Темы номера: ЕГЭ как единственная унифицированная шкала оценки, разработка оценочных средств и методов как необходимое условие мониторинга качества образования, необходимость госзаказа на подготовку специалистов, итоги Зворыкинской премии и будущее российской науки, государственная политика в образовании.
Государственная Дума РФ VI созыва, которая, по мнению аналитиков, наконец, стала «местом для дискуссий», активна как никогда. Свои первые заседания провел и Комитет ГД по образованию, стратегическая – без преувеличения – роль которого все более отчетливо осознается и властью, и обществом.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал о ближайших планах своего ведомства на 2012 год во время очередной февральской коллегии министерства. На некоторых его высказываниях и связанных с ними событиях остановимся подробнее.
Более 160 тысяч иностранных студентов обучаются на сегодняшний день в российских государственных университетах. К 2020 году их число должно увеличиться до 300 тысяч. Что изменилось в сфере экспорта образовательных услуг за последние годы и какие действия намерено предпринять государство для развития экспорта образования – статья «АО».
Мировой рынок высшего образования – это сфера жесткой конкуренции ведущих мировых держав. Как отмечает ряд экспертов, от способности той или иной страны обеспечить рост экспорта образовательных услуг зависит конкурентоспособность ее национальной экономики.
Эксперты утверждают, что новая волна «утечки мозгов» за рубеж уже началась. По количеству уехавших из страны можно смело оценивать экономическую ситуацию – в этом уверен Георгий Софронов, наш соотечественник, ныне преподаватель Университета Маквори (Сидней, Австралия).
По мнению руководителя Россотрудничества Фарита Мухаметшина, если наша страна выпадет из процессов экспорта образования и международной академической мобильности, мы можем существенно сократить инструментарий российской «мягкой силы» – продвижение собственной культуры, языка и научных достижений на мировой арене.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2009 года показала весьма неутешительные для России результаты. Наш разговор с координатором исследования PISA в РФ Галиной Ковалевой о том, каковы шансы России улучшить свои позиции в этом году.
По данным стратегии инновационного развития России, к 2020 году доля высокотехнологического сектора в ВВП должна увеличиться в два раза, доля инновационной продукции в выпуске промышленности – в пять-шесть раз. От того, насколько благоприятные условия будут созданы для раскрытия возможностей и самореализации молодых людей, напрямую зависит инновационный климат в стране.
На кого и на что делают ставку молодые изобретатели, продвигая собственную разработку на рынок? Какие качества характера помогают им добиваться результата? Гости нашего журнала – лауреаты Зворыкинской премии-2011 Максим Каманин и Александр Атаманов.
Что стоит за модным сегодня словом «тьюторство», насколько в действительности тьютор востребован временем, и что необходимо для дальнейшего развития этого движения? Об этом диалог с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяной Ковалевой.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения – это целый университетский комплекс, географически охвативший территорию четырех краев и областей. Вуз стал инициатором создания Международной ассоциации транспортных университетов стран АТР, о задачах и перспективах которой рассказывает ректор ДВГУПС Борис Дынькин.
Сегодня Ярославская область – один из успешно развивающихся регионов страны. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года закрепляет перспективность позиционирования Ярославля как межрегионального центра со значительно более высоким уровнем развития системы образования, чем в соседних областях.
В 2010 году Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ) победил в конкурсном отборе Министерства образования и науки РФ и получил поддержку программы развития инновационной инфраструктуры вуза. Результаты реализации программы впечатляют – создано 16 малых инновационных предприятий (МИП).
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского – учебное заведение с более чем столетней историей. Как происходит модернизация вуза, какие проблемы решает коллектив на современном этапе – об этом интервью ректора, профессора Владимира Афанасьева.
По словам специалистов, в настоящее время Ярославль может претендовать на звание новой столицы фармацевтической отрасли России. Важным шагом на пути модернизации и экономического развития региона является приход в Ярославскую область такого гиганта мировой фармацевтической индустрии, как компания «Никомед».
Все страны в большей или меньшей степени испытывают на себе процесс глобализации. Накопленные знания пересекают государственные границы. Экономика, основанная на знаниях, растет с беспрецедентной скоростью. В результате цикл технического обновления сокращается. Продолжительность жизни предприятий и индустрий становится короче. Впервые в истории люди вступили в век, когда степень или диплом больше не гарантируют пожизненное трудоустройство и постоянный доход.
В настоящее время семейное образование уже перестало восприниматься как экзотическое явление. Эта альтернативная форма общего среднего образования в России не иллюзия, а реальность. Представляем вашему вниманию интервью с Русланом Ткаченко, заместителем председателя Московского городского родительского комитета.
Компания «Северсталь» вкладывает в развитие учебных заведений значительные средства. Сотрудничество идет по нескольким направлениям: определение количества кадров, которые необходимо подготовить; практика и стажировка студентов и преподавателей на предприятиях; выделение средств на развитие базовых учебных заведений и реализация грантов.
Адыгейский государственный университет может стать базовым российским вузом по обучению представителей адыгейской диаспоры. В условиях усиления процессов интернационализации высшего профессионального образования особое значение приобретают поиск и выработка стратегий, моделей и механизмов международной деятельности вуза.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала