Реалии и перспективы среднего профессионального образованияИнтервью с председателем совета директоров ссузов Республики Башкортостан Сайфутдином Кунсбаевым о развитии региональной системы среднего профессионального образования, целях, задачах, достижениях и планах. Просмотров: 3062
Республика Башкортостан занимает ведущие позиции в Приволжском федеральном округе по числу техникумов и колледжей, количеству обучающихся в них студентов и выпускаемых специалистов. На ее территории размещены 77 государственных учебных заведений СПО, распределенных по отраслевому принципу, что удовлетворяет требованиям регионального рынка труда. Большинство из них имеют многолетние традиции, являются многопрофильными и хорошо инвестируются. Эти факторы оказывают положительное воздействие на успешное развитие всей системы СПО Башкортостана. Совет директоров ссузов Республики Башкортостан возглавляет Сайфутдин КУНСБАЕВ. Сегодня он отвечает на вопросы нашего корреспондента. – Уважаемый Сайфутдин Зайнетдинович, какие важные для вашего региона задачи решает совет директоров ссузов в настоящее время? – Спектр задач довольно широкий. Ежегодно мы определяем контрольные цифры приема студентов, формируем предложения по определению масштабов и профильной структуры подготовки специалистов. В перспективе ставим задачу – добиться опережающего развития учебных заведений по отношению к запросам рынка труда и соответствующего такому развитию интеллектуального, духовного и профессионального потенциала педагогов и других сотрудников. При участии членов президиума Совета директоров решаются вопросы по реализации республиканских программ и государственной политики в области образования и молодежной политики. Члены президиума входят в состав комиссий по проведению ЕГЭ, выездной профориентационной работы и экспертных советов программ (проектов), направленных на поддержку молодежных инициатив. Также мы работаем над проблемами, которые требуют регулярного и детального анализа и контроля. К ним относятся трудоустройство выпускников, развитие систем социального партнерства и дополнительного образования, обеспечение безопасности деятельности образовательных учреждений, функционирование системы менеджмента качества, деятельность студенческих трудовых отрядов, вопросы создания автономных образовательных учреждений и некоторые другие. – Какова роль совета в повышении качества образования? – Мы вносим свой вклад в решение этого вопроса путем участия в организации конкурсов и олимпиад, привлечения внимания к деятельности федеральных и республиканских экспериментальных площадок. Например, благодаря нашим стараниям, состоялся мастер-класс по итогам Республиканского конкурса учреждений СПО на лучший учебный кабинет специальных дисциплин. Совет директоров выступил одним из инициаторов проведения республиканского конкурса на лучшего преподавателя системы СПО. В 2009 году проведен конкурс среди преподавателей общеобразовательных дисциплин, который выявил лучший опыт и традиции современного отечественного образования, позволил продемонстрировать педагогическому сообществу самые достойные инновационные проекты и программы педагогов республики. Работает на качество и участие учебных заведений в республиканских и российских мероприятиях, таких как конкурсы «Золотая сова», «100 лучших ссузов России», «Российским инновациям – российский капитал», ежегодная ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов Приволжского федерального округа. Деятельность лучших колледжей и всей системы СПО Башкортостана презентуется на Международном конгрессевыставке «Образование без границ». В республике проводятся от 5 до 8 предметных олимпиад в год. В них ежегодно пробуют свои силы около 150 студентов из 60 учреждений СПО (78 процентов). Проходят отборочные туры всероссийских олимпиад профессионального мастерства для обучающихся – в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2009 году наши студенты заняли 5 призовых мест на всероссийских олимпиадах. Эти и многие другие достижения позволяют говорить о конкурентоспособности выпускников и высоком профессионализме педагогических коллективов учебных заведений. – А к организации инновационной деятельности совет директоров отношение имеет? – Во-первых, мы обобщаем опыт лучших учебных заведений. Кстати, этому способствует участие членов совета директоров в работе комиссий по комплексной оценке деятельности учебных заведений республики, реализующих программы среднего профессионального образования. Во-вторых, совет директоров содействует внедрению в колледжах и техникумах инновационных проектов по формированию системы сотрудничества с бизнес-структурами в форме бизнес-инкубаторов, разработке и осуществлению проектов по созданию автономных образовательных учреждений, внедрению профессиональных образовательных программ, подготовке и переподготовке лиц с ограниченными возможностями и прочих. В-третьих, совет директоров принимает активное участие в проведении ежегодных выставок достижений учреждений СПО республики. На одной из них, проводимой в рамках республиканского совещания руководителей учреждений НПО и СПО, и на ежегодной республиканской специализированной выставке «Образование. Наука. Карьера», учебные заведения представляют инновационные проекты и экспозиции, предлагаемые к внедрению как в образовательном пространстве колледжей и техникумов, так и в условиях производства. – Имеются ли среди них востребованные потребителями? – Конечно. Могу назвать несколько: системы автоматизации процессов в различных организациях, системы комплексного управления и мониторинга учебным процессом, виртуальные лабораторные работы и электронные учебники, системы дистанционного обучения людей и другие. Это довольно серьезные разработки. – Сейчас много говорится о тесном взаимодействии учебных заведений с работодателями. Каково, на ваш взгляд, будущее выпускника учреждений среднего профессионального образования? – Работодатели желают иметь на производстве высококвалифицированного специалиста, способного самостоятельно решать производственные задачи: мобильно, грамотно, без каких-либо сроков адаптации. Мы заинтересованы в том же самом. Учебные заведения тесно взаимодействуют с работодателями в части разработки образовательных программ и учебно-программной документации. А социальные партнеры принимают участие в деятельности служб маркетинга и трудоустройства. Но есть задачи, с которыми учебные заведения без поддержки государства и бизнеса справиться не могут. К ним относятся осуществление мониторинга обеспеченности в кадрах отраслей экономики, разработка прогноза спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, информационное обеспечение специализированных сайтов по трудоустройству выпускников. Решение этих ключевых вопросов, лежащих в основе успешного функционирования системы СПО, со временем обеспечит подготовку нового продукта в лице компетентностного специалиста и обеспечит будущее выпускников. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|