Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Вятский государственный гуманитарный университет – дорогой столетия

Невозможно представить Кировскую область без одного из старейших и самых крупных на ее территории вузов – Вятского государственного гуманитарного университета, гармонично соединившего глубокие просветительские и научные традиции с инновационным и динамичным вектором развития.

Просмотров: 2112

Дорогой столетия

ЮНГБЛЮД Валерий Теодорович – ректор Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор.
Родился в 1958 году в поселке Созимский Кировской области. Окончил исторический факультет Кировского государственного педагогического института (1981), аспирантуру в Ленинградском государственном педагогическом институте (1990), доктор исторических наук (1997), профессор (1999). Вся трудовая деятельность связана с родным вузом: с 1985 года работает в университете, с 1997 года – заведующий кафедрой всеобщей истории, с 1999 года – проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, с июня 2010 года – ректор ВятГГУ.
Автор более 100 научных публикаций, в том числе монографий.
Научные интересы – исследование проблем новой и новейшей истории стран Европы и Америки, история международных отношений в XX веке, проблемы управления высшей школой.
Заслуженный работник высшей школы РФ.

Невозможно представить Кировскую область без одного из старейших и самых крупных на ее территории вузов – Вятского государственного гуманитарного университета, гармонично соединившего глубокие просветительские и научные традиции с инновационным и динамичным вектором развития.

Сила ВятГГУ

ВятГГУ – один из старейших вузов России и первый в Кировской области. Созданный как учительский институт в 1914 году, университет до 2002 года развивался в качестве педагогического вуза: Вятский институт народного образования, Кировский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, Вятский государственный педагогический университет. С 2002 года вуз получил статус Вятского государственного гуманитарного университета.

В составе учебного заведения 15 факультетов и колледж. Всего обучается свыше 13 тыс. человек, работает более 600 преподавателей, среди которых 82 доктора и 313 кандидатов наук.

ВятГГУ располагает современной материальной базой, позволяющей обеспечить высокий уровень образовательного процесса: имеются 6 учебных корпусов, 4 студенческих общежития, комбинат питания, гостиница, научная библиотека, 6 читальных залов, зал электронных ресурсов, оснащенные современным оборудованием компьютерные классы, лаборатории, ботанический сад, агробиостанция, учебно-спортивный комплекс с плавательным бассейном и беговой дорожкой, концертно-спортивный комплекс, центр здоровья, издательство, загородная учебно-тренировочная база.

Сегодня Вятский государственный гуманитарный университет – это учебно-образовательный и научный комплекс с мощным кадровым потенциалом. Здесь выстроена логичная вертикаль обучения по 41 направлению подготовки бакалавров, 16 направлениям подготовки магистров, 43 специальностям высшего профессионального (34 научных специальности аспирантуры и 5 научных специальностей докторантуры) и послевузовского образования. В ВятГГУ успешно функционируют 4 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, осуществляющих аттестацию научных и научно-педагогических кадров по 7 специальностям.

Университетом установлены прочные партнерские отношения с рядом зарубежных вузов Европы, Азии, Америки. Поддерживаются контакты с Комитетом по образованию Совета Европы, посольством Франции в Москве, авторитетными организациями и фондами TEMPUS-TACIS, DAAD, Heinrich Boll Stiftung, Fulbright, IREX, British Council, фондами Форда, Copoca, а также национальными программами развития академического сотрудничества Швеции, Японии, Тайваня и других стран.

Информационная и экономическая глобализация, охватившая значительную часть планеты, по сути, сделала запоздалыми дискуссии по поводу того, стоит ли России включаться в международный образовательный континуум. Российское высшее образование уже стало частью мировой образовательной системы, имеющей достаточно стабильную структуру. Мировой образовательный рынок – это реальность, с которой необходимо считаться. Однако интеграция не должна означать полного подчинения параметрам, которые задаются государствами, занимающими в настоящий момент на этом рынке доминирующие позиции. Вступлению в него должно предшествовать осознание той роли, которую стране и каждому университету придется играть в международных рыночных отношениях: субъекта или объекта, донора или реципиента, продавца или потребителя образовательных услуг.

Что касается университетов, то они, будучи общенациональными институтами, выполняющими, помимо просветительских, социокультурных, воспитательных функций, функцию воспроизводства человеческих ресурсов для всех сфер жизни, включая производственную, и несущими при этом значительную долю ответственности за состояние духовного здоровья нации, по мере вхождения в рыночную среду столкнутся с необходимостью содержанием образования и управленческими технологиями отвечать требованиям рынка и свое развитие строить в соответствии с новейшими достижениями менеджмента.

И в этом отношении ВятГГУ создает максимально благоприятные условия для самореализации студентов в науке, учебе, спорте, творчестве. Студенты вуза имеют возможность стажироваться в таких университетах, как Каннский (Франция), Рурский (Германия), Хэйхэский (КНР), Тройский (США) и других, общаться со студентами ближнего и дальнего зарубежья, обучающимися в ВятГГУ.

Сила науки

В университете функционируют 20 научных школ, представляющих 12 отраслей науки, 25 научно-исследовательских лабораторий, Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр РАО, 5 научно-образовательных центров (гуманитарного знания; биомониторинга, экологии и природопользования; психолого-педагогических инноваций; экономических, политических и социальных процессов; прикладной математики, информатики и информационных технологий).

ВятГГУимеет большой опыт выполнения крупных научных проектов, в том числе государственного значения. Всего по различным программам и договорам с хозяйствующими субъектами в 2010 году выполнено 72 НИОКР.

Активно действует в вузе студенческое научное общество, объединяя ведущих НИР студентов для создания оптимальной системы организации научного творчества молодежи и развития научного потенциала университета. В его структуру входят научный кружок (проблемная группа) при кафедре, факультетские СНО, совет СНО ВятГГУ.

Традиция поддержания высокого качества подготовки специалистов в ВятГГУ стимулирует максимальное насыщение научным содержанием учебного материала по всем курсам. Деятельность аспирантуры позволяет прогнозировать решение многих кадровых проблем, тем более что ее результативность, если брать в качестве критерия процент «защищаемости» выпускников, на сегодня превышает средний уровень по России более чем в два раза.

Эффективность научной деятельности вуза в современных условиях зависит от выверенности и реалистичности целей и четкости организации индивидуальных и коллективных исследований. Естественно, что, являясь частью российского научного пространства, ВятГГУ осуществляет свои научные разработки, решая общие для всего научного сообщества проблемы.

Современный университет обязан заниматься наукой на современном уровне – в этом его предназначение. Чтобы соответствовать такому предназначению, необходимо сохранение и развитие старых научных школ (там, где они были) и создание новых (в тех областях, которые являются новыми). Следовательно, возникает острая потребность в планировании, координации и финансировании научной деятельности.

Призвание гуманитарного университета заключается в том, чтобы ориентировать интеллектуальный потенциал своих ученых на решение актуальных проблем развития общества.

За двухлетний период университет выступил исполнителем 7 государственных контрактов в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, 8 проектов в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» и государственного контракта в рамках госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».

Преобладание гуманитарной и общественной направленности в научной деятельности ВятГГУ естественно, принимая во внимание его нынешний статус, традиции и место в научной и образовательной среде региона. В то же время накопленный за почти столетнюю историю потенциал в области математики, физики, химии, биологии и географии также оказывается востребованным как в образовательном процессе, так и в плане проведения самостоятельных исследований, имеющих признание со стороны российских коллег.

Сила знаний

Университет занимает доминирующие позиции на региональном рынке высшего профобразования очной формы обучения по восьми из десяти УГСН: «образование и педагогика», «естественные науки», «социальные науки», «гуманитарные науки», «физико-математические науки», «культура и искусство», «сервис», «технология потребительских продуктов и продовольственных товаров». Из 41 программы подготовки бакалавров 15 программ (38 процентов) являются уникальными для регионального рынка, 6 направлений (15 процентов) доминируют на уровне 80 процентов доли рынка услуг, оставшиеся – на уровне 50.

Показателем конкурентоспособности ВятГГУ на региональном рынке образовательных услуг является развернутый перечень образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного образования по 10 укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, в том числе физико-математическим, естественным, гуманитарным. Сложившиеся в регионе экономические кластеры обусловили ежегодное открытие в ВятГГУ ряда новых специальностей и направлений подготовки, среди которых медицинская физика, фундаментальная и прикладная химия, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере, математика и компьютерные науки.

В аспирантуре вуза на сегодняшний день обучаются более 270 аспирантов по 37 научным специальностям в 12 отраслях наук. В диссертационных советах университета защитились 24 процента выпускников 2010 года.

Заметно возросли значимость университета на международном рынке образовательных услуг и его привлекательность для иностранных студентов. Сегодня совместную образовательную программу ВятГГУ реализует по направлению «филологическое образование» совместно с Хэйхэским университетом (КНР).

По 16 направлениям подготовка студентов осуществляется с применением дистанционных технологий.

Современные реалии реформирования российской системы образования и научной сферы заострили вопрос об оптимальном соотношении социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического знания. С одной стороны, в расстановке приоритетов национального развития явно возобладал инновационный подход, требующий первоочередного внимания к естественнонаучным и прикладным, техническим специальностям, развития соответствующих им направлений науки. Это в полной мере проявилось в перестройке системы высшего образования, открытии исследовательских университетов, регулировании квот госзаказа на подготовку специалистов с высшим образованием, а также кандидатов и докторов наук. Логике инновационной стратегии подчинены также перемены в области финансирования научных работ и перестройка академического комплекса России. Вместе с тем в заявлениях государственных руководителей присутствует понимание важности гуманитарных наук и подготовки специалистов гуманитарного профиля для сохранения и развития человеческих ресурсов нации.

Высшая школа поставлена перед необходимостью в кратчайшие сроки найти ответ на вопрос, как «знаниевую парадигму» обновления общества совместить с компетентностным подходом к обучению, который все больше выступает и как основа идеологии новых образовательных стандартов, и в качестве базовой образовательной технологии.

Каждый университет свободен в определении стратегии и целей своего развития. Однако независимо от того, в каких терминах сформулирована эта стратегия, она должна учитывать, что мир в XXI веке, очевидно, завершит переход к антропоцентристскому типу культуры, который заменит господствовавший в XVIII-XX веках натуроцентризм со свойственным ему рационалистическим отношением к познанию природы и человека. Данное утверждение вряд ли может быть отнесено к жанру социологического прогноза: движение в этом направлении уже идет, и наша страна является частью этого процесса. А это значит, что университетское образование, будучи существенной частью культурного достояния эпохи, призвано всеми доступными средствами – теоретическими, практически-педагогическими и художественными – утверждать и формировать в сознании общества идею высшей ценности Человека. Такова логика развития цивилизации и одного из ее культурных продуктов – науки.

Накануне своего столетия Вятский государственный гуманитарный университет чувствует себя очень молодо. Это динамичный, современный университет, сохраняющий просветительские традиции, имеющий богатый научный потенциал, гарантирующий высокое качество знаний.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: валерий юнгблюд, ВятГГУ, alma mater, ао-51

Похожие материалы:
Педагогический вуз в контексте перестройки
Соликамский педагогический колледж - традиции плюс новации
Удмуртский государственный университет - вуз исследовательского типа
ОГИС: траектория развития творческого вуза
ТывГУ: опыт воспитательной работы
АГИМС: учиться с желанием
Пермский вуз привлекает таланты
Краснодарский государственный университет культуры и искусств: в числе лучших
Культурный смысл социально-экономической модернизации
Игорь Шешунов о Кировской медакадемии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#104В Педагогическом колледже им. Н.К.Калугина создан ресурсный центр для детей с ОВЗ
#111От возрождения к развитию
#103Опыт преподавания родного языка в Калмыкии
#107Роль РГЭУ (РИНХ) в формировании интеллектуального потенциала региона
#105Ростовский педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ