Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Педагогический вуз в контексте перестройки

За годы работы у Коми государственного педагогического института сложилась репутация крепкого регионального вуза. Объективные показатели процедур позволяют охарактеризовать его как динамично развивающееся, конкурентоспособное высшее учебное заведение.

Просмотров: 1476

КИТАЙГОРОДСКИЙ Михаил Дмитриевич – ректор Коми государственного педагогического института, кандидат физико-математических наук.
Родился в 1963 году в г. Сыктывкаре. Окончил физический факультет Московского государственного педагогического института. С 1986 года трудится в Коми государственном педагогическом институте. Работал лаборантом, старшим преподавателем, заведующим кафедрой автоматики и микропроцессорной техники, деканом факультета технологии и предпринимательства, проректором по учебной работе. С мая 2011 года – ректор.
Автор более 85 научных публикаций в области микропроцессорной техники, педагогики.
Имеет государственные награды.
Женат, две дочери.
Жизненное кредо: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Коми государственный педагогический институт (КомиГПИ) – первое высшее учебное заведение, открытое в Республике Коми. В феврале 2012 года ему исполнится восемьдесят лет.

За годы работы у пединститута сложилась репутация крепкого регионального вуза. Объективные показатели процедур оценки (лицензирование и государственная аккредитация, 2010) позволяют охарактеризовать его как динамично развивающееся, конкурентоспособное высшее учебное заведение, являющееся учебно-научно-педагогическим комплексом с полным циклом обучения, значительным научным потенциалом и стабильной материальной базой, а подготовку, которую получают выпускники, – как качественную, ориентированную на инновационные технологии.

В институте реализуются программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. КомиГПИ является социокультурным центром республики.

Учитель нового века

В основу стратегии развития КомиГПИ положена многопараметрическая модель, учитывающая, с одной стороны, опыт и традиции вуза, с другой – его современное состояние, материальную и интеллектуальную базу, инфраструктурные и управленческие новации, опыт ведущих сетевых партнеров и взаимосвязи в регионе.

Главное направление развития учебного заведения – обеспечение и улучшение качества педагогического образования. Так было всегда. А сейчас одновременно с этим делается акцент на формирование личности специалиста. Учитель нашего времени должен обладать способностью к саморазвитию и активному освоению социальных перемен, от него требуется во многом иная (по содержанию и направленности) готовность к профессиональной деятельности – инновационно-прогностическая.

Инновационное мышление заключается в способности человека к содержательному анализу, рефлексии, планированию, творческой постановке и решению новых, неожиданных, нестандартных задач. Именно эти качества должны быть заложены в модель выпускника педвуза, служить доминантой профессиограммы учителя.

Огромное значение для формирования личности педагога имеет образовательная среда. С учетом этого в перспективный план развития института включено внедрение IT-технологий, апробация дистанционных форм обучения, повышение информационно-технологической компетенции профессорско-преподавательского состава, создание электронных учебных пособий, поддержка электронных библиотек.

Но самое главное, что позволяет модернизировать процесс обучения – образовательные программы. Если говорить об основных, их в институте более 30. А будет еще больше. Планируется, что они охватят все направления укрупненных групп «Образование и педагогика» и «Гуманитарные науки», а также дополнительное образование. Хотя и сейчас студенты могут получить различные дополнительные специализации – их 16, а также квалификации по четырем наиболее востребованным специальностям дополнительного профессионального образования.

Инновационные образовательные программы института вошли в число лауреатов всероссийского конкурса.

Вместе с зарубежными вузами

Интернационализация – одно из приоритетных направлений развития вуза и одновременно фактор модернизации его образовательного процесса. Институт участвует в грантовых проектах (TEMPUS, ERASMUS и др.), реализует программы сотрудничества с зарубежными вузами из Норвегии, Болгарии, Испании, Франции, Финляндии, США. Центр международных обменов совместно с Центром французской культуры, Центром учебной литературы Гете-института ежегодно инициирует проекты по продвижению идей Болонского процесса, содействует культурно-образовательному обмену. Последние два года идет интенсивная разработка совместных образовательных программ, являющихся пилотными проектами. Интеграция в международное образовательное пространство служит брендом вуза, делает учебное заведение более привлекательным на внутреннем и внешнем рынках, позволяет педагогам заимствовать зарубежный опыт, а студентам – получить двойной диплом и пройти практику за рубежом.

Имеются и общежитие, и Wi-Fi

В течение всех лет существования совершенствуется материально-техническая и научная инфраструктура вуза. В результате этого учебное заведение располагает 3 учебными корпусами, столовой на 400 мест и 5 общежитиями, в которых проживают все без исключения иногородние студенты. Учебно-материальная база и информационное обеспечение достаточны для качественного образовательного процесса. Имеются современные мульмедийные аудитории, учебные мастерские, компьютерные классы, научные лаборатории, система спутникового телевидения, внутривузовская локальная сеть, Wi-Fi, актовые, спортивные и тренажерные залы, лыжная база, летние спортивные площадки.

Библиотека института – среди крупнейших в Сыктывкаре. Развивается ее электронная составляющая. В 2006 году институт совместно с Государственным Русским музеем открыл на своей базе информационно-образовательный центр, который представляет собой виртуальный филиал прославленного хранилища культуры, позволяющий активно использовать в учебно-воспитательной, научной и просветительской работе как уникальные богатства музея, так и современные информационные технологии. На территории вуза, находящегося в центральной части города, расположен ботанический сад, а в пригороде, на берегу реки Вычегды, – биологическая станция. Здесь тоже воплощаются в жизнь образовательные проекты.

Проводится ежегодный мониторинг востребованности ресурсов.

Воспитывать гражданина

Одна из важнейших задач вуза – интеграция образовательного и воспитательного процессов с целью формирования у студентов гуманизма, гражданственности, социальной активности, коммуникабельности, направленности на педагогическую профессию, а также чувства гордости за родной институт и преданности его традициям. В последние годы в решение этой задачи все больший вклад вносят студенты. Свои лидерские компетенции они подкрепляют дипломами лауреатов как на республиканских, так и на федеральных слетах студенческого актива.

Одним из интеграционных является проект «Педагогические династии», нацеленный на поддержку престижа профессии учителя. Он имеет не только профессиональную направленность, но и социокультурную: совместно со старейшими преподавателями вуза и учителями студенты и учащиеся школ проводят работу по сбору и обработке информации об истории развития образования Республики Коми и института.

Объединиться в интересах новой школы

Современная стратегия развития вуза научно обоснована и опирается на социально-экономические реалии, сложившиеся в стране и регионе. В соответствии с решением правительства Республики Коми вуз является отраслевым центром педагогического образования республики и возглавляет ее учебно-научно-педагогический комплекс, в состав которого в разное время входило до 30 образовательных учреждений. В рамках комплекса разработана и реализуется концепция преемственной подготовки педагога в сокращенные сроки обучения «Педагогический лицей – вуз». С 1991 года на базе института эффективно работает Коми республиканский очно-заочный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности, в котором обучается более 500 учащихся 9-11 классов. Свыше 92 процентов его выпускников ежегодно становятся студентами вузов.

В скором времени все педагогические учебные заведения республики будут объединены в консорциум. Это поможет определить роль и ответственность каждого учреждения в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогов, а также объединить усилия для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и построения общей инновационной образовательной среды.

В настоящее время КомиГПИ относится к числу динамично развивающихся педагогических институтов Северо-Западного региона. Его инновационный потенциал основан на богатых традициях регионального педагогического образования. Основная цель вуза – развивать этот потенциал, укреплять свою роль как центра педагогического образования, науки и культуры и выпускать инновационно мыслящих и востребованных на рынке труда педагогов, способных повысить интеллектуальный потенциал Республики Коми и России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: михаил китайгородский, педагогическое образование, КомиГПИ, alma mater, ао-51

Похожие материалы:
Социально-педагогический институт: миссия, цели
Казанский педагогический колледж как стартовая площадка
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
Вятский государственный гуманитарный университет – дорогой столетия
Мензелинский педагогический колледж - направление развития
Краснодарский государственный университет культуры и искусств: в числе лучших
ЯГПУ: слагаемые эффективности педагогического образования
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
ТГГПУ - будущее педагогического образования
ОмГПУ: опыт и перспективы развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#103Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
#103Воронежский государственный университет отметил столетний юбилей
#112НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
#105Современный подход к системе управления и формированию организационной структуры колледжа
#112Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ