Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Психологический климат в ссузе

Создание и развитие психологических служб в учреждениях СПО обусловлено необходимостью гуманизации профессионального образования. Опытом внедрения службы психологической помощи в ссузе делится Салаватский индустриальный колледж.

Просмотров: 13731

И.И. Барковская, руководитель методического объединения педагогов-психологов и преподавателей психологии ссузов Республики Башкортостан, педагог-психолог Салаватского индустриального колледжа, заслуженный учитель республики

Создание и развитие психологических служб в учреждениях СПО было обусловлено необходимостью гуманизации профессионального образования. Вместе с тем, научные разработки теоретических и организационных проблем практической психологии распространялись преимущественно на общее среднее и высшее профессиональное образование. Недостаток теоретических наработок, учитывающих специфику системы СПО, отсутствие практического опыта у первых педагогов-психологов требовали интеграции усилий специалистов психологических служб ссузов.

По инициативе Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Башкортостан в регионе создано профессиональное сообщество педагогов-психологов учреждений СПО в форме республиканского методического объединения (РМО). В основу деятельности положена авторская разработка модели психологической службы ссуза. С одобрения специалистов психологических служб учреждений СПО республики она была взята за основу в большинстве средних специальных учебных заведений Башкортостана. Ее главные направления:

  • психологическое обеспечение адаптации первокурсников;
  • психологическое обеспечение адаптации старшекурсников к будущей профессиональной деятельности;
  • повышение профессиональной компетенции и предупреждение профессиональной деформации преподавателей;
  • психокоррекция личности студентов с отклоняющимся поведением.

Опыт работы психологических служб учреждений СПО республики показывает, что эффективность психологического сопровождения во многом зависит от того, в какой мере психолог участвует в построении и прогнозировании образовательного процесса. Очень важно, чтобы он, взаимодействуя с другими структурными подразделениями и службами, обеспечил такие психологические условия, которые бы способствовали оптимальному протеканию общения, учебной и педагогической деятельности, становлению у студентов определенной степени самостоятельности, рефлексивного мышления, принятию ответственности за свои достижения, свою жизнь.

Методическое объединение педагогов-психологов и преподавателей психологии ссузов Республики Башкортостан было создано в 1998 году при региональном Совете директоров учреждений СПО. С 2003 года методическое объединение стало работать при научно-методическом отделе Республиканского учебно-научного методического центра (РУНМЦ) Минобразования Башкортостана. С первых дней деятельности и по настоящее время объединение возглавляет Ирина Ивановна Барковская, педагог-психолог Салаватского индустриального колледжа, заслуженный учитель Республики Башкортостан.

Кроме того, психологическое сопровождение должно быть направлено на реализацию личностного потенциала всех субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, сотрудников, родителей), создание благоприятного психологического климата в коллективе, предупреждение социально-психологической дезадаптации личности студентов и профессиональной деформации преподавателей.

Заручившись поддержкой Минобразования Башкортостана и Совета директоров ссузов, республиканское методическое объединение широко информировало администрацииобразовательныхучреждений об опыте работы лучших психологических служб республики во время семинаров-совещаний. Психологическая составляющая была заложена в программы курсов повышения квалификации и мастер-классы для заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, методистов, преподавателей, специалистов по работе с молодёжью и воспитателей общежитий.

Основная задача этого республиканского методического объединения – создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-психологов. В своей повседневной работе специалисты психологических служб практически лишены профессиональной среды (в большинстве ссузов лишь один педагог-психолог). Вплоть до 2002 года отмечалась высокая текучесть кадров педагогов-психологов в учреждениях СПО, когда около 0 процентов специалистов имели стаж работы в этой должности до трех лет.

Поэтому, помимо ежегодных республиканских семинаров, получили развитие следующие направления:

  • создан и ежегодно обновляется банк данных (образование, стаж работы, обучение на курсах повышения квалификации) по всем специалистам-психологам системы СПО республики;
  • совместно с Республиканским учебнонаучным методическим центром с учётом актуальных потребностей специалистов разрабатываются программы курсов повышения квалификации педагогов-психологов (проводятся в РУНМЦ 1 раз в два года) с приглашением ведущих ученых и психологов-практиков;
  • организованы стажировки начинающих психологов на рабочем месте (на базе РМО – психологической службы Салаватского индустриального колледжа).

Как видно из таблицы 1, если в 1998 году психологические службы функционировали лишь в 28,9 процента учреждений СПО, то в 2002-2003 учебном году уже половина ссузов имела в своём штате педагогов-психологов.

С целью создания необходимых условий для работы психологических служб, поддержки педагогов-психологов, повышения квалификации и методического обеспечения их деятельности, выявления передового опыта в 2005-2006 учебном году Министерством образования республики, РУНМЦ Минобразования, Советом директоров учреждений СПО при активном участии РМО был организован смотр-конкурс психологических служб ссузов.

Выявив адреса передового опыта, РМО педагогов-психологов выступило с инициативой создать в рамках республиканского объединения зональные методические объединения. C 2006-2007 учебного года в них ежемесячно проводятся заседания, в том числе практические занятия в ссузах.

Вскоре психологам учреждений СПО стали по плечу более сложные задачи: разработка и реализация авторских программ психологического сопровождения образовательного процесса, которые учитывают потребности конкретного учебного заведения. При поддержке Министерства образования Республики Башкортостан совместно с РУНМЦ и Советом директоров ссузов был организован республиканский конкурс программ психологического сопровождения.

Стоит отметить, что в учреждения СПО приходит все больше студентов из социально малозащищенных слоёв общества: дети-сироты, дети из многодетных, неполных, малообеспеченных, неблагополучных семей. Неустойчивость психического состояния, различные проявления социальнопсихологической дезадаптации у студентов (агрессивно-протестные, капитулятивнодепрессивные, невротические) требуют кропотливой индивидуальной психокоррекционной и психопрофилактической работы. Но в подавляющем большинстве в ссузах на 1000-1500 студентов приходится 1 педагог-психолог вместо 1 психолога на 250 студентов по нормативам.

Однако индивидуальная консультативная и психокоррекционная работа со студентами может быть оправданно передана специалистам таких учреждений, как Центр психологической помощи, Центр психолого-медико-педагогического сопровождения, которые в Республике Башкортостан есть не только в ведении органов образования, но и в системе учреждений государственной молодёжной политики.

Задача педагога-психолога учреждений СПО – знать возможности этих учреждений и направлять студентов для получения специализированной психологической и психотерапевтической помощи. Положительный опыт такого разделения труда и сотрудничества есть. Так, например, взаимодействуют психологические службы ссузов г. Салавата и Центр психологической помощи «Доверие», находящийся в ведении Комитета по делам молодёжи администрации города.

В чем тогда предназначение педагогапсихолога ссуза?

Учреждения СПО, структурные подразделения и службы (например, учебные, методические, воспитательные) разрабатывают и реализуют инновационные образовательные программы, социальные проекты. В них основное внимание уделяется становлению, развитию личности будущего профессионала в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Это предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития студента в образовательном процессе, а, следовательно, построение системы социально-психологического мониторинга эффективности этого процесса.

Таким образом, задачи специалистов психологических служб переходят в аналитическую, экспертную, проектную, прогностическую плоскости. Это значит, что педагог-психолог учреждения СПО должен действовать по схеме:

  • выявить исходное положение (состояние);
  • дать предложения по учету психологических особенностей возраста, гендерных характеристик, личности обучающих и обучающихся, образовательной среды, то есть спрогнозировать, спроектировать условия, которые были бы наиболее оптимальными для развития предполагаемых качеств;
  • осуществлять экспертную или диагностическую работу по анализу эффективности (подбор диагностических методик и процедур, исследуемых выборок, контрольной и экспериментальной групп и т.д.);
  • анализировать полученные результаты, достижения, вносить предложения.

Специалистами психологических служб ссузов Башкортостана такая работа уже ведется. Это экспертная оценка профессиональных качеств преподавателя (анкетирование студентов, родителей, диагностика стилей общения со студентами), мониторинг развития познавательных способностей студентов и уровня нервнопсихической устойчивости (например, в рамках диагностики студентов-допризывников), диагностика межличностных отношений студентов в академических группах (проблемы ненасилия, толерантности); личностных особенностей, значимых в будущей профессиональной деятельности (уровень коммуникативности будущих педагогов, эмпатических свойств характера медиков), ценностных ориентаций и предпочтений в досуговой деятельности студенческой молодёжи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Уфимский авиационный техникум: поставить на крыло
Производители одежды о системе образования
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
И техникум, и экспериментальная площадка
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Непрерывное образование – залог успеха
Концепция непрерывности для подготовки аграриев
Специалисты путей сообщения
Воспитательная работа в Туймазинском государственном юридическом колледже

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ