Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

И техникум, и экспериментальная площадка

Башкирский экономико-юридический техникум рассказывает об экспериментально-инновационных подходах к деятельности учебного заведения, а также об опыте координации с вузом.

Просмотров: 1486

В.Г. СЕРМЯГИН, директор Башкирского экономико-юридического техникума

Негосударственные образовательные учреждения по своей сути являются экспериментальной инновационной площадкой. Это с первых дней деятельности продемонстрировал и Башкирский экономико-юридический техникум.

Башкирский экономико-юридический техникум создан в 1995 году. За это время подготовлено более тыс. дипломированных специалистов: юристов, бухгалтеров, финансистов, техников-компьютерщиков и других.

В учебном заведении обучается 6,5 тыс. студентов по очной и заочной формам. В учебном процессе задействовано более 200 преподавателей, в их числе доктора и 16 кандидатов наук. Более 20 сотрудников и преподавателей работает над докторскими и кандидатскими диссертациями.

На сегодняшний день техникум располагает солидной материально-технической базой, в том числе 10 собственными учебными корпусами, 7 компьютерными классами, мультимедийной библиотекой.

Библиотечный фонд, насчитывающий около 450 тыс. экземпляров, укомплектован необходимой новейшей учебной и научной литературой. Ежегодно выписывается 55 наименований периодических изданий. Имеется и собственная издательская база. За последние пять лет преподавателями техникума подготовлены 56 учебников, учебных пособий, методических разработок, 5 из которых присвоен гриф Министерства образования Республики Башкортостан.

В 1990-е годы редко кто практиковал столь тесную организационно-педагогическую координацию между образовательным учреждением СПО и вузом, как Башкирский экономико-юридический техникум и его учредитель – Академия ВЭГУ. Не одна сотня выпускников ссуза продолжила обучение в академии, а ведь до поступления в техникум для этих молодых людей традиционная траектория получения высшего образования была по многим причинам недостижимой мечтой. Причем сотрудничество техникума и академии осуществляется при очень высокой степени академической автономности, поскольку учредитель отнюдь не монополизирует свое право на прием этих выпускников, а предоставляет им возможность выбирать среди ряда ведущих вузов республики, с которыми у техникума заключены соответствующие договоры.

Или взять все более обостряющуюся проблему профориентации учащихся старших классов и все более и более отчужденные по этой причине отношения между образовательными учреждениями СПО и средней школой. Техникумы и колледжи, с одной стороны, всегда ориентировались на привлечение выпускников 9-х классов, а сегодня, когда одиннадцатиклассников не хватает и для заполнения бюджетных мест в вузах, девятиклассники – последняя надежда ссузов. Но и школа, с другой стороны, не может уже обойтись только отличниками и хорошистами, так как введение подушевого финансирования заставляет биться за каждого потенциального ученика.

Казалось бы, пусть решают учащиеся и их родители, выбор-то есть. Но подготовлены ли они к этому выбору? Ведь даже если они его сделают, кто-то все равно проиграет: школа или техникум.

Башкирский экономико-юридический техникум и здесь предлагает решение, которое может устроить всех: и ссуз , и школу, и учащихся, и родителей. Прежнюю, очень стройную систему профориентационной уровневой дифференциации «ШКОЛА – ПТУ, ШКОЛА – ССУЗ, ШКОЛА – ВУЗ» ныне заменила так называемая профильная подготовка старшеклассников – по существу, отраслевая, – которая отражает вектор интересов, а не уровень способностей и подготовки. И вести эту профильную подготовку вынуждена сама школа – учреждение, общеобразовательное по определению. Именно эту непростую проблему и решает техникум, беря на себя методическое и организационное обеспечение профильной подготовки.

Но есть ещё более сложные проблемы, решить которые без экспериментов в самых разных по направлению масштабах не удаст ся, речь идёт о соответствии самой сущности начального и среднего профессионального образования современным социально-экономическим реалиям. Кого и для кого мы готовим? Не секрет, что унаследованная от СССР система НПО отмирает, и дело не в том, что ей не уделяют достаточного внимания, а в том, что она создавалась как система массового воспроизводства индустриального рабочего класса, уже не нужного современной экономике России в таком количестве и в таком качестве. И понимать эту проблему надо шире и глубже, чем это делают, когда ссылаются на незаполненные вакансии слесарей и токарей.

Вакансии-то есть, да нет желающих их заполнить. Конечно, это поддается регуляции. И регулировать надо, так как индустриальный уклад из экономики не уйдет, а в определенных отраслях он неизбежно будет господствовать. Но ведь уже существуют и развиваются другие производственные формации, тот же hi-tech, новые формы торговли (Интернет-торговля), происходит реставрация на иной сырьевой и инструментальной базе индивидуального производства (ремесла).

И одна из задач профессионального образования как раз и состоит в обеспечении этих тенденций. Как и в каких формах это сделать – это проблема исследования и эксперимента. В техникуме, например, считают, что ожидать от новых производственников составления профессиональных компетенций, а затем уже ожидать их трансформации в образовательном стандарте – путь малоперспективный для НОУ. Решено поставить эксперимент с начальной стадии – самим создать производственно-образовательный многопрофильный кластер, агрегирующий в себе обучение, практику и производство.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Воспитательная работа в Туймазинском государственном юридическом колледже
Концепция непрерывности для подготовки аграриев
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
Уфимский авиационный техникум: поставить на крыло
Профильный техникум Мелеуза
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Психологический климат в ссузе
Производители одежды о системе образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ