Психологический климат в ссузеСоздание и развитие психологических служб в учреждениях СПО обусловлено необходимостью гуманизации профессионального образования. Опытом внедрения службы психологической помощи в ссузе делится Салаватский индустриальный колледж. Просмотров: 13731
Создание и развитие психологических служб в учреждениях СПО было обусловлено необходимостью гуманизации профессионального образования. Вместе с тем, научные разработки теоретических и организационных проблем практической психологии распространялись преимущественно на общее среднее и высшее профессиональное образование. Недостаток теоретических наработок, учитывающих специфику системы СПО, отсутствие практического опыта у первых педагогов-психологов требовали интеграции усилий специалистов психологических служб ссузов. По инициативе Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Башкортостан в регионе создано профессиональное сообщество педагогов-психологов учреждений СПО в форме республиканского методического объединения (РМО). В основу деятельности положена авторская разработка модели психологической службы ссуза. С одобрения специалистов психологических служб учреждений СПО республики она была взята за основу в большинстве средних специальных учебных заведений Башкортостана. Ее главные направления:
Опыт работы психологических служб учреждений СПО республики показывает, что эффективность психологического сопровождения во многом зависит от того, в какой мере психолог участвует в построении и прогнозировании образовательного процесса. Очень важно, чтобы он, взаимодействуя с другими структурными подразделениями и службами, обеспечил такие психологические условия, которые бы способствовали оптимальному протеканию общения, учебной и педагогической деятельности, становлению у студентов определенной степени самостоятельности, рефлексивного мышления, принятию ответственности за свои достижения, свою жизнь.
Кроме того, психологическое сопровождение должно быть направлено на реализацию личностного потенциала всех субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, сотрудников, родителей), создание благоприятного психологического климата в коллективе, предупреждение социально-психологической дезадаптации личности студентов и профессиональной деформации преподавателей. Заручившись поддержкой Минобразования Башкортостана и Совета директоров ссузов, республиканское методическое объединение широко информировало администрацииобразовательныхучреждений об опыте работы лучших психологических служб республики во время семинаров-совещаний. Психологическая составляющая была заложена в программы курсов повышения квалификации и мастер-классы для заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, методистов, преподавателей, специалистов по работе с молодёжью и воспитателей общежитий. Основная задача этого республиканского методического объединения – создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-психологов. В своей повседневной работе специалисты психологических служб практически лишены профессиональной среды (в большинстве ссузов лишь один педагог-психолог). Вплоть до 2002 года отмечалась высокая текучесть кадров педагогов-психологов в учреждениях СПО, когда около 0 процентов специалистов имели стаж работы в этой должности до трех лет. Поэтому, помимо ежегодных республиканских семинаров, получили развитие следующие направления:
Как видно из таблицы 1, если в 1998 году психологические службы функционировали лишь в 28,9 процента учреждений СПО, то в 2002-2003 учебном году уже половина ссузов имела в своём штате педагогов-психологов.
С целью создания необходимых условий для работы психологических служб, поддержки педагогов-психологов, повышения квалификации и методического обеспечения их деятельности, выявления передового опыта в 2005-2006 учебном году Министерством образования республики, РУНМЦ Минобразования, Советом директоров учреждений СПО при активном участии РМО был организован смотр-конкурс психологических служб ссузов. Выявив адреса передового опыта, РМО педагогов-психологов выступило с инициативой создать в рамках республиканского объединения зональные методические объединения. C 2006-2007 учебного года в них ежемесячно проводятся заседания, в том числе практические занятия в ссузах. Вскоре психологам учреждений СПО стали по плечу более сложные задачи: разработка и реализация авторских программ психологического сопровождения образовательного процесса, которые учитывают потребности конкретного учебного заведения. При поддержке Министерства образования Республики Башкортостан совместно с РУНМЦ и Советом директоров ссузов был организован республиканский конкурс программ психологического сопровождения. Стоит отметить, что в учреждения СПО приходит все больше студентов из социально малозащищенных слоёв общества: дети-сироты, дети из многодетных, неполных, малообеспеченных, неблагополучных семей. Неустойчивость психического состояния, различные проявления социальнопсихологической дезадаптации у студентов (агрессивно-протестные, капитулятивнодепрессивные, невротические) требуют кропотливой индивидуальной психокоррекционной и психопрофилактической работы. Но в подавляющем большинстве в ссузах на 1000-1500 студентов приходится 1 педагог-психолог вместо 1 психолога на 250 студентов по нормативам. Однако индивидуальная консультативная и психокоррекционная работа со студентами может быть оправданно передана специалистам таких учреждений, как Центр психологической помощи, Центр психолого-медико-педагогического сопровождения, которые в Республике Башкортостан есть не только в ведении органов образования, но и в системе учреждений государственной молодёжной политики. Задача педагога-психолога учреждений СПО – знать возможности этих учреждений и направлять студентов для получения специализированной психологической и психотерапевтической помощи. Положительный опыт такого разделения труда и сотрудничества есть. Так, например, взаимодействуют психологические службы ссузов г. Салавата и Центр психологической помощи «Доверие», находящийся в ведении Комитета по делам молодёжи администрации города. В чем тогда предназначение педагогапсихолога ссуза? Учреждения СПО, структурные подразделения и службы (например, учебные, методические, воспитательные) разрабатывают и реализуют инновационные образовательные программы, социальные проекты. В них основное внимание уделяется становлению, развитию личности будущего профессионала в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Это предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития студента в образовательном процессе, а, следовательно, построение системы социально-психологического мониторинга эффективности этого процесса. Таким образом, задачи специалистов психологических служб переходят в аналитическую, экспертную, проектную, прогностическую плоскости. Это значит, что педагог-психолог учреждения СПО должен действовать по схеме:
Специалистами психологических служб ссузов Башкортостана такая работа уже ведется. Это экспертная оценка профессиональных качеств преподавателя (анкетирование студентов, родителей, диагностика стилей общения со студентами), мониторинг развития познавательных способностей студентов и уровня нервнопсихической устойчивости (например, в рамках диагностики студентов-допризывников), диагностика межличностных отношений студентов в академических группах (проблемы ненасилия, толерантности); личностных особенностей, значимых в будущей профессиональной деятельности (уровень коммуникативности будущих педагогов, эмпатических свойств характера медиков), ценностных ориентаций и предпочтений в досуговой деятельности студенческой молодёжи. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|