по 77 специальностям. Профильная структура подготовки представлена в таблице 1.

Ежегодно, в соответствии с потребностями регионального рынка труда в учебных заведениях открываются новые специальности. Среди них «Почтовая связь», «Дизайн» (по отраслям), «Организация обслуживания в сфере сервиса», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Земельные и имущественные отношения» и другие.

Система СПО модернизируется по следующим направлениям:

  • целевая контрактная подготовка специалистов;
  • прогнозирование потребностей рынка труда и распределение молодых специалистов, создание информационных агентств и служб занятости;
  • независимая система оценки качества подготовки специалистов;
  • оптимальное управление образовательными учреждениями на федеральном и региональном уровнях;
  • механизмы софинансирования и соучредительства в системе СПО;
  • эффективное бюджетное финансирование;
  • социальное обеспечение студентов и работников образовательных учреждений. Более подробно с основными направлениями модернизации можно ознакомиться на сайте www.tqiek.ru.

Вопросами методического обеспечения ссузов занимается базовое образовательное учреждение – Тверской колледж им. А.Н. Коняева. На его площадке функционируют 17 методических объединений, руководители и сотрудники которых избираются из числа наиболее опытных и квалифицированных преподавателей и утверждаются президиумом совета.

Изучение, обобщение и распространение инновационного опыта педагогов – важнейшее направление деятельности методических объединений. Анализ их работы позволяет сделать вывод: в учебных заведениях успешно развиваются инновационные формы занятий, активно используется метод проектов, внедряются новые образовательные технологии, способствующие развитию творческих способностей студентов, совершенствуются лекции, семинары и другие формы обучения. В деятельности преподавателей учитываются валеологические и психолого-педагогические аспекты. Кроме того, большое внимание уделяется развитию интереса к изучаемым дисциплинам. Это осуществляется с помощью экскурсий-лекций, конкурсов знаний, олимпиад, конференций, театрализованных уроков, использования Интернета и других форм внеклассной работы. Колледж им. А.Н. Коняева создал учебные фирмы «Автоплюс», «Электромонтажник», «Искра» (специальность «Сварочное производство»), «Индустрия» («Технология машиностроения»), где ребята применяют на практике полученные знания.

Совет уделяет большое внимание вопросам повышения квалификации преподавателей и руководителей учебных заведений СПО. Действующий на основании лицензии Центр научных исследований проводит обучение по программам, посвященным управлению, образовательной деятельности современного учреждения профессионального образования и инновационным технологиям. За последнее время в нем прошли переподготовку 290 работников.

Средние учебные заведения активно участвуют в приоритетном национальном проекте «Образование». Победителями являются Савеловский промышленно-экономический колледж (2007 г.), Тверской колледж им. А.Н. Коняева (2008 г.), Профессиональный лицей №48, Профессиональное училище №6 г. Твери, Агропромышленный лицей №46 г. Западная Двина (2009 г.). Поддержка, которую им оказывают государство и работодатели в рамках реализации инновационных программ, приводит к позитивным и системным изменениям в подготовке специалистов среднего звена. При этом формируются механизмы государственночастного партнёрства, осуществляется финансирование по показателям качества.

Поддерживает образовательные учреждения и Администрация Тверской области. Она учредила гранты педагогам, студентам и учебным заведениям, участвующим в инновационной деятельности, направленной на развитие системы образования и экономики региона. В 2009 году гранты, были вручены А.Б. Корзину, директору Тверского колледжа им. А.Н. Коняева, Г.А. Сопиной, педагогу-психологу этого же учреждения и Н.К. Тарасовой, преподавателю Тверского медицинского колледжа. А из учебных заведений губернаторской награды удостоилось Старицкое педагогическое училище.

С целью профориентации абитуриентов, колледжи и техникумы совместно с Центром занятости населения и Комитетом по делам молодежи Тверской области ежегодно проводят ярмарки учебных мест.

Рост востребованности выпускников системы СПО является общемировой тенденцией. В соответствии с международной практикой в условиях развития автоматизации и информатизации всех сфер человеческой жизни специалисты среднего уровня квалификации становятся ведущим звеном в профессиональной практической деятельности. В настоящее время в Российской Федерации каждый четвертый из контингента экономически активного населения имеет диплом колледжа или техникума.

Учебные заведения СПО активно работают по трудоустройству выпускников. По договорам с городскими центрами занятости и областным комитетом по делам молодежи в учебных заведениях создаются временные рабочие места молодежи и студенческие отряды, которые выполняют большой объем необходимых городу и учебным заведениям работ.

Совет директоров совместно с Департаментом образования Тверской области и Центром занятости населения проводят ежегодный конкурс по трудоустройству выпускников. Победители определяются по таким номинациям:

  • активное взаимодействие с Центрами занятости населения;
  • трудоустройство выпускников государственных образовательных учреждений НПО;
  • эффективность профориентационной работы;
  • трудоустройство выпускников государственных образовательных учреждений СПО;
  • содействие трудоустройству обучающихся в свободное от учебы время;
  • активная работа по взаимодействию с работодателями по внедрению в производство проектов, разработанных выпускниками.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 Администрация Тверской области разработала Программу по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году и выделила образовательным учреждениям средства «на приобретение услуг в пользу граждан, находящихся под угрозой массового увольнения». Колледжи и техникумы участвуют в реализации таких направлений в программы:

  • «Профессиональный сертификат»;
  • обучение безработных граждан (работа с Центром занятости населения);
  • работа с предприятиями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров для предприятий города, области;
  • обучение граждан за собственные средства.

Например, Тверской технологический колледж и Тверской колледж им. А.Н. Коняева провели опережающее обучение более чем по 30 профессиям на сумму около 4,5 млн рублей.

Современный специалист должен владеть не только суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, умением использовать в своей работе то новое, что появляется в науке и практике, быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, стремлением постоянно совершенствовать свою квалификацию. Эти качества воспитываются путем вовлечения студентов в исследовательскую работу.

Уже шесть лет на Тверской земле проводятся Всероссийские смотры-конкурсы научно-технического творчества студентов средних специальных учебных заведений. Образовательные учреждения принимают в них активное участие. Цель этих мероприятий – совершенствование и стимулирование исследовательской деятельности, развитие творческой инициативы, демонстрация достижений студентов. В конкурсе 2009 года участвовали студенты из 166 учебных заведений, расположенных в 44 регионах России. Всего было представлено более 800 работ. Программа конкурса включала мультимедийную презентацию – защиту проекта и ответы автора (разработчика) на вопросы экспертной комиссии.

Организация конкурсов, выставок и олимпиад способствует развитию у студентов познавательных интересов, способностей к приобретению знаний, привитию интереса к дисциплинам, а также воспитанию таких ценных качеств личности, как целеустремлённость и самостоятельность мышления. В 2009 году совет директоров провел на базе Тверского колледжа им. А.Н. Коняева областные олимпиады по специальностям «Правоведение», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Ветеринария», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Технология машиностроения», «Экономика и бухгалтерский учёт», по компьютерной графике. Кроме того, на Тверской земле состоялась Всероссийская олимпиада профессионального мастерства по специальности «Моделирование и конструирование». Она проходила на базе Тверского промышленно-экономического колледжа.

Совет директоров ccузов Тверской области уделяет большое внимание выявлению талантливой молодежи, созданию условий для реализации творческого потенциала юношей и девушек. Более 10 раз в регионе проводится областной фестиваль искусств среди студентов средних специальных учебных заведений. Из года в год возрастает количество его участников, разнообразнее становятся жанры. В программе нынешнего фестиваля – свыше 20 номинаций. В течение нескольких лет сложились две новые традиции – проводить областные поэтические конкурсы студенческих пар и студенческих газет. Команды учебных заведений среднего звена активно участвуют в областном молодежном туристическом слете и в последние три года занимают абсолютно все призовые места.

Во всех колледжах и техникумах действуют органы студенческого самоуправления. Реализуются программы подготовки лидеров в молодежной среде.

Выпускники системы среднего профессионального образования являются основой кадрового потенциала экономики региона.

К сожалению, задача опережающего развития начального и среднего профессионального образования, одобренная Госсоветом и принятая Правительством Российской Федерации, решается медленно, а механизмы ее реализации до сих пор не сформированы.

В настоящее время совет решает следующие задачи:

  • участие в реализации программ переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого населения, в том числе программ профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;
  • осуществление подготовки кадров как для малого и среднего бизнеса, так и для крупных промышленных предприятий;
  • прогнозирование потребности в специалистах с учетом сложившейся демографической ситуации;
  • развитие форм работы, направленных на трудоустройство выпускников.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интегрированный закон: что волнует СПО?
Тверская область. Региональный обзор
Формирование единого образовательного пространства региона
Региональный аспект профессионального образования
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Ростовская область: итоги совместного труда
Совет директоров ссузов Владимирской области
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Кого, чему и зачем учить?
Система СПО Удмуртской Республики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ