Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ЯГПУ: слагаемые эффективности педагогического образования

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского – учебное заведение с более чем столетней историей. Как происходит модернизация вуза, какие проблемы решает коллектив на современном этапе – об этом интервью ректора, профессора Владимира Афанасьева.

Просмотров: 2587
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского – учебное заведение с более чем столетней историей. Как происходит модернизация вуза, какие проблемы решает коллектив на современном этапе – об этом интервью ректора, профессора Владимира АФАНАСЬЕВА.

– Владимир Васильевич, ваш вуз – учебное заведение с более чем столетней историей. Назовите его традиционно сильные стороны.

– Первая – связь с фундаментальной наукой, которая есть далеко не в каждом педагогическом вузе. Мы сохраняем и развиваем традиции научных школ по психологии, физиологии, органической и неорганической химии, географии, математике, филологии, формируем новые школы культурологии, журналистики, исторического образования.

Вторая – прочная связь с общеобразовательными школами, создание филиалов и кафедр при учреждениях среднего образования.

Третья – бережное отношение к микроклимату в преподавательском коллективе, обеспечение преемственности в передаче знаний, профессиональных методик.

– Какие методы вы считаете самыми эффективными для поиска своих, мотивированных на учебу именно в вузе педагогического профиля абитуриентов? Как налаживаете взаимодействие вуза с учреждениями общего образования, ищете одаренных детей?

– Мы работаем с учителями, которые являются нашими выпускниками, и сохраняем базовые школы для педагогической практики студентов. Университет проводит предметные олимпиады, организует различные творческие конкурсы, с 2011 года является координационным центром регионального этапа Всероссийской выставки молодых исследователей, изобретателей, рационализаторов «Шаг в будущее», которая является составной частью государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки. Для индивидуальной работы с юными талантами на базе университета создан Межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей и подростков, который сотрудничает с Институтом одаренного ребенка Украины. Благодаря этому университет имеет возможность использовать компьютерную программу диагностики профессиональной направленности. Она хороша тем, что позволяет накапливать базу данных сопровождаемых детей и сравнивать результаты через временной промежуток.

– Международное исследование результатов учебы по программе PISA, осуществляемое ОЭСР, свидетельствует о понижении качества образования в школах. На ваш взгляд, с чем это связано?

– Здесь клубок проблем. Во-первых, под видом гуманитаризации образования вузы отказались от многих гуманитарных дисциплин. Во-вторых, фундаментальность и академичность начали восприниматься как анахронизм, а гибкость образования подменяться размытостью и необязательностью. В-третьих, введение ЕГЭ в школах ориентирует педагогов на натаскивание старшеклассников, ставит пределы в интеллектуальном развитии детей. Это неприемлемая идеология. Но ЕГЭ для приема в вуз нас устраивает.

– Как вы думаете, решит проблему качества образования в школе введение новых государственных образовательных стандартов?

– Это условие необходимое, но недостаточное.

– Что предпринимается в Ярославском педагогическом университете для повышения качества образования, управления этим процессом?

– Мы уже десять лет проводим эксперименты по специальному преподаванию некоторых дисциплин: математики, физики, химии, гуманитарных наук. Разработали методику так называемых спиралей фундирования, когда, опираясь на дисциплины, сначала углубляем и расширяем академическое знание вчерашних школьников, а затем вновь возвращаемся к системе школьного образования, но уже на ином, более сложном уровне. В соответствии с этой методикой нами созданы новые стандарты по математике. Мы полагаем, что они лучше действующих.

– Некоторое время вы возглавляли научно-исследовательский сектор ЯГПУ и, без сомнения, знаете проблемы вузовской науки очень хорошо. Расскажите о вкладе ученых университета в развитие образовательной системы региона.

– В 2012 году наш вуз де-факто стал исследовательским университетом. И к 2014 году на его базе в рамках регионального  (ярославского) фармацевтического кластера будет создан Центр трансферта технологий, разработки инновационных и импортозамещающих лекарственных средств и подготовки кадров для фармацевтической промышленности. Проект является одновременно инфраструктурным, инновационным и научно-образовательным и предусматривает строительство научно-исследовательского корпуса (бизнес-инкубатора лабораторного типа), оснащенного высокотехнологичными современными приборами и аппаратами. Аналогов ему пока не существует. Создание центра сыграет важную роль в решении задач модернизации российской промышленности и обеспечит подготовку кадров высшей квалификации.

– Одним из источников развития и важной составляющей финансовой политики высших учебных заведений является участие в проектах Совета Европы и программах европейских, североамериканских, российских фондов. Удостаивался ли университет грантов таких организаций?

– Европейское сообщество знает нас с 1993 года, то есть со времени, когда институт стал университетом. Мы участвуем в проекте Совета Европы TEMPUS, в шведском проекте Радде Баннен «Защитите детей» и многих других, реализуем программы фирмы «Intel» «Обучение будущего» и Международного центра дидактики высшей школы г. Билефельда «Дидактика высшей школы», сотрудничаем с культурным центром им. Гете, Французской ассоциацией международных обменов.

В 2006 году на базе университета и Высшей школы им. П. Влодковица (Польша) был создан Международный институт межкультурных коммуникаций. Он занимается повышением квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений. Лекции читают ярославские и польские специалисты, по окончании участникам выдаются международные сертификаты, которые имеют силу во всех странах Евросоюза. Всего курсы повышения квалификации прошли около полутора тысяч человек.

В 2011 году был заключен договор о сотрудничестве по целому комплексу направлений деятельности с одним из ведущих вузов Казахстана – Жетысуским государственным педагогическим университетом им. И. Жансугурова.

– Учитель новой школы должен быть очень развитой личностью. В связи с этим большое значение для формирования профессиональной компетенции будущих преподавателей имеет социокультурная среда. Какие возможности для развития личности и самореализации предоставляются студентам? Чем интересна студенческая жизнь?

– У юношей и девушек есть немало возможностей для самореализации в самых разных сферах – творчестве, спорте, научно-исследовательской деятельности. В ЯГПУ работает студенческое исследовательское бюро. Молодые люди, которые в него входят, ежегодно демонстрируют свой творческий потенциал и обмениваются опытом с зарубежными коллегами, участвуя в выставке НТТМ. В 2011 году студенты привезли с выставки 25 наград, среди которых 4 гранта Президента РФ.

Интересные мероприятия организует студенческий совет. Самые крупные из них – деятельность трудового отряда и пресс-центра.

Союз студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского имеет статус самой успешной организации в городе. Действуют информационный и педагогический отряды, программы «Лидер» и «Патриот». Почти на каждом факультете есть своя команда КВН, студенческий театр миниатюр известен за пределами Ярославля.

Профком организует для самых талантливых и активных экскурсии в другие города и летний отдых на Черноморском побережье, проводит акции милосердия, организует участие студентов в образовательном марафоне, проходящем в Сочи.

Студенты могут получить дополнительную профессиональную подготовку по специальностям «Экскурсоведение», «Флористика», «Массаж» и другим.

– Частью стратегии развития страны является непрерывное образование, создание для этого соответствующей базы. Каков вклад университета в реализацию этой стратегии?

– Такой базой служит ассоциация «Непрерывное педагогическое образование», которая объединила разноуровневые учебные заведения. Подобное сотрудничество имеет существенные преимущества. Во-первых, в ассоциацию могут вступить лишь те колледжи, которые отвечают высоким требованиям нашей системы, что служит гарантией качества образования. Выпускники этих учебных заведений, поступающие в университет, как правило, лучше мотивированы на продолжение обучения и в большей степени ориентированы на педагогическую деятельность, чем выпускники школ. Среди них всегда много отличников. Окончив вуз, 90 процентов из них идут работать именно в сферу образования.

Сегодня мы сотрудничаем с 12 колледжами Ярославской, Архангельской, Вологодской, Тверской областей и Республики Коми. На базе региональных колледжей открыты филиалы ЯГПУ. Это отражает еще один важный аспект нашей работы — социальный. Образование становится доступным для тех способных молодых людей, которые не имеют материальной возможности учиться в чужом городе.

Современный рынок труда предъявляет всё большие требования не только к базовому образованию, но и к способности совершенствовать полученные навыки, к уровню обучаемости и мобильности. Для решения этой задачи в структуре университета работает факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, после окончания которого выдаются дипломы государственного образца. Особое место в деятельности факультета занимает развитие академической мобильности преподавателей высшей школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социально-педагогический институт: миссия, цели
Мензелинский педагогический колледж - направление развития
Создать «финское чудо» в российских условиях
Педагогический вуз в контексте перестройки
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
ОмГПУ: опыт и перспективы развития
Казанский педагогический колледж как стартовая площадка
Не намерены останавливаться на достигнутом
Кадры для «посткризисной» экономики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ